Ольга Анатольевна
Программа «Город масок»
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из актуальных проблем современного российского общества является девиантное поведение, причём не только девиантное поведение вообще, но что еще более важно – девиантное поведение детей и подростков. По данным общественной палаты, опубликованным в 2013 году, средний возраст манифестаций девиантного поведения составлял 11,6 лет [доклад общ палаты]. В такой ситуации огромную важность приобретают вопросы устранения личностно-психологических факторов детерминирующих девиантное поведение у несовершеннолетних.
Публикация «Программа „Город масок“» размещена в разделах
Большинство ученых склоняется, что причина девиантности подростка кроется в сфере эмоций и проявляется в неспособности определять и адекватно выражать свои чувства. Следовательно, встаёт вопрос о создании такой программы, которая будет нацелена на самопознание, а во многих случаях и коррекцию эмоциональных нарушений, что должно привести к нормализации диалога подростка с внутренним и внешним миром.
При очевидности заявленной проблемы практически нет более или менее систематизированных пособий и программ, раскрывающих содержание и специфику психологического и социально-педагогического сопровождения указанной категории детей и подростков в специальном учебно-воспитательном учреждении открытого типа.
Необходимость разработки данной программы обусловлена тем, что при поступлении подростков в ГУ ГСОШ: 96% - имеют эмоциональные нарушения, 76 % - имеют проблемы в волевой сфере, 98% - были подвержены неблагоприятным факторам семейного воспитания.
Цель программы : устранение личностно-психологических факторов детерминирующих девиантное поведение воспитанниц.
Достижение поставленной цели связано с решением следующих задач:
- осуществлять коррекцию эмоциональных нарушений;
- способствовать развитию волевой сферы;
- формировать потребности в самопознании и саморазвитии;
- способствовать раскрытию творческого потенциала.
Методологической основой построения данной программы явилась биопсихосоциальная теория девиантного поведения Я. И. Гилинского.
Методической основой программы являются :
1. метод скульптурного портретирования Г. М. Назлояна;
2. метод сказкотерапии Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой.
Результатом освоения программы является.
1. Получение воспитанницами представлений:
- о своем внутреннем мире;
- о творчестве великих людей;
- о скульптурном портретировании.
2. Получение знаний:
- о способах выражения чувств;
- о выражении чувств через творчество.
3. Формирование умений:
- определять свое эмоциональное состояние;
- регулировать свое эмоциональное состояние;
- выражать свои чувства через «Я высказывания».
Программа включает в себя 2 раздела:
1. «Маски моих чувств», ориентированный на подготовку воспитанниц к изготовлению автопортрета;
2. «Я своими глазами» - непосредственное изготовление автопортрета
Программа не предусматривает проведение традиционных занятий, чтение лекций, время основных «занятий» не регламентировано, воспитанницы могут посещать занятия по желанию, определяя для себя необходимое количество времени.
В ходе работы воспитанницы могут спокойно передвигаться, общаться друг, с другом, спрашивать совета. В рамках программы предусмотрены и такие формы работы как проведение праздников, чаепитий, конкурсов.
В ходе работы используются слайды, репродукции, литература об искусстве и творчестве великих людей, которые воспитанницы могут самостоятельно просматривать, знакомиться.
Программа предполагает включение в инвариативную часть учебного плана ГУ ГСОШ и рассчитана на воспитанниц 12-15 лет.
Содержание коррекционно-развивающей программы «Город масок»
Раздел 1. Маски моих чувств.
1.1. Вводное занятие
Ознакомление воспитанниц с задачами творческой мастерской. Театрализованное представление (прил. 1)
1.2. Создание масок- чувств из глины :
-грусти;
-радости;
-злости;
-страха;
-вины;
-обиды;
-удовольствия – интереса.
Раскрашивание масок гуашью.
Осознание своих чувств и действие психологических защитных механизмов. Ограничения в осознании своих чувств. Возможность и необходимость самопознания. Самонаблюдение и самоанализ.
1.3. Театр масок
Конкурс масок и представление изготовленных масок-чувств (прил. 2)
1.4. Путешествие в мир прекрасного
Экскурсии. Ознакомление с творчеством художников, скульпторов… Просмотр слайдов. Комментарии. Осознание чувств, которые вызывают
данные картины, скульптуры.
1.5.3а чашкой чая у художника.
Формирование позиции взаимодействия. Смена позиции обучаемого на позицию участника процесса познания и научения.
Чаепитие. Встреча, неформальное общение с людьми творчества, знакомство с их творчеством.
1.6. В гостях у сказки
Прослушивание психотерапевтических сказок. Акцентирование: Основная тема. Мотивы поступков героев сказки. Способы преодоления трудностей. Отношение к окружающему миру и к самому себе. Актуализированные чувства. Образы и символы в сказках.
Раздел 2.«Я своими глазами»
2.1. Я своими глазами
Театрализованное представление. Знакомство с понятиями: душа, внутренний мир, внутренняя красота, творчество.
2.2. Изготовление автопортрета.
Знакомство с техникой изготовления автопортрета. Лепка автопортрета из глины. Движение автопортрета от символического сходства к реалистическому. Самопознание своего реалистического образа. Создание своего зеркального образа «Я». Принятие себя.
2.3. Путешествие в мир прекрасного
Экскурсии. Ознакомление с творчеством художников, скульпторов. Просмотр слайдов. Комментарии. Осознание чувств, которые вызывают данные картины, скульптуры.
2.4. За чашкой чая у художника.
Формирование позиции взаимодействия. Смена позиции обучаемого на позицию участника процесса познания и научения.
Чаепитие. Встреча. Неформальное общение с людьми творчества, знакомство с их творчеством.
2.5. В гостях у сказки
Прослушивание психотерапевтических сказок. Акцентирование: Основная тема. Мотивы поступков героев сказки. Способы преодоления трудностей. Отношение к окружающему миру и к самому себе. Актуализированные чувства. Образы и символы в сказках