Ольга Романова
Программа подготовки старших дошкольников к обучению в школе «Будь готов»
▼ Скачать + Заказать документы
Формы работы: индивидуальная, групповая. На каждом занятии запланировано время для выполнения индивидуально подобранных, в соответствии с проблемами ребенка, заданий и упражнений.
При выборе средств к разработке программы мы руководствовались классификацией, представленной Г. М. Коджаспировой.
Психологическая готовность предполагает развитие определенных областей:
1) психофизиологическая;
2) мотивационно-ценностная;
3) интеллектуальная;
4) социально-личностная;
5) эмоционально-волевая.
Задачи программы представлены в таблице 6.
Публикация «Программа подготовки старших дошкольников к обучению в школе „Будь готов“» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2014
Таблица 1 задачи программы «Будь готов»
Общие задачи Специальные задачи
1. Формирование мотивов учения.
2. Развитие интеллектуальных процессов.
3. Формирование социально-личностной готовности детей к обучению в школе. 1. Развитие общеучебных умений.
2. Развитие мелкой моторики рук, подготовка руки к письму.
3. Профилактика школьной дезадаптации и школьной тревожности.
4. Развитие речевых знаний и умений, математических знаний и представлений, навыков учебной работы.
5. Формирование способности подчиняться правилам и требованиям взрослого.
6. Формирование эмоционально-положительное отношение детей к школе.
7. Формирование правильной посадки при письме.
Занятия проводятся 3 раза в неделю, каждое длительностью 35-40 минут. Каждое занятие имеет свою специфику:
1. Одно занятие развитие социально-личностных качеств дошкольника.
2. Второе занятие проведение занятие в сенсорной комнате и носит оздоровительно профилактический характер.
3. Третье занятие занятия, в ходе которых реализуются цели развития интеллектуальной сферы.
Средства Цели
1 тип
Игра ( в дальнейшем И:) «Знакомство» [7] Развитие партнерских взаимоотношений
И: «Имя и движение» [7] Помочь ребенку почувствовать свою принадлежность к группе
И: «Кто позвал?» [4] Развитие памяти, внимания
И: «Паровозик» [8] Гармонизация осознания имени
И: «Клеевой дождик» [2] Развитие сплоченности группы
И: «Дотронься до.» [3] Развитие сплоченности, внимания
И: «Ловись рыбка» [1] Развитие силы, ловкости, снятие мышечного напряжения
Упражнение ( в дальнейшем У:) «Рисуем эмоции» [6]
Активизация зрительного восприятия; формирование фиксации взора; развитие тактильных ощущений, мелкой моторики, самосознания, эмоционального мира детей.
И: «Мне в тебе нравится» [5] Формирование позитивной самооценки, умение видеть положительные качества друг друга
И: «Пошли письмо» [2] Развитие адекватной самооценки, умения общаться со сверстниками невербальными средствами
И: «Сколько нас?» [7] Развитие слухового внимания
И: «Жмурки с колокольчиком» [2] Развитие адекватной самооценки, слухового внимания
И: «Иголочка и ниточка» [5] Развитие внимания, координации движений
И: «Дракон кусает свой хвост» [5] Сплотить детей, помочь почувствовать других
И: «Сборщики» [2] Преодоление застенчивости, формировании е у детей желания общаться
И: «Головомяч» [7] Развитие навыков сотрудничества
И: «Поводырь» [2] Развитие чувства ответственности за другого человека, доверительного отношения друг к другу
И: «Слепой полет» [7] Развитие умения взаимодействовать в тесном контакте друг с другом
И: «Компас» [4] Элиминация импульсивности и развитие навыков взаимодействия со сверстниками
И: «Ракета» [4] Способствовать развитию самоуважения детей
И: «Рыбаки и рыбка» [2] Снятие страхов, повышение уверенности в себе
И: «Секрет» [2] Преодоление застенчивости, развитие умения общаться друг с другом
И: «Мышь и мышеловка» [2] Снятие мышечных зажимов, повышение уверенности в себе
2 тип
У: «Запомни и повтори» [3] Развитие зрительной ориентировки при восприятии цвета, формы, величины предмета; развитие умения узнавать и называть цвет, величину, форму предметов; развитие слухового внимания, памяти
У: «Разложи правильно» [6]
Развитие слухового внимания, памяти; развитие зрительной ориентировки при восприятии цвета, формы, величины.
У: «Жгутики» [6] Развитие аналитического восприятия свойств и признаков предмета; развитие тактильных ощущений, мелкой моторики.
У: «Сжимаем в кулачке» [6]
Развитие аналитического восприятия свойств и признаков предмета; развитие тактильных ощущений, мелкой моторики
У: «Мишка растерялся» [6]
Развитие умения различать цвета, находить цвет по образцу; стимулирование зрительной поисковой деятельности детей для усвоения обобщающего понятия «цвет».
У: «Нарисуем себя» [6] Активизация зрительного восприятия; формирование фиксации взора; развитие тактильных ощущений, мелкой моторики, самосознания
У: «Оставим след» [6] Активизация зрительного восприятия; формирование фиксации взора; развитие тактильных ощущений, мелкой моторики
У: «Верх-низ» [6]
Активизация зрительного восприятия; формирование фиксации взора, концентрации внимания, плавного прослеживания, зрительно-моторной координации; совершенствование ориентировки в пространстве (низ-верх).
У: «Поймай взглядом» [6] Активизация зрительного восприятия; формирование фиксации взора, концентрации внимания
У: «Дождь» [6] Развитие кинестетического, слухового восприятия, эмоционального мира детей.
У: «Куда полетела звезда?» [6]
Развитие зрительного восприятия, плавного прослеживания глазами, ориентировки в пространстве.
У: «Луна» [6] Активизация зрительного восприятия; формирование фиксации взора, концентрации внимания; усвоение понятия «время суток»; развитие воображения.
У: «Поймай взглядом» [6] Активизация зрительного восприятия; формирование фиксации взора, концентрации внимания, плавного прослеживания движения
У: «Солнечный зайчик» [6] Развитие кинестетических ощущений; развитие самосознания, воображения, мышления, эмоционального мира; релаксация.
У: «Исследование» [6] Развитие кинестетических ощущений, ощущений собственного тела; развитие воображения и самосознания; релаксация.
У: «Где ощущаешь?» [6] Развитие ориентировки в структуре и ощущениях собственного тела; развитие тактильной памяти
У: «Ветерок» [6] Развитие кинестетических ощущений; обогащение сенсорного опыта.
У: «Знакомство» [6] Развитие обоняния; знакомство с различными запахами; подготовка к практической жизни
У: «Чем пахнет?» [6] Развитие обоняния, умения различать и узнавать запахи
У: «Не ошибись» [6] Совершенствование умения анализировать образец, закрепляя знания о цвете, форме, величине предметов
У: «Найди пару» [6]
Формирование представлений о цвете, форме, величине предметов путем сличения; развитие слухового внимания
3 тип
У: «Собери картинку», «Нелепицы», «Заплатки», «Сравни картинки», «Кто здесь спрятался?» и др. [7] Развитие зрительного восприятия
У: «Наматывание» [6]
Развитие аналитического восприятия свойств и признаков предмета; развитие тактильных ощущений, мелкой моторики.
У: «Тишина», «Что за шум?», «Шумящие коробочки», «Хлопушка», «Поймай звук» и др. [4] Развитие слухового восприятия
У: «Волшебный мешочек», «Кто скорее?», «Мозаика», «Шнуровочки» и др. [1] Развитие тактильного восприятия
У: «4-й лишний», «Разложи по группам», «Похож – не похож», «На что похоже?» и др. [4] Формирование представлений и понятий о признаках формы и величины предметов
У: «Большой - маленький», «Найди фигуру», «Чего не хватает?», «Дополни фигуру», «Раскрась шары» и др. [8] Сравнение совокупности предметов различной величины и формы
У: «Самый большой», «Разложи по порядку», «Построиться по росту» и др. [2] Формирование представлений о последовательности и порядке
У: «Правый - левый», «Где находится?», «Точки», «Графический диктант», «Волшебный карандаш», «Пожалуйста!» и др. [4] Ориентирование в пространстве и на плоскости
У: «Шифровка», «Чего не хватает?», «Найди такой же», «Что изменилось?», «Самый внимательный», «Найди различия», «Запрещенное движение» и проч. [8] Развитие внимания
У: «Найди отличия», «Что изменилось?», «Точки», «Отыскивание чисел», «Так бывает или нет?», «Правильно-неправильно» и др. [4] Развитие внимания
У: «Картинки», «Чего не стало?», «Кто убежал?», «Выложи узор», «Найди картинку» и др. [2] Развитие зрительной памяти
У: «Запомни и повтори», «Кто что сказал?», «Повтори хлопки», «Запомни слова», «Запомни рассказ» и др. [3] Развитие слухоречевой памяти
У: «Ухо - нос», «Продолжай!», «Ладошки», «Мишка - зайчик», «Запрещенное движение» и др. [2] Развитие кинетической памяти
У: «Капуста», «Пальчики здороваются», «Дружные пальчики», «Прогулка», «Шнуровочки», «Мозаика» и др. [4] Развитие мелкой моторики
У: «Обведи картинку», «Дорисуй», «Бусы», «Штриховка», «Нарисуй такой же узор» и др. [8] Формирование графических навыков
У: «На что похоже?», «Чья тень?», «Угадай, кто спрятался», «Что нарисовано?», «Волшебные картинки», «Рисунок под дождем», «Обведи контур», «Дорисуй картинку» и др. [2] Развитие наглядно-образного мышления
У: «Полянки», «Лабиринт», «Разложи по порядку», «Какой фигуры не хватает?», «Логические задачи», «Закончи фразу», «Правильно - неправильно» и др. [3] Развитие логического мышления
Родительское собрание
«Межличностные взаимоотношения ребенка в семье и коллективе сверстников»
«Взаимодействие семьи и педагога в подготовке ребенка к школе»
«Влияние образа жизни семьи на гармоничное развитие ребенка»
«Особенности воспитания детей дошкольного возраста в семье»
«История российской семьи. Современная российская семья»
Список использованных источников
1. Васильева Н. Н., Новоторцева, Н. В. Развивающие игры для дошкольников. Ярославль: Академия развития, 1996.
2. Клюева Н. В., Касаткина, Ю. В. Учим детей общению. Харак-тер, коммуникабельность. Ярославль: Академия развития, 1997.
3. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль: Академия развития, 1996.
4. Панфилова М. А. Игротерапия общения. М. : Гном и Д, 2000.
5. Смирнова Т. П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей. Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.
6. Титарь А. И. Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате: Практическое пособие для ДОУ. М. : АРКТИ, 2008.
7. Фопель К. Как научить детей сотрудничать. Часть 4. М. : Генезис, 2003.
8. Хухлаева О. В. Практические материалы для работы с детьми 3 -9 лет. М. :Генезис, 2003.