Светлана Рыба
Программа кружка «Речевой этикет»
▼ Скачать + Заказать документы
Программа кружка «Речевой этикет»
Пояснительная записка
Русский речевой этикет как самостоятельная культурная ценность нашего народа сегодня, в эпоху кардинальных изменений социально - экономических условий и культурно – идеологических ориентаций нуждается в сохранении, глубоком, всестороннем изучении. Важнейший путь реализации данной задачи – обучение речевому этикету детей дошкольного возраста, так как именно в этот период закладывается фундамент моральных принципов, нравственной культуры, развивается эмоционально – волевая сфера личности, формируется продуктивный опыт повседневной коммуникации.
Публикация «Программа кружка „Речевой этикет“» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Речевой этикет, культура общения
- Темочки
Проблема формирования у дошкольников представлений об этических нормах и правилах речевого поведения является весьма актуальной. В настоящее время родители стремятся предоставить детям большую свободу во взаимоотношениях с окружающими, и, к сожалению, они достаточно инертны в воспитании у детей культуры общения с другими людьми.
Этикет – это установленный порядок поведения человека в обществе, нормы взаимоотношений людей различного статуса, так трактует понятие «этикет» «Словарь современного русского языка». Этикет – часть нравственной культуры, ассоциируется с категорией прекрасного, связана с такими понятиями, как вежливость, культура, интеллигентность.
Самые первые представления о правилах этикета ребенок получает в семье. В детском саду их соблюдение необходимо для нормального существования детского коллектива. Постепенно овладевая этикетными формулами в определенных ситуациях общения, ребенок начинает постигать и соблюдать социально – этические правила речевого поведения, руководствуясь поведенческими установками, выбором стратегии речевого поведения, пониманием смысла социальной ситуации и своей ролевой позиции в ней. Достигнув среднего дошкольного возраста, ребенок начинает осваивать правила ситуативно – ролевого поведения дифференцированно, в зависимости от того, с кем говорит (со «своим» взрослым, «чужим» или сверстником) и в каких условиях. От этих критериев зависит, как ребенок будет разговаривать: грубо, ласково, повелительно, капризно, стеснительно; какие будет использовать языковые средства, т. е. подбирать слова и выражения, закрепленные за типовыми ситуациями общения.
Речь детей с речевой патологией характеризуется специфическими особенностями, проявляющимися и в сфере этикетного общения (бедность этикетного словаря, наличие лексико – грамматических ошибок при использовании формул речевого этикета, трудности актуализации этикетных выражений, но в тоже время ребенок с речевой патологией обладает потенциальными возможностями для усвоения и правильного использования формул речевого этикета при условии целенаправленного обучения. Ведущим направлением коррекционной работы по формированию у дошкольника с речевой патологией коммуникативной способности (наряду с развитием эмоциональной сферы, общих коммуникативных умений) при этом является обучение речевому этикету.
Целью данной программы является представление детям различных форм вежливого общения с людьми, знакомство их с правилами этикета; формирование коммуникативных способностей дошкольников.
Задачи программы :
- Раскрыть понятия «этика», «этикет», «речевой этикет»;
- Познакомить с формулами речевого этикета (знакомство, приветствие, благодарность, прощание, извинение, комплимент, поздравление, утешение, согласие, отказ);
- Учить детей умению находить формулы речевого этикета в речи героев (при чтении произведений различных жанров, при слушании музыкальных произведений, при просмотре мультипликационных фильмов, при разговоре собеседников и т. д.);
- Учить детей умению соотносить речевую ситуацию с вежливыми словами, служащими для выражения вежливости;
- Учить детей умению использовать этикетные формулы в собственной речи в соответствии с ситуациями общения.
Рабочая программа составлена на основе технологии Н. Е. Богуславской и Н. А. Купиной «Весёлый этикет», которая выполняет функцию погружения детей в мир этических понятий и категорий.
При составлении программы учитывались возрастные особенности детей, уровень речевого развития. В основе занятий - игровая технология обучения и воспитания, технология сотрудничества и сотворчества.
Достаточное количество времени отводится заданиям творческого характера: разыграть ситуацию, придумать сказку, стихотворение…
Предполагается использование на занятиях по речевому этикету межпредметных связей с «Литературным чтением», «Музыкой» и др.
В итоге проведё нной работы дети должны научиться:
- Пользоваться правилами поведения в обществе;
- Обращаться к знакомым и незнакомым людям;
- Выражать приветствие, благодарность, прощание, поздравление, извинение, просьбу, согласие, вежливый отказ, утешение, комплимент в нужной тональности.
Комплексное, поэтапное обучение речевому этикету с использованием моделирования речевых ситуаций, ролевых игр и других приемов окажет положительное влияние на развитие коммуникативной способности детей со стойкой речевой патологией и повысит эффективность коррекционных мероприятий, направленных на преодоление речевой патологии.
Формы работы – занятия, продолжительностью 25 мин. в старшей группе, 30 мин. в подготовительной группе
Программа рассчитана на 2 года обучения детей 5-6 и 6-7 лет.
5 -6 лет
Тематическое планирование.
№ Тема Кол-во часов
Знакомство
Поведение за столом
У тебя в гостях друг
Прощание с гостем
Игра в гости
Прощание перед сном
Утреннее приветствие
Об уступчивости
Вежливая просьба
Поведение в общественном транспорте
В кино, цирке, театре
В поликлинике
В детской библиотеке
Поведение в кафе
В парикмахерской
Утешение
У постели больного
Разговор с младшим
Разговор с незнакомым на улице
Обращение к взрослому знакомому
Разговор о животных и с животными
Поздравление и пожелание
Прощание с близкими перед отъездом
Итоговое занятие 2
Итого 36
6-7 лет
Тематическое планирование.
№ Тема Кол-во часов
Речь
Культура речи
Что такое этикет
О вежливости
Умение слушать
Деловой человек
«Настоящий мужчина»
Не ссориться и не обижать друг друга
Разрешите мне сказать
Знакомство
В поликлинике
В детской библиотеке
Поведение в кафе
В парикмахерской
Утешение
У постели больного
Разговор с младшим
Разговор с незнакомым на улице
Обращение к взрослому знакомому
Участие к человеку
Поздравление и пожелание
Дома после детского садика
Итоговое занятие 1
Итого 36