Наталия Терентьева (Евдокимова)
Пояснительная записка к программе по ознакомлению детей с историко-культурным наследием родного края «Родные просторы»
▼ Скачать + Заказать документы
Организация работы по программе.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО
Публикация «Пояснительная записка к программе по ознакомлению детей с историко-культурным наследием родного края „Родные просторы“» размещена в разделах
ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО
НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ
«ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК»
МОДИФИЦИРОВАНАЯ ПРОГРАММА
ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ
С
ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫМ НАСЛЕДИЕМ РОДНОГО КРАЯ
ВОЗРАСТ – 4 -7 ЛЕТ
СОСТАВИЛ:
ТЕРЕНТЬЕВА НАТАЛЬЯ АНАТОЛЬЕВНА
-ВОСПИТАТЕЛЬ
Игрим
2007
Родина, отечество… в корнях этих слов близкие каждому образы: мать, и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Наследование ценностей родной культуры в дошкольном возрасте – это есть естественный и верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отечеству. Культурное наследие народа – огромное богатство, которым каждому ребенку и взрослому нужно научиться правильно распоряжаться, владеть им так, чтобы сохранить и приумножить, воплотив его в сокровище своего внутреннего мира, своей личности, в дальнейшем творческом созидании.
Ребенок очень мало знает о том уголке страны, где он живет. Дом – детский сад – двор – границы мира постепенно расширяются, и маленький человек начинает задавать все больше и больше вопросов : Есть ли возраст у города? А что было на месте нашего города раньше? Откуда взяли каменную черепаху?. В наш век современных технологий дети с дошкольного возраста интересуются больше компьютерными играми, сотовыми телефонами, фильмами западного производства и совсем не интересуются жизнью и развитием родного края, а ведь у него богатое культурное наследие. Поэтому надо воспитывать у детей любовь к родному краю с дошкольного возраста. Это и послужило написанию данной программы. Возможно, это происходит потому, что задачи по знакомству дошкольников с родной культурой были сформулированы слишком обобщенно, а фольклорные праздники, краеведческие экспозиции, разнообразные выставки декоративно-прикладного искусства рассчитаны на восприятие взрослого человека. Кроме того, в современной жизни практически отсутствуют предметы народного быта, а большинство педагогов сами плохо знают традиции, обычаи, историю края, в котором живут. Данная проблема актуальна и в данный момент
Несмотря на то, что сейчас большое внимание уделяется приобщению детей дошкольного возраста к истокам народной культуры, чаще всего это сводится к общим понятиям: Родина – Россия, народное творчество – традиционные русские народные промыслы и т. д. Актуальность данной проблемы позволила сформулировать тему моей программы «Родные просторы».
Основная её цель - ознакомление детей дошкольного возраста с историко-культурным наследием родного края, через реализацию меж предметных связей.
Новизна данной программы состоит в том, что она включает в себя компонент краеведение, формирование знаний, умений и ценностных ориентаций, соответствующих культуросообразному поведению в нашем регионе, округе, посёлке, который рассматривается и в 1-ом классе, а так же занятия и игры соответствуют тематическому планированию детского сада, и рассматривает экологическое и художественное – эстетическое развитие детей, которые являются приоритетными направлениями нашей деятельности. Применение ИКТ по ознакомлению с родным краем.
Программа составлена с учё том реализации межпредметных связей по разделам:
1. «Изобразительная деятельность», где используются произведения живописи о природе, по сезонам, изготавливаются различные изделия из природного материала;
2. «Художественная литература», где используются произведения местных поэтов, писателей, знакомят с устным народным творчеством народов севера;
3. «Физическое воспитание», где прививаются основы здорового образа жизни, проводят экскурсии, походы, развлечения на улице.
4. «Ознакомление с окружающим», где дети знакомятся с культурой, историей, бытом традициями народов Севера.
5. «Музыкальное воспитание», где дети знакомятся с народными музыкальными инструментами, песенками, колыбельными.
Задачи программы :
o Оказывать содействие в развитии: детского творчества в окружающем мире; умения ориентироваться в ближайшем природном и культурном окружении и отражать это в своей действительности
o Развивать интерес и бережного отношения, к природе сочетая с воспитанием к любви к родному краю;
o Способствовать развитию чувства патриотизма любви и привязанности к родному краю, преданности к семье, и близким, желание беречь природу края.
Результативность программы за 2008-2010 года
Анализ по данной программе показал достаточный уровень знаний детей. Результатами явились диагностические и дидактические материалы работы с детьми.
Позитивная динамика достижений воспитанников
Гистограмма 1
Динамика результатов показала, что уровень знаний дошкольников повысился. С детьми организовывались развлечения, целевые прогулки, встречи с интересными людьми. Открытые занятия показали достаточный уровень знаний по данной программе. Допустимый уровень характеризуется тем, что группу посещают дети, которые плохо разговаривают, частые пропуски по каким-либо причинам. С данными детьми проводилась индивидуальная работа. Работа выстраивалась в три этапа:
-первый этап-создание условий работы по ознакомлению детей с историко-культурным наследием родного края. На котором создается развивающая среда, подбирается методический и дидактический материал, проводится анкетирование педагогов и родителей, а так же проходит диагностика знаний и умений детей по данной проблеме.
-второй этап- организация работы по программе : на данном этапе планируются и проводятся занятия, кружковая деятельность, ведется работа с родителями и педагогами, организуется взаимодействие с социумом.
-третий этап - диагностический: на котором отслеживаются знания и умения детей в конце учебного года.
Этапы выполнения работ по программе
Первый этап - создание условий работы по ознакомлению
детей с историко-культурным наследием родно края
Этнографическо - развивающая среда создаётся в группе как фактор формирования в растущем человеке любви и уважения к людям, родному краю, созидания красоты окружающей природы, добра и включает:
- внутреннее убранство группы, где живут и воспитываются
дети;
- предметы и материалы для разнообразных занятий, игр должны
быть доступны детям и радовать их не только своим
назначением, но внешним видом.
Центр изобразительно искусства
Здесь размещены материалы для знакомства детей с различными видами изобразительного, декоративно -прикладного искусства, предметами промыслов народов севера; кроме того, в этом центре находятся материалы и оборудования необходимые для детской изобразительной деятельности. При подборе учитываются половые различия детей предоставляются материалы и оборудования для ручного труда интересные как для мальчиков, так и для девочек.
Этнографическо - развивающая среда должна включать содержательные компоненты, которые активизировали бы эстетическое восприятие игрушки, в том числе и народные (игрушки народов севера).
Музыкально- театральный центр
Здесь собрано необходимое для театрализованной деятельности и игр: детские костюмы, театр на фланелеграфе.
Сиди - аудиотека: «Голоса птиц,», «Шум дождя», «Добро пожаловать в экологию», «Звуки природы», «Инструментальная музыка». Видеоматериалы: «Улицы Игрима», «Природа края», «Наш посёлок».
Ноутбук, CD- плеер, телевизор, музыкальный центр.
Центр «Моя семья»
Здесь размещаются альбомы с семейными фотографиями детей, временные тематические фотовыставки, а также детские рисунки, связанные с темой семьи, творческие работы сделанные членами семьи.
Экологический центр
Этнографическо - развивающая среда немыслима без природного содержания, которая является важнейшим средством нравственного и духовного развития детей. В группе имеется уголок природы. На участке детского сада весной организуется огород, на котором мы с детьми выращиваем овощи и ягоды.