Марина Скороходова
Программа по духовно-нравственному воспитанию «Там, на неведомых дорожках»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
«Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш»
(В. А. Сухомлинский).
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности.
Публикация «Программа по духовно-нравственному воспитанию „Там, на неведомых дорожках“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2014
Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.
Формирование основ моральных качеств начинается еще в дошкольном детстве. От того насколько успешно осуществляется этот процесс, во многом зависит духовно-нравственное развитие ребенка.
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, научить их правилам общения, умению жить среди людей – главные идеи воспитания духовно-нравственных качеств личности.
Изначально, в российской педагогике воспитание всегда связывалось с развитием духовно-нравственной сферы и ставило перед собой цель – воспитать ребенка мыслящим, добродетельным, милосердным, верящим в возможность совершенствования мира и людей.
Народная культура – одно из средств нравственного, познавательного и эстетического развития детей.
Одним из средств духовно-нравственного развития дошкольников является устное народное творчество. Неслучайно фольклор с давних времен оценивается в разных аспектах: как средство педагогического воздействия, как средство психолого-педагогического изучения ребенка, как средство формирования духовно-нравственной культуры, как средство обогащения словарного запаса детей и как средство передачи красоты и образности русского языка.
Только произведения устного народного творчества удивительным образом совмещают в себе глубокую мудрость, легкость осознания и простоту запоминания, соответствующие психофизиологическим особенностям дошкольников.
В настоящее время возрождается интерес к национальным культурам, к обрядам и обычаям наших предков, к различным этапам развития истории народов и племён. Но если мы представим себе новорожденного ребенка, входящего в современный мир цивилизации, то можем увидеть, что родители окружают его вниманием и заботой в соответствии со своим пониманием и своими возможностями. Однако традиционным в их действиях является лишь говорение с малышом на родном языке, реже использование напевов, пестушек и потешек, игр. Сказки и загадки присутствуют в его воспитании лишь как элемент фольклора, обрядовая часть отсутствует вовсе, подтексты культуры незнакомы порой даже самому педагогу. Видимо, поэтому часто знакомство со своей родной культурой, именно знакомство, поверхностное, внешнее.
Исходя из этого, я разработала программу «Там, на неведомых дорожках». Разработанная мною программа, основывается на основной образовательной программе и программе развития нашего детского сада.
СТРУКТУРА, ЦЕЛИ и ЗАДАЧИ
Приоритеты:
1. Знакомство с национальными окружающими предметами, впервые пробуждающими душу ребенка, воспитывающими в нем чувство красоты, любознательность.
2. Использование всех видов фольклора (сказки, песенки, потешки, пословицы, поговорки, хороводы) в повседневной деятельности.
3. Знакомство с народными праздниками и традициями, в которых фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений.
Цели:
1. Создание условий для духовно-нравственного развития ребенка.
2. Обеспечение социальной адаптации дошкольников путем введения их в культурную традицию народной и авторской сказки, используя малые жанры фольклора (пословицы, поговорки).
3. Приобщение детей к национальной культуре, развитие интереса к русскому народному творчеству.
4. Воспитание у детей патриотических чувств и духовности.
Исходя из целей, определены задачи:
1. Помогать усвоению детьми духовно-нравственных категорий : добро – зло, послушание – непослушание, согласие – вражда, трудолюбие – лень, бескорыстие – жадность, простота – хитрость; и правил доброй, совестливой жизни.
2. Содействовать развитию познавательной сферы детей, гармонизации их психоречевого развития.
3. Содействовать развитию речи детей, обогащению словаря, развитию образного строя и навыков связной речи.
4. Развивать способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор.
5. Воспитывать послушание на основе любви и уважения к родителям и близким людям, терпения, милосердия, умения уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь.
6. Воспитывать трудолюбие, привычку заниматься делом, работать старательно и аккуратно, доводить начатое до конца, с уважением относиться к результатам чужого и своего труда.
7. Развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту.
Эти задачи решаются во всех видах детской деятельности: во время непосредственно-организованной деятельности, во время самостоятельной игровой деятельности, совместной деятельности, в режимных моментах в труде, в быту, так как воспитывает в ребенке патриота вся его жизнь: в детском саду и дома, его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Методологической основой моей программы, как и всей воспитательной системы, является концепция дошкольного воспитания и теоретическое положение А. В. Запоржца об амплификации развития ребенка в дошкольном возрасте, идея народности К. Д. Ушинского и Л. Н. Толстого., Л. С. Выготского и А. Н. Леонтьева о социализации личности ребенка; А. Н. Леонтьева о ведущем виде деятельности ребенка-дошкольника – игре.
При разработке программы приоритетными являются следующие принципы:
Принцип систематичности и последовательности предполагает усвоение материала в определенном порядке, системе; доступность и привлекательность необходимой информации.
Принцип культуросообразности
Принцип интеграции
Принцип природосообразности
Принцип наглядности
Реальные предметы и наглядные образы способствуют правильной организации мыслительной деятельности ребенка, обеспечивают понимание и прочное запоминание.
Ожидаемые результаты освоения программы
1. Сформировано позитивное отношение к окружающему миру, другим людям и самому себе.
2. Развито чувство ответственности за свои дела и поступки.
3. Проявляется деятельное отношение к труду.
4. Сформированы знания о культурном наследии русского народа, бережное отношение к нему.
5. Сформирован интерес к историческому прошлому своего народа, его традициям и ценностям русской православной культуры.
6. Усвоены общепринятые нормы и правила поведения, взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
СОДЕРЖАНИЕ
В основу программы «Там, на неведомых дорожках» положена система знаний по ознакомлению детей с прошлым родного края. Конкретно содержание программы определено в тематическом плане. Программа реализуется в два этапа, с учетом возрастных особенностей и принципа «от простого к сложному».Программа рассчитана на четыре возрастные группы (вторая младшая, средняя, старшая,подготовительная)
ПЕРВЫЙ ЭТАП. МЛАДШИЙ. СРЕДНИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ.
Цель первого этапа - знакомство и изучение:
1. Колыбельных
2. Пестушек
3. Потешек
4. Прибауток
5. Считалок
6. Загадок
7. Небылиц
8. Скороговорок
9. Подвижных игр
10. Сказок (инсценирование сказок).
ВТОРОЙ ЭТАП. СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ.
Цель второго этапа - восстановление преемственности в восприятии и освоении традиционной отечественной культуры; формирование основ национального самосознания и любви к Отечеству при росте взаимопонимания, уважения и дружбы между людьми разных национальностей; нравственное, эстетическое, интеллектуальное развитие ребенка.
ФОРМЫ РАБОТЫ
Знакомство детей с различными жанрами устного народного творчества во время организованной образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой
Использование малых фольклорных форм в режимных моментах и в различных видах организованной деятельности.
Дидактические, пальчиковые игры, театрализованные игры; игровые упражнения на развитие образных жестов и движений, интонационной речевой выразительности.
Знакомство с народными играми на физкультурных занятиях, во время прогулок.
Игры-драматизации, где дети учатся драматизировать не только сказки, но и обыгрывать потешки, небылицы.
Совместная работа с детьми по изготовлению элементов костюмов, шапочек, атрибутов к играм-драматизациям.
Посещение библиотеки, мини-музея – одно из основных средств развития эмоционально-чувственного восприятия предметов старины и нравственного отношения к ним; неоценимое средство развития положительных эмоций, эстетического вкуса ребенка, его познавательной активности.
Оформление выставок в детском саду. Выставки бывают тематическими и сезонными. Местом оформления выставки могут быть музыкальный зал или групповая комната. Содержанием выставки являются произведения народно-
прикладного творчества или творческие работы детей по рисованию, лепке, аппликации, ручному труду.
Рассматривание и обсуждение предметных и сюжетных картинок, иллюстраций к знакомым сказкам и потешкам, произведений искусства (народного, декоративно-прикладного, изобразительного, обсуждение средств выразительности).
Проведение тематических вечеров развлечений, народных гуляний, праздников,посиделок.
Работа с родителями: анкетирование, ознакомление родителей с истоками русской народной культуры, совместное проведение праздников.
Создание предметно-развивающей среды: библиотека русского фольклора, центр театрализованных игр.
Взаимодействие с родителями по ознакомлению
детей с русской народной культурой
Реализация данной программы в полной мере возможна при тесном взаимодействии детского сада и семьи. Совместные мероприятия способствуют установлению доверительных отношений с родителями, что оказывает положительное влияние на состояние педагогического процесса.