Людмила Владимировна Ануфриева
Программа по развитию познавательной деятельности «Скоро в школу»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие № 1.
1. «Знакомство».
Один ребенок подходит к другому и называет свое имя, касаясь своими ладошками его ладошек. Второй в ответ также называет свое имя и т. д.
2. «Прямой счет». Учитель-дефектолог бросает мяч и называет цифру 1, ребенок ловит мяч и, продолжая счет, – 2 бросает мяч следующему ребенку и т. д.
3. «Подбери предмет по форме».
У каждого ребенка - конверт с предметными картинками. Предлагается разложить картинки на три группы: похожие на круг, на квадрат, на треугольник. Затем меняются конвертами.
4. «Слушай хлопки».
Публикация «Программа по развитию познавательной деятельности „Скоро в школу“» размещена в разделах
Учитель-дефектолог договаривается с детьми, что на определенное количество хлопков, они будут выполнять заданное движение. Например, на один хлопок – поднять руки, два хлопка – замереть на месте, три хлопка – махать руками.
Дети двигаются произвольно под музыку, на хлопки выполняют заданное движение, количество которых можно увеличить до четырех.
5.«Дорисуй».
Детям даются листы бумаги с незаконченными изображениями (два – три рисунка). Надо дорисовать их до полной картинки и назвать, что получилось.
6. Итог
Занятие № 2.
1.«Волшебный клубок».
Дети стоят по кругу, под музыку передают клубочек цветных ниток. Когда звучание музыки прекращается, ребенок, у которого в этот момент оказался клубок, называет свое имя, остальные хором повторяют
2. «Поезд».
Один ребенок исполняет роль «паровозика», остальные – «вагончиков», становятся друг за другом. Ребенок – «паровозик» запоминает, как стоят «вагончики», затем отворачивается, а педагог спрашивает: «Кто стоит на втором, третьем, четвертом месте?»; «Кто стоит за, перед, между (называет имена детей).
Затем выбирается другой «паровозик».
3. «Назови предмет».
Детям предлагается вспомнить и назвать предметы, похожие на круг, квадрат, треугольник (без опоры на на изображение предметов).
За каждый правильный ответ дается фишка.
4.«Будь внимателен»
Детям даются разные команды, которые должны сопровождаться определенными движениями:
«Зайчики» - надо прыгать; «Лошадки» - скакать; «Птицы» - махать руками; «Цапля» - стоять на одной ноге.
Звучит музыка, дети выполняют различные танцевальные движения, но по команде начинают действовать по предварительной договоренности.
5. «Нарисуй три треугольника и один круг. Первую фигуру зачеркни».
Цель: Развитие произвольности внимания и памяти, графо-моторных навыков.
6. Итог
Занятие № 3.
1. Приветствие «Дружба начинается с улыбки».
Детям предлагается поздороваться друг с другом и педагогом и улыбнуться.
2. «Что к чему подходит».
Учитель-дефектолог бросает мяч и называет слово, ребенок бросает мяч обратно и произносит ассоциативное слово. Например: школа – ученик, альбом – краски, телефон – звонок и т. п.
3. «Запомни предметы».
Цель: Увеличение объема памяти, развитие внимания.
У каждого ребенка имеется карточка, на которой нарисованы предметы (3-5) –у всех разные, и конверты с набором таких же картинок, как и на карточке. Детям предлагается внимательно посмотреть на карточку и запомнить предметные изображения. Затем карточки переворачиваются. Дети раскладывают картинки из конвертов в той же последовательности. Потом меняются карточками.
Задание можно усложнить путем увеличения предметов на карточках.
4. «Поставь пальчик».
Дети сидят вокруг стола, на котором лежат предметные картинки так, что каждый ребенок может до них достать. Педагог называет слово. Тот из детей, кто первым поставит на соответствующую картинку пальчик, получает фишку.
5.«Установление закономерностей».
Детям предлагаются карточки с заданиями. Установив закономерность, они должны продолжить данный ряд. Например:
I V I V….
112 113 114 ….и т. п.
6. Итог
Занятие № 4.
1. Приветствие «»Добрые слова».
2. «Не пропусти профессию».
Дети встают полукругом и внимательно слушают педагога, который произносит разные слова. Когда услышат название профессии, должны поднять руки вверх.
3. «Исключение лишней картинки».
Детям даются карточки с нарисованными на них четырьмя предметами, один из которых к остальным не подходит. Ребенок должен закрыть «лишний» предмет фишкой.
Затем дети меняются карточками.
4. «Слушай и хлопай».
Дети стоят по кругу и передают друг другу мяч. Учитель-дефектолог в это время называет разные слова. Но как только прозвучит какое-либо число (от 1 до 5, тот, у кого оказался мяч, должен столько же раз стукнуть им об пол. Остальные дети контролируют правильность выполнения. Игра повторяется несколько раз.
5. «Нарисуй три треугольника, один круг, два квадрата. Зачеркни четвертую фигуру».
Даются еще несколько вариантов.
6. Итог
Занятие № 5.
1. Игра «Найди пару».
На столе изображением вниз лежат карточки с разным количеством предметов (от 1 до 10). Каждый ребенок берет по одной карточке, пересчитывает предметы, изображенные на ней, ищет другого ребенка, у которого такое же количество предметов. Дети в образованных парах приветствуют друг друга. Затем игра повторяется.
2. «Заколдованные фигуры».
Детям предлагается выбрать лист с геометрическими фигурами (круги, квадраты, треугольники и т. д.) и дается задание: дорисовать каждую фигуру, чтобы получился какой-либо предмет.
3. «Придумай загадку».
Учитель-дефектолог описывает предмет на картинке. Дети отгадывают. Кто первый отгадал, становится ведущим, выбирает следующую картинку, загадывает свою загадку и т. д. Педагог может оказывать детям помощь в описании изображений предметов.
4. «Ориентировка в схеме собственного тела».
Дети по инструкции педагога выполняют различные действия. Сначала даются простые инструкции («Подними правую руку»; «Постой на левой ноге» и т. п.). Затем команды усложняются («Возьмись правой рукой за нос»; «Возьмись левой рукой за правое ухо» и т. д.).
5. «Волшебный мешочек».
В небольшой мешочек из непрозрачной ткани помещаются разные игрушки или небольшие предметы. Детям предлагается по очереди опустить руку в мешочек, выбрать какой-либо предмет и на ощупь узнать его. Затем достать предмет и убедиться в правильности догадки.
6. Итог
Занятие № 6.
1. «Найди клад».
Дети делятся на две группы. По команде педагога (по очереди) двигаются в заданном направлении. Если команды выполняются правильно, то в конце пути каждая группа находит конверт с призами (открытки, фишки, медальки и т. п.).
2. «Считаем и рисуем».
Детям раздаются карточки с заданиями. Все карточки с разным количеством предметов. Дается фронтальная инструкция, в соответствии с которой дети действуют.
«Сосчитать, сколько предметов нарисовано в рамке, записать цифру».
«В пустом квадрате нарисовать предметов больше, чем в рамке».
Аналогично выполняются задания: «Нарисуйте меньше предметов»; «Нарисуйте столько же предметов».
3.«Поезд».
Для игры можно взять 10 – 20 любых картинок из лото. Каждая картинка – «вагончик». Дети должны по очереди выкладывать по одной картинке так, чтобы каждая последующая была как-то связана с предыдущей.
Например: «ложка» - «тарелка» (ложкой едят из тарелки) – «чашка» (тарелка и чашка – посуда) и т. д.
Картинки можно выкладывать в любой последовательности, главное, чтобы ребенок объяснил, почему он так делает.
4.«Найди две одинаковые фигуры».
У каждого ребенка карточка с различными геометрическими фигурами, из них две фигуры одинаковые. Ребенок должен найти и закрыть их фишками.
Карточки разные, дети могут меняться заданиями.
5.«Волшебные картинки».
Детям раздаются конверты с разрезными картинками. Педагог предлагает собрать картинки и назвать предмет. Затем дети меняются конвертами.
6. Итог
Занятие № 7.
1. «Рыба, птица, зверь».
Дети стоят по кругу. Педагог указывает по очереди на каждого игрока и произносит: «Рыба, птица, зверь, рыба, птица, зверь…». Тот игрок, на котором остановилась считалка, должен быстро назвать, в данном случае, зверя и т. д.
2. «Ориентировка на листе бумаги».
Детям предлагается в середине листа нарисовать красный круг, справа от круга – зеленый квадрат, с левой стороны – синий треугольник.
Задания можно варьировать, усложнить путем увеличения фигур.
3. «Запретное число»
Цель: Развитие слухового восприятия, внимания, функции самоконтроля.
Дети идут по кругу и слушают счет. Если услышат «восемь», должны хлопнуть в ладоши.
4. «Назови предмет».
Детям предлагается сказать, кто или что может быть высоким, холодным, коротким, твердым, жидким и т. д.
За правильный ответ дети получают фишки.
5. «Много – один».
Дети сидят полукругом. Педагог бросает мяч одному из детей и называет слово во множественном числе. Ребенок возвращает мяч, называя слово в единственном числе.
6. Итог
Занятие № 8.
1. «Закончи предложение».
Дети садятся в кружок. Педагог бросает одному из них мяч и говорит начало предложения. Ребенок, поймавший мяч, должен закончить предложение.
Варианты предложений:
-Ночью темно, а днем -…
-Летом жарко, а зимой -… и т. д.
2. «Четвертый лишний».
Учитель-дефектолог называет 4 предмета, три из которых относятся к одному общему понятию. Ребенок должен определить «лишний» предмет.
За правильные ответы дети получают фишки.
3.«Мячик-соединитель».
Педагог бросает мяч одному из детей, произнося при этом несогласованные слова, например: «Дети, играть». Ребенок, поймав мяч, произносит предложение из этих слов и бросает мяч взрослому и т. д.
4. «Группировка картинок».
Каждый ребенок получает конверт с картинками (по 16 штук, которые можно разложить на 4 группы. Дети раскладывают и дают название каждой группе.
5. «Что изменилось».
Перед детьми стоят 3 – 7 игрушек. Дети закрывают глаза, педагог убирает одну игрушку. Открыв глаза, дети угадывают, какая игрушка спрятана.
6. Итог
.