Наталья Рыбакова
Программа «Нейрофитнес для дошколят»
▼ Скачать + Заказать документы
«Нейрофитнес для дошколят»
РАЗДЕЛ №1 «КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБРАЗОВАНИЯ»
1.1 Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Нейрофитнес для дошколят» социально-гуманитарной направленности, разработана согласно требованиям следующих нормативных документов:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с последующими изменениями и дополнениями.
Публикация «Программа „Нейрофитнес для дошколят“» размещена в разделах
- Нейропсихологические игры и занятия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2023
Федеральный закон РФ от 24.07.1998 N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
Приказ Министерства просвещения РФ от 3 сентября 2019 N 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 06.12.2019 N 56722).
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р).
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Паспорт приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей» (утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам, протокол от 30 ноября 2016 г. N 11).
Приказ Министерства просвещения РФ от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
Приказ Министерства просвещения РФ от 30 сентября 2020 г. N 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. N 196».
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. N 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».
Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (Приложение к письму Комитета образования и науки администрации города Новокузнецка от 02.07.2019 г. № 2028).
При реализации дополнительной общеразвивающей программы «Фитнес для дошколят» используется стартовый уровень дополнительного образования детей.
Актуальность Программы.
В последнее время отмечается увеличение количества дошкольников с различными нарушениями в физическо и психическом развитии, с затруднениями в обучении, трудностями в адаптации. В связи с этим, перед педагогами ДОУ всё более востребованным становится поиск новых, эффективных психолого-педагогических методов и форм работы, направленных на полноценное и всестороннее развитие дошкольников. Одним из актуальных направлений внедрения инновационных методов в коррекционный образовательный процесс является применение элементов нейрофитнеса.
Нейрофитнес — это комплекс многофункциональных упражнений, направленных на разностороннюю тренировку мозга.
Нейрофитнес состоит из целого спектра простых упражнений. Их могут выполнять не только дети, но и взрослые. Родители могут ввести эти «мозговые тренировки» в ежедневное детское расписание даже в качестве утренней зарядки, чтобы у ребёнка выработалась привычка выполнять их на регулярной основе, ведь залог успеха — правильность выполнения и систематичность.
Упражнения для мозга позволяют решить множество задач, связанных не только с работой мозга в целом, но и с познавательными способностями.
Таким образом, Нейрофитнес - уникальная методика комплексного, естественного и безопасного развития умственных и физических способностей детей, основанная на системе специально разработанных нейропсихологических упражнений.
Нейрофитнес способствует совершенствованию памяти и мыслительных способностей, концентрации внимания, скорости реакции и координации движений, межполушарного взаимодействия и пространственного мышления, мелкой и крупной моторики, навыка управления собственными эмоциями, что в конечном итоге повышает самооценку ребенка и позволяет добиться успехов в учебе.
Актуальностью программы является и то, что в итоге каждый ребенок может быть способен продуктивно обучаться и усваивать большие объемы информации, что должно облегчить дальнейшее обучение в школе.
Новизна программы заключается в применении элементов нейропсихологической диагностики и коррекции в групповой работе с детьми 5- 7 - летнего возраста в дошкольном учреждении. Так как подобная работа до настоящего времени осуществляется в основном в специализированных центрах.
Отличительные особенности Программы.
Программа «Нейрофитнес для дошколят» - направленна не на тренировку определенных навыков, а на формирование целостной функциональной системы, на базе которой воспитанники смогут самостоятельно овладевать различными знаниями и умениями в процессе обучения.
Организация образовательной деятельности
Программа предназначена учащимся дошкольного возраста 5-7 лет и по нормативным срокам реализации программа рассчитана на 1 год обучения. Общий объём составляет 68 часов (5-6 лет – 34ч. ; 6-7 лет – 34ч.).
Программа рассчитана на 32 учебные недели в, начало учебного года с октября.
Формы обучения и режим занятий
Форма обучения – очная. Основной формой образовательной деятельности являются занятия, которые проводятся по группам. Наполняемость групп – от 7 до 10 человек. Занятия проводятся 2 раза в неделю, во второй половине дня. Расписание занятий составляется, с учетом санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы и условиям проведения занятий.
- дети 5-6 лет – 25 минут;
- дети 6-7 лет– 25-30 минут.
1.2. Цель и задачи программы
Цель Программы : профилактика, коррекция и развитие речевой, познавательной и эмоционально-волевой сфер детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями на основе нейропсихологического подхода.
Задачи:
1. развивать коммуникативно-речевые навыки,
2. формировать произвольную регуляцию и контроль поведения,
3. развивать эмоциональную сферу,
4. обогатить сенсорный опыт,
5. компенсировать дефицит моторного развития,
6. формировать пространственно-временные представления,
7. развивать чувства ритма,
8. развивать межполушарное взаимодействие,
9. развивать высшие психические функции.
1.3 Содержание программы.
Учебно-тематический план
Наименование разделов и тем программы Количество часов Формы аттестации/ контроля
общее теория практика
1. Кинезиологические упражнения 10 3 7 Игры, упражнения, диагностика. личностного роста. Рефлексия в конце каждого занятия. Наблюдение в процессе каждого занятия
2. Когнитивные игры 10 1 9 Игры, упражнения Наблюдение в процессе каждого занятия.
3. Психокоррекционные игры 14 - 14 Рефлексия в конце каждого занятия. Наблюдение в процессе каждого занятия. Анкетирование родителей и педагогов, диагностик
4. Итого 34 4 30
1. Раздел: Кинезиологические упражнения
Нейропсихологические задачи : нормализация работы всех блоков головного мозга, формирование целостного восприятия информации.
Практика:
1. Упражнения развивающие межполушарное взаимодействие,
2. Упражнения нормализующие мышечный тонус,
3. Упражнения углубляющие позитивное отношение,
4. Упражнения повышающие энергетические возможности ребенка.
2. Раздел: Когнитивные игры
Психологические задачи: развитие умения анализировать информацию, быстро думать в условиях ограничения времени.
Практика: 1. Математические игры;
2. Речевые игры;
3. Игры на развитие внимания;
4. Игры на развитие пространственных представлений.
3. Раздел: Психокоррекционные игры
Психологические задачи: Привлечение внимания к эмоциональному миру человека. Формирование представлений о себе, социальных отношениях, развитие уверенности в себе.
Практика: 1. Кто Я? Какой Я?
2. Буду добрым и хорошим;
3. Я взрослею.
1.4 Планируемые результаты.
1. У детей развиты коммуникативные навыки:
-сформирована готовность совместной деятельности со сверстниками,
-развито умение устанавливать контакт и поддерживать его.
2. У детей формируется произвольная регуляция и контроль поведения
- развито умение следовать инструкции взрослого человека,
-формируется способность регулировать свое поведени
совершенствуется умение планировать самостоятельную деятельность,
- развиваются волевые качества (организованность, аккуратность,
-сформированы понятия «надо» и «нельзя».
3. У детей развита эмоциональная сфера:
-развита эмоциональная отзывчивость, способность к сопереживанию,
-развито умение проявлять положительные эмоции,
-развито умение распознавать эмоции.
4. Детьми приобретё н сенсорный опыт:
-сформированы зрительные, слуховые, тактильнокинестетические эталоны.
5. У детей скомпенсирован дефицит моторного развития:
-владеют разными видами ползания,
-развита крупная моторика,
-развита тонкая моторика рук.
6. У детей сформированы пространственные представления:
-различают «верх- низ», «впереди-сзади», «лево-право».
7. У детей развито чувство ритма:
-могут повторить заданный ритмический рисунок.
8. У детей развито межполушарное взаимодействие:
- сформирована общая двигательная координация,
-развиты крупные содружественные движения двумя руками и ногами,
-развита реципрокная координация рук и ног,
-продолжают формироваться межфункциональные связи.
9. У детей развиты высшие психические функции:
-развита способность к концентрации и устойчивости произвольного внимания
- обогащен сенсорный опыт ребенка.
Раздел № 2.«Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1 Календарный учебный график
№ Объем учебных часов Всего учебных недель Всего учебных дней Режим работы
1 64 32 64 2 раза в неделю по 1 академическому часу (25/30 мин)
Учебный план (УП)
Содержание учебного плана составлено с учё том:
- режима работы МБДОУ «Детский сад №204»
-дата начала оказания дополнительных платных образовательных услуг – 01.10.2022г.
- продолжительностью учебного года – 2022-2023 г.
- количество недель в 2022-20223учебном году-32.
2.2 Условия реализации Программы
Эффективность решаемых в программе задач будет достигнута при выполнении следующих условий:
- создание благоприятной эмоциональной атмосферы при проведении любого занятия;
- заинтересованное вовлечение каждого ребёнка в деятельность.
Материально-техническое обеспечение
• Хорошо освещенный кабинет, площадью не менее 18 кв. м. ;
• Коврики
• Музыкальный центр
• CD диски
• Фонотека
• Сборники музыкального сопровождения
• Спортивный инвентарь
- Мячи разных размеров.
- Коврики для упражнений в партере на каждого ребенка.
Для успешной реализации программы необходимо сотрудничество с родителями и необходимое материальное обеспечение
Необходимо специальное, хорошо проветриваемое, помещение с ковровым покрытием, достаточно просторное, для проведения групповых подвижных игр, упражнений в кругу, релаксаций.
2.3. Формы контроля.
Формы реализации программы :
По количеству детей, участвующих в занятии – подгрупповая.
По особенностям коммуникативного взаимодействия педагога и детей – мастерская.
По дидактической цели - комбинированные формы занятий.
Формы работы:
телесные разминки, массаж;
имитационные разминки;
пальчиковые игры;
дидактические игры;
игры с правилами;
двигательные разминки;
н/ гимнастика:
корригирующая гимнастика;
элементы детской йоги;
дыхательные упражнения;
сенсомоторные упражнения;
игры на внимание и быстроту реакции.
2.4. Оценочные материалы
Для выявления результатов достижений каждого ребенка используется педагогическое наблюдение, анализ результатов, анкетирование, выполнение диагностических заданий (количественные, качественные характеристики)
1. Выводы о динамике развития детей осуществляются следующими способами:
- «Метод замещающего онтогенеза» А. В. Семенович (нейропсихологическая технология психолого-педагогического сопровождения детей с различными типами развития, нацеленная на формирование базовых основ, предпосылок познавательных функций);
-методы моторной коррекции (которые направлены на восстановление контакта ребенка с собственным телом, умение расслаблять мышечное напряжение, развитие навыков невербальной коммуникации.)
-двигательные методы
-когнитивные методы (на преодоление трудностей усвоения новых знаний и формирование ВПФ.)
Эти методы применяются в едином комплексе и взаимодополняют друг друга.
Дополнительно:
- Метод двигательных ритмов (направлен на формирование слухомоторных координаций, произвольной регуляции движений, слухового внимания. Он создает основу для появления таких характеристик моторики детей, как плавность, переключаемость, быстрота и координация движений рук и ног и др.)
- Метод звукодыхательных упражнений. (направлен на развитие самоконтроль и произвольность. - ритм дыхания и движения.
- Релаксационный метод. (направлен на формирование произвольного внимания, дифференцированных двигательных и психических реакций)
- Метод психогимнастики. (помогает преодолеть двигательный автоматизм, позволяет снять мышечные зажимы, развивает мимику и пантомимику)
Оценка продуктивности психической деятельности проводится согласно принятой в нейропсихологии шкале :
«0» — выставляется в тех случаях, когда ребенок выполняет все тесты без ошибок;
«1» — если отмечается ряд мелких погрешностей, исправляемых самим ребенком практически без участия экспериментатора;
«2» — ребенок в состоянии выполнить задание после нескольких попыток, развернутых подсказок и наводящих вопросов;
«3» — задание недоступно даже после подробного многократного разъяснения со стороны экспериментатора.
2. Наблюдение за поведением и деятельностью ребенка в свободной ситуации и на занятии: устойчивость к психическим нагрузкам, время сосредоточения на предлагаемой деятельности (степень включения в нее, соотношение целенаправленной и хаотичной активности, скорость усвоения нового материала и приобретения навыков.
3. Отзывы родителей и воспитателей об изменениях в поведении и деятельности ребенка.
2.5. Методические материалы.
В ходе коррекционно-развивающей работы по программе «Фитнес для дошколят» используются игры и упражнения, которые направлены: на эмоциональное общение; на развитие движений, как всего тела, так и движений отдельных его частей (рук, ног, жестомимической активности и т. д.) и их содружественной работе; на речевое и неречевое дыхание; на восприятие разнообразных стимулов, полученных через разные сенсорные каналы (запах, цвет, форма, фактура, температура, звучание, ощущение от движений собственного тела и т. п.); на пространственно-временные представления (1 и 2 блоки мозга по А. Р. Лурия). Так как все это предшествует активному развитию речи ребенка в процессе онтогенеза. А так же, на занятиях уделяется огромное внимание процессам, которые формируются в данном возрастном периоде: произвольная регуляция поведения, планирование деятельности и контроль (3 блок мозга, лобные доли коры больших полушарий).
Занятия по программе «Фитнес для дошколят» проводятся в форме групповых игротренингов, в ходе которых создается ситуация успеха, способствующая повышению самооценки воспитанников, обеспечивается щадящий режим и дифференцированный подход. Одна и та же игра обычно используется в ходе 2-3 занятий, но на каждом этапе в нее вводится элемент усложнения. Может измениться задача, а может и материал. Принципы проведения групповых коррекционных занятий: Соблюдение правил и условий игры
Четкая, повторяющаяся структура занятий
Принцип ответственности каждого за групповую деятельность (мы на тебя смотрим, мы тебя ждем)
Для организации детей в процессе игротренинга, прежде чем войти в зал дети выбирают маркер (резиночку) одного из двух цветов и надевают ее на запястье левой руки. Так дети делятся на подгруппы (красную, желтую) для того, чтобы каждый ребенок в малой группе.
Данный маркер является одним из способов обозначения левой и
Занятия коррекционно-развивающей программы построены по принципу постоянной смены форм взаимодействия детей (группы, подгруппы, диады, что вырабатывает гибкость в выборе ребенком формы и типа поведенческой реакции.
В канву занятия вводится музыка. Она используется для организационного момента, как средство эмоционального включения в процесс занятия; для развития неречевого слуха; как фон (релаксация). Благодаря музыке, в процесс развития ребёнка включаются все основные каналы восприятия (слуховой, зрительный, тактильный, двигательный, ритмический, а это является стимулом для комплексной переработки любой информации.
Музыка, используемая на занятии, должна быть дозирована и оправдана поставленной задачей.
В игротренингах широко используются разные виды природного материала: шишки, орехи, крупы, ягодные косточки, каштаны, бобы, опавшие листья, а также листы белой и тонированной бумаги, калька, фольга, трубочки для коктейля, вата, вода. Этот раздаточный материал на занятии используется многофункционально, как для сенсорного развития, так и для моторного (глазомер, координация, ощущение, звук и т. п.)
Работа с родителями
В рамках этой формы работы с родителями предполагается предварительно провести собрание, цель которого рассказать о нейропсихологическом подходе к такому процессу, как подготовка к школе. В одноименной группе ВК, ОК, Viber, WhatsApp, Telegram будет работать форма обратной связи, где будет выкладываться необходимая информация для закрепления достигнутых ребенком результатов, у родителей будет возможность задать вопросы учителю– логопеду и оперативно получить на них ответы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Балашова Е. Ю., Ковязина М. С. «Нейропсихологическая диагностика в вопросах и ответах» М. : Генезис 2017г.
2. Визель Т. Г. Основы нейропсихологии :М. : Изд. В. Секачев, 2016 г. 4. Выготский Л. С. «Мышление и речь» М. : «Национальное образование» 2016 г.
3. Глозман Ж. М. Нейропсихология детского возраста : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М. : Издательский центр «Академия», 2009. — 272 с. ISBN 978-5-7695-4758-4
4. Глозман Ж. М. Нейропсихологическое обследование. Качественная и количественная оценка данных. М. : Смысл, 2012
5. Микадзе Ю. В. Нейропсихология детского возраста : Учебное пособие. — СПб. : Питер, 2008. — 288 с. : ил. — (Серия «Учебное пособие»). ISBN 978-5-318-00752-1.
6. В. С. Колганова, Е. В. Пивоварова Нейроспихологические занятия с детьми Ч 1/ Практическое пособие –М. :АЙРИС-пресс,2022._416с.
7. В. С. Колганова, Е. В. Пивоварова Нейроспихологические занятия с детьми Ч 2/ Практическое пособие –М. :АЙРИС-пресс,2022._144с.
8. И. И. Праведникова, Нейроспихология. Игры и упражнения. /–М. :АЙРИС-пресс,2018._112с.
9. Микадзе Ю. В. Нейропсихология индивидуальных различий в детском возрасте: Автореф. докт. дис. — М. : МГУ, 1999.
10. Практическая нейропсихология. Опыт работы с детьми, испытывающими трудности в обучении. Под редакцией Ж. М. Глозман. М. :Теревинф, 2016 113
11. Семаго Н. Я., Семаго М. М. Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребенка (ОРПДР) Издательство: АЙРИС дидактика: 2007.
12. Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. — М. : Академия, 2002.
13. Семенович А. В., Гатина С. В., Серова Л. И., Сафронова Е. В., Пивоварова Е. В. Схема нейропсихологического обследования детей. -М. : МГПУ, 1998.
14. Семенович А. В. «Введение в нейропсихологию детского возраста» М. : Генезис 2017 г.
15. Семенович А. В. «Межполушарное взаимодействие» Хрестоматия М. : Генезис 2018 г.
16. Семенович А. В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза, М. : Генезис, 2015
17. Семенович А. В., Вологдина Я. О., Ланина Т. Н. : Нейропсихологическая профилактика и коррекция. Редактор: Торчинская М. О., Издательство: Дрофа, 2014г.
18. Сунцова А. В., Курдюкова С. В. Изучаем пространство с нейропсихологом. М. : Генезис 2016г.
19. Фарбер Д. А., Дубровинская И. В. Мозговая организация когнитивных процессов в дошкольном возрасте // Физиология человека, 1997. – Т. 23. – № 2. – С. 25-32.
20. Хомская Е. Д. «Нейропсихология» СПб. : «Питер» 2017 г.
21. Цветкова Л. С. Методика нейропсихологической диагностики детей. Изд. 2-е, исправленное и дополненное. - М. : "Российское педагогическое агентство", "Когито-центр", 1998. - 128 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1