Лариса Степанова
Программа театрального кружка «В гостях у сказки»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
Влияние театрального искусства в развитии творческой деятельности детей очень велико. Театральное искусство, как и любое другое искусство, способно воздействовать на всестороннее развитие ребенка. Через образы, краски, звуки ребенок знакомится с окружающим миром во всем его многообразии, он удивляется, восхищается, радуется, сопереживает. Занятия театрализованной деятельностью развивают память, внимание, совершенствуют речь и пластику движений, способствуют раскрытию творческих способностей. Сочетая возможности нескольких видов искусств – музыки, живописи, танца, актерской игры, театрализованная деятельность выполняет важнейшую социальную функцию.
Публикация «Программа театрального кружка „В гостях у сказки“» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Сценарии по сказкам
- Театр. Кружковая работа
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театральные студии и кружки для детей. Планы, программы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2014
Дошкольное детство – пора наиболее оптимального приобщения ребенка к миру прекрасного. Важно не просто пробудить творческую активность детей, стимулировать их воображение, но и научить ребят чувствовать образ, настроение и выразительно их передавать, развить их художественное воображение, фантазию.
Настоящая программам кружка составлена с учетом Основной общеобразовательной программы МДОУ «Детский сад № 1 п. Вохма».
Основная цель кружка – создать условия для формирования у дошкольников интереса к театральному искусству; развития их творческих способностей посредством музыкального искусства и актерской игры.
Задачи:
1. Вызвать интерес к театру, театрализованной деятельности.
2. Обогатить эстетические впечатления детей через музыкально-театрализованную деятельность, произведения искусства.
3. Развить творческую активность во всех доступных детям видах театрализованной деятельности : передаче характерных образов в постановках, использование выученных танцев, диалогов, песен в новых, самостоятельно найденных сочетаниях; импровизации роли.
4. Усовершенствовать артистические навыки детей, а также их исполнительские умения.
5. Сформировать самостоятельность, инициативу и стремление применять выученный репертуар в повседневной жизни.
При составлении программы учитывался возраст детей, определялся объем и содержание знаний, равномерно спланированный по времени, для наиболее эффективного усвоения его в течение года в определенной системе.
Принципы создания программы :
1. Доступность.
2. Систематичность и последовательность.
3. Наглядность.
4. Деятельностный подход.
5. Динамичность.
6. Дифференциация.
Данная программа рассчитана на детей средней группы (4-5 лет). Срок её реализации 1 год. Формы работы с детьми: подгрупповые и индивидуальные занятия. Кружок проводится во второй половине дня 1 раз в неделю по 20 минут. Количество детей, посещающих кружок – 8. Занятия проводит музыкальный руководитель.
Ожидаемые результаты:
Дети:
- проявляют интерес к театру, театрализованной деятельности;
- творчески активны во всех доступных видах театрализованной деятельности;
- владеют артистическими навыками, а также исполнительскими умениями;
- самостоятельны, инициативны, стремятся применять выученный репертуар в повседневной жизни.
Учебно-тематический план.
Раздел программы Тема Число часов теоретич. Число часов практич.
Основы театральной культуры «Кукольный театр»
1
Чтение книги В. Д. Берестова «Театр кукол»
1
«Беседа с детьми о значении мимики и жестов в театрализации»
1
«Беседа с детьми о правилах поведения в театре»
1
Беседа «Как вести себя на улице» 1
Театральные игры «Поиграем с куклами» 1
Сюжетно-ролевая игра «Семья» 1
Театр на фланелеграфе «Что такое хорошо и что такое плохо?»
1
Сюжетно-дид. игра «Мы пришли в театр»
1
Настольный театр «Красная шапочка» 1
п/и «Поехали» 1
Настольный театр «Правила дорожного движения» 1
Культура и техника речи «Расскажи стихи руками» 1
Чтение и обсуждение стихотворения В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?»
1
Конкурс рассказов «Наш театр» 1
Чтение и обсуждение сказки «Красная Шапочка» 1
Чтение и обсуждение сказки «Теремок» 1
Ритмопластика «Петрушка прыгает», «Спящий котенок»
1
«Стыдно», «Вова-растеряша» 1
«Смелый заяц», «Страшный зверь» 1
«Изобрази отгадку», подвижная игра «Волк идет»
1
«Лисичка подслушивает» 1
п/и «Лисички и курочки»,
«Собачка принюхивается» 1
Пантомима «Изобрази меня»,
П/и «Лохматый пес» 1
«Дружная семья» 1
Изодеятельность и
конструирование Конкурс рисунков «Хорошее настроение»
1
Лепка «Мы были в театре» 1
Конкурс рисунков «Хитрая лиса» 1
Конструирование домиков для зверей. 1
Аппликация «Веселый светофор» 1
Театрализованное представление Кукольный театр «Лягушка-обманщица» 1
«Красная шапочка» 1
«Зайкина избушка» 1
«Теремок» 1
Театрализованный досуг «Как вести себя на улице» 1
Содержание курса
Тема цель
«Кукольный театр» Дать детям представление о кукольном театре, его составляющих (ширма, куклы, кукловод)
Чтение книги В. Д. Берестова «Театр кукол» Расширять и уточнять представления детей о кукольном театре.
«Беседа с детьми о значении мимики и жестов в театрализации» Дать понятие слов «мимика», «жест» и объяснить их значение для игры на сцене.
«Беседа с детьми о правилах поведения в театре» Расширять знания детей о правилах поведения в общественных местах.
Беседа «Как вести себя на улице» Уточнять знания детей о правилах дорожного движения.
«Поиграем с куклами» Учить детей управлять куклами кукольного театра.
Сюжетно-ролевая игра «Семья» Побуждать детей к творчеству, придумывать сюжет игры, учить детей диалогу.
Театр на фланелеграфе «Что такое хорошо и что такое плохо?» Разыгрывать сюжет стихотворения, используя фигурки на фланелеграфе.
Сюжетно-дид. игра «Мы пришли в театр» Закреплять в игре знания о правилах поведения в театре.
Настольный театр «Красная шапочка» Учить приемам обращения с куклами настольного театра. Инсценировать сказку.
п/и «Поехали» Закреплять знания детей о поведении на дороге в подвижной игре.
Настольный театр «Правила дорожного движения» Совершенствовать умение управлять куклами настольного театра, разыгрывать ситуации на дороге, придуманные самостоятельно.
«Расскажи стихи руками» Учить детей «языку жестов».
Чтение и обсуждение стихотворения В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?» Познакомить детей со стихотворением, побуждать детей к высказываниям по данной теме.
Конкурс рассказов «Наш театр» Учит детей составлять небольшие рассказы на заданную тему. Развивать монологическую речь.
Чтение и обсуждение сказки «Красная Шапочка» Познакомить детей со сказкой, побуждать высказывать свое мнение о сюжете, героях.
Чтение и обсуждение сказки «Теремок» Повторить знакомую сказку, определить характер героев, их особенности, развивать диалогическую речь.
«Петрушка прыгает», «Спящий котенок» Учить детей передавать образы при помощи пантомимы.
«Стыдно», «Вова-растеряша» Учить детей отражать характерные эмоции мимикой.
«Смелый заяц», «Страшный зверь» Учить детей передавать образ героев, используя невербальные средства общения.
«Изобрази отгадку», подвижная игра «Волк идет» Продолжать учить детей передавать образ с помощью пантомимы.
«Лисичка подслушивает» Совершенствовать умения детей использовать невербальные средства для передачи образа.
п/и «Лисички и курочки»,
«Собачка принюхивается» Слышать изобразительные особенности музыки и передавать её движениями.
Пантомима «Изобрази меня»,
П/и «Лохматый пес» Закреплять навыки владения пантомимой.
Передавать в движении характерные черты.
«Дружная семья» Придумывать сюжет на заданную тему, продолжать развивать диалогическую речь.
Конкурс рисунков «Хорошее настроение» Учить изображать эмоции в рисунке.
Лепка «Мы были в театре» Развивать творческую активность, умение лепить по замыслу.
Конкурс рисунков «Хитрая лиса» Передавать образ средствами изобразительности.
Конструирование домиков для зверей. Развивать умение совместно создавать постройки, обыгрывать их.
Аппликация «Веселый светофор» Побуждать детей к посильному участию в изготовлении декораций.
Кукольный театр «Лягушка-обманщица» Совершенствовать умения детей управлять куклами.
«Красная шапочка» Совершенствовать умения и навыки актерского мастерства.
«Зайкина избушка» Инсценировать сказку, используя умения и навыки, полученные в течение года.
Кукольный театр «Теремок» Совершенствовать диалогическую речь и навыки управления куклами.
Театрализованный досуг «Как вести себя на улице» Создавать радостную атмосферу. Закреплять знания детей о правилах дорожного движения.
Методы и приемы.
№ Методы приемы
1 Наглядный Наглядно-зрительный, наглядно-слуховой, наглядно-тактильный.
2 Словесный Рассказ, объяснение, пояснение, художественное слово, название произведения, выразительное исполнение, поощрение, беседа, разучивание ролей.
3 Практический Упражнение, мимические упражнения, обследование, музыкально-двигательный показ, действия с куклами, передача характерных образов в играх, импровизациях, пантомиме использование разученных ролей, реплик, в повседневной жизни.
4 Игровой Подвижная игра, сюжетно-ролевая игра, режиссерская игра, сюжетно-дидактическая игра, обыгрывание ситуаций, сцен, игровой образ.
5 Репродуктивный Уточнение и воспроизведение известных действий по образцу.
6 Информационно-рецептивный Совместная продуктивная деятельность педагогов и детей.
7 Исследовательский Творческие задания, самостоятельное придумывание сюжета, ситуации, образа по задуманному плану, творческое исполнение роли.
Дидактический материал.
№ Вид Тематика
1 Технические средства Аудиокассеты, СD-диски, DVD-диски, грампластинки.
2 Игрушки Персонажи кукольного театра, куклы, мягкие игрушки, настольный театр, театр на фланелеграфе, дидактические игры.
3 Музыкальные инструменты Погремушки, колокольчики, металлофон, дудочки, фортепиано.
4 Художественная литература Русские народные сказки, сборник стихов для детей по возрасту, Ш. Перро «Красная Шапочка», В. В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо», В. Д. Берестов «Мы были в театре».
5 Сюжетные картины Пейзажи, сюжетные картины по сказкам, декорации к постановкам.
Список литературы.
1. Бекина С. И. и др. Музыка и движение. – М. : Просвещение, 1983.- 208 с.
2. Воспитатель. № 8, 2009. с. 30-34.
3. Воспитатель №2, 2009. с. 86-91
4. Генов Г. В. Театр для малышей. М. : Просвещение, 1968. -154 с.
5. Картушина М. Ю. Театрализованные представления для детей и взрослых. М. : ТЦ Сфера, 2005.- 320 с.
6. Побединская Л. А. Жили-были сказки. М. : ТЦ Сфера, 2001. – 64 с.
7. Педсовет № 8, 2004.