Янбулатова Ольга Владимировна
Программа «Казачата-дошколята»
▼ Скачать + Заказать документы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
Программа
«Казачата-дошколята»
Направленность: социально-гуманитарная
Возраст детей: 6-7 лет
Срок реализации: октябрь-май
Автор-составитель:
Янбулатова О. В.
Воспитатель первой
квалификационной
категории.
Раздел 1. Комплекс основных характеристик образования
Пояснительная записка
Публикация «Программа „Казачата-дошколята“» размещена в разделах
Современное общественное развитие России остро поставило задачу духовного возрождения нации. Особую актуальность этот вопрос приобрёл в сфере патриотического воспитания молодёжи. Программа патриотического и гражданского воспитания молодёжи всё чаще определяется как одна из приоритетных в современной молодёжной политике. Нам, педагогам, исключительно важно, каким будет человек будущего, в какой мере он освоит две важные социальные роли – роль ГРАЖДАНИНА и роль ПАТРИОТА.
Решение множества проблем в жизни страны во многом зависит от уровня сформированности гражданской позиции у подрастающего поколения, потребности в духовном и нравственном совершенствовании, уважения к историко-культурному наследию своего народа и всех народов России.
Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с рождения инстинктивно привыкают к окружающей их среде, природе, культуре своей страны, быту своего народа. Поэтому базой для формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к культуре своей страны и своему народу, к своей земле. Это патриотическое воспитание в широком смысле слова.
Естественно развивающие чувства привязанности к отеческим ценностям становятся предметом осмысления в процессе целенаправленного патриотического воспитания, на их основе формируются убеждения и готовность действовать соответствующим образом. В современном обществе необходимы изменения ценностных ориентаций, при которых каждый ребенок мог бы ощутить себя звеном в цепи исторической преемственности. Всё это невозможно без знаний детей об истории возникновения города, его достопримечательностях, природных богатствах, социально-экономической значимости, символике родного края; возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма.
Воспитание чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, родной семье, краю, в котором живешь - все это служит фундаментом для формирования чувства любви к своей Родине. Совершенствование детей дошкольного возраста по данному направлению невозможно без приобщения его к истории своего города, родного края и России в целом.
Знакомство с родным городом и родной страной – процесс длительный и сложный. Он не может проходить от случая к случаю. Положительных результатов можно достичь только систематической работой.
Программа «Казачата-дошколята» социально-гуманитарной направленности нацелена на воспитание любви и уважения к Родине, родному краю с помощью эмоциональных и чувственно-практических способов познания. Программа направлена на развитие у дошкольников нравственных чувств, воспитание любви и уважения к малой родине, родному краю. Программа позволяет через дополнительное образование воздействовать на эмоциональную сферу ребенка дошкольного возраста, на познавательную его деятельность. они лучше изучили свой край, глубже поняли особенности природы, культуры, истории, способствует формированию у детей интереса и привязанности к родному краю, развитию патриотических чувств.
Уровень программы : программа стартового уровня предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы. Реализация программы направлена на удовлетворение потребностей в интеллектуальном и нравственном совершенствовании, формирование культуры здорового образа жизни.
Вид программы : модифицированная.
Тип программы : модульная.
Нормативно-правовая база, на основе которой разработана программа :
1. Закон Р. Ф. «Об образовании» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ (с изменением и дополнениями).
2. Санитарные нормы и правила, утвержденные совместным постановлением Министерства образования РФ и Госсанэпиднадзором от 01.03.2021СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»
3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
4. Постановление правительства № 527-п 17.07.2018 О внедрении системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей (Концепция персонифицированного дополнительного образования детей в Саратовской области)
5. Локальные нормативно-правовые акты МДОУ «Детский сад с. Сторожевка Саратовской области Татищевского района».
Новизна программы заключается в том, что создается такая модель образовательной и воспитательной среды в условиях детского сада, которая позволяет формировать личность воспитанников как субъектов культуры и духовности. Занятия подобраны таким образом, чтобы процесс обучения был направлен на воспитание в каждом ребёнке гражданина и патриота, на раскрытие способностей и талантов детей.
Актуальность программы. Современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Явно недостаточной является работа с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье. Поэтому, наша задача – как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и достойным гражданином своей страны, воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу формировать чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов, развивать интерес к доступному ребенку явлениям общественной жизни.
Педагогическая целесообразность программы заключается в формировании патриотических чувств, развитии чувства гордости за свою страну; воспитании личности гражданина – патриота России, способного встать на защиту интересов страны; формирование комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания. Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.
Отличительной особенностью данной программы является то, что она составлена с использованием разнообразных методов и приемов патриотического воспитания с учетом психологических особенностей детей дошкольного возраста (эмоциональное восприятие окружающего, образность и конкретность мышления, глубина и обостренность первых чувств, незнание истории, непонимание социальных явлений и др.).
Адресат программы : программа ориентирована на детей 6-7 лет, подготовку их к жизни. Программа реализуется дошкольным образовательным учреждением в постоянном взаимодействии и тесном сотрудничестве с семьями детей и субъектами социализации. Кроме теоретической работы программа предполагает также практическое закрепление полученной информации.
Объем программы : программа рассчитана на один учебный год обучения, всего 30 часов в год.
Режим занятий: периодичность занятий 1 раз в неделю, продолжительностью 30 минут.
Наполняемость группы: учебная группа (19 человек) с постоянным составом, организованная по возрастному принципу (дети от 6 до 7 лет).
Форма обучения: очная, в образовательной организации.
Формы занятий: для реализации программы предусмотрены наиболее интересные и результативные формы работы – прогулки, экскурсии, наблюдения, объяснения, побуждающие детей к различной деятельности (игровой, словесной, продуктивной и др.).
Цель программы : формирование основ патриотизма, воспитание уважения к культуре и истории своей семьи, своей малой и большой Родины.
В рамках реализации программы «Казачата-дошколята» решаются следующие основные задачи:
Личностные:
• Воспитать у ребенка чувство любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, стране;
• Воспитать бережное отношение к природе и всему живому;
• Воспитать уважение к труду, людям разных профессий;
• Формировать толерантность, чувство уважения к другим народам, их традициям. Предметные:
• Расширить представления о родном городе, республике, стране;
• Познакомить детей с символами государства (гербом, флагом, гимном);
• Развивать интерес к русским народным традициям и промыслам; традициям и промыслам народа малой родины;
• Формировать элементарные знания о правах человека.
Метапредметные:
• Обучить детей способам решения проблем исследовательского, творческого и поискового характера;
• Активизировать использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
Учебный план программы «Маленькие россияне».
I. Раздел 1. «Мой дом, моя семья».
1 Вводное занятие. Диагностика.
2 «Я и моя семья». Рисование «Моя семья».
3 «Что такое генеалогическое дерево?».Составление генеалогического древа семьи.
4 «Я и моё имя». Поделки «Моё имя самое красивое» .
5 «Все профессии важны, все профессии нужны». Рисование «Кем я хочу стать».
Лото «Профессии».
II. Раздел 2. «Моя малая Родина».
6 «Мой город-Родина моя» Экскурсия по поселку.
7 «Каменная летопись края». Презентация «Мой город-Саратов»
8-9 «Музейное зазеркалье».
«Театральные встречи». Изготовление альбома.
10 «Наполним музыкой сердца» Беседа «Театры Саратовской области», «Саратовская гармонь».
Конструирование «Гармошка».
11-12 «Приглашение к чтению».
«Туристические тропы».
Изготовление открыток.
Беседа о Саратовской областной библиотеке для детей и юношества имени А. С. Пушкина. Беседа «Саратовская область-край с интересной историей и множеством природных заповедников».
13 «Памятные даты».
Презентация «Наши знаменитые земляки».
Рассказ о талантливых и известных людях, которые прославили Саратовский край.
III. Раздел 3. «Моя Родина Россия».
14 «Наша страна – Россия». Презентация «Широка страна моя родная»
15 «Какие народы живут в России". Рассматривание альбома «Многонациональная страна».
16 «Как жили славяне». Беседа. Презентация «Культура, быт, традиции славян».
17 «Богатыри земли русской». Просмотр мультипликационных фильмов.
18-19 «Русские народные промыслы». Роспись силуэтов.
20 «Главный город нашей страны»
Рисование «Кремль».
Презентация «Москва – главный город России».
21-22 «Государственные символы России-флаг, герб, гимн»
Игра «Раскрась правильно» .
23 «Казачество». Презентация «Казаки».
24-26 «История казачества Саратовских казаков». Изготовление альбома.
27 «Культура и традиции казаков».
Изготовление поделки из слоеного теста «Казачья песня».
28- 29 «Жизнь и быт казаков»
«Казачий костюм». Презентация.
Изготовление открыток.
30 Итоговое занятие
«Мы – Россияне». Викторина.
Содержание учебного плана «Маленькие россияне» Раздел 1. «Мой дом, моя семья» (10 часов).
Тема 1. Вводное занятие (1 час).
Теория: выявление уровня сформированности знаний ребенка.
Практика: диагностика.
21.10.2022
Тема 2. Я и моя семья. (1 час)
Теория: Семейные традиции. Что значит дружная семья? Труд в семье. Дружная семья: отдыхаем вместе.
Практика: Выставка рисунков.
28.10.2022
Тема 3. «Что такое генеалогическое дерево?». (1 час)
Теория: Изучение понятия родословная.
Практика: Составление генеалогического древа семьи.
3.11.2022
Тема 4. «Я и моё имя» (1 час).
Теория: Игра «Давайте познакомимся». Чтение стиха Я. Аким «Кто кому, кто».
Практика: Поделки «Моё имя самое красивое».
11.11.2022
Тема 5. «Все профессии важны, все профессии нужны» (1 час).
Теория: Чтение произведения С. Михалкова «Все профессии важны все профессии нужны».
Практика: Рисование «Кем я хочу стать». Лото «Профессии».
18.11.2022
Раздел 2. «Моя малая Родина» (9 часов).
Тема 6. «Мой город - Родина моя» (1 час).
Теория: Изучение понятий Родина.
Практика: Экскурсия по поселку Сторожевка.
18.11.2022
Тема 7. «Каменная летопись края». (1час)
Теория: История родного города.
Практика: Презентация «Мой город-Саратов»
25.11.2022
Тема 8-9. «Музейное зазеркалье», «Театральные встречи (2 часа).
Теория: Беседа о музеях и театрах Саратовской области.
Практика: Презентация, изготовление альбома.
02.12.2022
09.12.2022
Тема 10. «Наполним музыкой сердца» (1 час).
Теория: Беседа «Театры Саратовской области», «Саратовская гармонь»
Практика: Конструирование «Гармошка».
16.12.2022
Тема 11-12. «Приглашение к чтению», «Туристические тропы» (2 часа). Теория: Беседа о Саратовской областной библиотеке для детей и юношества имени А. С. Пушкина. Беседа «Саратовская область-край с интересной историей и множеством природных заповедников».
Практика: изготовление открыток.
23.12.2022
13.01.2023
Тема 13. «Памятные даты «Наших земляков».» (1 час).
Теория: рассказ о талантливых и известных людях, которые прославили Саратовский край.
Практика: Презентация «Наши знаменитые земляки»
20.01.2023
Раздел 3. «Моя Родина-Россия» (17 часов).
Тема 14. «Наша страна – Россия» (1 час).
Теория: обогащение детей знаниями, раскрывающими прошлое страны, прививать любовь к ее культуре, традициям и обычаям, духовным ценностям, воспитывать экологически грамотное отношение к родной природе.
Практика: Беседа с презентацией «Широка страна моя родная»
27.01.2023
Тема 15. «Какие народы живут в России» (1 час).
Теория: Народы, населяющие страну, особенности их культуры и истории.
Практика: Рассматривание альбома «Многонациональная страна»
03.02.2023
Тема 16. «Как жили славяне» (1 час).
Теория: Беседа о национальных обрядах и традициях.
Практика: Презентация» Культура, быт, традиции славян.
10.02.2023
Тема 17. «Богатыри земли русской» (1час).
Теория: Наша Родина в живописи, песнях и стихах. прослушивание былин.
Практика: Просмотр мультипликационных фильмов.
17.02.2023
Тема 18-19. «Русские народные промыслы» (2 часа).
Теория: рассказ воспитателя, показ презентации, просмотр иллюстраций.
Практика: Роспись силуэтов.
03.03.2023
10.03.2023
Тема 20. «Главный город нашей страны» (1 час).
Теория: Рассказ воспитателя о Москве. Чтение В. Степанов «Москва».
Практика: Презентация «Москва – главный город России». Рисование «Кремль»
17.03.2023
Тема 21-22. «Государственные символы России-флаг, герб, гимн» (2 часа).
Теория: Слушанье музыкальных произведений: Государственного гимна России, песен О.
Газманова «Москва», «Моя Россия» (муз. Струве, сл. Соловьёва, Д. Тухманова.
Практика: Игра «Раскрась правильно».
24.03.2022
31.03.2023
Тема 23. «Казачества» (1 час).
Теория: Рассказ воспитателя о казачестве.
Практика: Беседа с презентацией «Казаки».
07.04.2023
Тема 24-26. «История казачества Саратовских казаков» (3 часа).
Теория: История казачества Саратовского края.
Практика: Изготовление альбома.
14.04.2023
21.04.2023
28.04.2023
Тема 27. «Культура и традиции казаков» (1час).
Теория: Беседа, рассматривание фотографий, прослушивание литературных произведений, стихов.
Практика: Изготовление поделки из слоеного теста «Казачья песня».
05.05.2023
Тема 28-29. «Жизнь и быт казаков», «Казачий костюм».» (2 часа).
Теория: Беседа с презентацией заучивание стихов, пословиц и поговорок.
Практика: Изготовление открыток
12.05.2023
19.05.2023.
Тема 30. Итоговое занятие «Мы – Россияне» (1 час)
Практика: Викторина.
26.05.2023
Планируемые результаты
К концу реализации программы, обучающиеся будут: Личностные:
• Понимать сопричастность к социальной и окружающей среде, осознавать себя полноправным членом общества;
• Осознавать свою этническую и культурную принадлежность в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;
• Уметь оценивать свои поступки с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.
Предметные:
• Знать свой домашний адрес, название города, республики;
• Узнавать на фотографиях достопримечательности города, уметь рассказать о них;
• Знать краткие сведения об истории города;
• Знать символику своего города;
• Знать и узнавать основные социальные объекты города.
• Метапредметные:
• Способны регулировать собственную деятельность;
• Освоят правила и нормы социокультурного взаимодействия с взрослыми и сверстниками
в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т. д.).
Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий, включающий формы аттестации».
Календарный учебный график программы.
Режим организации занятий по данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе определяется календарным учебным графиком и соответствует нормам, утвержденным постановлением от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил сп 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи.
Год обучения Дата начала
обучения по программе Дата окончания
обучения по программе Всего учебных недель Кол-во учебных часов Режим занятий
первый 17.10.2022 26.05.2023 30 30 1 раз в неделю по 1 академическому часу
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
• рабочие места по количеству обучающихся;
• рабочее место преподавателя, оснащенное ноутбуком;
• магнитно-маркерная доска;
• комплект учебно-методической документации, раздаточный материал, задания, цифровые компоненты учебно-методических комплексов (презентации). Кадровое обеспечение
Реализация программы обеспечивается педагогическими кадрами, имеющими среднее профессиональное образование или высшее образование, соответствующее направленности дополнительной общеобразовательной программы. Требования к педагогам дополнительного образования и преподавателям:
• среднее профессиональное образование – программы подготовки специалистов среднего звена или высшее образование – бакалавриат, направленность по профилю «Воспитатель детей дошкольного возраста»;
• при отсутствии педагогического образования – дополнительное профессиональное педагогическое образование; дополнительная профессиональная программа может быть освоена после трудоустройства.
Формы аттестации
Для определения эффективности занятий необходимо использовать мониторинговые исследования. С целью определения продвижения детей в освоении программы проводится педагогическая диагностика (сентябрь, май). Данные педагогической диагностики ориентируют педагогов на анализ овладения программным материалом, как отдельными детьми, так и группой в целом; его учет для организации дальнейшего образовательного процесса.
Формы проведения педагогической диагностики:
• анализ детской деятельности (рисунки, поделки и т. д.);
• наблюдение за поведением и общением детей;
• дидактические и речевые игры (беседы, опросы, дидактические игры). Оценочные материалы
Результат наблюдения по каждому критерию оценивается в баллах следующим образом:
• Высокий уровень – 3 балла;
• Средний уровень – 2 балла;
• Низкий уровень – 1 балл.
Все баллы суммируются, и определяется общий уровень овладения программным материалом :
Высокий уровень:
Знает свое имя, фамилию, название города, страны, свой адрес. Называет и узнает (по иллюстрации) достопримечательности, зеленые зоны города, 4-5 улиц, площадей. Знает и узнает флаг, герб, гимн России; герб города. Называет народные праздники, игрушки, предметы быта; называет природные богатства России, знает природно-климатические зоны, ландшафты.
Имеет представление о членах семьи и ближайших родственниках.
Средний уровень:
Знает свое имя, фамилию, знает название страны, города, свой адрес; флаг, герб, гимн России, герб города. Затрудняется назвать достопримечательности, зеленые зоны, улицы, площади города (делает это после пояснений взрослого). Затрудняется назвать народные праздники, игрушки; с помощью взрослого называет природные богатства России, природно-климатические зоны.
Низкий уровень:
Не знает названия страны, города. Своего адреса, но узнает флаг, герб, гимн; отсутствуют знания о достопримечательностях родного города; плохо знает названия улиц, проспектов; не может назвать народные праздники, игрушки; природные богатства России, природно-климатические зоны.
Результат оценки и мониторинга оформляется в таблицах. (Приложение 1)
Методическое и дидактическое обеспечение
Для полноценного личностного развития большое значение имеет работа по формированию нравственно-патриотических качеств у детей дошкольного возраста. Эта работа требует от педагога, помимо профессионализма, постоянного творчества, импровизации, готовности обучаться у детей, огромного терпения и способности быть эмоционально открытым, восприимчивым, принимающим и помогающим по отношению к детям.
Методы обучения, используемые при реализации программы, активные и интерактивные:
• Словесный метод (беседа, описание, разъяснение, рассуждение, дискуссия, диалог, рассказ, словесная оценка и коррекция, анализ текста, словесный комментарий, постановка задач)
• Наглядный метод (работа с текстом, показ иллюстраций, наглядных пособий, работа по образцу, наблюдение, педагогический показ)
• Практический метод (самостоятельная работа, работа под руководством педагога, выполнение упражнений, творческое задание, тренинг)
Формы организации занятия
• игровые ситуации. В процессе игры уточняются и углубляются знания и представления детей. Иногда знания и представления оказываются недостаточными, и возникает необходимость в их пополнении. Следовательно, игра не только закрепляет уже имеющиеся у детей знания и представления, но и является своеобразной формой активной познавательной деятельности, в процессе которой они овладевают новыми знаниями. Каждой игре соответствуют свои правила и условия. Условия – произвольны, однако всегда связаны со школьной жизнью.
• занятия с практическими элементами (рисование, аппликация, конструирование). Специально подбирая изобразительные материалы к каждому занятию с учетом поставленных задач и индивидуально-психологических особенностей участников, педагог может в определенной мере управлять активностью ребенка.
Список литературы для педагога
1. Агапова И. М., Давыдова М. «Беседы о великих соотечественниках с детьми 5 – 7 лет». – М. Просвещение, 2000;
2. Алешина Н. В. «Знакомство дошкольников с родным городом и страной (патриотическое воспитание).» - М. : УЦ «Перспектива», 2011;
3. Алешина Н. В. «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью». – М. : ЦГЛ, 2005;
4. Алешина Н. В «. Патриотическое воспитание дошкольников». М: ЦГЛ, 2005;
5. Арсенина Е. Р. «Мероприятия для детей старшего дошкольного возраста». – М. Актион, 2010;
6. Виноградова Н. Ф. «Наша Родина». – М. Сфера,2002;
7. Данилина Г. Н. «Дошкольнику – об истории и культуре России». – М. Сфера,2002;
8. Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. «Мы живём в России». – М. Сфера,2002;
9. Князева О. Л., Михалёва М. Д «. Приобщение детей к истокам русской культуры». М. Основа, 2007;
10. Натарова В. И, Карпухина Н. И. «Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно – патриотических чувств»;
11. Тарабарина Т. И. «Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки». – СПБ. Медиум,2003.
12. Васильева А. А. Жуковская Н. А., Лабутина Н. В Максимкина Л. В., Парасотченко Т. В., Петрова Т. С. Текучева Е. Н., Ценарева Н. Н. «Культурный дневник дошкольника Саратовской области». Типография ГАУ ДПО «СОИРО».