Ольга Тигарева
Прогулка-поход как форма взаимодействия ДОУ и семьи в приобщении детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни
▼ Скачать + Заказать документы
Прогулка-поход как форма взаимодействия ДОУ и семьи в приобщении детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни
Одной из самых актуальных и значимых тем в современной педагогике является идея сотрудничества, которая проявляется во взаимной деятельности дошкольного учреждения и семьи по достижению общей цели воспитания здоровых и счастливых детей. В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов.
Публикация «Прогулка-поход как форма взаимодействия ДОУ и семьи в приобщении детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Туризм. Туристическая деятельность и походы в детском саду
- Темочки
Воспитание детей может быть успешным только при условии единства стремлений и взглядов на образовательный процесс со стороны педагога и родителей. Именно поэтому, работа в нашей группе строится так, чтобы родители не превращались в сторонних наблюдателей, а помогали в осуществлении образовательного и воспитательного процесса.
В современных условиях в рамках государственной концепции сохранения здоровья подрастающего поколения большое внимание уделяется здоровому образу жизни ребёнка, а именно: физическому совершенствованию, укреплению физического здоровья, обеспечению социальной безопасности, формированию личной гигиены.
Взаимодействие с семьями детей – одно из основных направлений развития дошкольников, которое предполагает объединение общих целей, интересов, деятельности необходимого в плане приобщения детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни.
Досуговое направление в работе с родителями, как показывает практика, является самым привлекательным, востребованным, полезным, хотя и достаточно трудным в организации. Поэтому, два раза в год мы проводим, ставшие уже традиционными, совместные прогулки-походы, которые помогают увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом. Кроме того, они позволяют содействовать сохранению семьи, ее приверженности здоровому образу жизни, развитию физического потенциала дошкольников.
Цель прогулок – походов – это укрепление здоровья, развитие физических качеств: силы, ловкости, выносливости, приобретение детьми коммуникативного опыта, гармонизация отношений родителей с детьми, создание взаимопонимания в группе единомышленников.
Включение в работу родителей:
• участие в подготовке к мероприятию:
Подготовительная часть похода несет в себе основную познавательную информацию, поэтому была проведена консультация для родителей: «Отправляемся в поход», распределены роли каждого родителя на протяжении всего мероприятия, а также предоставлена необходимая литература для самостоятельного изучения (картотеки наблюдений, подвижных игр и зарядок на воздухе). Совместно был определен маршрут похода.
• проведение подвижных игр, упражнений, а также активное участие в них:
Сначала на природе проводилась утренняя гимнастика.
Затем дети и родители преодолевали полосу препятствий,
чтобы добраться до конечного пункта маршрута, где всех ожидал пикник.
Чуть позже, когда дети отдохнули, и у них появилась потребность в общении, проводились совместные игры и упражнения.
• проведение наблюдений в природе, поисковой и исследовательской деятельности:
Дошкольникам доступно освоение элементов ориентирования, поэтому педагоги и родители учили их определять стороны горизонта по компасу, а также по отдельным приметам. Эта работа проводилась на протяжении всего пути.
Не оставили без внимания и задачу воспитания бережного отношения к окружающей среде, поскольку нельзя быть настоящим хозяином на земле без любви к природе. В местах прогулок-походов родители рассказывали о необходимости бережно относиться к каждой травинке, цветку, кустику, чтобы пребывания человека на природе не нарушало ее привычного состояния. Кроме того, привлекали детей к участию в практических делах по охране природы: место стоянки тщательно убирали от мусора, кормили уток и лошадей.
• проведение бесед с детьми:
Родители на протяжении пути следования рассказывали интересные, забавные, поучительные истории из личного опыта.
• участие в подведении итогов мероприятия:
По итогам прогулки-похода была организована выставка совместных работ детей и родителей «Мои впечатления или что мне понравилось больше всего в походе», оформлен фотоотчет «Как мы в поход ходили».
Таким образом, разноплановое участие родителей в прогулках – походах – помогает детям по-новому взглянуть на них: заботливые помощники, сильные и ловкие, организаторы полосы препятствий, строгие, но доброжелательные судьи, азартные участники игр, эрудированные и наблюдательные путешественники.
Часто дети даже не представляют, что их папы и мамы умеют играть в футбол, волейбол; что они когда-то занимались спортом. Увидев родителей в новой роли, дети пересматривают своё отношение к ним, начинают испытывать за родителей гордость. И родители тоже видят своих детей совсем иными – ловкими, подвижными, знающими, умеющими совсем не так мало, как им казалось.
Подводя итог, мы можем утверждать, что грамотное выстраивание отношений между дошкольной образовательной организацией и семьей позволяет добиться максимальной пользы для психического и физического благополучия ребёнка дошкольного возраста.