Суткевичус Елена Юрьевна
Программа воспитания толерантности
▼ Скачать + Заказать документы
Комплексно-целевая программа
«Формирование установок толерантности сознания и профилактики экстремизма»
Программа составлена социальным педагогом Суткевичус Еленой Юрьевной
Цель Программы
Укоренение в лицее духа толерантности, формирование отношения к ней как к важнейшей ценности общества
Публикация «Программа воспитания толерантности» размещена в разделах
Задачи Программы - развивать у лицеистов черты толерантной личности с целью воспитания чутких и ответственных граждан, открытых восприятию других культур, способных ценить свободу, уважать человеческое достоинство и индивидуальность;
- развивать способности понимать важнейшие принципы толерантности и применять их в повседневной жизни;
- развивать способности предупреждать конфликты и разрешать их ненасильственными средствами;
- внедрять новые методики, формы и приемы работы по развитию школы толерантности в образовательном процессе.
Сроки реализации Программы 2019-2023 г.
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы, их социальная эффективность • создание благоприятных условий для повышения значимости духовных ценностей;
• создание и развитие образовательной и воспитательной среды, способствующей формированию толерантного сознания учащихся;
• восстановление национальных традиций российской культуры;
• создание банка научно-методических разработок по вопросам толерантности.
Участники реализации Программы Учащиеся 1-11 классов, классные руководители, педагоги-психологи лицея, социальный педагог, врач, педагоги дополнительного образования; инспектор ПДН; родители.
II. Пояснительная записка
Толерантность – одна из базовых гражданских ценностей, нетерпимое отношение к людям иной национальности, веры, социальной группы, иного поведения или образа мысли – распространенное явление в современном мире. Только толерантный человек сумеет решить проблемы нетерпимости, не нарушая при этом прав других людей и оставаясь полноценной личностью. Современный мир жесток. Поэтому данная проблема становится особенно актуальной, необходимо конструирование социальной идеологии, способной помочь непохожим людям жить рядом.
Социальные, экономические, политические, культурные факторы, влияние мировых и общероссийских тенденций в области миграции в течение ближайших лет будут способствовать дальнейшему увеличению этнического и конфессионального многообразия населения округа, области, города. Лучшее воспитание – это воспитание в детях добра на основе искренних человеческих отношений.
31 декабря 1999 г. Россия приняла план мероприятий по формированию установок толерантного сознания и профилактике экстремизма в российском обществе. Толерантность – это терпение к другому, иному, непохожему на тебя. Это чувство принятия другого человека, других мнений, имеющих такое же право на существование.
Толерантность – это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.
Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.
Основой толерантности является признание права на отличие. Она проявляется в принятии другого человека таким, каков он есть, уважении другой точки зрения, сдержанности к тому, что не разделяешь, понимании и принятии традиций, ценности и культуры представителей другой национальности и веры.
При этом следует поговорить о личности толерантной и интолерантной. В современной психологической литературе это весьма условно, так как каждый человек в своей жизни совершает и толерантные и интолерантные поступки. Но склонность вести себя так или иначе может стать устойчивой личностной чертой.
Критерии толерантности (по Солдатовой Г. У.) :
1. равноправие (равный доступ к социальным благам, к управленческим, образовательным и экономическим возможностям для всех людей, независимо от их пола, расы, национальности, религии, принадлежности к какой-либо другой группе);
2. взаимоуважение членов группы или общества, доброжелательность и терпимое отношение к различным группам (инвалидам, беженцам и др.);
3. равные возможности для участия в политической жизни всех членов общества;
4. сохранение и развитие культурной самобытности и языков национальных меньшинств;
5. охват событиями общественного характера, праздниками как можно большего количества людей, если это не противоречит их культурным традициям и религиозным верованиям;
6. свобода вероисповедания при условии, что это не ущемляет права и возможности других членов общества;
7. сотрудничество и солидарность в решение общих проблем;
Проявления нетерпимости (по Солдатовой Г. У.) :
1. оскорбления, насмешки, выражение пренебрежения;
2. игнорирование (отказ в беседе, в признании);
3. дискриминация по признаку пола, сексуальной ориентации и других различий (лишение социальных благ, отрицание прав человека, изоляция в обществе);
4. расизм (дискриминация представителей определенной расы на основе предпосылки, что одни расы превосходят другие);
5. национализм (убеждение в превосходстве своей нации над другими и в том, что своя нация обладает большим объемом прав);
6. фашизм (реакционный антидемократический режим, для которого характерны крайние формы насилия и массовый террор);
7. осквернение религиозных или культурных символов;
8. религиозное преследование (насаждение конкретной веры, ее ценностей и обрядов);
В следующей таблице рассмотрены основные черты и отличия толерантного человека от интолерантного.
1. Знание самого себя
Толерантные люди
Относятся к себе критически, сами стараются разобраться в своих проблемах в своих достоинствах и недостатках. Интолерантные люди
Замечают у себя только достоинства, обвиняют других.
2. Защищенность
Толерантный человек уверен в себе; убежден, что справится со всем. Это важное условие для формирования толерантной личности. Опасается своего социального окружения и самого себя: во всем видит угрозу.
3. Ответственность
Толерантный человек не перекладывает ответственность на других, сам отвечает за свои за свои поступки. Интолерантный человек считает, что происходящие события от него не зависят, следовательно, снимает с себя ответственность за происходящее вокруг. Он считает, что не он причиняет зло, а ему вредят.
4. Потребность в определении
Толерантные люди сами стремятся к работе, творчеству; сами стремятся решить свои проблемы. Интолерантные люди отодвигают себя на второй план (только не я).
5. Способность к эмпатии
(способность формировать верные суждения о других людях)
Толерантный человек может правильно оценить и себя и интолерантного человека. Интолерантный человек оценивает окружающих по своему образу и подобию.
6. Чувство юмора
Толерантный человек способен посмеяться над собой. Интолерантный человек не обладает чувством юмора, мрачен и апатичен.
7. Авторитаризм
Толерантный человек предпочитает жить в демократическом, свободном обществе. Интолерантный человек предпочитает жить в авторитарном обществе с жесткой властью.
Следовательно, вывод можно сделать такой: толерантный путь – это путь человека, который хорошо знает себя, комфортно чувствует себя в окружающей среде, понимает других людей, всегда готов прийти на помощь, с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам и традициям. А интолерантный путь – это путь человека, который думает о своей исключительности, с низким уровнем воспитанности, чувством дискомфорта существования в социальной среде, желанием власти, неприятия иных культур, взглядов и традиций.
Воспитание в духе толерантности способствует формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях.
Без формирования толерантности движение к цивилизованному гражданскому обществу невозможно.
Предлагаемая программа представляет собой систему воспитания и обучения всех субъектов учебно-образовательного процесса: родителей, педагогов, детей, обладает большим воспитательным потенциалом, может служить основой для разработки внеурочных занятий с классными коллективами и общелицейских мероприятий.
Именно школа является одним из важнейших институтов воспитания такого качества нравственного аспекта как ТОЛЕРАНТНОСТЬ (терпимость).
Одним из основных направлений образовательной деятельности лицея становится духовно-нравственное воспитание учащихся. В лицее разработана Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации «Об Образовании», федеральных государственных образовательных, на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, с учетом опыта реализации воспитательной работы (гражданско-правового образования, патриотического воспитания и т. п.) лицея.
В лицее создаются условия для реализации программы посредством обеспечения духовно-нравственного развития обучающихся на основе их
- приобщения к базовым общечеловеческим ценностям, ценностям семьи, своей этнической, конфессиональной, социальной группы;
- общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина России;
- воспитания ребёнка в духе любви к Родине и уважения к культурно-историческому наследию своего народа и своей страны;
- развития его творческих способностей;
- формирования основ социально ответственного поведения в обществе и в семье.
Знакомство с культурой, религией, искусством разных стран и народов поможет каждому ребенку в становлении собственного мировоззрения, даст импульс к осмыслению своего собственного «я».
Сложные социально-политические условия современной российской действительности, в том числе образовательной среды с ее внутренним и внешним пространством, актуализировали проблему воспитания толерантности, настоятельно требующую практического решения. Поэтому, принятие Федеральной целевой программы «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе» стало для педагогического коллектива стимулом для систематизации накопленного опыта работы и, одновременно, толчком для разработки собственной программы, посвященной проблемам толерантности.
При этом главная педагогическая задача состоит не в том, чтобы вынудить ребенка изменить взгляды, заставить его мыслить и относиться иначе, чем он это уже делает. Дело не в том, чтобы он признал то, чего раньше не признавал, полюбил то, чего прежде не любил: он имеет право на свое отношение, а в том, чтобы создать условия, требующие взаимодействия ребенка с другими людьми, какими бы в его глазах они ни были.
Цель Программы :
укоренение в лицее духа толерантности, формирование отношения к ней как к важнейшей ценности общества.
Поставленная цель реализуется через решение следующих задач:
• развитие у лицеистов черт толерантной личности с целью воспитания чутких и ответственных граждан, открытых восприятию других культур, способных ценить свободу, уважать человеческое достоинство и индивидуальность;
• развитие способностей понимать важнейшие принципы толерантности и применять их в повседневной жизни;
• развитие способностей предупреждать конфликты и разрешать их ненасильственными средствами;
• формирование жизненных ценностей и культуры развивающейся личности школьника;
• обучение толерантности через систему школьного образования;
Основные направления в формировании культуры толерантности обучающихся
Прогнозируемый результат внедрения программы
1. Среди учащихся снизится уровень агрессивного и конфликтного взаимодействия.
2. Изменится восприятие участниками образовательного процесса себя и других людей, что отразиться в уменьшении межличностных, этнических, религиозных, политических и т. п. разногласий.
3. Среди школьников возрастет осознание себя частью школьного коллектива.
4. Осуществится признание многообразия культур учащимися.
5. Укрепятся связи поколений.
6. Возрастет взаимопонимание и доверие среди учащихся, педагогов, родителей.
7. Разовьются индивидуальные творческие способности учащихся.
8. Произойдет осознание значимости здорового образа жизни.
III. Этапы реализации комплексно-целевой программы :
Программа рассчитана на 3года и реализуется в 3 этапа.
Организационное обеспечение: создание условий для реализации программы.
I. Подготовительный этап.
Повышение уровня гражданско-правового образования всех участников школьной жизни. Изучение научно-методических основ профилактики экстремизма и формирования толерантного сознания. Постановка задач перед педагогическим коллективом по проблеме толерантности.
1. Разработка комплексной программы. Постановка задач перед педагогическим коллективом.
2. Ретроспективный анализ литературы по данному направлению.
3. Составление программы социальных действий с участниками образовательного процесса.
4. Социальный прогноз.
II. Основной этап.
1. Реализация мероприятий программы.
2. Внедрение программы через проведение традиционных мероприятий, направленных на решение задач:
1. Участие в городских акциях
2. Декада здоровья (комплекс мероприятий).
3. «Мозговые штурмы», тренинги, направленные на здоровый образ жизни.
4. Спортивные мероприятия.
5. Ток-шоу, круглые столы с приглашением специалистов.
6. Классные часы, беседы по данной проблеме.
III. Аналитический этап.
1. Анализ реализации программы.
2. Оформление отчётов. Обобщение опыта работы по формированию толерантного сознания.
3. Оценка результатов. Корректировка программы.
Механизм реализации программы осуществляется через:
• мониторинговые исследования и определение перспектив.
• взаимодействие педагогов, классных руководителей, родителей, детей; сотрудничество с КДН, ПДН.
• психолого-педагогическое сопровождение работы по профилактике наркомании.
• внедрение здоровьесберегающих технологий, формирующих позитивные установки на ЗОЖ.
• Привлечение проблемных семей, родителей детей из «группы риска».
• Повышение роли дополнительного образования детей; организацию совместной деятельности детей и взрослых: военно-патриотическую, интеллектуальную, художественно-эстетическую, экологическую, спортивно-оздоровительную, туристско-краеведческую работу.
Ожидаемый результат:
• создание благоприятных условий для повышения значимости духовных ценностей;
• создание и развитие образовательной и воспитательной среды, способствующей формированию толерантного сознания учащихся;
• восстановление национальных традиций российской культуры;
• создание банка научно-методических разработок по вопросам толерантности.
Участники программы
Основным звеном программы являются учащиеся школы от 7 до 17 лет, учителя-предметники, классные руководители, педагоги-организаторы, психологи школы, библиотекарь, участвующие в организации и проведении мероприятий, направленных на воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения.
Управление, контроль, мониторинг
Управление и контроль над реализацией программы осуществляет администрации школы.
IY. План реализации комплексно-целевой программы
№ п/п Мероприятия Дата Участники Ответственные
1. День Знаний.
Единые уроки 01.09 1-11 Классные руководители 1-11 классов; педагог-организатор
2. Ко Дню солидарности в борьбе с терроризмом.
«Трагедия Беслана в наших сердцах»
Изготовление плакатов, лозунгов, журавликов 03.09 8-11 Классные руководители 8-11 классов; педагог-организатор
3. Тренинги в рамках программы “Уроки добра» : «Бережное обращение», «Я не могу видеть», «Дань природе», и т. д. сентябрь-май 1 Педагог-психолог
4. МО классных руководителей Толерантность – черта современного человека»» II неделя классные руководители 1-11 классов, педагог-организатор
5. К Международному дню Мира:
1. Классные часы:
«Экстремизм и патриотизм»
2. Конкурс рисунков «Мир-основа жизни на земле» III неделя 7-8
1-4
Классные руководители 1-11 классов
6. Ко Дню пожилого человека:
1. Операция «Забота»
2. Конкурс сочинений и рисунков «Бабушка с дедушкой рядышком» 01.10 8
Классные руководители 1-11 классов
7. Правовой практикум «Правовые взаимоотношения в общеобразовательном учреждении», 7-е классы октябрь 9 Соц. педагог, классные руководители,
8. День ученического самоуправления «Традициям школы верны» 5.10 9-10 Педагог-организаторы
9. Школа классного руководителя «Исполнение нормативных документов» сентябрь классные руководители 1-11 классов
10. Ко Дню народного единства:
Конкурсно-интеллектуальная игра «Делами добрыми едины!»; I неделя ноября 1-11 Классные руководители, учителя истории
11. К Международному дню толерантности
Месячник толерантности «Дети разных народов мы мечтою о мире живем» :
1. Участие в школьном конкурсе «Кухни народов России и мира»
2. Тематические линейки-презентации с представлением разных республик: «Мы разные, но мы вместе»;
3. Классные часы:
«Дети разных народов, мы мечтою о дружбе живем!»
«Что значит уважать другого»
«Движение к взаимопониманию»
«Расы, народы, нации».
4. Коллективное изготовление плаката «Мы разные, но вместе!»
5. Конкурс рисунков: «Мы -вместе!» Ноябрь-декабрь 1-11 Классные руководители 1-11
классов.
Учитель ИЗО
12. Познавательная программа «Путешествие в …» Праздники детей в разных странах Осенние каникулы 7 Классные руководители
13. Ко Дню Матери:
1. Школьные тематические линейки
2. Оформление праздничных газет «Мамы разные нужны!»
3. Праздничный вечер «В кругу семьи». 28.11 5-6 Классные руководители 5, 6 классов; педагог-организатор
14. Классные родительские собрания «Роль семьи и школы в воспитании детей» октябрь социальный педагог, классные руководители
15. Беседа для обучающихся по ознакомлению законодательства РФ по вопросам ответственности за разжигание межнациональной и межконфессиональной розни 8-11 социальный педагог, классные руководители 8-11 классов
16. День принятия генеральной ассамблеей ООН декларации о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам.
декабрь 7-11 Учителя истории, педагог-организатор
17. Мероприятия, посвященные Дню Конституции России 1-11 классы; 10 декабря - День прав человека
Правовая игра «Гражданином быть обязан!» 10.12-12.12 1-6 Учителя истории, педагог-организатор, социальный педагог
18. Классные часы, посвященные дню международных объятий 21.01 10-11 Классные руководители,
19. Участие в месячнике гражданского и патриотического воспитания молодежи :
январь-февраль 8-11 классные руководители 8-11 классов, учителя физической культуры
20. Участие в мероприятиях, проводимых в рамках Международной экологической акции «Спасти и сохранить» :
• Городской конкурс творческих работ учащихся: «Благословляю вас, леса!»
• Открытие Международной экологической акции «Спасти и сохранить»
март-апрель 1-4, 9 классные руководители 1-4, 9 классов, педагог-организатор, учителя естественно-научного цикла
21. Проведение в школе Единых дней правовых знаний:
Беседы, лекции:
«Неформальные объединения молодежи»,
«Об ответственности подростков и молодежи за участие в деятельности неформальных объединений экстремистской направленности» (8-11 кл.);
- Встреча с инспектором по делам несовершеннолетних:
- Изучение на уроках истории, обществоведения и права документов: «Всеобщая декларация прав человека», Конституция РФ. (7-11 кл.);
- 14-20 марта 5-11 классные руководители 5-11 классов, педагог-организатор, учителя истории, социальный педагог
1. МО классных руководителей «Идеи воспитания свободной личности в образовательной системе лицея». апрель классные руководители 1-11 классов
2. Всемирный День здоровья.
Спортивные игры
Беседа о ЗОЖ, режиме дня
(1-4кл.)
«Вредные» привычки (5-8 кл.) апрель 1-11 классные руководители 1-11 классов, педагог-организатор, учителя физкультуры
3. Ко Дню Космонавтики:
Классные часы, посвященные полету первого полета человека в Космос.
апрель 5-7 классные руководители 5-7 классов, педагог-организатор, учителя географии
4. Всемирный день музеев.
Классные часы, экскурсии, походы в музеи, театры 11.05--18.05 6, 7, 10 классные руководители 6,7,10 классов,
5. К годовщине Великой Победы:
1. Оформление и выпуск газет «Этот день мы приближали, как могли!»
2. Встреча с ветеранами Великой Отечественной войны
3. Праздник «Этот праздник со слезами на глазах»
4. Акция «Подарок-поздравление ветеранов Великой Отечественной войны»
I – II недели 10-11 классные руководители 10-11 классов, педагог-организатор