Наталья Федорчак
Программа по английскому языку для МКДОУ
▼ Скачать +Заказ
Утверждаю
Заведующая МКДОУ
«Калачеевский детский сад №1 общеразвивающего вида»
___В. Н. Малеваная
«___»___201__г
МКДОУ «Калачеевский детский сад № 1
общеразвивающего вида»
Программа обучения
«Little by little»
на 2014 – 2015 учебный год
Педагог дополнительного образования
МКДОУ «Калачеевский д/с № 1
общеразвивающего вида»
Федорчак Н. А.
Публикация «Программа по английскому языку для МКДОУ» размещена в разделах
Калач
2014 г.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
На занятиях по иностранному языку как особому виду детской деятельности реализуются следующие педагогические функции: обучающая (подготовка к овладению коммуникацией на иностранном языке, общеобразовательная (усвоение сведений о стране изучаемого языка, приобретение неясных лингвистических знаний, развитие металингвистических способностей, социальная (влияние на разумное и обоснованное поведение в ситуации взаимодействия языков и культур, развивающая (общее развитие речевой и моторной способности, в том числе и на родном языке).
Основное назначение обучения иностранному языку в детском саду состоит в воспитании личностных свойств: умения слушать собеседника, реагировать на его слова доступными способами, находить варианты речевых решений, проявлять находчивость, интерес и терпение, учиться ориентироваться в ситуации, задавать вопросы, сравнивать языковые и культурные явления между собой. Помимо первичных коммуникативных навыков, ребенок овладевает также начальными знаниями в области фонетического, словесного, фразеологического, системного, частично синтаксического и морфологического строения иноязычной речи.
Цели обучения
Цели обучения второму языку в дошкольном возрасте делятся на:
1. Практические (овладение определенным объемом языкового материала, формирование соответствующей речевой компетенции, ознакомление с культурой народа, страны или стран изучаемого языка);
2. Общевоспитательные (воспитание у ребенка интереса и уважения к культуре, традициям, обычаям и нравам людей, говорящих на другом языке, разумного и обоснованного поведения в ситуации взаимодействия языков и культур, общее развитие навыков социальной коммуникации);
3. Общеразвивающие (обогащение содержания жизни детей, насыщение коммуникативной среды, расширение кругозора, развитие рефлексии).
Задачи обучения
Задачи обучения связаны с реализацией поставленных целей:
привитие элементарных навыков устной речи на иностранном языке (понимания и говорения);
приобретение лингвистических знаний (в области фонетики, лексики, идиоматики, а также в области системного, частично морфологического и синтаксического строения иноязычной речи);
развитие металингвистических способностей детей (осознания языковых явлений и умения рассуждать о них);
приобщение к детской культуре стран изучаемого языка (к типичному содержанию детской жизни);
овладение первичной коммуникацией на втором языке (формирование элементарных навыков общения, умения адекватно вести себя в коммуникативной ситуации и достигать коммуникативных целей в условиях ограниченного владения вторым языком);
подготовка к дальнейшему более осознанному изучению иностранного языка;
формирование плюралистического мировоззрения детей в процессе воспитания в среде, где представлены разные языки и культуры.
Одна из основных целей обучения иностранному языку дошкольников – научить общению на изучаемом языке. Это означает, что:
• задачи, которые решаются в группе,
должны быть направлены на формирование всех компонентов коммуникативной компетентности и не ограничиваются только задачами в области языковой компетентности;
• знания о структурах языка должны позволять ребенку использовать язык в целях реальной коммуникации, эти знания не являются главными в обучении, а лишь позволяют достигать поставленных коммуникативных целей;
• умение использовать язык в общении и точность в соблюдении правил языка являются основными принципами, которые лежат в основе коммуникативных техник детей. Но возможны случаи, когда принцип соблюдения языковых правил может и должен быть нарушен для того, чтобы общение на изучаемом языке было продолжено;
• во время обучения дети должны использовать язык (продуктивно и рецептивно) в естественных, постоянно меняющихся, не запрограммированных ситуациях общения.
В большинстве российских программных документов, относящихся к раннему обучению иностранным языкам, также заявлен приоритет развития коммуникативной компетентности ребенка. Однако в современной практике обучения дошкольников иностранному языку по-прежнему преобладают занятия, главной задачей которых является разучивание с детьми небольшого набора стандартных фраз (дети должны уметь рассказать, как их зовут, где они живут, что они любят и т. д.). Очевидно, что общение на иностранном языке не сводится к заранее исчислимому количеству речевых высказываний либо к заучиванию наизусть нескольких наборов реплик. Психолого-педагогические исследования показывают, что любой из нас сам строит свои знания через обобщение тех ситуаций, в которых они были предъявлены. Поэтому для овладения иностранным языком, мало представленным в окружении ребенка, следует создавать множество отчасти повторяющихся, отчасти новых ситуаций, в которых ребенок будет как опираться на уже освоенные навыки составления и понимания фраз, так и стимулированно генерализовать новые элементы предложений.
Ребенок дошкольного возраста не осознает, зачем ему нужно знать второй язык. Цели взрослого для него слишком абстрактны: он не может выучить иностранный язык только потому, что это пригодится ему в будущем, что этого хочет его мама, что он сможет потом общаться с другими людьми на этом языке. Мотивация дошкольника действует по принципу «здесь и теперь», то есть не задается подобными отдаленными целями. Поэтому весь процесс постижения второго языка выстраивается как процесс удовлетворения личностных, познавательных, игровых потребностей ребенка в интересном общении с взрослыми и другими детьми. Важно наиболее рационально, с учетом психофизических возможностей детей дошкольного возраста построить процесс общения (память, работоспособность, утомляемость, потребность в чередовании разных видов деятельности).
Общение должно проходить таким образом, чтобы ребенок стал его непосредственным участником. Мотивом совместной деятельности на втором языке может быть радость, удовольствие от общения, от взаимодействия, сотворчества с взрослым и сверстниками. Он используется в игровых ситуациях, когда второй язык выполняет свою функцию – быть средством общения. Отдельные речевые действия совершаются в сенсомоторных, предметно-практических, соревновательных, воображаемых, занимательных, сказочных и т. п. игровых обстоятельствах. Иностранный язык выступает как своеобразное «правило игры», «шифр» к достижению результатов общения и совместной деятельности.
Исходя из общей концепции дошкольного воспитания, следует уделять повышенное внимание правильной организации этого процесса, расширению кругозора, развитию навыков общения и обобщения. Хорошие результаты обучения появляются тогда, когда согласуются усилия детского сада, школы и родителей.