МААМ-картинки

Программа коррекции тревожности и страхов у детей старшего дошкольного возраста «Я преодолеваю страхи!»

Лилия Стельмаченко
Программа коррекции тревожности и страхов у детей старшего дошкольного возраста «Я преодолеваю страхи!»
▼ Скачать + Заказать документы

Состояние тревоги, которое переживают взрослые, не совсем похожи на то, что чувствуют дети. Взрослым легче, они могут подготовиться к неприятной ситуации, повлиять на нее, опереться на жизненный опыт, получить помощь и поддержку окружающих. У детей негативный опыт может сформировать такой психологический барьер и комплекс, который будет, так или иначе, всплывать в последующие годы.

Публикация «Программа коррекции тревожности и страхов у детей старшего дошкольного возраста „Я преодолеваю страхи!“» размещена в разделах

Под влиянием страхов у детей дошкольного возраста может возникнуть состояние эмоционального перенапряжения, которое проявляется различными изменениями в поведении: заторможенность, импульсивность, непредсказуемые действия и др. Наличие устойчивых страхов говорит о том, что ребенок не способен справиться со своими чувствами, не может контролировать их.

У детей в возрасте 3 – 5 лет интенсивно развивается воображение, а вместе с этим и вероятность появления воображаемых страхов. В возрасте 5 – 7 лет дети повышенно чувствительны к страху смерти, что способствует перерастанию различных опасений и невротические страхи (Захаров А. И., 1995).

Тревожность, постоянные интенсивные страхи у детей относятся к числу наиболее частых поводов обращения родителей к психологу дошкольного учреждения. Родители отмечают, что дети боятся темноты, одиночества, медицинских процедур, монстров, привидений и т. д.

В дошкольном возрасте страхи наиболее успешно подвергаются психологическому воздействию, поскольку они еще не завладели характером ребенка и носят возрастной характер.

Анализируя основы психокоррекционной работы с детьми, многие авторы отмечают, что в дошкольном возрасте наиболее эффективными методами является игротерапия, арт-терапия, сказкотерапия. Так я предлагаю программу «Я преодолеваю страхи» .

Цель программы : устранение, преодоление, десенсибилизация страхов у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Установление положительных взаимоотношений ребенка с психологом.

2. Снятие поведенческих нарушений у детей (торможение, импульсивность, скованность, возникающих в результате воздействия страхов.

3. Развитие эмоциональной сферы, умения владеть своими эмоциями и принимать решения.

4. Актуализация страхов темноты, одиночества, сказочных персонажей, медицинских процедур и т. д. с последующей их коррекцией.

5. Обучение детей игровому проигрыванию своих переживаний психологического содержания.

6. Коррекция самооценки и повышения уверенности в себе.

7. Использование средств сказкотерапии, арт-терапии, игровой терапии для коррекции страхов и снижения уровня тревожности.

Длительность курса: 20 сеансов, продолжительность одного сеанса 30-35 минут. Сеансы проводятся один раз в неделю.

Адресат: подгруппы детей 3-5 человек, куда включаются дети с различной степенью выраженности страхов, тревожности.

Методическое обеспечение:

Канцтовары: краски, карандаши, фломастеры, гуашь, оргстекло, альбомные листы, ватман, ножницы.

Парафиновая свеча, трубочки, палочки

Журналы, картинки.

Игрушки: животные, из киндер-сюрприза.

Костюмы сказочных персонажей.

Коробочка, покрывало, клубок.

Ожидаемые результаты:

Проведение групповых сеансов по программе «Я преодолеваю страхи будет способствовать снижению количества страхов и уровня тревожности у детей, окажет положительное влияние на личностный рост, формированию у детей чувства уверенности в себе.

Программа «Я преодолеваю страхи предназначена для педагогов, психологов, сталкивающихся с необходимостью коррекции страхов у детей.

Программное содержание

Содержание

Сеанс 1 «Знакомство»

Цель: сплочение, объединение детей

1. Приветствие

2. Игра «В нашей группе все друзья»

3. Игра «Дотронься до….»

4. Игра «Зеркало»

5. Игра «Есть или нет»

6. Рисование «Наша красивая страна»

7. Прощание

Сеанс 2 «Волшебная страна чувств»

Цель: обогащение эмоциональной сферы

1. Приветствие.

2. Упражнение «Эмоциональный словарь»

3. Упражнение «Волшебная страна чувств»

4. Упражнение «Клубочек»

5. Прощание

Сеанс 3 «Волшебный город»

Цель: актуализация страхов, знакомство со способами преодоления страха

1. Приветствие

2. Сказка «О волшебном городе»

3. Упражнение «Мой страх»

4. Упражнение «Избавление от страха»

5. Упражнение «Клубочек»

6. Прощание

Сеанс 4 «В стране клякс»

Цель: Коррекция страхов, их актуализация, развитие воображения

1. Приветствие

2. Упражнение «Полет»

3. Упражнение «Кляксы»

4. Упражнение «Веселье в стране клякс»

5. Упражнение «Клубочек»

6. Прощание

Сеанс 5 «Мои страхи»

Цель: Коррекция различных страхов, тревожности

1. Приветствие

2. Упражнение «Чего я боюсь»

3. Упражнение «Рисование страха»

4. Упражнение «Превращение страха»

5. Упражнение «Клубочек»

6. Прощание

Сеанс 6 «Страшнота»

Цель: коррекция страхов, повышенной боязливости, тревожности

1. Приветствие

2. Упражнение «Необычное пятно»

3. Упражнение «Каляка-маляка»

4. Упражнение «Заяц-хваста»

5. Упражнение «Клубочек»

6. Прощание

Сеанс 7 «В мире животных»

Цель: коррекция страха животных

1. Приветствие

2. Упражнение «Любимое животное»

3. Упражнение «Животное, которое боюсь»

4. Игра «Волк и овцы»

5. Упражнение «Клубочек»

6. Прощание

Сеанс 8 «В мире животных»

Цель: коррекция страха животных

1. Приветствие

2. Упражнение «Кто в коробочке сидит»

3. Упражнение «Такие разные животные»

4. Упражнение «Мир животных»

5. Упражнение «Клубочек»

6. Прощание

Сеанс 9 «В гостях у сказки»

Цель: коррекция страхов сказочных персонажей

1. Приветствие

2. Упражнение «Полет»

3. Упражнение «Наши сказки»

4. Упражнение «Волшебные краски»

5. Упражнение «Клубочек»

6. Прощание

Сеанс 10 «В гостях у сказки»

Цель: коррекция страхов сказочных персонажей

1. Приветствие

2. Упражнение «Полет»

3. Упражнение «Новая сказка»

4. Упражнение «Маски»

5. Упражнение «Возвращение»

6. Упражнение «Клубочек»

7. Прощание

Сеанс 11 «В гостях у сказки»

Цель: коррекция страхов сказочных персонажей

1. Приветствие

2. Упражнение «Вспомним сказку»

3. Упражнение «Разыгрываем сказку»

4. Упражнение «Клубочек»

5. Прощание

Сеанс 12 «Ночные сны»

Цель: коррекция страха ночи и страшных снов

1. Приветствие

2. Упражнение «Рассуждалки»

3. Упражнение «Мой сон»

4. Упражнение «Танец в ночи»

5. Упражнение «Клубочек»

6. Прощание

Сеанс 13 «Ночные сны»

Цель: коррекция страха ночи и страшных снов

1. Приветствие

2. Упражнение «Вспоминалки»

3. Упражнение «Проигрывание снов»

4. Упражнение «Клубочек»

5. Прощание

Сеанс 14 «Темнота»

Цель: коррекция страха темноты

1. Приветствие

2. Упражнение «Какая темнота»

3. Упражнение «Кто не боится темноты»

4. Упражнение «Покровитель»

5. Упражнение «Я живу в темноте»

6. Упражнение «Клубочек»

7. Прощание

Сеанс 15 «Темнота»

Цель: коррекция страха темноты и одиночества, ночных кошмаров

1. Приветствие

2. Упражнение «Сказка про мышонка»

3. Упражнение «Сказочная дверь»

4. Упражнение «Клубочек»

5. Прощание

Сеанс 16 «Темнота»

Цель: коррекция страха темноты

1. Приветствие

2. Упражнение «Темнота: плюсы и минусы»

3. Упражнение «Праздник за окном»

4. Упражнение «Клубочек»

5. Прощание

Сеанс 17 «Один дома»

Цель: коррекция страха одиночества

1. Приветствие

2. Упражнение «Расскажи свой страх»

3. Упражнение «Наш дом»

4. Упражнение «Одиночество»

5. Упражнение «Клубочек»

6. Прощание

Сеанс 18 «Один дома»

Цель: коррекция страха одиночества

1. Приветствие

2. Сказка «Белочка Нуся»

3. Упражнение «Звуки тишины»

4. Упражнение «Тишина»

5. Упражнение «Танец»

6. Упражнение «Клубочек»

7. Прощание

Сеанс 19 «Больница»

Цель: коррекция медицинского персонала и

процедур

1. Приветствие

2. Упражнение «Рассуждалки»

3. Упражнение «Больница»

4. Обучение способам саморегуляции

5. Упражнение «Клубочек»

6. Прощание

Сеанс 20 «Больница»

Цель: коррекция медицинского персонала и

процедур

1. Приветствие

2. Напоминание способов саморегуляции

3. Упражнение «Разговор со шприцом»

4. Упражнение «Полечим зверушек»

5. Упражнение «Клубочек»

6. Прощание

Сеанс 9. «В гостях у сказки»

Цель: коррекция страха сказочных персонажей

Материал: картины с изображением сказочных сюжетов, краски, кисти, зубная паста, альбомные листы, магнитофон.

Ход сеанса:

1. Приветствие.

2. Упражнение «Полет»

Детям предлагается присесть на ковер – самолет. Закрыть глаза и мысленно отправиться в путешествие. Желательно использовать спокойную музыку.

Психолог: «Ковер-самолет поднимается медленно в небо. Мы дружно держим друг друга за руки. И вот мы в небе. Мимо нас пролетают облака. Их задеваем они такие мягкие, пушистые, как вата. Мы пролетаем над полями, лугами, лесами, городами. Они нам кажутся такими маленькими и забавными. Ковер-самолет медленно-медленно опускается. Психолог в это время убирает ткань, которая прикрывала стол, на котором располагаются краски, листы, кисточки, банки с водой.

3. Упражнение «Наши сказки»

Психолог спрашивает у детей, кто какие сказки знает. Затем показывает картины, которые расположены на стене и просит догадаться, что это за сказки. Затем спрашивает, есть ли в сказках пугающие, злые, страшные персонажи, которых боятся дети?

4. Упражнение «Волшебные краски»

Детям психолог предлагает нарисовать карандашами злых (страшных) сказочных персонажей. Но чтобы герои стали не страшными, а смешными и веселыми их необходимо разукрасить волшебными красками, которые изготавливаются вместе с детьми. Для этого необходимо небольшое количество зубной пасты с разным вкусом (земляники, персика, яблока, банана и т. д.) выдавить в разные емкости и добавить в них гуашь разного цвета. Дети разводят краски сами.

-Ну вот, волшебные краски готовы!

Зачитывается заклинание и можно приступать к работе. Ребята разукрашивают злодеев, подрисовывая им что-нибудь, чтобы те стали смешными и не страшными. После того, как работа закончена, психолог спрашивает и утверждает:

- Теперь герои нам не страшны! (Да)

- Они не страшные, а смешные и вкусно пахнут! (Да). Мы преодолели страх! (Да)

Психолог предлагает положить свои рисунки в коробку для страхов.

5. Упражнение «Полет».

Дети садятся на ковер и отправляются обратно в детский сад.

6. Упражнение «Клубочек»

Предавая друг другу клубочек, дети рассказывают, с какими способом преодоления страхов они сегодня познакомились, и какое настроение после выполнения работы.

7. Прощание.

Список использованной литературы.

1. Алексеева Е. Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста.

-С-П: Речь, 2006.

2. Арефьева Т. А, Галкина Н. И. Преодоление страхов у детей. : Издательство Института психотерапии, 2005.

3. Вологодина Н. Г. Детские страхи днем и ночью. -Р-на-Д: Феникс, 2006.

4. Захаров А. И. Дневные и ночные страхи у детей. С-П: Речь, 2005.

5. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. : Ярославль, 1996.

6. Лабиринт души: терапевтические сказки, под ред. Хухлаевой О. В, Хухлаева О. Е. М, 2005.

7. Лютова, Монина. Шпаргалка для родителей. – М: Речь, 2004.

8. Тащева А. И, Гриднева С. В. Психологическая помощь при страхе медицинских процедур у дошкольников и младших школьников. Журнал Психолог в детском саду №2, 1999.

9. Тренинг по сказкотерапии. Под ред. Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой. -С-П: Речь, 2004.

10. Хухлаева О. В, Хухлаев О. Е. Тропинка у своему Я. – М: Генезис, 2005.

11. Чернецкая Л. В. Психологические игры и тренинги в детском саду. – Р-на-Д: Феникс, 2005.

12. Шишова Т. Страхи – это серьезно. – М: Искатель, 1997.

Публикации по теме:

Анкета по правовому воспитанию детей Для совершенствования работы нашего ДОУ по защите прав и достоинств ребёнка необходимо опереться на Ваш жизненный и профессиональный опыт.

Арт — терапияАрт — терапия Коллективная работа воспитанников приюта "ДОРИС" г. Апшеронска (3-4 года). Рисование в технике " ладошки", рисование пальчиками. Нашей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа коррекции тревожности и страхов у детей старшего дошкольного возраста «Я преодолеваю страхи!»
Опубликовано: 18 ноября 2013 в 21:56
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа коррекции тревожности и страхов у детей старшего дошкольного возраста «Я преодолеваю страхи!»» (включая файлы) размещена пользователем Лилия Стельмаченко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД