Екатерина Шайкина
Программа для ознакомления детей дошкольного возраста с Санкт-Петербургом «Петербурговедение от А до Я»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
Петербург – город с удивительной судьбой, хранитель замечательных исторических и культурных традиций. Его духовное возрождение немыслимо без воспитания в каждом юном петербуржце чувства любви к родному городу, интереса к его истории, бережного отношения к его памятникам. Эту работу призваны вести педагоги уже в дошкольном детстве, в детских садах, накапливая первоначальные знания о городе, знакомя с достопримечательностями Санкт-Петербурга, его каналами, природой, с пригородными ансамблями города.
Публикация «Программа для ознакомления детей дошкольного возраста с Санкт-Петербургом „Петербурговедение от А до Я“» размещена в разделах
- Ленинградская область, Санкт-Петербург. Петербурговедение
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2015
Почему нужно начинать изучение Санкт-Петербурга в дошкольном возрасте? Дети дошкольники любознательны, впечатлительны. У них хорошо развиты фантазия и воображение, а главное – у них прекрасно развита эмоциональная память. Поэтому основная задача педагога при изучении СПб – это опора на эмоциональную память ребенка, формирование у ребенка эмоционально окрашенного понятия, первичных знаний, умений и навыков.
Как известно, детскому возрасту присуща сильная способность фантазировать. Фантазия – необходимая составляющая творчества. Дети до шести лет иногда не отличают фантазию от реальности. Однако, используя эту психологическую особенность детей в работе нужно помнить, что фантазия ребят в этом возрасте направлена только на самое близкое. Ребенок не может осмыслить во временной последовательности исторические события.
При работе с детьми по изучению СПб нужно так же помнить, что географические понятия для ребят не приемлемы. Изучение истории города влияет на разностороннее воспитание личности.
Поэтому воспитание подлинного петербуржца, с любовью относящегося к городу, в котором он живет, знающего и поддерживающего его исторические и культурные традиции, прилагающего силы к его развитию и процветанию – важная задача, стоящая перед педагогами.
В основе воспитания жителя СПб может быть положен взгляд на СПб, как на мир особой культуры, художественное целое, социально- пространственную систему, несущую в себе могучий воспитательный потенциал. Ведущая идея при этом: восприятие, сохранение и развитие духовной культуры Петербурга – Ленинграда как величайшей ценности, имеющей общечеловеческое значение.
Поэтому мною была разработана программа для ознакомления детей дошкольного возраста с Санкт-Петербургом, целью, которой является «Воспитание любви и интереса к родному городу; желание узнать свой город, познакомиться с ним ближе».
Задачи:
•Пробуждение познавательного интереса к городу, восхищение им; осознание ценности памятников культуры и искусства.
•Формирование начальных знаний о городе.
•Воспитание петербуржца в лучших традициях петербургской культуры.
•Знания о символах города, памятниках, достопримечательностях.
•Формирование понятия «мы – петербуржцы».
•Знакомство с праздниками нашего города.
• Развитие культуры общения.
Планируемые результаты.
1. Сформирован познавательный интерес к городу.
2. Сформированы начальные знания о городе.
3. Сформированы знания о символах города, памятниках, достопримечательностях.
4. Сформировано понятие «Мы – петербуржцы».
Перспективное планирование.
СЕНТЯБРЬ
1. Беседа: «Рождение города».
•Дать знания о том, кто приказал строить город. Объяснить происхождение названия.
•Где началось строительство Петербурга.
•Трудности в строительстве города.
•Почему город был основан на берегу Невы.
2. Беседа: «Что такое город?»
• Познакомить с понятием «город»
• Дать знания о том, что город отличается от деревни.
• Учить подбирать однокоренные слова к слову город.
3. Беседа: «Кто построил город мой».
•Вспомнить с детьми различные профессии, их назначение.
•Уточнить знания о строительных Профессиях.
•Профессия - архитектор.
4. Беседа: «Живой город».
•Познакомить детей с городом как средой обитания.
•Раскрыть взаимосвязь города и человека.
• Словарная работа: огораживать, изгородь, проспекты, кварталы.
ОКТЯБРЬ
1. Беседа: «Там, где начинается город мой».
•Познакомить детей с историей района, в котором мы живём.
•Отметить достопримечательные места Московского района.
• Словарная работа: аэропорт, проспект, переулок, микрорайон.
2. Беседа: «Мы -петербуржцы».
•Прививать детям любовь к родному городу
•Воспитывать культуру поведения
•Воспитывать чувство гордости, что мы жители Петербурга
3. Беседа: «Красота во круг нас».
•Учить замечать красоту во круг себя.
•Пробудить чувство интереса и восхищения к родному городу.
4. Беседа: «Я - частичка большого города».
•Познакомить детей с понятием : горожанин, петербуржец.
•Познакомить с понятием «коренной петербуржец»
НОЯБРЬ
1. Беседа: «Я и мир во круг нас».
•Закрепить понятия горожанин, петербуржец.
•Расширить границы вокруг себя «Моя семья, друзья, соседи».
•Учить рисовать по восприятию (портреты).
2. Беседа: «Мы - горожане».
•Учить отражать свои наблюдения в рисунке «Нарисуй, что видишь из окна».
•Дать возможность ребенку почувствовать, что он житель большого города.
3. Беседа: «Визитная карточка города».
•Познакомить детей с историей зарождения города.
•Дать понятия о том, почему так город назван, герб города.
• Словарная работа: герб, скипетр.
4. Беседа: «Первые победы».
Познакомить детей с победой Петра 1 над шведами «Северная война».
ДЕКАБРЬ
1-2. Беседа: «Петропавловская крепость».
•Дать знания о необходимости сооружения Петропавловской крепости.
•Объяснить происхождение названия (в честь святого Петра).
•Трудности в строительстве крепости.
• Понятия: равелин, бастион, куртина, кронверк.
3. Беседа: «Петропавловская крепость» Д. Тризини.
•Дать знания о цели сооружения Собора, и о его названии.
•Знакомство с внешним видом Собора. Понятия: шпиль, купол, ярус, куранты, флюгер.
•Внутреннее убранство собора.
4. Беседа: «Петровские ворота- главные ворота крепости, ее символ» Д. Тризини.
•Познакомить с внешним видом Петровских ворот.
•Объяснить происхождение названия.
•Познакомить с терминами : скульптура, арка, барельеф, герб.
ЯНВАРЬ
1. Беседа: «Главная река города».
•Дать знания о реке Неве, как о главной реке города.
•Познакомить с функциями реки в жизни города: Река-красавица, кормилица, труженица.
•Познакомить с изменчивым характером реки.
2. Беседа: «Прогулка к реке Неве».
•Учить отражать свои впечатления в рисунке.
•Совершенствовать технические навыки рисования.
3. Беседа: «Острова Петербурга».
•Дать детям знания о том, что город расположен на островах.
•Показать необходимость мостов в нашем городе.
•Познакомит с неповторимым убранством мостов.
4. Беседа: «900 блокадных дней».
•Рассказать детям о героических защитниках Ленинграда.
•Воспитывать чувство уважения к людям защищавшим наш город в годы войны.
ФЕВРАЛЬ
1. Беседа: «Невский проспект – главный проспект Петербурга».
•Познакомить с происхождением названия проспекта (в честь Александра Невского).
•Познакомить со старым названием проспекта (Невская перспектива).
•Рассказать какой транспорт ходил по Невскому проспекту (карты, конки).
2-3. Беседа: «Главная площадь Петербурга».
•Познакомить детей с Дворцовой площадью.
•История Александровской колонны.
4. Беседа: «Зимний дворец» Растрелли.
•Зимний дворец - самый крупный дворец Санкт-Петербурга.
• Словарная работа: канделябры, лепнина, гардины.
МАРТ
1. Беседа: «Адмиралтейство – центр Петербурга».
•Для чего необходима была постройка Адмиралтейства.
•Дать понятие верфь.
•Происхождение названия Адмиралтейство.
•Его значение для центра города.
•Шпиль- символ города. Словарная работа: постамент, колоннада, флагшток, куранты, флюгер.
2. Беседа: «Исаакиевская площадь. Исаакиевский Собор».
•Архитектор построивший Исаакиевский Собор. (О. Монферран)
• Внешний вид собора: 114 колонн из гранита, пять куполов, четыре входа, высота 114,5 м. Строился 40 лет.
3. Беседа: «Медный всадник. Фальконе».
•История создания камня для памятника.
•История создания фигуры царя, его головы.
4. Беседа: «Дворцовый мост».
•Внешний вид.
•Познакомить детей с функциями моста.
АПРЕЛЬ
1. Беседа: «Стрелка на Неве».
•Познакомить детей с местонахождением стрелки Васильевского острова, показать назначение стрелки.
2. Беседа: «Ростральные колонны».
•Дать понятия ростры, ростральные колонны.
•Что означают изваяния мужских и женских фигур на колоннах (Волга, Днепр, Нева, Волхов).
3. Беседа : «Летний сад».
•Прекрасный уголок города.
•История создания сада.
4. Беседа: «Летний сад».
•Решетка Летнего сада, познакомить с узором.
•Скульптуры Летнего сада.
МАЙ
1. Беседа: «Зоологический музей».
•Понятие «зоологический».
•Знакомство с редкими животными.
•Рабочая тетрадь.
2,3, 4 Беседы: «Великие люди нашего города. К. И. Чуковский, И. А. Крылов, С. Я. Маршак».
•Знакомство с произведениями писателей, сборники стихотворений, басни.
Список используемой литературы
1. Авсеенко В. История города Санкт-Петербурга а лицах и картинах. Исторический очерк. 1703-1903. СПб., 1993.
2. Алифанова Г. Т. Первые шаги (воспитание петербуржца-дошкольника). СПб. ,2000.
3. Вежель Г. Взрослеем вместе с городом. СПб., 1997.
4. Ермолаева Л. Прогулки по Петербургу. Спб. ,1992.
5. Махинько Л. Я –петербуржец. СПб. ,1997.
6. Помарнацкий В. Узнай и полюби Санкт-Петербург. СПб. ,1997.
7. Никонова Е. Мы-горожане. СПб. ,2005.
8. Никонова Е. Первые прогулки по Петербургу. СПб. ,2004.
9. Ермолаева Л. К., Лебедева И. М. Чудесный город. СПб. ,1995.
10. Канн П. Прогулки по Петербургу. СПб. ,1994.
11. Алифанова Г. Т. Петербурговедение для малышей от 3 до 7 лет. СПб., 2008.