Лучший педагог года

Программа для воспитанников СРЦН «Край родной, навек любимый…»

Мария Титова
Программа для воспитанников СРЦН «Край родной, навек любимый…»
▼ Скачать + Заказать документы

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ «НОВОРОССИЙСКИЙ СОЦИАЛЬНО – РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ»

Рассмотрена

на педагогическом совете

ГКУ СО КК «Новороссийский СРЦН»

Протокол № 1

от28 августа 2020года УТВЕРЖДАЮ

Директор ГКУ СО КК

«Новороссийский СРЦН»

___И. В. Субботина

Приказ № 273

от 28 августа 2020 года

Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

Публикация «Программа для воспитанников СРЦН „Край родной, навек любимый…“» размещена в разделах

«Край родной, навек любимый…»

Направленность:туристско-краеведческая

Уровень: ознакомительный

Возраст обучающихся: 3-18 лет

Срок реализации: 3 месяца

Автор-составитель:

Титова М. В. ,воспитатель

Новороссийск

2020

СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительнаязаписка 3

2. Учебный (тематический) план …6

3. Содержаниеучебного (тематического) плана 12

4. Формы аттестации иоценочные материалы 16

5. Организационно-педагогические условияреализацииПрограммы 22

6. Списоклитературы 24

7. ПРИЛОЖЕНИЕ 1 27

Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Край родной, навек любимый…» (далее – Программа) разработана с учетом действующих федеральных, региональных нормативно-правовых документов и локальных актов, имеет туристско-краеведческую направленность, рассчитана на ознакомительный уровень. Патриотическое воспитание подрастающего поколения - важнейшая задача современного общества.

В результате освоения программы воспитанники получат представление о природно-климатических, исторических, этносоциальных особенностях края как самобытной части России. Реализация программы способствует развитию познавательных интересов воспитанников и формированию основ национального самосознания.

Актуальность Программы

Актуальность программы обусловлена возросшим интересом подрастающего поколения к изучению родной Кубани в сочетании с туризмом, походами, экскурсиями. Историческое краеведение является одним из важнейших источников знаний о малой Родине, воспитания любви к ней, формирования гражданственности у воспитанников.

Педагогическая целесообразностьПрограммы

Педагогическая целесообразность программы состоит в углублении и расширении знаний на основе конкретных фактов из истории родного края, города, воспитания уважения к историческому наследию предшествующих поколений, бережного отношения к памятникам истории и культуры Краснодарского края и города Новороссийска. Также многолетний опыт работы по патриотическому направлению с воспитанниками показал недостаточность знаний о истории и культуре своей малой Родины.

Отличительные особенности Программы

При разработке данной программы изучены, проанализированы и использованы типовые программы для внешкольных учреждений по туризму и краеведению. Также был обобщен и использован опыт авторских программ :

"Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Туризм и краеведение" Издание третье, дополненное. М. : Просвещение, 2002г.) Идеологической основой программы является краевая целевая программа развития детско - юношеского туризма " Кубанский край - земля родная" на 2011 - 2014 гг., разработанная ГУДОД "КрайСЮТур" с использованием федеральной программы Российского туристско - краеведческого движения обучающихся " Отечество".

В основу данной Программы положен тематический принцип планирования от непосредственных впечатлений и эмоций, которые формируют чувство патриотизма – к систематизированным знаниям о Родине, большой и малой.

В соответствии с каждой темой разработан конспект занятий, помимо 12 теоретических занятий, запланированы 2 практических занятия и 1 выездная экскурсияв музей-заповедник г. Новороссийска. Программа составлена таким образом, что после каждого из модулей идет занятие, которое показывает степень овладения изученным материалом. В программе также предусмотрена итоговая аттестация.

Цель и задачи Программы

Цель:

- создание условий для всестороннего развития личности воспитанника посредством краеведческой деятельности.

Задачи:

- углубить и расширить краеведческие знания по географии, истории, природе и культуре Краснодарского края;

- развить гражданственность и патриотизма, утвердить в сознании общечеловеческих ценностей, взглядов, убеждений;

- воспитать морально-этические качества, способствующих профилактике асоциального поведения, а также воспитать уважение к культурному и историческому наследию.

Категорииобучающихся

Программа предназначена для несовершеннолетних от 3 до 18 лет. Предусмотрено деление на 4 возрастные группы 3-6 лет, 7-10 лет, 11-14 лет и 15-18 лет.

Формы организации образовательной деятельности и режим занятий

Формы организации – индивидуальная и групповая. Количество детей в группе – от 2 до 12 человек.

На занятиях применяется дифференцированный, индивидуальный подход. Занятия проводятся в 1-2 раза в неделюв дневное время. Продолжительность занятия для дошкольников (3-6 лет) – 15 мин, для младших школьников (7-10 лет) – 30 мин, для воспитанников 11-14 лет и 15-18 лет – 40 мин. В целях сохранения концентрации внимания и здоровья детей между смысловыми блоками занятия проводятся физкультминутки по 5 минут. Освоение программы - 3 месяца (15 ч).

Планируемые (ожидаемые) результаты освоения Программы

По окончании обучения воспитанники 3-6 летбудут :

- знать понятия:«город», «край», «страна» и «родина», элементарные представления об истории своей Родины.

- уметь давать общую характеристику города, края и страны.

По окончании обучения воспитанники 7-10 летбудут :

- знать понятия: «город», «край», «страна», «родина», «мужество», «история» и «патриотизм», иметь начальные представления об истории своей Родины.

- уметь работать с картой края, ориентироваться на местности, подробно рассказывать о своем городе, крае и стране.

По окончании обучения воспитанники 11-14 летбудут :

- знать понятия: «город», «край», «страна», «родина», «мужество», «история», «география», «памятник»и «патриотизм», иметь представления об истории, географии и экологии своей Родины.

- уметь работать с географической картой России, находить на ней свой край и город, вести диалог, обосновывая свою точку зренияпо краеведческой тематике.

По окончании обучения воспитанники 15-18 летбудут :

- знать понятия: «город», «край», «страна», «родина», «мужество», «история», «география», «памятник»,«патриотизм»,«экономика» и «экология», иметь представления об истории, географии, экономке и экологии своей Родины.

- уметь работать с политической картой мира, находить свою страну и край; уметь искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях, явлениях прошлого и настоящего.

Формы аттестации и оценочные материалы

С момента поступления несовершеннолетнего в объединение проводится педагогический мониторинг с целью выявления уровня обучения и развития, формирования культурно-нравственных основ, определения задач индивидуального развития: предварительный контроль, промежуточныйконтроль, итоговый контроль.

Предварительный контроль проводится на первом занятии для определения начального уровня подготовки воспитанников. Формапроведения –педагогическое наблюдение.

Текущий контроль направлен на отслеживание успешности усвоения теоретического и практическогоматериала,сформированности практических уменийпо Программе. Форма проведения – педагогическое наблюдение. Осуществляется в ходе занятий, результаты фиксируются по завершению каждого занятия.

Промежуточный контроль проводится для определения динамики усвоения теоретического и практического материала, сформированности практических умений. Форма проведения – педагогическое наблюдение.

Итоговая аттестация проводится в завершенииобучения по Программе для определения успешности усвоения несовершеннолетними теоретического, практического материала и сформированности практических навыков в соответствии с целью, задачами Программы и ожидаемыми результатами.

Формы подведения итогов реализации Программы

Формы выявления полученных знаний: педагогическое наблюдение, опрос, викторина. Формы итоговой аттестации – педагогическое наблюдение.

Механизм оценки уровня освоений Программы

С целью определения уровня усвоения образовательной программы, а также для повышения эффективности и улучшения качества воспитательно-реабилитационного процесса проводится педагогический мониторинг в течение всего периода обучения. Результаты педагогического мониторинга оцениваются по 10-ти бальной системе и фиксируются в сводных таблицах на индивидуальных бланках в соответствии с возрастной группой (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 1).

Предварительный контроль

Цель: определения начального уровня подготовки воспитанников.

Задачи:

1. отследить сформированностьинтереса к изучению родного города, края, страны и его устойчивость (для всех возрастных групп);

2. отследить наличие элементарных знаний о крае, городе, стране (для возрастной группы 3-6 лет) и пронаблюдать умение работать с различными краеведческими источниками информации (для возрастных групп 7-10 лет, 11-14 лет и 15-18 лет);

3. отследить умение ориентироваться на местности (для возрастной группы 3-6 лет, умение работать с географической картой России (для возрастных групп 7-10 лет, 11-14 лет, политической картой мира (для возрастной группы 15-18 лет).

4. отследить умение давать общую характеристику городу, краю, стране (для возрастной группы 3-6 лет, подробно рассказывать о своем городе, крае, стране (для возрастных групп 7-10 лет, 11-14, анализировать, сопоставлять и оценивать информацию (для возрастной группы 15-18 лет).

Форма проведения: педагогическое наблюдение.

Промежуточный контроль

Цель: определения динамики усвоения теоретического и практического материала, сформированности практических умений в соответствии с целью, задачами Программы и ожидаемыми результатами.

Задачи:

1. отследить сформированностьинтереса к изучению родного города, края, страны и его устойчивость (для всех возрастных групп);

2. отследить наличие элементарных знаний о крае, городе, стране (для возрастной группы 3-6 лет) и пронаблюдать умение работать с различными краеведческими источниками информации (для возрастных групп 7-10 лет, 11-14 лет и 15-18 лет);

3. отследить умение ориентироваться на местности (для возрастной группы 3-6 лет, умение работать с географической картой России (для возрастных групп 7-10 лет, 11-14 лет, политической картой мира (для возрастной группы 15-18 лет).

4. отследить умение давать общую характеристику городу, краю, стране (для возрастной группы 3-6 лет, подробно рассказывать о своем городе, крае, стране (для возрастных групп 7-10 лет, 11-14, анализировать, сопоставлять и оценивать информацию (для возрастной группы 15-18 лет).

Форма проведения: педагогическое наблюдение.

Итоговый контроль

Цель: определение успешности усвоения несовершеннолетними теоретического, практического материала и сформированности практических навыков в соответствии с целью, задачами Программы и ожидаемыми результатами.

Задачи:

1. отследить сформированностьинтереса к изучению родного города, края, страны и его устойчивость (для всех возрастных групп);

2. отследить наличие элементарных знаний о крае, городе, стране (для возрастной группы 3-6 лет) и пронаблюдать умение работать с различными краеведческими источниками информации (для возрастных групп 7-10 лет, 11-14 лет и 15-18 лет);

3. отследить умение ориентироваться на местности (для возрастной группы 3-6 лет, умение работать с географической картой России (для возрастных групп 7-10 лет, 11-14 лет, политической картой мира (для возрастной группы 15-18 лет).

4. отследить умение давать общую характеристику городу, краю, стране (для возрастной группы 3-6 лет, подробно рассказывать о своем городе, крае, стране (для возрастных групп 7-10 лет, 11-14, анализировать, сопоставлять и оценивать информацию (для возрастной группы 15-18 лет).

Форма проведения: педагогическое наблюдение.

Критерии оценки

Работа несовершеннолетних оценивается по уровневой шкале в соответствии с их возрастной группой:

высокий уровень (9-10 баллов);

средний уровень (5-8 баллов);

низкийй уровень (1-4балла).

Результаты обучения каждого несовершеннолетнегофиксируются в таблицах (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 1, формируется портфолио.

Организационно-педагогические условия реализации Программы

Практическая значимость Программы

Одно из главных условий успеха обучения и развития творческих способностей ребёнка – это индивидуальный подход. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные и групповые задания вводятся в Программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма.

Программа основана на принципах последовательности, наглядности, целесообразности и тесной связи с жизнью. Данная Программа опирается на возрастные особенности несовершеннолетних, их психолого-педагогические возможности.

В процессе работы воспитанники получат представление о природно-климатических, исторических, этносоциальных особенностях края как самобытной части России. Научатся работать с географической картой России и политической картой мира, ориентироваться на местности, вести диалог о своем городе, крае и стране.

Удовлетворится потребность в ярких, эмоциональных впечатлениях, сформируется эмоционально-эстетическое восприятие. Будут побуждаться и развиваться познавательные процессы (концентрация внимания, память, воображение, мышление). Возрастет интерес к поисковой деятельности, научатся самостоятельно анализировать, сопоставлять и оценивать полученную информацию. Сформируется необходимость бережного отношения к историческому и культурному наследию. В процессе совместной деятельности воспитанники научатся считаться с мнением других, проявлять терпение и доброжелательность в ходе коллективного обсуждения полученной информации и выпуска стенгазеты. Это поможет осуществить патриотическое становление несовершеннолетних, облегчит процесс социальной адаптации в обществе.

Место проведения занятий: классная комната. Занятия организуются и проводятся педагогом (воспитателем) в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к безопасности условий труда.

Материально- техническое обеспечение

Для проведения занятий по Программе необходимо следующее оборудование: текст стихотворения «Именем России нареченный.», музыкальная композиция Д. Д. Шостаковича «Новороссийские куранты», документальные фильмы «Мужество кубанцев в годы ВОВ», «Россия от края до края», слайд-шоу «Мой край», презентация «Памятники города-героя Новороссийска», книга «От чего жить пошла Земля Русская», Книга Памяти.

2. Дидактический материал для заочной экскурсии в музей-заповедник города Новороссийска (иллюстрации, карточки).

3. Географическая карта России и политическая карта мира.

4. Канцелярские принадлежности для выпуска стенгазеты.

5. Мультимедийное оборудование для просмотра видеозаписей документальных фильмов.

Учебно-методическое обеспечение

Все разделы программы обеспечены необходимыми методическими и дидактическими материалами.

В процессе обучения используютсяпедагогические методы и приемы:

Словесные методы: рассказ, беседа, сообщение – эти методы способствуют обогащению теоретических знаний воспитанников, являются источником новой информации.

Наглядные методы: демонстрация рисунков, фотографий, иллюстраций, слайд-шоу, презентаций и фильмов – эти методы дают возможность более детального обследования объектов, способствуют развитию мышления несовершеннолетних.

Практические приемы: изготовление рисунков, коллажей и стенгазеты -позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию умений и навыков.

Учитывая возрастные и психологические особенности воспитанников, а также специфику программы «Край родной, навек любимый» необходимо использовать такие формы проведения занятий как экскурсии.

Такие формы работы позволяют почувствовать воспитанникам их причастность к культурному наследию народа и его ценностям.

Нормативно-правовые документы:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РоссийскойФедерации»;

2. ПриказМинистерствапросвещения РФот09.11.2018г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

3.«Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей» (СанПиН 2.4.4.1251-03).

Список литературы

Печатные издания (периодическая печать)

1. Бондарь Н. И. Календарные праздники и обряды Кубанского казачества. Краснодар, 2003.

2. Борисова Н. В. Созвездие писателей Кубани: метод. Пособие / Н. В. Борисова. Тридцать кубанских писателей: библиографический указатель / сост. Н. В. Борисова, Л. А. Толстых, Т. И. Шихова / Н. В. Борисова. Краснодар: ККИДППО, 2014.

3. Бондарь В. В. Родная Кубань. Краснодар: ОИЦП «Перспективы образования», 2004

4. Книга о Кубани / Сост. О. О. Карслидис. Краснодар, 2014.

5. Корсакова Н. И. Фролов Б. Е. Регалии и реликвии Кубанского казачьего войска. Краснодар, 2012.

6. Кубань литературная: 30 имен: Хрестоматия / под ред. Р. М. Гриценко. Краснодар, 2015.

7. Лазарев А. Г. Купола над Доном, Кубанью и Тереком. Архитектура и градостроительное наследие на Юге России. Кн. 3 //Архитектура христианских храмов. Ростов-на-Дону, 2000.

8. Матвеев О. В. Боевая слава кубанского казачества: от Березани до Сарыкамыша: вопросы военной истории казачества Кубани конца XVIII начала XX столетия / О. В. Матвеев, Б. Е. Фролов. Краснодар, 2012.

Публикации по теме:

«Мы с тобой навеки вместе, наш любимый край родной». Фотоотчёт о празднике«Мы с тобой навеки вместе, наш любимый край родной». Фотоотчёт о празднике Каждый год в последние выходные сентября у нас проходит замечательный праздник – День города. В этом году он пришёлся на 26 и 27 сентября.

Фотоотчет «Мой родной край»Фотоотчет «Мой родной край» Были поставлены задачи: Дать элементарные представления о родном городе; Рассказывать детям о самых красивых местах родного города Тюмени,.

План-конспект занятия для воспитанников СРЦН «Изготовление вазы для цветов»План-конспект занятия для воспитанников СРЦН «Изготовление вазы для цветов» План конспект занятия "Изготовление вазы для цветов". Вид деятельности: практическая работа. Форма проведения:индивидуально-коллективная.

Педагогическое мероприятие «Край родной — чувашский край» с детьми подготовительной группыПедагогическое мероприятие «Край родной — чувашский край» с детьми подготовительной группы Педагогическое мероприятие «Край родной — чувашский край» с детьми подготовительной группы. Цель. Воспитывать патриотические чувства:.

Мой любимый родной крайМой любимый родной край Каждый из нас природу родного края любит по своему, как – то особенно. Но любовь эта у всех одна – нежная, безмерная… Леса, поля, озера,.

НОД в подготовительной группе по патриотическому воспитанию «Край родной навек любимый!» .

Психологический квест для воспитанников СРЦН «Юные знатоки» .

Родной край — ЧувашияРодной край — Чувашия Родной край – Чувашия! Ежегодное празднование Дня чувашского языка приурочено ко дню рождения выдающегося деятеля культуры и просветителя.

Стих «Мой край родной»Стих «Мой край родной» Вот, и наступило лето! Очень люблю это прекрасное время года. Кто же не любит, спросите вы? У лета, наверное, особые краски, запахи. Один,.

Выставка рисунков «Край родной, навек любимый!» (фотоотчет)Выставка рисунков «Край родной, навек любимый!» (фотоотчет) Земли есть и красивей - Мне не надо иной: Ты ведь тоже Россия, Край мордовский родной. У каждого из нас есть свой родной уголок, свой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа для воспитанников СРЦН «Край родной, навек любимый…»
Опубликовано: 27 сентября 2020 в 21:58
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа для воспитанников СРЦН «Край родной, навек любимый…»» (включая файлы) размещена пользователем Мария Титова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД