Папки-передвижки

Программа кружка «Речевой этикет»

Светлана Рыба
Программа кружка «Речевой этикет»
▼ Скачать + Заказать документы

Программа кружка «Речевой этикет»

Пояснительная записка

Русский речевой этикет как самостоятельная культурная ценность нашего народа сегодня, в эпоху кардинальных изменений социально - экономических условий и культурно – идеологических ориентаций нуждается в сохранении, глубоком, всестороннем изучении. Важнейший путь реализации данной задачи – обучение речевому этикету детей дошкольного возраста, так как именно в этот период закладывается фундамент моральных принципов, нравственной культуры, развивается эмоционально – волевая сфера личности, формируется продуктивный опыт повседневной коммуникации.

Публикация «Программа кружка „Речевой этикет“» размещена в разделах

Проблема формирования у дошкольников представлений об этических нормах и правилах речевого поведения является весьма актуальной. В настоящее время родители стремятся предоставить детям большую свободу во взаимоотношениях с окружающими, и, к сожалению, они достаточно инертны в воспитании у детей культуры общения с другими людьми.

Этикет – это установленный порядок поведения человека в обществе, нормы взаимоотношений людей различного статуса, так трактует понятие «этикет» «Словарь современного русского языка». Этикет – часть нравственной культуры, ассоциируется с категорией прекрасного, связана с такими понятиями, как вежливость, культура, интеллигентность.

Самые первые представления о правилах этикета ребенок получает в семье. В детском саду их соблюдение необходимо для нормального существования детского коллектива. Постепенно овладевая этикетными формулами в определенных ситуациях общения, ребенок начинает постигать и соблюдать социально – этические правила речевого поведения, руководствуясь поведенческими установками, выбором стратегии речевого поведения, пониманием смысла социальной ситуации и своей ролевой позиции в ней. Достигнув среднего дошкольного возраста, ребенок начинает осваивать правила ситуативно – ролевого поведения дифференцированно, в зависимости от того, с кем говорит (со «своим» взрослым, «чужим» или сверстником) и в каких условиях. От этих критериев зависит, как ребенок будет разговаривать: грубо, ласково, повелительно, капризно, стеснительно; какие будет использовать языковые средства, т. е. подбирать слова и выражения, закрепленные за типовыми ситуациями общения.

Речь детей с речевой патологией характеризуется специфическими особенностями, проявляющимися и в сфере этикетного общения (бедность этикетного словаря, наличие лексико – грамматических ошибок при использовании формул речевого этикета, трудности актуализации этикетных выражений, но в тоже время ребенок с речевой патологией обладает потенциальными возможностями для усвоения и правильного использования формул речевого этикета при условии целенаправленного обучения. Ведущим направлением коррекционной работы по формированию у дошкольника с речевой патологией коммуникативной способности (наряду с развитием эмоциональной сферы, общих коммуникативных умений) при этом является обучение речевому этикету.

Целью данной программы является представление детям различных форм вежливого общения с людьми, знакомство их с правилами этикета; формирование коммуникативных способностей дошкольников.

Задачи программы :

- Раскрыть понятия «этика», «этикет», «речевой этикет»;

- Познакомить с формулами речевого этикета (знакомство, приветствие, благодарность, прощание, извинение, комплимент, поздравление, утешение, согласие, отказ);

- Учить детей умению находить формулы речевого этикета в речи героев (при чтении произведений различных жанров, при слушании музыкальных произведений, при просмотре мультипликационных фильмов, при разговоре собеседников и т. д.);

- Учить детей умению соотносить речевую ситуацию с вежливыми словами, служащими для выражения вежливости;

- Учить детей умению использовать этикетные формулы в собственной речи в соответствии с ситуациями общения.

Рабочая программа составлена на основе технологии Н. Е. Богуславской и Н. А. Купиной «Весёлый этикет», которая выполняет функцию погружения детей в мир этических понятий и категорий.

При составлении программы учитывались возрастные особенности детей, уровень речевого развития. В основе занятий - игровая технология обучения и воспитания, технология сотрудничества и сотворчества.

Достаточное количество времени отводится заданиям творческого характера: разыграть ситуацию, придумать сказку, стихотворение…

Предполагается использование на занятиях по речевому этикету межпредметных связей с «Литературным чтением», «Музыкой» и др.

В итоге проведё нной работы дети должны научиться:

- Пользоваться правилами поведения в обществе;

- Обращаться к знакомым и незнакомым людям;

- Выражать приветствие, благодарность, прощание, поздравление, извинение, просьбу, согласие, вежливый отказ, утешение, комплимент в нужной тональности.

Комплексное, поэтапное обучение речевому этикету с использованием моделирования речевых ситуаций, ролевых игр и других приемов окажет положительное влияние на развитие коммуникативной способности детей со стойкой речевой патологией и повысит эффективность коррекционных мероприятий, направленных на преодоление речевой патологии.

Формы работы – занятия, продолжительностью 25 мин. в старшей группе, 30 мин. в подготовительной группе

Программа рассчитана на 2 года обучения детей 5-6 и 6-7 лет.

5 -6 лет

Тематическое планирование.

№ Тема Кол-во часов

Знакомство

Поведение за столом

У тебя в гостях друг

Прощание с гостем

Игра в гости

Прощание перед сном

Утреннее приветствие

Об уступчивости

Вежливая просьба

Поведение в общественном транспорте

В кино, цирке, театре

В поликлинике

В детской библиотеке

Поведение в кафе

В парикмахерской

Утешение

У постели больного

Разговор с младшим

Разговор с незнакомым на улице

Обращение к взрослому знакомому

Разговор о животных и с животными

Поздравление и пожелание

Прощание с близкими перед отъездом

Итоговое занятие 2

Итого 36

6-7 лет

Тематическое планирование.

№ Тема Кол-во часов

Речь

Культура речи

Что такое этикет

О вежливости

Умение слушать

Деловой человек

«Настоящий мужчина»

Не ссориться и не обижать друг друга

Разрешите мне сказать

Знакомство

В поликлинике

В детской библиотеке

Поведение в кафе

В парикмахерской

Утешение

У постели больного

Разговор с младшим

Разговор с незнакомым на улице

Обращение к взрослому знакомому

Участие к человеку

Поздравление и пожелание

Дома после детского садика

Итоговое занятие 1

Итого 36

Публикации по теме:

«Рисунок», «Этикет». Стихи Рисунок. Взял Алёшка карандаш - Нарисую, я сейчас! Дом огромный и большой Что бы жить с большой семьёй. Нарисую яблоньку, Нарисую грушу.

Циклограмма педагогической деятельности воспитателей средней группы. Элементы режима Длительность основных элементов режима Содержание деятельности и примерная интеграция образовательных областей) Понедельник.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа кружка «Речевой этикет»
Опубликовано: 18 февраля 2014 в 22:58
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа кружка «Речевой этикет»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Рыба в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД