Инна Валишина
Программа психолого-педагогического сопровождения детей с интеллектуальной пассивностью на этапе предшкольной подготовки
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка: Валишиной И. И. педагога-психолога 1 категории МБДОУ «ДС КВ № 29»
Цель учебно-методической разработки: создание условий для формирования психической сферы дошкольников с низкой познавательной активностью на этапе предшкольной подготовки в условиях специально организованной деятельности.
1. Задачи и направленность:
• развивать произвольную регуляцию собственной деятельности,
• развивать возможности распределения и переключения внимания, работоспособность, темп и целенаправленность деятельности.
Публикация «Программа психолого-педагогического сопровождения детей с интеллектуальной пассивностью на этапе предшкольной подготовки» размещена в разделах
• развивать когнитивные умения и способности, необходимые для успешного обучения в начальной школе;
• совершенствовать коммуникативные умения, необходимые для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих ролевых отношений с педагогами;
• формировать практику интеллектуального поведения при решении собственных задач
• совершенствовать графическую деятельность, оценку топологических и метрических (соблюдение пропорций) пространственных представлений.
2. Сроки проведения: в течение учебного года
3. Предмет психокоррекции : познавательные процессы, межличностное общение.
4. Объект психокоррекции : дети подготовительной логопедической группы с низким уровнем готовности к школе.
5. Адресована педагогам-психологам, старшим воспитателям, воспитателям дошкольных учреждений, а также родителям для индивидуальной работы с детьми.
6. Актуальность и востребованность на современном этапе.
Поступление в школу – чрезвычайно ответственный момент как для самого ребенка, так и для его родителей. Практический опыт работы педагогом-психологом показывает, что далеко не все дети всесторонне подготовлены к успешному вхождению в учебную деятельность в школе. Психологическая готовность к школьному обучению предполагает многокомпонентное образование. И, пожалуй, самое главное: у ребенка должно быть соответствующее умственное развитие, а также достаточно сформированная способность поддерживать оптимальный темп интеллектуальной деятельности. мы часто слышим жалобы от учителей и родителей первоклассников на инфантильность детей, на преобладание у них игровых, а не учебных мотивов. Такие дети характеризуются как безынициативные, пассивные; любознательность у них чрезвычайно снижена. Очень часто их не удаётся заинтересовать ни занятиями, ни новой игрой. Успешность усвоения информации этими детьми достаточно низкая. Эти дети предпочитают давно освоенные игры, которые не заставляют менять стереотип поведения и запоминать новые правила. Также воспитатели отмечают такую характерную особенность этих детей, как стремление избежать мыслительной активности и попытки решить поставленную задачу с помощью старых (хорошо усвоенных) программ действий.
B.C. Юркевич, анализируя уровни развития познавательной потребности, характеризует «умственную лень» (т. е. фактически интеллектуальную пассивность) как результат отсутствия у ребёнка любознательности. Разумеется, понятие интеллектуальной пассивности для детей дошкольного возраста пока является очень условным по причине отсутствия соответствующих диагностических методик. Однако его использование мы считаем правомерным для обозначения имеющихся предпосылок к проявлению дезадаптивного отношения к обучению в школе.
Важно все то, чем занимается ребенок до школы, поскольку разные виды детской деятельности развивают у него мыслительные операции. Данная методическая разработка содержит развивающие упражнения по аспекту интеллектуальной готовности ребенка к школе: мотивации и уровню притязаний познавательным процессам (внимание, мышление, память, произвольной сфере. В ней также предлагаются игры и упражнения для развития интеллекта и навыков общения, которые могут выполняться детьми под руководством родителей. Кроме того, представлен консультационный материал для педагогов и родителей. В методической разработке использованы ранее опубликованные материалы других авторов (см. список литературы) и мои разработки. Мы надеемся, что данный дидактический материал поможет побудить детей к познавательной активности с помощью занимательных и результативных игр.
5. Условия реализации: кабинет педагога-психолога, логопедическая группа, массовая группа, домашние условия.
6. Показания и противопоказания к применению: Применять дидактические материалы к дошкольникам в условиях детских образовательных учреждений и в кругу семьи. Представлены развивающие упражнения для развития интеллекта и навыков общения. Противопоказаний нет
7. Структура коррекционно-развивающих занятий. Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Дети выполняют игровые упражнения и задания, направленные на повышение любознательности.
Интеллектуально-развивающие игры и упражнения. Направлены на развитие памяти, внимания, мышления, воображения, речи, внимания, восприятия.
Дыхательно-координационные упражнения. Направлены на активизацию и энергетизацию работы стволовых отделов мозга, ритмирование правого полушария, снятие мышечного напряжения.
Симметричные рисунки. Направлены на развитие координации движений и графических навыков, активизацию стволовых структур мозга и межполушарного взаимодействия.
Графические диктанты. Направлены на развитие умений действовать по правилу и самостоятельно по заданию взрослого, а также развитие пространственной ориентировки и мелкой моторики руки.
Пальчиковая гимнастика. Способствует развитию психических функций (вниманию, памяти, мышлению и речи, а также подвижности и гибкости кистей рук.
Упражнения для профилактики нарушений зрения и предупреждения зрительного переутомления. Способствуют снятию рефлекса периферического зрения, ритмированию правого полушария, активизации мозга и межполушарного взаимодействия.
7. Ожидаемые результаты. Как известно, умственная активность является результатом обучения. Выявить эффективность работы по данной разработке позволит адаптированная методика У. В. Ульенковой. (см. Приложение, позволяющая определить выявить уровень развития мыслительных операций. Развивающий и коррекционный эффект данной разработки проявляется прежде всего в интересе детей к разным видам упражнений, который со временем перерастает в познавательный мотив деятельности детей. Дети становятся более активными и уверенными в своих силах и возможностях и на других занятиях. К концу учебного года улучшаются графические навыки и зрительно-моторные координации детей, формируется произвольность, улучшаются показатели мышления, памяти и внимания.