Ирина Осипова
Программа образцового фольклорного ансамбля «Соловушка» (часть II)
▼ Скачать + Заказать документы
Основные направления работы
1. Создание благоприятных условий для реализации творческого потенциала одарённых детей.
2. Проведение непосредственной работы по развитию показателей одаренности дошкольников.
3. Приобщение родителей к работе с детьми.
Таблица 6.
Содержание работы с детьми по развитию музыкальной одаренности
Направления работы Совместная деятельность педагога и детей Самостоятельная деятельность детей
Развитие музыкально-художественной деятельности:
1. Развитие певческих навыков
2. Развитие музыкально- ритмических движений
3. Игра на музыкальных инструментах.
Публикация «Программа образцового фольклорного ансамбля „Соловушка“ (часть II)» размещена в разделах
4. Развитие музыкально- игрового творчества
Непосредственная образовательная деятельность в фольклорном ансамбле «Соловушки» (см. Приложение 2,3).
Использование музыкально- дидактических игр.
Организация выступлений на детских праздниках, празднование Дней рождения, смотрах и конкурсах, творческих отчетах.
Обучение игре на музыкальных инструментах, организация оркестра народных инструментов.
Разучивание народных хороводных, сезонных и обрядовых игр в рамках интегрированных проектов, попевок, потешек, дразнилок.
Игры в «праздники», «концерт».
Театрализованные игры с использованием имеющегося в группе оборудования: ширм, различных видов театра, масок, костюмов для ряжения.
Игра на шумовых инструментах в группе.
Подбор на музыкальных инструментах простых мелодий.
Придумывание простейших танцевальных движений
Инсценирование содержания песен, хороводов.
Развитие интегрированных художественно- творческих способностей.
Участие детей в интегрированных проектах: «Сезонные праздники» - Кузьминки, Красная горка;
«Обрядовые праздники» - Рождественские колядки, Масленица, Хакасский Новый год и др. Игры-драматизации
Придумывание концертов
Приобщение к музыкальной культуре. Слушание музыкальных произведений, музыкальных сказок.
Просмотр мультфильмов, фрагментов детских музыкальных фильмов.
Рассматривание картинок, иллюстраций в детских книгах, репродукций, предметов окружающей действительности.
Рассматривание портретов композиторов.
Рассматривание картинок, иллюстраций в детских книгах, репродукций, предметов окружающей действительности.
Рассматривание портретов композиторов.
Приобщение к культурным и музыкальным традициям русского и хакасского народа Проведение хакасских и русских праздников.
Театрализованные представления в мини- музее «Русская изба».
Знакомство с традициями, бытом русского и хакасского народов. Знакомство с содержанием уголков патриотического воспитания.
Народные игры на прогулке и в свободное время.
Создание условий для самореализации детей и стимулирование их желания для дальнейшего развития Участие детского фольклорного ансамбля и оркестра на конкурсах муниципального и регионального уровня.
Организация творческих отчетов для родителей и жителей села.
Проведение Дней открытых дверей.
Публикации в печати о проходящих в ДОУ мероприятиях. Использование возможностей развивающей среды группы.
Оснащение групп музыкальными инструментами, средствами ТСО (магнитофон, телевизор, создание развивающей игротеки и фильмотеки, накопление атрибутов для драматизаций, организации «концертов», «празднования Дней рождения» и т. п.
1. Работа с родителями.
- Проведение разъяснительной работы о важности развитию у ребёнка имеющейся музыкальной одаренности.
- Проведение консультаций о методах и формах работы с детьми.
- Подготовка для родителей фотовыставок, Дней открытых дверей, отчетных концертов.
- Привлечение родителей к совместной работе над творческими проектами, подготовке к проведению утренников, праздников.
- Поощрение родителей почетными грамотами, выражение благодарности через средства печати.
Особенности взаимодействия музыкального руководителя с родителями.
1. Информационно – аналитическое направление реализуется через анкетирование, беседы, опросы родителей, качественный и количественный анализ полученных данных, и предполагает решение педагогических задач:
- Выявить интересы и предпочтения родителей.
- Выявить уровень их осведомленности в тех или иных вопросах развития музыкальных способностей детей.
- Узнать семейный опыт, семейные традиции воспитания детей.
2. Познавательное направление реализуется через консультации, беседы, тематические сообщения, семинары-практикумы, школы для родителей, родительские клубы. Основной задачей в этом направлении работы с семьей является повышение компетентности родителей в вопросах по музыкально-эстетическому развитию ребенка дошкольного возраста.
3. Наглядно – информационное направление работы с родителями реализуется в подборе информации и оформлении родительского уголка, папок–передвижек. Родители имеют возможность, ознакомится с музыкальным репертуаром, который используется на занятиях, а так же узнать о формах и методах музыкально-эстетического воспитания в условиях семьи, расширить осведомленность о народных праздниках, традициях, культуре и быте.
4. Развлекательное направление нередко пересекается с познавательным. Тем не менее, задачей работы в этом направлении является эмоционально-эстетическое обогащение в совместной творческой деятельности детей и родителей. К этому направлению относятся такие формы взаимодействия как родительские клубы, школы для родителей, праздничные развлекательные программы, театрализованные представления, концерты с участием родителей и детей.
5. Создание предметно-развивающей среды. Работа в этом направлении предполагает сотрудничество с родителями, их помощь и участие в оформлении музыкального зала к праздникам, в подготовке костюмов, декораций. Дети по-особенному относятся к этим вещам, зная, что в этом деле приложили свои старания их родители.
Итак, родитель, непосредственно участвующий в организации педагогического процесса, является незаменимым партнером и помощником педагогу, воспитателю. А ребенок испытывает гордость и радость, а главное получает положительный пример активной жизненной позиции. В личных беседах с родителями детей с высоким уровнем музыкальности необходимо мотивировать их к помощи детям, к поощрению их стараний и достижений, а так же к содействию дальнейшего обучения детей в системе дополнительного образования.
Ожидаемые результаты.
Проведение данных занятий предполагает приобщить обучающихся к изучению родного края и развить интерес к народным традициям, фольклорным произведениям.
Результат данных занятий состоит в том, чтобы сделать «своими» для детей фольклорные произведения русского народа. Постоянные целенаправленные сопоставления произведений с характерными для данного жанра, стиля, интонациями, закономерностями развития музыки, подобранных по сходству и различию, разовьют у учащихся способность отличать музыку разных народов, разных жанров, композиторскую музыку от народной, определять на слух тот или иной стиль.
Разнообразие различных фольклорных произведений позволяет детям устанавливать различные интонационно-образные связи музыки с историей, литературой, различными видами изобразительного искусства, народными промыслами. Все это способствует развитию ассоциативного мышления, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения» детей.
Данные занятия предполагают расширение интонационно-образного багажа ребенка, развитие его эмоционального отклика на музыку, формирование устойчивого интереса к фольклорному искусству как части окружающей его жизни. Этому способствует, прежде всего, исполнительская деятельность школьников, развитие навыков коллективного музицирования – пения, игры на музыкальных инструментах, простейших импровизаций.
Используя занятия кружка, педагог расширяет образовательную среду школьников через общение с ней при посещении концертов, музеев, народных праздников.
Требования к уровню освоения содержания.
К окончанию данного курса дети должны знать:
- названия народных праздников;
- название христианских праздников;
- название разных жанровых видов народной песни;
- название инструментов народного оркестра;
- отличительные особенности русского национального костюма;
- различные виды народных промыслов России.
Обучающиеся должны уметь:
- находить черты сходства и различия в музыкальных произведениях разных жанров;
- исполнять простейшие движения народного танца;
- исполнять народные мелодии разного жанра;
- исполнять фольклорные произведения в ансамбле, оркестре.
Методические рекомендации.
Развивая, различные формы приобщения школьников к народной музыке, всегда нужно помнить, что в основе любой из них лежит эмоциональное, активное восприятие музыки.
Только тогда музыка может выполнить свою эстетическую, познавательную и воспитательную роль, когда учащиеся научатся по-настоящему слышать ее и размышлять над ней. Ребенок, не умеющий слушать музыку, никогда не научится по-настоящему хорошо исполнять ее. А все теоретические знания, полученные на занятиях, останутся пустыми, формальными сведениями.
Педагог должен дать детям возможность прочувствовать и продумать услышанное. И только спустя некоторое время, задать им вопросы. Учитель должен стремиться к тому, чтобы учащиеся как можно чаще сами отвечали на возникающие у них вопросы.
Творческое начало должно проявляться на каждом занятии. Оно может заключаться в своеобразных ответах на вопросы, в собственных предположениях о характере исполнения того или иного произведения, импровизации исполнения народных песен, танцев.
Занятия должны проводиться в различных формах. Это и теоретические занятия, и практические занятия, и уроки-праздники, уроки-концерты, уроки-экскурсии, уроки отработки навыков танца, игры на инструментах и т. д.
Все формы занятий должны быть направлены на их духовное развитие, воспитание чувства патриотизма, любви к традициям своего народа.
Литература:
С. Ожегов «Толковый словарь русского языка» – изд. Советская энциклопедия, М. : 1973
В. Н. Семенов «В старину саратовскую», Региональное Приволжское издательство «Детская книга», Саратов, 1994
Хрестоматия для учащихся начальной школы, М:. 2008
С. Бублей «Детский оркестр». Л. : «Музыка», 1989
Сельский хоровод М. : «Советский композитор», 1987
Гармошечка-говорушечка М. : «Музыка», 2000
Уроки в начальной школе. Пос. для учителя М. : 2002 Прилож. к ж. «Начальная школа».
Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина «Музыка», М. : 2004
М. Ю. Новицкая Родная земля М. : Дрофа, 2003
В. Юдин Дни Величальные Саратов Приволжское издательство, 1992
Круглый год. Русский земледельческий календарь. М. : Правда, 1991