Насибуллина Альбина
Профориентационная работа в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема профориентации является общественной, так как именно от нее зависит состояние общества, развитие рынка труда, занятость населения, возможность выявления талантов и направление их в наиболее подходящие сферы деятельности.
Что такое профессиональная ориентация? Это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и особенностей каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям.
Публикация «Профориентационная работа в ДОУ» размещена в разделах
Согласно Постановления Министерства труда РФ «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации» от 27 сентября 1996 г. №1 профессиональная ориентация входит в компетенцию дошкольных образовательных организаций.
Детский сад является первой важной ступенью знакомства дошкольников с профессиями, что не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определенный элементарный опыт, способствует ранней профессиональной ориентации.
Антон Семенович Макаренко отмечал, что правильное воспитание – это обязательно трудовое воспитание, так как труд всегда был основой жизни.
Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями обоснована и в Федеральном Государственном Образовательном Стандарте дошкольного образования. Один из аспектов образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлен на достижение цели формирования положительного отношения к труду.
2017 году между Муниципальным автономным дошкольным образовательным учреждением детский сад №18 и Государственным автономным профессиональным образовательным учреждением Туймазинского Индустриального колледж был составлен договор о совместной деятельности в рамках программы по ранней профориентации Алтын кулдар.
На основании Приказа в детском саду была создана творческая группа, в которую вошли воспитатели высшей квалификационной категории – это Габдракиповам Ф. Г., Тарасова С. А., Хабирова Г. Ф., Аминева Э. Н., Давлетшина Р. Р.
По разработке программы по ранней профориентации для детей 5-7 лет «В мире профессий» профессия Строитель, который был рассмотрен и утвержден на педагогическом совете.
Цель программы: - расширять и обобщать представление детей о профессии «строитель»и какие профессии относятся к профессии строитель (архитектор, прораб, каменщик, маляр, штукатур, крановщик, экскаваторщик, монтажник, сварщик, бетонщик и т. д.) и орудия их труда.
Задачи программы: - развивать познавательную активность и эмоционально-положительное отношение к человеку труда; - развивать кругозор детей, их коммуникативные умения; - развивать у детей нравственные качества через ознакомление с трудом строителя; - воспитывать ценностное отношение к труду других людей и его результатам; - вовлекать родителей в совместную деятельность с целью укрепления отношений.
Учебный план рассчитан на старший дошкольный возраст, объем учебной нагрузки 30 занятий, периодичность проведения занятий 1 раз в неделю, продолжительность одного занятия 25-30 минут.
Перед нами встала задача подготовить оснащение методического кабинета по данной теме: литература, печатный материал, материал из опыта работы, работа с родителями, консультации, памятки, рекомендации, взаимодействие с социумом были собраны в специальную папку.
Следующим направлением было создание предметно-игровой среды в группах и информационных уголков по ранней профориентации для родителей. Было разработано положение и объявлен смотр-конкурс «Оснащение предметно-развивающей среды, Уголок по ранней профориентации».
Для того, чтобы работа была эффективной в группах созданы библиотеки с подбором книг о профессиях строитель, картотека стихов, загадок о труде. Подобраны дидактические игры, игры с предметами, демонстрационный материал, мультфильмы о профессиях.
В практике своей работы по ранней профориентации мы используем следующие методы и формы работы : экскурсии, наблюдения, беседы, рассматривание картин, иллюстраций, просмотр видео, трудовые поручения, словесные игры, игры-воображения, игры-шутки, ООД, совместная деятельность, и конечно же сюжетно-ролевые игры.
В марте 2018года в саду прошел конкурс среди воспитателей по созданию макетов, так у нас появились своя парикмахерская, больница, магазин, банк, ателье, строительная площадка и строительство моста.
В апреле 2018года с детьми старших групп была проведена экскурсия на строительную площадку девятиэтажного дома, что строится неподалеку от детского сада, дети с интересом наблюдали за работой башенного крана и с удовольствием пообщались со строителями.
Итоговым мероприятием в мае 2018года было развлечение старших групп «Три поросенка» с привлечением студентов Индустриального колледжа и руководителя Гайсина Олега Альвертовича, с показом мастер-класса по приготовлению раствора и кладки кирпичной стены, студенты познакомили детей с профессией «Каменщик»
В июне месяце дети старших и подготовительных групп совершили ответный визит к студентам Индустриального техникума, где они в свою очередь показали детям свои мастерские.
Интересными и познавательными для детей были встречи с гостями в ДОО. Студенты Индустриального колледжа организовали квест для воспитанников подготовительной группы.
В сентябре 2018 в детском саду прошел локальный этап конкурса рисунков «Радуга профессий» который был организован в рамках мероприятий программы сетевого взаимодействия Туймазинский Индустриальный колледж и Управления образования ТР «Развитие модели профессиональной ориентации и профессионального самоопределения обучающихся муниципального района Туймазинский район РБ «Алтын кулдар» на 2018-2022 годы», лучшие работы были отправлены на муниципальный этап конкурса.
В октябре ко дню строителя прошел конкурс для воспитателей «Делу время – потехе час» В группах были созданы папки с архитектурными достопримечательностями г. Туймазы «История одного объекта» так у нас появилась история Туймазинского Татарского Драматического театра, ЖД вокзала, завода АБВ, Химмаш, КБК и т. д.
В ноябре прошел педагогический совет № 2 на тему: «Развитие познавательных, творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе работы по ранней профориентации в условиях интеграции образовательных областей». Воспитателями были изготовлены смысловые целостности в виде Кейсов по специальности «Строитель» (архитектор, каменщик, моляр, прораб, электрик, сварщик). Был объявлен групповой конкурс «Профессии моих родителей» где каждый ребенок принес фотографии своих родителей на рабочем месте и краткое описание профессии.
В декабре на базе нашего детского сада прошло районо методическое объединение для воспитателей подготовительных групп на тему: «Ранняя профориентация», где наши педагоги поделились опытом работы по данному направлению, показали интегрированное занятие по познавательному развитию, экспериментально-исследовательской деятельности, и сюжетно-ролевую игру «Строительный магазин».
Итоговым мероприятием за полугодие стало развлечение подготовительных групп «Дом для Тетушки тыквы» с привлечением гостей. Ими стали дети подготовительной группы д/с №24, Индустриальный колледж, Д/С №20, газета Туймазинский вестник, родители. Студенты Индустриального колледжа провели мастер-класс по изучению профессии плотник, где дети сами имели возможность поработать с настоящими инструментами плотника под чутким руководством мастеров своего дела.
Знакомство с трудом взрослых предусматривает активное вовлечение в работу родителей. Они принимают участие в создании предметно-пространственной среды групп, в оформлении пособий, вносят на рассмотрение педагогов свои идеи. В рамках профориентации мы внедрили такую форму работы, как «Гость группы». Так ими стали: штукатур-маляр Ганиева, крановщик Валиев, сварщик Мухаметов. Их рассказы о своей профессии сопровождались мультимедийными презентациями и мастер-классами. По приглашению родителей наши дети побывали в аптеке, на почте, на строительной площадке, магазине. Эта форма стала эффективной для наглядного ознакомления наших воспитанников с трудом взрослых.
Таким образом, взаимодействие детского сада с социальными партнерами обеспечивает раннюю профориентацию детей и повышает социальный статус организации. Дети усваивают социальные нормы, наблюдая за деятельностью взрослых, в т. ч. профессиональной. У дошкольников формируется положительное эмоциональное отношение к различным профессиям.