Мария Бортникова Ренжина
Программа кружковой работы «Нетрадиционные техники рисования» для детей среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
ВВЕДЕНИЕ
Художественное творчество является одним из самых интересных и увлекательных занятий для детей дошкольного возраста. В процессе продуктивной деятельности воспитывается интерес и различным видам искусства в целом. Занятия рисованием, лепкой, конструированием – одни из самых больших удовольствий для ребёнка. Они приносят детям много радости. Рисуя, ребёнок отражает не только то, что видит вокруг, но и проявляет собственную фантазию. Нельзя забывать, что положительные эмоции составляют основу психического здоровья и благополучия детей. А поскольку изобразительная деятельность является источником хорошего настроения, следует поддерживать и развивать интерес ребёнка к творчеству. В изобразительной деятельности идёт интенсивное познавательное развитие.
Процесс обучения изобразительной деятельности строится на взаимодействии ребёнка с педагогом и детьми. В процессе такого взаимодействия выстраиваются отношения, формируется личность человека. В изобразительной деятельности возможно успешное развитие таких качеств личности как самостоятельность, инициативность, коммуникативность, а также способность подчинять своё поведение элементарным правилам – саморегуляции, самоуправления. Таким образом, изобразительная деятельность важна не столько для овладения умением рисовать, сколько для общего психического и личностного развития ребёнка.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рисование карандашами и красками требует от ребенка дошкольника высокого уровня владения техникой, сформированных навыков, знание приемов работы. Однако, несмотря на усилия, рисунок может, получается непривлекательным, тут на помощь приходят нетрадиционные приемы рисования.
Актуальность данного направления заключается в использованиисистематических упражнений по тренировке пальцев, которые являются средством стимуляции коры головного мозга, что в свою очередь способствует развитию мышления и звукопроизношения. Пальчиковые игры, упражнения и нетрадиционные техники рисования – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи.
В основу программа кружковой работы «Нетрадиционные техники рисования» (далее – Программа) положены программы «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» (автор Давыдова Г. Н.) и «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» (автор Никитина А. В.)и не противоречит принципам общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой (2010 год, по которой работает дошкольное учреждение. Программа является частью общеобразовательной программы дошкольного учреждения, формируемой участниками образовательных отношений (п. 2.12. ФГОС ДО) и дополняет образовательную область «Художественное творчество».
Актуальность создания программы определяется основными принципами, обозначенными в ФГОС ДО, а именно:
• построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка;
• содействие и сотрудничество детей и взрослых;
• поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
Данная Программа реализуется в режимные моменты в формате кружковых занятий. Программа направлена на развитие художественно-эстетической практики детей.
Программа рассчитана на 1 учебный год - 18 академических часов, по 2 занятия в месяц.
Время проведения – вторая половина дня в рамках самостоятельной деятельности.
Длительность занятий соответствует СанПиН 2.4.1.3049-13: для детей 4-5 лет – 20 минут.
С самого раннего возраста дети пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве через визуальные ощущения. На раннем этапе им иногда не нужны краски, кисточки и карандаши. Малыши с удовольствием рисуют пальчиками, ладошками и др. Такое нестандартное решение развивает детскую фантазию, воображение, снимает отрицательные эмоции. Это свободный творческий процесс, когда не присутствует слово «нельзя». Проведение таких занятий способствует снятию детских страхов, обретению веры в свои силы, внутренней гармонии с самим собой и окружающим миром. На занятиях задействовано максимальное количество видов детской деятельности.
Цели и задачи программы.
Цель:
- создание условий для развития у детей мелкой моторики, творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного художественного творчества;
- формирование эстетического отношения к окружающему миру посредством развития умения понимать и создавать художественные образы.
Задачи:
- расширять представления о многообразии нетрадиционных техник рисования;
- обучать приемам нетрадиционных техник рисования и способам изображения с использованием различных материалов;
- учить детей выбирать материал для нетрадиционного рисования и умело его использовать;
- помочь детям овладеть различными техническими навыками при работе нетрадиционными техниками;
- прививать интерес к рисованию нетрадиционными техниками;
- развивать творчество, фантазию;
- активизировать детей при выборе тематики;
- развивать чувство коллективизма, товарищества, стремления прийти на помощь друг другу;
- учить сопереживать настроению, переданному в рисунке.
Для того чтобы работа по развитию мелкой моторики была результативной, в группе необходимо создать развивающую среду, которая может включать в себя такие компоненты:
- Зона ИЗО деятельности (различные лекала, трафареты, различные предметы для экспериментирования в рисовании, бумага, штамповки и другое).
- Зона, где сосредоточенны разнообразные мозаики, бросовыйматериал, различные инструменты.
Организация образовательной деятельности по художественному творчеству с применением нетрадиционной техники рисования способствует развитию:
- Мелкой моторики пальцев рук, что положительно влияет на развитие речевой зоны коры головного мозга;
- Изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;
- Психических процессов (воображения, восприятия, внимания, зрительной памяти, мышления);
- Тактильной чувственности (при непосредственном контакте пальцев рук с различными средствами художественной деятельности дети познают их свойства, возможностями применения и т. д.);
- Пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
- Ориентировочно-исследовательской деятельности дошкольников – ребенку предоставляется возможность экспериментирования (смешивание краски с клейстером, нанесение гуаши или акварели на природные материалы и т. д.);
В процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля.
В работе по развитию мелкой моторики рук посредством нетрадиционных техник рисования находит свое отражение интеграция образовательных областей:
1. «Коммуникация»: развитие коммуникативных навыков в процессе свободного общения педагога с детьми, пополнение словаря детей.
2. «Чтение художественной литературы»: чтение, разучивание и обсуждение художественных произведений в ходе предварительной работы.
3. «Художественное творчество»: участие в создании индивидуальных и коллективных рисунков, сюжетных композиций, использование различных материалов и способов для создания изображения. Развитие продуктивной деятельности детей.
4. «Познание»: расширение кругозора детей, сенсорное развитие.
5. «Социализация»: приобщение к общепринятым нормам взаимодействия со сверстниками и взрослыми, объективное оценивание своих возможностей и способность преодолевать трудности.
6. «Безопасность»: соблюдение элементарных правил безопасности во время работы с различными материалами.
7. Образовательная область «Музыка»: приобщение к звукам природы и музыки через аудиозаписи.
8. «Труд»: воспитание уважительного, ценностного отношения к собственному труду и труду других людей.
9. «Здоровье»: формирование правильной осанки при выполнении работы, формирование желания заботиться о своём здоровье, выполнение разминок и физкультминуток.
Одним из важнейших направлений, по созданию благоприятных условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев и подготовки руки к письму, остается работа с родителями.
Эффективным средством знакомства родителей с особенностью развития мелкой моторики рук посредством нетрадиционных техник рисования является их участие в вечернее время, где они могут познакомиться с методом и приемами работы. Многие родители начинают проявлять заинтересованность к творчеству детей, когда видят на выставке детские работы. Художественная деятельность ребенка станет еще более успешной, если взрослые, педагоги и родители, будут оценивать ее положительно, не сравнивая работы детей между собой, а отмечая индивидуальную манеру выполнения.
Поэтому особое внимание необходимо уделять обсуждению детских работ, обязательно вводить в практику анализ рисунка ребенка в индивидуальной беседе с ним. При этом стараться оценивать достижения ребенка в соответствии с его личными возможностями и в сравнении с его же прежними рисунками, обстоятельно аргументировать оценку и придавать ей позитивный характер, чтобы открыть путь к исправлению ошибок.
Работа с родителями:
- Консультация «Особенности рисования детей 4-5 лет»;
- Изготовление папки-передвижки «Пальчиковые краски и работа с ними»;
- Наглядно – текстовая информация «Как правильно использовать нетрадиционные техники рисования».
Техники:
Тычок полусухой жесткой кистью;
Тычок ватной палочкой;
Рисование восковыми мелками и акварелью;
Пластилинография;
Пальчиковое рисование;
Рисование бумагой;
Рисование по трафаретам;
Граттаж;
Монотипия;
Набрызг;
Рисование нитками;
Рисование ладошками.
Методы обучения нетрадиционным техникам рисования:
- Создание игровой ситуации, интересных моментов.
- Проговаривание этапов работы.
- Демонстрация воспитателя, применение мультимедийной презентации с изображением по этапам правильного положения рук в процессе знакомства с новыми техниками.
- Пальчиковые гимнастики, специальные упражнения для тренировки кистей и пальцев, массажи, способствующие развитию мелкой моторики.
- Рассматривание иллюстраций из книг и картин.
- Сопровождение музыкальными произведениями.
- Оформление выставок.
- Самостоятельная деятельность детей.
Принципы работы с детьми:
- доступность отбираемого материала;
- постепенное усложнение программного содержания, методов и приёмов руководства детской деятельностью;
- индивидуальный подход к детям.
Оборудование и материалы:
• слайд-шоу с применением мультимедийной техники;
• подборка музыкальных треков по тематике занятий;
• подборка песен, потешек, стихов, рассказов по тематике занятий;
• бумага формат А4;
• набор гуашевых красок;
• набор акварельных красок;
• кисти ворс;
• кисти щетина;
• зубные щетки;
• осенние листья;
• трафареты;
• восковые свечи;
• песок;
• стаканчики с водой;
• салфетки;
• поролоновые тампоны;
• фартуки.
Этапы освоения Программы и планируемые результаты.
Этап 1. Вводная часть. Целью вводной части занятия – настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт с детьми.
Основные процедуры работы – чтение сказки, игры по темам, например, игра «Что бывает такого цвета», «Волшебные картинки», «Лабиринт» слушание песенок, и т. д.
Задачи этапа:
- обогащать представление о цветах и оттенках окружающих предметов;
- закреплять умение правильно держать кисть, тампон, располагать рисунок на листе бумаги.
Этап 2. Продуктивная часть. На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В неё входят художественное слово, игры, объяснение материала, показ, рассказ воспитателя, рассматривание иллюстраций, репродукций, направленные на активизацию познавательной активности, развитие творческих способностей дошкольников.
Задачи этапа:
- умение создавать простые по композиции и несложные по содержанию сюжеты;
- умение правильно передавать расположение частей сложных предметов.
Этап 3. Завершающая часть. Цель этой части занятия закрепление полученных знаний посредством создания коллективных рисунков, совместных сюжетно – ролевых игр, викторин. А также закрепление положительных эмоций от работы на занятии. В конце занятия проводится анализ деятельности детей педагогом. На практических занятиях организуется мини-выставка творческих работ. На каждом занятии проводится физкультминутка по теме занятия.
Задачи этапа:
- научить самостоятельно решать творческие задачи;
- сформировать личностное отношение к результатам своей деятельности и деятельности других детей.
Структура занятия:
- Создание игровой ситуации, сюрпризные моменты.
- Рассматривание картин и книжных иллюстраций.
- Проговаривание последовательности работы.
- Показ воспитателя.
- Пальчиковые гимнастики и массажи, специальные тренировочные упражнения, способствующие развитию мелкой моторики.
- Самостоятельная продуктивная деятельность детей.
- Музыкальное сопровождение.
- Оформление выставок.
Методические рекомендации
Организуя занятия по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы. С возрастом ребёнка расширяется содержание, усложняются элементы, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности.
Режим занятий:
Средняя группа - количество занятий в неделю 1, в месяц 4 занятия. В год проводится 36занятий. Длительность занятия в средней группе -20 мин
Форма занятий - тематическая совместная деятельность педагога и ребенка в форме кружковой работы.
Формы подведения итогов в конце года реализации дополнительной образовательной программы:
-Проведение выставок детских работ
-Проведение открытого мероприятия
-Проведение мастер-класса среди педагогов
Ожидаемый результат.
Посредством данной программы педагог получит возможность более эффективно решать задачи воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Так как представленный материал способствует:
- развитию мелкой моторики рук;
- обострению тактильного восприятия;
- улучшению цветовосприятия;
- концентрации внимания;
- повышению уровня воображения и самооценки.
-расширение и обогащение художественного опыта.
-формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом.
-сформируются навыки трудовой деятельности
-активность и самостоятельность детей в изобразительной деятельности;
-умение находить новые способы для художественного изображения;
-умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.
Реализация программы поможет детям дошкольного возраста творчески подходить к видению мира, который изображают, и использовать для самовыражения любые доступные средства.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Средний дошкольный возраст (4-5 лет)
№ п/п Название занятия Техника Программное содержание
Сентябрь
1 Вводное занятие, диагностика Знакомство с палитрой цветов. Предварительная диагностика. Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.
2 «Листопад» Монотипия Познакомить детей с симметрией. Развивать пространственное мышление.
3 «Осенний лес» Печатание листьями Учить использовать технику печатания (осенние листья). Воспитывать умение любоваться своей работой.
4 Укрась платочек Оттиск пробкой. Рисование пальчиками Учить украшать платочек простым узором, используя печатание, рисование пальчиками и прием примакивания. Развивать чувство композиции, ритма.
Воспитывать у детей умение работать индивидуально.
Октябрь
5 «Для здоровья» Печатание печаткой из яблока Познакомить с техникой печатания яблоком, поролоновым тампоном. Показать приём получения отпечатка. Учить рисовать яблоки и ягоды, в банке. По желанию можно использовать рисование пальчиками. Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус.
6 Улитка
Рисование восковыми мелками, солью Познакомить с техникой сочетания акварели и восковых мелков. Учить детей рисовать восковым мелком по контуру, учить раскрашивать по частям, аккуратно работать с солью. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.
7 Цыпленок Рисование ватными палочками Учить детей наносить клей на отдельный участок, щедро насыпать крупу на отдельный участок, аккуратно окрашивать рис, «оживлять» работу с помощью ватной палочки. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.
8 «Дары осени»
Коллективная работа Рисование ватными палочками Закрепить умение рисовать ватными палочками. Развивать чувство композиции.
Ноябрь
9 «Пушистый клубок» Рисование тычком Закрепить умение пользоваться техниками «тычок жесткой полусухой кистью».
10 «Платочек для бабушки» Монотипия Закрепить умение работать в технике монотипии.
11 Первый снег Оттиск печатками из салфетки Закреплять умение рисовать деревья большие и маленькие, изображать снежок с помощью техники печатания или рисование пальчиками. Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус.
12 По замыслу Разные Закрепить умение выбирать самостоятельно технику и тему. Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.
Декабрь
13 «Лесная красавица» Рисование зубной щеткой Познакомить с техникой рисования зубной щеткой. Развивать пространственное мышление.
14 «Ёлочные шары» Рисование набрызгом по трафаретам. Познакомить с техникой набрызг. Развивать чувство композиции.
15 «Зимний лес» Печать по трафарету, рисование пальчиками Упражнять в печати по трафарету. Закрепить умение рисовать пальчиками. Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус.
16 «Овечка» Кисть щетина, салфетка, рисование пальчиками Учить тонировать лист, промакивать салфеткой (изображая облака, шерсть, учить детей техникой рисования тычком полусухой кистью. Закрепить умение рисовать пальчиками. Воспитать у ребенка художественный вкус.
Январь
17 «Зимние узоры» Рисование акварелью по воску. Познакомить с техникой рисования свечой, тонировать фон. Воспитать у ребенка художественный вкус.
18 «Зимушка – Зима» Рисование смятой бумагой. Учить детей наносить белую краску смятым комком бумаги, создавая образ снега. Учить детей выполнять работу аккуратно, не выходя за края рисунка.
19 «Снеговичок» Комкание бумаги (скатывание) Закреплять навыки рисования гуашью, умение сочетать в работе скатывание, комкание бумаги и рисование. Учить дорисовывать картинку со снеговиком (метла, елочка, заборчик и т. д.). Развивать чувство композиции.
Воспитать у ребенка художественный вкус.
Февраль
20 «Птицы зимой» Рисование поролоном по трафарету. Совершенствовать умение в нетрадиционных графических техниках
21 Цветочек для папы Оттиск печатками из картофеля Упражнять в рисовании с помощью печаток. Закреплять умение дорисовывать у полураспустившихся цветов стебельки и листочки. Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус
22 Плюшевый медвежонок Поролон (2шт., тонкая кисть, гуашь Помочь детям освоить новый способ изображения - рисования поролоновой губкой, позволяющий наиболее ярко передать изображаемый объект, характерную фактурность его внешнего вида, продолжать рисовать крупно, располагать изображение в соответствии с размером листа. Воспитать у ребенка художественный вкус.
23 По замыслу Разные Закрепить умение выбирать самостоятельно технику и тему. Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.
Март
24 Открытка для мамы Печать по трафарету Учить украшать цветами открытку для мамы. Закрепить умение пользоваться знакомыми техниками.
25 «Синички» Рисование нитками, карандашом Познакомить с техникой рисования нитками. Развивать фантазию.
26 «Ранняя весна» Монотипия пейзажная Научить складывать лист пополам, на одной стороне рисовать пейзаж, на другой получать его отражение в озере. Половину листа протирать губкой.
27 Подснежники
Акварель, восковые мелки Учить рисовать подснежники восковыми мелками, обращать внимание на склоненную головку цветов. Учить с помощью акварели передавать весенний колорит. Развивать цветовосприятие. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.
Апрель
28 «Аквариум» Рисунки из ладошки Учить обводить растопыренные пальчики простым карандашом, дорисовывать необходимые детали.
29 «Звездное небо» Набрызг Познакомить с техникой набрызг. Развивать чувство композиции.
30 «Грачи прилетели» Печать ластиком Учить детей печатками из ластика изображать стаю перелетных птиц.
31 «Вальс цветов»
(коллективная работа) Печатание поролоном. Закреплять умение рисовать необычные цветы, используя поролон, печатки. Прививать любовь к изобразительной деятельности.
Май
32 «Праздничный салют» Восковые мелки, акварель шариками. Закрепить свойства разных материалов, используемых в работе: акварель и восковые мелки. Развивать композиционные навыки.
33 «Красивый пейзаж» Рисование песком Знакомить с методом рисования пейзажа, учить располагать правильно предметы.
34 «Бабочка» Монотипия Учить детей соблюдать симметрию, рисовать на одной половине листа, затем складывать лист
35 По замыслу Разные Закрепить умение выбирать самостоятельно технику и тему. Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.
36 Мониторинг
Список использованной литературы:
1. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду - Москва «Издательство Скрипторий 2003», 2008.
2. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованых родителей. -СПб. : КАРО,2010.
3. Казакова Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М., 2007.
4. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность: Обучение детей техническим навыкам и умениям. //Дошкольное воспитание, 1991, №2.
5. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. - Москва. 2007.
7. Цквитария Т. А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. – М. : ТЦ Сфера,2011.
8. Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. - Москва. 2003.