Елена С
Профориентирование детей с применением современных сюжетно-ролевых игр
▼ Скачать
«В игре раскрывается перед детьми мир, творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается жизненный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это игра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности» (Сухомлинский В. А.)
Актуальность темы обусловлена тем, что современная система дошкольного образования ставит перед педагогами задачу – знакомить дошкольников с миром профессий взрослых. Возникает проблема, как заложить основы для профессионального самоопределения современных дошкольников.
Публикация «Профориентирование детей с применением современных сюжетно-ролевых игр» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
Отсюда появляется цель: Разработать систему мероприятий, направленных на ознакомление дошкольников с современными профессиями, чтобы в будущем ребёнок мог успешно реализовывать себя как личность в профессиональной среде.
Ставятся задачи:
• Обогащать и конкретизировать представления детей о профессиональной деятельности, воспитывать интерес к различным профессиям;
• Формировать у детей представления о структуре трудового процесса;
• Закреплять умения детей в игровой деятельности выражать свои впечатления;
• Стимулировать развитие познавательных, коммуникативных, творческих способностей детей;
• Воспитывать бережное отношение к труду взрослых и его результатам;
• Помочь детям осознать важность, необходимость и незаменимость каждой профессии.
Игра – это ведущий вид деятельности ребёнка дошкольного возраста. Большое количество своего времени дети проводят за игрой. Следовательно, она является ключевым средством формирования у детей дошкольного возраста представлений о профессиях взрослых. Основным видом игры, где непосредственно осуществляется ознакомление детей с профессиями взрослых, является сюжетно - ролевая игра.
В сюжетно – ролевой игре происходит воспроизведение детьми взрослого мира. Здесь они создают воображаемую ситуацию, перевоплощаются в образы окружающих взрослых, беря на себя их роли, и играют в созданной ими обстановке.
Основная черта сюжетно – ролевой игры – это самостоятельность детей. Они сами определяют линии сюжета, берут на себя роли. Даже если педагог выступает партнёром в игре, то даёт им свободу в выборе средств для создания своего образа.
Принцип:
Ненавязчиво нацеливать воспитанников на будущую профессию, через формирование знаний, развивать интереса к различным профессиям.
Разработанный план работы по формированию представлений о профессиях взрослых, через сюжетно – ролевые игры. опирается на перспективное планирование по ознакомлению детей с профессиями.
Ребёнок развивается в процессе общения с взрослыми. В основе этого процесса лежит эмоциональный контакт взрослого и ребёнка, постепенно перерастающий в сотрудничество, которое становиться необходимым условием развития ребёнка. Приглашенные родители рассказывают о своих профессиях. Сотрудничество заключается в том, что не только взрослый стремиться передать свой опыт, но и ребёнок хочет и может его усвоить, и поделиться им с другими членами коллектива. Поэтому, работая с детьми, необходимо установить эмоциональный контакт с ребёнком.
В группе для проведения сюжетно – ролевых игр, совместно с родителями, создаётся предметно – развивающая среда, которая наполняется всеми необходимыми игрушками и современными атрибутами.
Проводится предварительная работа:
• тематические беседы,
• рассказы о профессиях взрослых,
• рассматривание иллюстраций,
• просмотр презентаций, обучающих мультфильмов,
• чтение художественной литературы,
• беседы с родителями и т. п.
В своей работе нужно использовать инновационный метод для достижения поставленной цели, так как тематика сюжетно – ролевых игр должна пополнятся с изменением социума, потому что современное поколение детей растёт в эпоху банковских карт, рекламных буклетов, различных карт скидок и купонов. Эти элементы современной жизни, изготовленные родителями, можно активно использовать в сюжетно – ролевых играх.
В банке клиентов обслуживают профессиональные специалисты, которые выдадут деньги или банковские карты.
В супермаркете посетителей встречает охранник с рацией, продавцы – консультанты и кассиры с бейджиками. Творческая группа консультантов обсуждает продукцию супермаркета, представленную прайс-листами.
Туристическое агентство «Сказка – тур» покажет рекламные буклеты и с опытным экскурсоводом организует экскурсии на выставки, по детскому саду и его территории.
Элементы современной жизни, которые активно используются в играх, помогают идти в ногу со временем.
Вывод: Организация современных профориентированных игр является эффективным средством при ознакомлении дошкольников с профессиями, заметно активизируется мышление, увеличивается словарный запас. В ходе игры дети проявляют самостоятельность, активность и творчество. А это всё им поможет в будущем обучении и выборе профессии!