Мария Титова
Программа для воспитанников СРЦН «Край родной, навек любимый…»
▼ Скачать + Заказать документы
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ «НОВОРОССИЙСКИЙ СОЦИАЛЬНО – РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ»
Рассмотрена
на педагогическом совете
ГКУ СО КК «Новороссийский СРЦН»
Протокол № 1
от28 августа 2020года УТВЕРЖДАЮ
Директор ГКУ СО КК
«Новороссийский СРЦН»
___И. В. Субботина
Приказ № 273
от 28 августа 2020 года
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
Публикация «Программа для воспитанников СРЦН „Край родной, навек любимый…“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Республика, область, край. Список городов
- Социальные центры. Материалы для педагогов СРЦН
- Темочки
«Край родной, навек любимый…»
Направленность:туристско-краеведческая
Уровень: ознакомительный
Возраст обучающихся: 3-18 лет
Срок реализации: 3 месяца
Автор-составитель:
Титова М. В. ,воспитатель
Новороссийск
2020
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительнаязаписка 3
2. Учебный (тематический) план …6
3. Содержаниеучебного (тематического) плана 12
4. Формы аттестации иоценочные материалы 16
5. Организационно-педагогические условияреализацииПрограммы 22
6. Списоклитературы 24
7. ПРИЛОЖЕНИЕ 1 27
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Край родной, навек любимый…» (далее – Программа) разработана с учетом действующих федеральных, региональных нормативно-правовых документов и локальных актов, имеет туристско-краеведческую направленность, рассчитана на ознакомительный уровень. Патриотическое воспитание подрастающего поколения - важнейшая задача современного общества.
В результате освоения программы воспитанники получат представление о природно-климатических, исторических, этносоциальных особенностях края как самобытной части России. Реализация программы способствует развитию познавательных интересов воспитанников и формированию основ национального самосознания.
Актуальность Программы
Актуальность программы обусловлена возросшим интересом подрастающего поколения к изучению родной Кубани в сочетании с туризмом, походами, экскурсиями. Историческое краеведение является одним из важнейших источников знаний о малой Родине, воспитания любви к ней, формирования гражданственности у воспитанников.
Педагогическая целесообразностьПрограммы
Педагогическая целесообразность программы состоит в углублении и расширении знаний на основе конкретных фактов из истории родного края, города, воспитания уважения к историческому наследию предшествующих поколений, бережного отношения к памятникам истории и культуры Краснодарского края и города Новороссийска. Также многолетний опыт работы по патриотическому направлению с воспитанниками показал недостаточность знаний о истории и культуре своей малой Родины.
Отличительные особенности Программы
При разработке данной программы изучены, проанализированы и использованы типовые программы для внешкольных учреждений по туризму и краеведению. Также был обобщен и использован опыт авторских программ :
"Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Туризм и краеведение" Издание третье, дополненное. М. : Просвещение, 2002г.) Идеологической основой программы является краевая целевая программа развития детско - юношеского туризма " Кубанский край - земля родная" на 2011 - 2014 гг., разработанная ГУДОД "КрайСЮТур" с использованием федеральной программы Российского туристско - краеведческого движения обучающихся " Отечество".
В основу данной Программы положен тематический принцип планирования от непосредственных впечатлений и эмоций, которые формируют чувство патриотизма – к систематизированным знаниям о Родине, большой и малой.
В соответствии с каждой темой разработан конспект занятий, помимо 12 теоретических занятий, запланированы 2 практических занятия и 1 выездная экскурсияв музей-заповедник г. Новороссийска. Программа составлена таким образом, что после каждого из модулей идет занятие, которое показывает степень овладения изученным материалом. В программе также предусмотрена итоговая аттестация.
Цель и задачи Программы
Цель:
- создание условий для всестороннего развития личности воспитанника посредством краеведческой деятельности.
Задачи:
- углубить и расширить краеведческие знания по географии, истории, природе и культуре Краснодарского края;
- развить гражданственность и патриотизма, утвердить в сознании общечеловеческих ценностей, взглядов, убеждений;
- воспитать морально-этические качества, способствующих профилактике асоциального поведения, а также воспитать уважение к культурному и историческому наследию.
Категорииобучающихся
Программа предназначена для несовершеннолетних от 3 до 18 лет. Предусмотрено деление на 4 возрастные группы 3-6 лет, 7-10 лет, 11-14 лет и 15-18 лет.
Формы организации образовательной деятельности и режим занятий
Формы организации – индивидуальная и групповая. Количество детей в группе – от 2 до 12 человек.
На занятиях применяется дифференцированный, индивидуальный подход. Занятия проводятся в 1-2 раза в неделюв дневное время. Продолжительность занятия для дошкольников (3-6 лет) – 15 мин, для младших школьников (7-10 лет) – 30 мин, для воспитанников 11-14 лет и 15-18 лет – 40 мин. В целях сохранения концентрации внимания и здоровья детей между смысловыми блоками занятия проводятся физкультминутки по 5 минут. Освоение программы - 3 месяца (15 ч).
Планируемые (ожидаемые) результаты освоения Программы
По окончании обучения воспитанники 3-6 летбудут :
- знать понятия:«город», «край», «страна» и «родина», элементарные представления об истории своей Родины.
- уметь давать общую характеристику города, края и страны.
По окончании обучения воспитанники 7-10 летбудут :
- знать понятия: «город», «край», «страна», «родина», «мужество», «история» и «патриотизм», иметь начальные представления об истории своей Родины.
- уметь работать с картой края, ориентироваться на местности, подробно рассказывать о своем городе, крае и стране.
По окончании обучения воспитанники 11-14 летбудут :
- знать понятия: «город», «край», «страна», «родина», «мужество», «история», «география», «памятник»и «патриотизм», иметь представления об истории, географии и экологии своей Родины.
- уметь работать с географической картой России, находить на ней свой край и город, вести диалог, обосновывая свою точку зренияпо краеведческой тематике.
По окончании обучения воспитанники 15-18 летбудут :
- знать понятия: «город», «край», «страна», «родина», «мужество», «история», «география», «памятник»,«патриотизм»,«экономика» и «экология», иметь представления об истории, географии, экономке и экологии своей Родины.
- уметь работать с политической картой мира, находить свою страну и край; уметь искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях, явлениях прошлого и настоящего.
Формы аттестации и оценочные материалы
С момента поступления несовершеннолетнего в объединение проводится педагогический мониторинг с целью выявления уровня обучения и развития, формирования культурно-нравственных основ, определения задач индивидуального развития: предварительный контроль, промежуточныйконтроль, итоговый контроль.
Предварительный контроль проводится на первом занятии для определения начального уровня подготовки воспитанников. Формапроведения –педагогическое наблюдение.
Текущий контроль направлен на отслеживание успешности усвоения теоретического и практическогоматериала,сформированности практических уменийпо Программе. Форма проведения – педагогическое наблюдение. Осуществляется в ходе занятий, результаты фиксируются по завершению каждого занятия.
Промежуточный контроль проводится для определения динамики усвоения теоретического и практического материала, сформированности практических умений. Форма проведения – педагогическое наблюдение.
Итоговая аттестация проводится в завершенииобучения по Программе для определения успешности усвоения несовершеннолетними теоретического, практического материала и сформированности практических навыков в соответствии с целью, задачами Программы и ожидаемыми результатами.
Формы подведения итогов реализации Программы
Формы выявления полученных знаний: педагогическое наблюдение, опрос, викторина. Формы итоговой аттестации – педагогическое наблюдение.
Механизм оценки уровня освоений Программы
С целью определения уровня усвоения образовательной программы, а также для повышения эффективности и улучшения качества воспитательно-реабилитационного процесса проводится педагогический мониторинг в течение всего периода обучения. Результаты педагогического мониторинга оцениваются по 10-ти бальной системе и фиксируются в сводных таблицах на индивидуальных бланках в соответствии с возрастной группой (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 1).
Предварительный контроль
Цель: определения начального уровня подготовки воспитанников.
Задачи:
1. отследить сформированностьинтереса к изучению родного города, края, страны и его устойчивость (для всех возрастных групп);
2. отследить наличие элементарных знаний о крае, городе, стране (для возрастной группы 3-6 лет) и пронаблюдать умение работать с различными краеведческими источниками информации (для возрастных групп 7-10 лет, 11-14 лет и 15-18 лет);
3. отследить умение ориентироваться на местности (для возрастной группы 3-6 лет, умение работать с географической картой России (для возрастных групп 7-10 лет, 11-14 лет, политической картой мира (для возрастной группы 15-18 лет).
4. отследить умение давать общую характеристику городу, краю, стране (для возрастной группы 3-6 лет, подробно рассказывать о своем городе, крае, стране (для возрастных групп 7-10 лет, 11-14, анализировать, сопоставлять и оценивать информацию (для возрастной группы 15-18 лет).
Форма проведения: педагогическое наблюдение.
Промежуточный контроль
Цель: определения динамики усвоения теоретического и практического материала, сформированности практических умений в соответствии с целью, задачами Программы и ожидаемыми результатами.
Задачи:
1. отследить сформированностьинтереса к изучению родного города, края, страны и его устойчивость (для всех возрастных групп);
2. отследить наличие элементарных знаний о крае, городе, стране (для возрастной группы 3-6 лет) и пронаблюдать умение работать с различными краеведческими источниками информации (для возрастных групп 7-10 лет, 11-14 лет и 15-18 лет);
3. отследить умение ориентироваться на местности (для возрастной группы 3-6 лет, умение работать с географической картой России (для возрастных групп 7-10 лет, 11-14 лет, политической картой мира (для возрастной группы 15-18 лет).
4. отследить умение давать общую характеристику городу, краю, стране (для возрастной группы 3-6 лет, подробно рассказывать о своем городе, крае, стране (для возрастных групп 7-10 лет, 11-14, анализировать, сопоставлять и оценивать информацию (для возрастной группы 15-18 лет).
Форма проведения: педагогическое наблюдение.
Итоговый контроль
Цель: определение успешности усвоения несовершеннолетними теоретического, практического материала и сформированности практических навыков в соответствии с целью, задачами Программы и ожидаемыми результатами.
Задачи:
1. отследить сформированностьинтереса к изучению родного города, края, страны и его устойчивость (для всех возрастных групп);
2. отследить наличие элементарных знаний о крае, городе, стране (для возрастной группы 3-6 лет) и пронаблюдать умение работать с различными краеведческими источниками информации (для возрастных групп 7-10 лет, 11-14 лет и 15-18 лет);
3. отследить умение ориентироваться на местности (для возрастной группы 3-6 лет, умение работать с географической картой России (для возрастных групп 7-10 лет, 11-14 лет, политической картой мира (для возрастной группы 15-18 лет).
4. отследить умение давать общую характеристику городу, краю, стране (для возрастной группы 3-6 лет, подробно рассказывать о своем городе, крае, стране (для возрастных групп 7-10 лет, 11-14, анализировать, сопоставлять и оценивать информацию (для возрастной группы 15-18 лет).
Форма проведения: педагогическое наблюдение.
Критерии оценки
Работа несовершеннолетних оценивается по уровневой шкале в соответствии с их возрастной группой:
высокий уровень (9-10 баллов);
средний уровень (5-8 баллов);
низкийй уровень (1-4балла).
Результаты обучения каждого несовершеннолетнегофиксируются в таблицах (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 1, формируется портфолио.
Организационно-педагогические условия реализации Программы
Практическая значимость Программы
Одно из главных условий успеха обучения и развития творческих способностей ребёнка – это индивидуальный подход. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные и групповые задания вводятся в Программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма.
Программа основана на принципах последовательности, наглядности, целесообразности и тесной связи с жизнью. Данная Программа опирается на возрастные особенности несовершеннолетних, их психолого-педагогические возможности.
В процессе работы воспитанники получат представление о природно-климатических, исторических, этносоциальных особенностях края как самобытной части России. Научатся работать с географической картой России и политической картой мира, ориентироваться на местности, вести диалог о своем городе, крае и стране.
Удовлетворится потребность в ярких, эмоциональных впечатлениях, сформируется эмоционально-эстетическое восприятие. Будут побуждаться и развиваться познавательные процессы (концентрация внимания, память, воображение, мышление). Возрастет интерес к поисковой деятельности, научатся самостоятельно анализировать, сопоставлять и оценивать полученную информацию. Сформируется необходимость бережного отношения к историческому и культурному наследию. В процессе совместной деятельности воспитанники научатся считаться с мнением других, проявлять терпение и доброжелательность в ходе коллективного обсуждения полученной информации и выпуска стенгазеты. Это поможет осуществить патриотическое становление несовершеннолетних, облегчит процесс социальной адаптации в обществе.
Место проведения занятий: классная комната. Занятия организуются и проводятся педагогом (воспитателем) в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к безопасности условий труда.
Материально- техническое обеспечение
Для проведения занятий по Программе необходимо следующее оборудование: текст стихотворения «Именем России нареченный.», музыкальная композиция Д. Д. Шостаковича «Новороссийские куранты», документальные фильмы «Мужество кубанцев в годы ВОВ», «Россия от края до края», слайд-шоу «Мой край», презентация «Памятники города-героя Новороссийска», книга «От чего жить пошла Земля Русская», Книга Памяти.
2. Дидактический материал для заочной экскурсии в музей-заповедник города Новороссийска (иллюстрации, карточки).
3. Географическая карта России и политическая карта мира.
4. Канцелярские принадлежности для выпуска стенгазеты.
5. Мультимедийное оборудование для просмотра видеозаписей документальных фильмов.
Учебно-методическое обеспечение
Все разделы программы обеспечены необходимыми методическими и дидактическими материалами.
В процессе обучения используютсяпедагогические методы и приемы:
• Словесные методы: рассказ, беседа, сообщение – эти методы способствуют обогащению теоретических знаний воспитанников, являются источником новой информации.
• Наглядные методы: демонстрация рисунков, фотографий, иллюстраций, слайд-шоу, презентаций и фильмов – эти методы дают возможность более детального обследования объектов, способствуют развитию мышления несовершеннолетних.
• Практические приемы: изготовление рисунков, коллажей и стенгазеты -позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию умений и навыков.
Учитывая возрастные и психологические особенности воспитанников, а также специфику программы «Край родной, навек любимый» необходимо использовать такие формы проведения занятий как экскурсии.
Такие формы работы позволяют почувствовать воспитанникам их причастность к культурному наследию народа и его ценностям.
Нормативно-правовые документы:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РоссийскойФедерации»;
2. ПриказМинистерствапросвещения РФот09.11.2018г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
3.«Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей» (СанПиН 2.4.4.1251-03).
Список литературы
Печатные издания (периодическая печать)
1. Бондарь Н. И. Календарные праздники и обряды Кубанского казачества. Краснодар, 2003.
2. Борисова Н. В. Созвездие писателей Кубани: метод. Пособие / Н. В. Борисова. Тридцать кубанских писателей: библиографический указатель / сост. Н. В. Борисова, Л. А. Толстых, Т. И. Шихова / Н. В. Борисова. Краснодар: ККИДППО, 2014.
3. Бондарь В. В. Родная Кубань. Краснодар: ОИЦП «Перспективы образования», 2004
4. Книга о Кубани / Сост. О. О. Карслидис. Краснодар, 2014.
5. Корсакова Н. И. Фролов Б. Е. Регалии и реликвии Кубанского казачьего войска. Краснодар, 2012.
6. Кубань литературная: 30 имен: Хрестоматия / под ред. Р. М. Гриценко. Краснодар, 2015.
7. Лазарев А. Г. Купола над Доном, Кубанью и Тереком. Архитектура и градостроительное наследие на Юге России. Кн. 3 //Архитектура христианских храмов. Ростов-на-Дону, 2000.
8. Матвеев О. В. Боевая слава кубанского казачества: от Березани до Сарыкамыша: вопросы военной истории казачества Кубани конца XVIII начала XX столетия / О. В. Матвеев, Б. Е. Фролов. Краснодар, 2012.