Елена Михайловна Засухина
Программа социального взаимодействия с родителями на учебный год
▼ Скачать + Заказать документы
Введение.
Семья и ДОО – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка требуется их взаимодействие. Социальное партнерство – это один из способов социализации детей, способствующих безболезненному вводу наших воспитанников в общественную жизнь – «социум». Актуальность.
Главным в работе любого дошкольного образовательного учреждения являются сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, их творческое и интеллектуальное развитие, обеспечение условий для личностного роста.
Публикация «Программа социального взаимодействия с родителями на учебный год» размещена в разделах
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2024
Успешное осуществление большой и ответственной работы невозможно в отрыве от семьи, ведь родители первые и главные воспитатели своего ребенка с момента рождения и на всю жизнь.
Сегодня перед большинством детских садов стоит сложная задача – привлечь родителей к педагогическому взаимодействию с ребенком, уйдя при этом от заорганизованности и скучных шаблонов, не поощрять принятие родителями позиции потребителя образовательных услуг, а помочь им стать своему ребенку настоящим другом и авторитетным наставником. Папам и мамам необходимо помнить, что детский сад – только помощник в воспитании ребенка, и потому они не должны перекладывать свою ответственность на педагогов и устраняться от образовательного процесса. А воспитатели должны стать помощниками и заинтересованными, доброжелательными союзниками родителей, направить свою деятельность на формирование грамотной семьи в различных вопросах. Проводить работу с родителями интересно, с учетом новых форм взаимодействия, создать в детском саду атмосферу творческого общения, взаимопонимания и поддержки.
Цель:
Формирование сотрудничества между семьей и педагогами дошкольного учреждения, создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности для достижения высоких результатов.
Задачи:
- установить партнёрские (добрые, доверительные) отношения с семьей каждого воспитанника группы;
- объединить усилия для развития и воспитания детей;
- создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимной поддержки;
- привлекать семи воспитанников к участию в совместных с педагогами мероприятиях, организуемых в районе, городе.
- приобщать родителей к участию в жизни группы и обогащению предметно-развивающей среды;
- обогащать, расширять и повышать уровень знаний родителей в вопросах воспитания детей по мере их возникновения, учитывая индивидуальные особенности ребенка;
- поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях;
- добиться получения положительных эмоций от совместно выполненной деятельности;
- постараться стать для родителей авторитетным помощником в вопросах воспитания детей.
Главной задачей нравственно-патриотического воспитания дошкольников является формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству; расширение представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.
Для маленького ребенка Родина начинается с родного дома, улицы, на которой живет он и его семья, в семье начинает «расти» будущий гражданин своей страны.
Семья-это целый мир для ребенка, здесь он учится любить, радоваться, сочувствовать. В семье ребенок приобретает первый опыт общения, опыт «жить среди людей».
Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни.
Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует развитию эмоционального, бережного отношения к традициям и культуре своего народа, а также сохранению семейных связей.
Для того чтобы родители стали активными помощниками воспитателей, в нравственно – патриотическом воспитании детей необходимо вовлечь их в жизнь детского сада.
Принципы взаимодействия с родителями.
Преемственность согласованных действий.
Взаимопонимание семьи и детского сада состоится при согласованности воспитательных целей и задач, позиций обеих сторон, «выстроенных по принципу единства, уважения, и требований к ребёнку, распределения обязанностей и ответственности».
Индивидуальный подход.
Индивидуальный подход – учет социального положения, традиций, интеллектуального и культурного опыта родителей.
Доброжелательный стиль общения.
Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями.
Сотрудничество.
Эффективно будет создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.
Динамичность.
Детский сад должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей. Их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.
Готовимся серьезно.
Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе – качество, а не количество отдельных взятых, не связанных между собой мероприятий. Слабое, плохо подготовленное родительское собрание или семинар могут негативно повлиять на положительный имидж учреждения в целом.
Формы взаимодействия с родителями
1. Информационно-аналитические: анкетирование, беседы
2. Познавательные: родительские собрания, круглые столы, консультации, беседы;
3. Наглядно-информационные: папки-передвижки, информационные памятки, ширмы, стенды, буклеты, рекомендации, фотовыставки, выставки детских работ, дни открытых дверей;
4. Досуговые: совместные праздники, театрализованные постановки развлечения, совместные акции, проекты
Ожидаемые результаты
увеличится рост посещаемости родителями, другими членами семьи, участвующими в воспитании ребенка, мероприятий по педагогическому просвещению;
у родителей проявится осознанное отношение к воспитанию и развитию ребенка (возникнет обращение к педагогам как квалифицированным помощникам, осознание своей ведущей роли в воспитании и развитии ребенка);
сформируются теплые, доверительные, дружеские отношения между детьми, педагогами и родителями;
повысится уровень психолого-педагогических знаний родителей
Планирование социального взаимодействия с родителями
старшей группы «Солнышко» на 2023– 2024 учебный год.
Сентябрь
1. Консультация «Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста». Цель: Повышение педагогической культуры родителей. Познакомить родителей с особенностями развития детей 5-6 лет. Ответственные:Воспитатели.
2. Фотовыставка «Лето, ах, лето!». Цель: Создание положительного настроения, желание поделиться впечатлениями. Ответственные: Воспитатели
3. Оформление стенда : «Уголок для родителей» Визитная карточка, режим дня, расписание занятий, меню, права и обязанности родителей. Цель: Познакомить родителей с режимом работы группы старшего дошкольного возраста. Ответственные:Воспитатели.
4. Анкетирование «Что Вы знаете о речевом развитии своего ребенка»? Цель: Выявить уровень компетентности родителей о речевом развитии детей. Ответственные: Воспитатели. Логопед.
5. Консультация: «Портфолио дошкольника»
Цель:Предложить новую полезную для детей и родителей деятельность – изготовление дошкольного портфолио. Рекомендации по изготовлению, оформлению, внесению в портфолио индивидуальных материалов из детского сада. Ответственные: Воспитатели. Родители.
6. Папка-передвижка «Правила дорожного движения - для всех». Цель: Информировать родителей о важности данного вопроса, формировать навыки безопасного поведения детей на дорогах. Ответственные: Воспитатели
7. Подготовка к празднику «Осень». (Фотоотчёт с праздника на сайте детского сада). Цель: Привлекать родителей к пошиву костюмов к празднику, подбору стихов об осени, разучиванию их с детьми дома. Ответственные: Воспитатели. Муз. рук. Родители
8. Родительское собрание «Путешествие в страну знаний продолжается». Цель: Ознакомление родителей воспитанников с возрастными особенностями детей старшей группы (5-6 лет); задачами воспитания и обучения; особенностями и условиями образовательной работы в старшей группе; целями и задачами дошкольного образовательного учреждения на предстоящий учебный год. Ответственные: Воспитатели. Родители.
Октябрь
1. Выставка фотоколлажей «Как я помогаю дедушке и бабушке», посвящённая Дню пожилого человека. Цель: Активизация родителей в работу детского сада, развитие позитивных взаимоотношений работников дошкольного учреждения и родителей. Ответственные: Воспитатели. Родители.
2. Оформление родительского уголка на осеннюю тему. Подготовить родительский уголок к осеннему сезону. Цель: Привлечение внимания родителей к полезной и нужной информации. Ответственные: Воспитатели.
3. Памятка «Витаминный календарь осени». Цель: Просвещение родителей в оздоровлении детей и профилактики некоторых заболеваний. Ответственные: Воспитатели.
4. Выставка рисунков «Моя родина Россия!» Цель: Воспитывать патриотические чувства, любовь к своей Родине. Ответственные:Воспитатели.
Родители.
5. Консультация «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому!» Цель: Распространение педагогических знаний среди родителей, теоретическая помощь родителям в вопросах воспитания детей. Ответственные: Воспитатели
6. Мастер класс: Поделки из природного материала «Дары осени». Цель: Вовлечение родителей в воспитательно - образовательный процесс ДОУ, создание атмосферы творчества. Ответственные: Воспитатели. Родители.
Ноябрь
1. Оформление фотовыставки «Любимые места моего города». Цель: Формировать чувство патриотизма у ребенка, любовь к месту, где он родился и живет. Ответственные: Воспитатели. Родители.
2. Памятка «Игры по развитию речи дома». Цель: Распространение педагогических знаний среди родителей. Ответственные: Воспитатели.
3. Открытое занятие для родителей «Предметы крестьянского быта: прялка, веретено». Обсуждение, анализ занятия. Цель: Ориентировать семьи воспитанников на духовно-нравственное воспитание детей. Способствовать формированию представлений о формах традиционного семейного уклада. Ответственные: Воспитатели. Родители.
4. Изготовление поздравительной газеты «Мамочка мой ангел». Праздничное мероприятие «Мама, мамочка, мамуля» Цель: Организовать выпуск газеты ко дню матери. Поздравить мам с праздником. Ответственные: Воспитатели. Родители. Муз. рук.
5. Консультация «Грипп. Меры профилактики. Симптомы данного заболевания» Цель: Привлечь внимание родителей к информации по сохранению здоровья детей. Ответственные: Медсестра.
Декабрь
1. Родительское собрание :
«Сохранение и укрепление здоровья старших дошкольников» Цель: Ознакомление родителей воспитанников с основными факторами, способствующими укреплению и сохранению здоровья дошкольника в домашних условиях и условиях детского сада. Ответственные: Воспитатели
Физ. рук. Родители.
2. Консультация "Развитие речи детей 5-6 лет. Использование приема моделирования в развитии связной речи детей". Цель:Распространение педагогических знаний среди родителей. Ответственные: Воспитатели.
Логопед.
3. Папка - передвижка «Зима и зимние приметы». Цель: Расширять представления детей и родителей о времени года «Зима». Ответственные: Воспитатели.
4. Памятка «Безопасный Новый год!» Цель: Реализация знаний, приемов и методов воспитательного подхода при обучении ребёнка правилам безопасности жизнедеятельности. Ответственные: Воспитатели.
5. Выставка детских рисунков «Новогодняя сказка». Цель: Привлечь родителей к совместному художественному творчеству с детьми. Ответственные: Воспитатели. Родители.
6. Подготовка к празднику «Новый год».
(Фотоотчёт с праздника на сайте детского сада). Цель:Вовлечь родителей в
совместную подготовку к предстоящему новогоднему празднику. Ответственные: Воспитатели. Муз. рук. Родители.
Январь
1. Консультация «Ребёнок и компьютер». Цель: Распространение педагогических знаний среди родителей. Ответственные: Воспитатели.
2. Конкурс «Зимняя сказка» (лучшая зимняя скульптура на участке с участием родителей). Цель: Демонстрация творческих способностей детей и родителей, сформированных творческих умений и навыков, развитие положительного, эмоционального взаимодействия родителей, детей и работников ДОУ. Ответственные: Воспитатели. Родители
3. Папка передвижка: «Играйте вместе с детьми». Цель: Повышение педагогической грамотности родителей. Ответственные: Воспитатели.
4. Акция «Покормите птиц зимой». Цель: Привлечь внимание родителей и детей к проблеме зимующих птиц, чтобы облегчить для них период зимовки, а также повысить уровень экологической активности семьи. Ответственные: Воспитатели. Родители.
5. В помощь родителям : «Картотека стихов про зиму» для заучивания дома. Цель: Привлечь внимание родителей к информации по развитию речи детей. Ответственные: Воспитатели. Логопед.
Февраль
1. Проект «Профессия в моей семье»
Цель: Привлечь родителей к участию в проекте. Воспитывать у детей уважение к профессии и труду родителей. Ответственные: Воспитатели.
Родители.
2. Консультация «Как говорить с детьми правильно». Цель: Повышение педагогической грамотности родителей. Ответственные: Воспитатели
3. Изготовление поздравительной газеты «Поздравляем наших пап!» Цель: Поздравить пап с праздником. Ответственные: Воспитатели
4. Спортивный праздник посвященный дню защитника отечества «Мама, папа, я- спортивная семья!»
Цель: Приобщать семей к здоровому образу жизни. Включению в совместную деятельность. Ответственные: Воспитатели. Родители. Физ. рук. Муз. рук.
5. Папка передвижка «Роль отца в воспитании детей». Цель: Информировать родителей о роли отца в воспитании детей. Ответственные: Воспитатели
Март
1. Консультация «Развитие словесно-логической памяти детей 5-6 лет» Цель: Формирование педагогической компетенции родителей. Ответственные: Воспитатели. Логопед.
2. Выставка творческих работ «Мамины руки не знают скуки». Цель: Привлечь и заинтересовать родителей созданием совместных работ. Ответственные: Воспитатели. Родители.
3. Мастер-класс «Изготовление пальчикового театра по любимым сказкам». Цель: Сплотить взрослых и детей, привлечь к общению и выполнению общего дела. Ответственные: Воспитатели. Родители.
4. Папка – передвижка «Весна – Красна снова в гости к нам пришла» Цель: Расширять представления детей и родителей о времени года «Весна». Ответственные: Воспитатели
5. Подготовка и проведение праздника 8 марта. Цель: Демонстрация творческих способностей детей. Формирование творческих навыков и умений, развитие эмоционального взаимодействия родителей, детей и работников МБДОУ. Ответственные: Воспитатели. Родители. Муз. рук.
Апрель
1. Памятка «Развиваем мелкую моторику рук». Цель:Распространение психолого-педагогических знаний среди родителей, практическая помощь семье. Ответственные: Воспитатели
2. Консультация «Как провести выходной день с ребёнком с пользой для здоровья». Цель: Обогащение педагогических знаний родителей. Ответственные: Воспитатели.
3. Вечер чтецов «Сторонушка моя родная». Цель: Привлечь детей и родителей к подготовке к совместному мероприятию. Ответственные: Воспитатели. Родители.
4. Папка-передвижка «Детский рисунок – ключ к внутреннему миру ребенка». Цель: Выявление волнующих вопросов у родителей по теме «развитие творческих способностей у детей». Ответственные: Воспитатели.
5. Конкурс декоративно-прикладного творчества «Пасхальный сувенир»
Цель: Активизация родителей в работу группы по проведению тематической выставки совместных поделок родителей и детей. Ответственные: Воспитатели. Родители
Май
1. Родительское собрание :
«Перелистывая страницы учебного года». Цель: Подвести итоги образовательной работы за учебный год. Ответственные: Воспитатели.
Родители.
2. Выставка детских рисунков «Дети рисуют Победу». Цель:Привлечь родителей к совместному художественному творчеству с детьми. Ответственные:Воспитатели. Родители.
3. Папка-передвижка: «День Победы». Цель: Воспитывать у детей и родителей уважение к славным историческим традициям своей Родины. Ответственные: Воспитатели.
4. Театральная постановка к дню победы «Эхо войны»
Цель: Воспитывать у детей и родителей уважение к славным историческим традициям своей Родины. Ответственные: Воспитатели.
5.«Наш цветущий детский сад» (помощь в озеленении территории дошкольного учреждения) Цель: Привлечь родителей к благоустройству участка детского сада. Ответственные: Воспитатели. Родители.
6. Консультация «Безопасное лето!» Цель: Расширять знания родителей о различного рода опасностях подстерегающих детей в летний оздоровительный период. Ответственные: Воспитатели.