Ольга Лучникова
Программа ранней профориентации «Мир профессий»
▼ Скачать + Заказать документы
Программа ранней профориентации
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Сосновская средняя общеобразовательная школа № 1
Рекомендована к утверждению педагогическим советом
МБОУ СОШ № 1
Протокол № 1
от «31» августа 2021 г.
Утверждаю:
И. о. Директора МБОУ СОШ № 1
___ /О. П. Утробкина /
Приказ № 272 от «01»сентября 2021г.
Программа
по ранней профориентации «Мир профессий»
(уровень освоения – ознакомительный)
Возраст учащихся: 5-7лет
Публикация «Программа ранней профориентации „Мир профессий“» размещена в разделах
Срок реализации: 1 год
Автор - составитель:
Лучникова Ольга Вячеславовна,
воспитатель структурного подразделения МБОУ Сосновской СОШ № 1 «Детский сад»
р. п. Сосновка,
2021 г.
ИНФОРМАЦИОНАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ
1. Учреждение Структурное подразделение муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Сосновской средней общеобразовательной школы № 1 «Детский сад»
2. Полное название программы Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по ранней профориентации «Мир профессий»
3. Сведения об авторе:
3.1. Ф. И. О., должность Лучникова Ольга Вячеславовна-воспитатель
4. Сведения о программе :
4.1. Нормативная база: -Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»
- Конвенция о правах ребёнка;
- Конституция Российской Федерации
-Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09. 2014 г. № 1726-р);
-Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным программам (утвержден Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018 г № 196;
- СП 2.4.3648-20 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи.
4.2. Область применения дополнительное образование
4.3. Направленность социально-педагогическая
4.4. Тип программы модифицированная
4.5. Вид программы общеразвивающая
4.6. Возраст обучающихся по программе 5-7 лет
4.7. Продолжительность обучения 1 год
Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы»
1.1 Пояснительная записка
Удивительная страна Детство! Можно мечтать о своём будущем, например, кем быть. Свою мечту воплотить в играх: сегодня – врач, завтра – банкир и даже президент. …
Что такое профессиональная ориентация? Это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям. Это касается не только выпускников школ. Трехлетний ребенок уже проявляет себя как личность. У него проявляются способности, наклонности, определенные потребности в той или иной деятельности. Зная психологические и педагогические особенности ребенка в детском возрасте можно прогнозировать его личностный рост в том или ином виде деятельности. Мы можем расширить выбор ребенка, дав ему больше информации и знаний в какой либо конкретной области.
В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий. Эти элементарные знания помогают детям расширить свои познания о работе родителей, бабушек и дедушек, поближе познакомиться с рабочим местом мамы и папы, узнать, что именно выполняют они на работе.
Профориентация дошкольников стала одним из направлений работы нашего коллектива.
Направленность программы
Направленность программы : социально –педагогическая.
Программа предполагает и теоретическую, и практическую подготовку детей к последующему профессиональному самоопределению : ознакомление детей с трудом взрослых и непосредственное участие детей в посильной трудовой деятельности. Участия детей в трудовой деятельности можно расценивать как элементарные трудовые (профессиональные) пробы, в процессе которых зарождаются профессионально ориентированные интересы.
Новизна
Новизна Программы заключается в разработке современной комплексной системы ранней профессиональной ориентации дошкольников, состоящей из:
- формирования развивающей предметно-пространственной среды путем создания мобильных палаток по профессиям (что позволит построить образовательную деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам 5 - 7 летний ребенок становится активным пользователем комбинаторики в играх, в выборе деятельности);
- социального партнерства детей и взрослых (в процессе экскурсионной деятельности, проектной, исследовательской деятельности).
Актуальность
Актуальность данной программы обусловлена ориентацией на раннюю профориентацию детей дошкольного возраста и возможности полноценного развития ребенка и организации профессионализации на ранних стадиях развития.
Педагогическая целесообразность
Педагогическая целесообразность обусловлена тем, что программа " Мир профессий" состоит в построении системы работы, направленной на раннюю профориентацию дошкольников, формированию у дошкольников первичного представления о мире профессий, основ безопасности жизнедеятельности через взаимодействие с семьёй и социумом. При разработке Программы учтён Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Один из аспектов образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлен на достижение цели формирования положительного отношения к труду. Ознакомление с трудовой деятельностью взрослых имеет решающее значение для формирования у ребенка первоначальных представлений о роли труда и значимости профессий в жизни общества.
Отличительные особенности
Отличительные особенности программы в использовании в образовательном процессе современных образовательных технологий по формированию первоначальных представлений у дошкольников о мире профессий. Каждое занятие имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением определённой профессии. Воспитанники имеют возможность исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии через «погружение в профессию»; расширять свой кругозор, представление о мире профессий посредством организации нетрадиционной формы работы с семьями воспитанников.
Адресат программы
Программа адресована детям 5-7 лет.
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования, часть которых направлена на раннюю профориентацию дошкольников :
- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др. ;
- способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
- ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства;
-активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.
Объём и срок освоения программы
Программа рассчитана на 1 год обучения. Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения и необходимых для освоения программы – 36 часа.
Формы обучения
Основной формой учебной работы является групповое занятие, которое осуществляется в соответствии с требованиями развивающего обучения. Занятия строятся таким образом, что теоретические и общие практические навыки даются для всей группы в игровой форме, при необходимости работа ведется в индивидуальном порядке с учетом личностных качеств учащихся.
Режим занятий
Занятия 1-го обучения проводятся 1 раз в неделю, по 1 учебному часу (25-30 мин)
Наполняемость учебной группы 10 человек.
Состав группы постоянный.
Формы и методы:
Методы, используемые для реализации программы :
Наглядные методы:
экскурсии, целевые прогулки;
наблюдения;
рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;
применение настольных игр;
сюжетные картинки;
Мультимедийные презентации;
Отрывки из художественных фильмов и мультфильмов;
Фото почетных людей разных профессий;
Словесные методы
чтение и обсуждение литературных произведений;
этические беседы с элементами диалога
заучивание стихотворений
Игровые методы
проведение разнообразных игр (малоподвижная, сюжетно – ролевая, дидактическая игра, викторина, квест-игра, интелектуально-познавательная игра);
загадывание загадок;
воображаемые ситуации;
Практические методы
организация продуктивной деятельности детей;
проектная деятельность;
экспериментальная деятельность;
чтение литературных произведений;
изготовление с детьми поделок, дидактического материала
Формы работы с детьми:
-детские мастерские,
-лаборатории,
-творческие группы,
- выставки,
-игровая деятельность,
-конкурсы и викторины
Форма работы с семьей:
- встречи с интересными людьми;
- детско-родительские проекты;
- досуговая деятельность;
Форма работы с социумом:
- заочные и очные экскурсии
- встречи с представителями профессий.
1.2. Цель и задачи программы
Цель: формирование представлений о разных профессиях, о важности и роли труда взрослых в обществе и в жизни каждого человека.
Задачи:
Обучающие:
- развитие эмоционально-положительного отношения к человеку труда;
- формирование представлений о необходимости трудовой деятельности в жизни людей;
- формирование обобщенных представлений о структуре трудового процесса, понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности;
Развивающие:
- развитие познавательной активности, интереса к профессиям взрослых;
- развивать интерес к самостоятельной познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста, к трудовым умениям, связанных с различными профессиями;
- способствовать связной речи, мышления, памяти, наблюдательности, активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме «Профессии»
Воспитательные:
- воспитывать у детей интерес к людям разных профессий;
- воспитывать у детей положительное отношение к общественной значимости труда и профессионализму в любой сфере труда.
- воспитывать желание научиться выполнять трудовые действия представителей разных профессий.
1.3. Содержание программы
№
п/п Название раздела, темы
Кол-во часов Формы аттестации/
контроля
теория практика всего
Введение в образовательную программу
1 -
1
Диагностика базовых знаний, умений и навыков детей в виде вопросов и диагностических заданий по профессиям
1
Семья/Детский сад/ Школа 3 2 5 Педагогическое наблюдение.
Сюжетно-ролевая игра «Воспитатель детского сада»
Игра-интервью «Школа»
1.1 Что такое профессия? 1 - 1
1.2 Профессии моих родителей 0,5 0,5 1
1.3 Профессии в детском саду 0,5 0,5 1
1.4 Профессия – учитель 0,5 0,5 1
1.5 Специалисты в школе 0,5 0,5 1
2. Профессии общепита 2 2 4 Дидактическая игра «Поваренок»
Сюжетно – ролевая игра «Кафе»
2.1 Повар 0,5 0,5 1
2.2 Официант 0,5 0,5 1
2.3 Продавец-кассир 0,5 0,5 1
2.4 Уборщик 0,5 0,5 1
3 Строительные профессии 4 4 8
Педагогическое наблюдение
Дидактическая игра «Маленький зодчий»
Сюжетно-ролевая игра «Мы строители»
3.1 Архитектор 0,5 0,5 1
3.2 Инженер -строитель 0,5 0,5 1
3.3 Геодезист 0,5 0,5 1
3.4 Плотник, каменщик, столяр 0,5 0,5 1
3.5 Штукатур-маляр 0,5 0,5 1
3.6 Облицовщик наружных и внутренних работ
0,5 0,5 1
3.7 Кровельщик, бетонщик, газосварщик 1 1 2
4 Творческие профессии
2 2
4
Проект «Творческая профессия»
4.1 Художник, дизайнер 0,5 0,5 1
4.2 Музыкант, певец и композитор 0,5 0,5 1
4.3 Режиссер, актер 0,5 0,5 1
4.5 Стилист, визажист и модельер 0,5 0,5 1
5 Профессии на страже нашего здоровья 4 3 7 Сюжетно ролевая игра «В амбулатории»
5.1 Врач 1 1 2
5.2 Фельдшер 0,5 0,5 1
5.3 Медицинская сестра 1 1 2
5.4 Санитарка 1 - 1
5.5 Фармацевт 0,5 0,5 1
6 Профессии, которые нас спасают и охраняют 3 3 6 Сюжетная игра «Школа пожарников»
Дидактическая игра «Светофор»
6.1 Пожарный 0,5 0,5 1
6.2 Спасатель 0,5 0,5 1
6.3 Кинолог 0,5 0,5 1
6.4 Участковый 0,5 0,5 1
6.5 Следователь 0,5 0,5 1
6.6 Сотрудник Госавтоинспекции 0,5 0,5 1
Итоговые мероприятия
Итоговое занятие. Контрольная диагностика базовых знаний, умений и навыков. 1 1
Викторина «Чья профессия нужней, интересней и важней»
Всего: 19 17 36
Учебный план
Содержание учебного плана
Введение в образовательную программу
Теория: Диагностика базовых знаний, умений и навыков детей. Инструктаж по технике безопасности при проведении игр, прогулок экскурсий. Правила поведения на занятии.
Практика – Начальная диагностика.
Раздел 1. «Семья/детский сад/школа»
Тема1.1 «Что такое профессия?»
Теория: Расширять у детей знания и представления о профессиях (профессиях женских, и мужских) Вызывать интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о труде взрослых.
Обогащать словарный запас, развивать связную речь. Учить детей давать полные ответы на вопросы. Активизировать внимание мышление и память детей, развивать логическое мышление, мелкую моторику.
Воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий.
Практика: беседа - о профессиях, о значении труда для общества, чтение стихотворения Джанни Родари «Чем пахнут ремесла», «Какого цвета ремесла», рассматривание иллюстраций.
Тема 1.2 «Профессии моих родителей»
Теория: беседа о видах труда, о различных профессиях своих родителей; учить определять профессию по описанию, показу предметов, используя стихи, загадки, пословицы и поговорки; воспитывать трудолюбие и уважение к труду взрослых;
формировать обобщённые представления о труде взрослых, о социальной значимости труда людей;
Практика: настольная игра лото «Кому что нужно для работы»
Тема 1.3 «Профессии в детском саду»
Теория: Беседа: «Кто работает в детском саду» - расширять знания детей о профессиях работников детского, пробуждать интерес к их профессиональной деятельности сада.
Практика: моделирование сюжетно-ролевой игры «Детский сад». Экскурсия по детскому саду.
Тема: 1.4 «Профессия –учитель»
Теория: беседа о профессии учителя - развивать интерес к школьному обучению. Пробуждать интерес к профессиональной деятельности педагога, подвести к понятию, что профессия учителя очень важная и нужная.
Практика: Экскурсия в школу: посещение кабинетов, знакомство с учителями, просмотр диафильмов, опытов
Тема : «Специалисты в школе»
Теория: беседа «Помощники педагога»- расширить знания детей о школе после экскурсии. О важности других профессий педагогов (логопед, социальный педагог, психолог, лаборант)
Практика: моделирование сюжетно –ролевой игры «Школа»
Раздел 2. «Профессии общепита»
Тема 2.1 «Повар»
Теория: «Пироги и калачи с пылу с жару из печи» беседа о профессии повара, познакомить с его профессионально- трудовыми процессами, предметами и продуктами, необходимыми для работы.
Практика: экскурсия на кухню. Опытно – экспериментальная деятельность: «Свойства теста»
Тема 2.2. «Официант»
Теория: формировать представление детей о профессии официанта, с основными предметами официанта в рабочих моментах, воспитывать уважение к труду.
Практика: рассматривание иллюстраций из серии «Профессия официант», сюжетно –ролевая игра «Кафе». Лепка из соленого теста «Пицца».
Тема 2.3 «Продавец - кассир»
Теория: беседа «Кто работает в магазине»-познакомить с атрибутами, необходимыми для профессии продавца, содержанием трудовой деятельности, показать важность данной профессии.
Практика: сюжетно ролевая игра «Магазин игрушек», Чтение х/л Е. Санин «Продавец».
Тема 2.4 «Уборщик»
Теория: беседа «Хозяйственно - бытовой труд по уборке помещения»- формировать привычку поддерживать чистоту и порядок в общественных местах, положительное отношение к работе и воспитание уважения к труду «уборщика».
Практика: хозяйственно-бытовой труд в группе.
Раздел 3. Строительные профессии
Тема 3.1. «Архитектор»
Теория: Беседы на тему «Строительные профессии», «Кто построил детский сад» - профессией архитектора, орудиями труда архитектора.
Практика: Составление рассказа «Строим дом».Конструирование «Дом будущего» Рассматривание альбома «Такие разные дома»
Тема 3.2 «Инженер - строитель»
Теория: беседа о труде инженера-строителя, что он проектирует и рассчитывает строительные работы всех видов, координирует строительный процесс.
Практика: Раскраска «Профессии»- строители. Конструирование из Лего.
Дидактическая игра «Геометрический город».
Тема 3.3 «Геодезист»
Теория: беседа о важности строительной профессии «геодезист» - он проводит множество измерений и не должен допускать ошибок.
Практика: рисование «Топографические знаки»,составление топографической карты по рисунку.
Тема 3.4 «Плотник, каменщик, столяр»
Теория: беседа о профессиях, работающих на стройке. Продолжать расширять представления о многообразии строительных профессий, о важности каждой из них.
Практика: экспериментирование - дать детям возможность познакомиться со свойствами некоторых строительных материалов.
Тема 3.5 «Штукатур -маляр»
Теория: Встреча с интересными людьми «Профессия штукатур- маляр» -сформировать понятие о профессии штукатур-маляр.
Практика: рисование «Красим дома».
Тема 3.6 «Облицовщик наружных и внутренних работ»
Теория: продолжать беседовать, знакомить и расширять представления о многообразии строительных профессий, о том, что облицовщик отвечает за внутреннюю и наружную облицовку зданий. От его работы зависит то, насколько эстетично будет смотреться конструкция в целом.
Практика: конструирование «Юные изобретатели», дидактическая игра «Инструменты для строительства»
Тема 3.7 «Кровельщик, бетонщик, газосварщик»
Теория: беседа о специалистах строительной области: кровельщик, чья основная обязанность заключается в подготовке и сборке материалов для кровли; бетонщик закладывает фундамент для дома, газосварщик производит соединение, либо разъединение металлических деталей.
Практика: Игра с мячом «Строительные специальности», настольно-печатная игра «Кому, что нужно для работы»
Раздел 4. Творческие профессии
Тема 4.1 «Художник, дизайнер»
Теория: встреча с интересными людьми- познакомить детей с профессией художника, дать детям представления о художнике- пейзажисте, портретисте, дизайнере.
Практика: Мастер класс педагога МБОУДО ЦДТ «Искусство витража»
Тема 4.2 «Музыкант, певец и композитор»
Теория: продолжать беседы о профессиях связанных с творчеством –певица, музыканта, композитора. Развивать умения определять логическую последовательность этих профессий.
Практика: музыкальная игра «Если нравится тебе», музыкально- дидактическая игра «Наш оркестр».Просмотр презентации «Мы певцы и музыканты»
Тема 4.3 «Режиссер, актер»
Теория: Беседа: «Профессии людей в кино» - обобщить и систематизировать знания о том, что такое киноискусство, какие профессии людей работают над кинофильмом.
Практика: рассматривание иллюстраций по теме. Моделирование сюжетно-ролевой игры «Мы снимаем кино».
Тема 4.4 «Стилист, визажист, модельер»
Теория: беседа о специалистах в области создания индивидуального образа с помощью средств искусства макияжа, одежды,
Практика: деловая игра «Сам себе стилист, визажист и модельер». Дидактическая игра «Подбери одежду».
Раздел 5. «Профессии на страже нашего здоровья»
Тема 5.1 «Врач»
Теория: беседа о труде врача - познакомить с обязанностями и
трудовыми действиями, сформировать понимание значимости данной профессии для общества.
Практика: Моделирование с/р игры «Поликлиника»
Чтение х/л К. Чуковского «Доктор Айболит. Просмотр мультфильма.
Тема 5.2 «Фельдшер»
Теория: беседа - о работе службы скорой медицинской помощи «Скорая помощь спешит нам на помощь» Формировать понятие «экстренный случай» и номера телефонов, соответствующие данной службе.
Практика: Д/и. : «Девочка заболела», Сюжетно – ролевая игра: «Скорая помощь».
Тема 5.3 «Медицинская сестра»
Теория: беседа о роли медицинской сестры в учреждениях детского сада, школы, больницы.
Практика: Игровая ситуация «Кукла Маша простудилась?», экскурсия в процедурный кабинет, аппликация: оформление медицинских карточек;
Тема 5.4 «Санитарка»
Теория: Беседа о том, кто помогает создавать чистоту и порядок в медицинских кабинетах, палатах больницы, для комфортного пребывания врача и медицинской сестры, больных в палатах.
. Практика: хозяйственно-бытовой труд в группе.
Тема 5.5 «Фармацевт»
Теория: беседа о работе фармацевта - формировать представление детей в значимости профессии фармацевт и специфике работы; о специальном фармацевтическом оборудовании.
Практика: экскурсия в аптеку, на работу к родителю.
Лепка из соленого теста «Разноцветные витаминки»
Раздел 6. «Профессии, которые нас спасают и охраняют»
Тема 6.1 «Пожарный»
Теория: беседа о труде пожарного -расширять и конкретизировать представления о профессии пожарного.
Практика: Чтение рассказа Л. Толстого «Пожарные собаки».Изучаем огнетушитель, пожарный гидрант, правила действий при возникновении пожара.
Экскурсия в пожарную часть.
Тема 6.2 «Спасатель»
Теория: беседа об особенностях профессии «Спасателя».
Учить предотвращать опасную ситуацию с помощью знаний личной безопасности. Научить детей правилам вызова служб специального назначения.
Практика: Экскурсия на работу к родителям (МЧС). Настольно-печатные игры «Что нужно спасателю».
Тема 6.3 «Кинолог»
Теория: познакомить с профессией кинолога - дрессировка собак розыскной и защитно-караульной службы.
Практика: Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевой игры «Граница» :
карточки с отпечатками пальцев, следов людей, животных, удостоверения, усы, головные уборы.
Тема 6.4 «Участковый»
Теория: беседа о том, что участковый следит за порядком на своем участке
Практика: чтение х/л Н. Носова «Милиционер»,
Тема 6.5 «Следователь»
Теория: беседа «От шалости до правонарушения один шаг» следователи расследуют преступления.
Практика: Просмотр мультфильма «Приключение поросенка Фунтика», Встреча с интересными людьми: следователь ОМВД.
Тема 6.6 «Сотрудник Госавтоинспекции»
Теория: «Дисциплина на улице – залог безопасности» - беседа о работе сотрудника ГИБДД, о назначении его жестов.
Практика: выставка «Зеленый огонек». Эстафета зеленого огонька» с участием ЮИД (дети школы)
Итоговое мероприятие.
Теория: проводится в виде викторины и вопросов по каждому разделу. Обобщить, систематизировать, закрепить знания детей пройденного материала.
Практика: диагностические задания в игровой форме. Викторина «Чья профессия нужней, интересней и важней»
1.4. Планируемые результаты
Предполагаемые результаты обучения по окончании
учебного года
Интересуется, задает вопросы о профессии и месте работы родителей.
С интересом включается в различные виды элементарной трудовой деятельности (ручной труд, самообслуживание и т. п.).
С удовольствием играет в игры, имитирующие трудовой процесс.
С интересом смотрит фильм о профессиях, задает вопросы.
Инициативен и самостоятелен в разных видах детской деятельности, выбирает род занятий, участников по совместной деятельности.
Способен рассказать: о профессии и месте работы родителей; о профессиях, особенностях работы; о группах профессий (инструменты и материалы труда, трудовые действия, результат); об общественной значимости труда;
Положительное эмоциональное отношение к труду, стремится оказать помощь, участвовать в посильной трудовой деятельности.
Гордится профессией своих родителей.
Способен оценить результаты своего и чужого труда (демонстрирует понимание ценности результатов труда, сферы использования результатов труда).
Уверен в себе при выполнении доступных трудовых действий, в совместной со взрослым трудовой деятельности, при выполнении поручений.
Сформирован: опыт ручного и физического труда, продуктивной деятельности ( например: завинтить гайку,закрасить стену)