Собакина Мария
Проектная работа «Кормушки для птиц»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Кормушка для птиц»
Цель: Закрепить представления дошкольников о зимующих птицах Якутии, их образе жизни, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц.
Задачи:
1. Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать в трудных зимних условиях.
2. Обобщить знания, полученные при наблюдении за повадками птиц.
Публикация «Проектная работа „Кормушки для птиц“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Кормушка для птиц. Покормите птиц зимой
- Проекты. Проектная деятельность
- Птицы. Проекты
- Темочки
3. Вызвать желание помочь нашим крылатым друзьям в зимнюю бескормицу.
4. Научить детей правильно их подкармливать.
5. Организовать занятие по созданию кормушки для птиц в детском саду «Зоренька»
6. Вывешивание кормушек во двор детского сада.
Тип проекта : информационно-творческий.
Вид проекта : коллективный.
Продолжительность: краткосрочный.
Возраст детей-участников:5-6 лет.
Участники: педагог, дети и родители группы.
Ожидаемый результат:
-у детей сформирована система знаний о зимующих птицах;
- созданы необходимые условия в группе по формированию представления о жизни зимующих птиц Якутии.
-у детей появилось желание помогать птицам в зимнее время года нашей суровой Якутии.
Актуальность:
В холодное время года зимующим птицам жизненно важно прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней становится сильной. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают.
Анализ идей и обоснование проекта
Зимнее время – это не только веселые праздники, оживленное катание с горок, отчаянная игра в снежки, но и крепкие морозы с пронизывающим ветром. Поэтому наша задача – заботиться о братьях наших меньших. Зимующие птицы очень нуждаются в помощи.
У детей дошкольного возраста очень развит познавательный интерес, в частности, к природе. На занятиях по ознакомлению с предметным окружением мы говорили о наших меньших братьях – птицах, и о том, что нужно сделать для них кормушку. Кормушки для птиц могут быть очень разнообразны. Конечно, можно взять пластиковую бутылку и быстро соорудить нечто похожее. Между тем, сделать кормушку для птиц своими руками с помощью взрослого совсем не трудно, и служить она будет не один сезон.
Самая простая в изготовлении кормушки состоит из фанерного дна с бортиками и жестких опор, на которых крепится крыша. Есть небольшие бортики, чтобы порывами ветра не сдувало пшено или семечки. А крыша в самодельной кормушке – элемент обязательный, она защищает корм от дождя и снега. Если есть вероятность, что косые дождевые струи будут попадать на дно кормушки, мы сделали в нем несколько маленьких отверстий.
Сделать такую простую кормушку под силу каждому. Вся эта работа воплотилась в проекте «Кормушка для птиц».
Выбор эскиза и материалов
Вариантов изготовления кормушек очень много : самодельные, заводские. Для изготовления кормушки мы использовали природный материал – дерево.
План мероприятий с детьми.
Беседа «Что ты знаешь о птицах?» - уточнить знания детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни зимующих птиц о птицах.
П/и «Птички и кошка» - учить двигаться.
Д/и «Птицы» - уточнить знания детей по сигналу, развивать ловкость.
Чтение худ. литературы В. Звягина «Воробушки» - дополнить знания детей о птицах.
Беседа «Почему птиц стало меньше?» - выяснить причину отлета птиц, подвести к установлению причинно - следственной связи – пищи стало меньше, поэтому улетают туда, где ее много.
Дидактическая игра- «Летает, не летает» - развитие переключения внимания, произвольности выполнения движений.
Подвижная игра - «Воробушки и кот» - учить детей мягко спрыгивать, сгибая ноги в коленях, бегать, не задевая друг друга, увертываясь от ловящего, быстро убегать, находить свое место; приучать детей быть осторожными, занимая место, не толкать товарищей.
Чтение худ. литературы: Н. Рубцова «Воробей» - вызвать чувство жалости к воробышку. Л. Н. толстой «Воробей на часах» - уточнить знания детей о птицах.
Худ. творчество «Раскрашивание птиц» - развивать творчество, умение воплощать свой замысел в рисунке.
«Рассматривание птичьих следов» - научить различать птичьи следы на снегу.
Беседа «Пернатые друзья» - дополнить знания детей о птицах, помощи им зимой, умения правильно их кормить.
Изготовление и вывешивание кормушки из безопасных материалов.
Памятка "Как подкармливать птиц”
1. Кормушки лучше делать самые простые – из пакетов из–под молочных продуктов. А также из пластиковых бутылок, укреплённых вверх дном, чтобы зерно постепенно высыпалось на подставку.
2. Развешивайте кормушки в спокойных для птиц местах.
3. Следите, чтобы корм в кормушке был постоянно.
4. Кормушки нужно держать в чистоте.
5. Следите, чтобы в кормушке не было снега.
Рассматривание зимующих птиц на иллюстрациях
в книгах и журналах
Цель: Уточнить представления о зимующих птицах, Активизировать словарный запас детей.
Рассматривание сюжетных картин и фотографии
Цель: Уточнить представления о зимующих птицах. Активизировать словарный запас детей.
Составление рассказов по иллюстрациям
Цель: Обогащать и активизировать словарный запас детей. Формировать связную речь.
Разучивание стихов
Цель: Научить внимательно слушать литературный текст, развивать память. Активизировать и обогащать словарный запас детей.
Разучивание пальчиковых игр
Цель: Развить моторику рук. Активизировать словарный запас детей.
Чтение художественной литературы (фольклор, поэзия, рассказы)
Цель: Формирование интереса к потребности в чтении. Привлечение к знакомству с различными формами художественной литературы.
В. Звягиной «Воробей», С. А. Есенина «Поёт зима, аукает», Т. Евдошенко «Берегите птиц», «Зимние гости» Ю. Никонова «Воробьишко», “Где обедал воробей” /из цикла “Детки в клетке”, “Умная птичка”.
Оформление уголка книги (подбор книг о птицах)
Цель: Расширить представления детей о зимующих птицах, их особенностях, повадках. Воспитание любви к пернатым друзьям.
Прослушивание аудиозаписи «Голоса зимнего леса»
Цель: Учить внимательно слушать музыкальные произведения, различать голоса птиц.
Подвижные игры:
«Кот и воробьи»
«Птички в гнёздышках»
«Воробушки и автомобиль»
«Воронята» Цель игры: Развивать у детей слуховое внимание, умение двигаться в соответствии со словами стихотворения, упражнять в правильном произношении звука [р], учить говорить то громко, то тихо.
«Птички»
Дидактические игры:
«Кто как кричит»
«Большой- маленький»
«Один-много»
«Собери птицу»
С-р игра: «Больница для птиц» «Пригласи синичку в гости» Цель: Воспитывать желание сопереживать и помогать пернатым друзьям.
II этап – основной (практический)
- Внедрение в воспитательно - образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о зимующих птицах.
- Создание гармоничных отношений между детьми.
- Заготовка корма для птиц.
- Изготовление кормушек.
- Изготовление листовок, плакатов «Покормите птиц зимой».
- Подкормка и наблюдение за птицами.
- Выставка детских работ.
- Разработка и накопление методических материалов, разработка рекомендаций по проблеме.
- Тематические выставки.
III этап - заключительный
- Обработка результатов по реализации проекта.
- Презентация проекта.
- Организация птичьей столовой на территории детского сада.
- Акция «Покормите птиц зимой!».
В результате проведенной работы дети получат много новой информации о птицах, которые зимуют рядом с нами. Узнают о жизни птиц, их различиях, повадках, об особенностях обитания в зимний период. Узнают чем можно подкармливать птиц, а чем нельзя. Примут участие в сборе корма для птиц. Вместе с родителями будут изготавливать кормушки. Узнают каких видов бывают кормушки. Укрепятся детско-родительские отношения. Но главный результат проекта -это усвоение детьми того, что наши пернатые друзья не смогут перезимовать, если мы не будем им помогать. Дети станут более добрыми, отзывчивыми.
Приметы о зимующих птицах.
1. Синичка с утра начинает пищать – ожидай ночью мороз.
2. Воробьи дружно расчирикались – к оттепели.
3. Ворона под крыло клюв прячет – к холоду.
4. Перед метелью воробьи чирикают.
5. Перед сильным ветром воробьи стайками перелетают с места на место.
6. Синицы порхают под окном – к холоду.
7. В марте птички щебечут к хорошей погоде.
8. Снегирь зимой поёт на снег, вьюгу и слякоть.
9. Если сядет тебе на руку синица, нужно загадать желание. Если вещая птаха подаёт голос – загаданному сбыться.
Дидактические игры
УПРАЖНЕНИЕ «СКАЖИ ОДНИМ СЛОВОМ».
Закончи предложения по образцу.
У аиста ноги длинные, поэтому его называют длинноногим.
У соловья звонкий голос, поэтому его называют … (звонкоголосым).
У сороки хвост длинный, поэтому её называют …. (длиннохвостой).
У сороки белые бока, поэтому её называют …. (белобокая).
У синицы грудка жёлтая, поэтому её называют … (желтогрудая).
У вороны чёрные крылья, поэтому её называют … (чернокрылая).
У дятла длинный клюв, поэтому его называют … (длинноклювый)
«ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ».
Цель: закреплять знания о многообразии птиц.
Ход игры. Воспитатель называет птиц вперемешку, кто заметит ошибку, должен хлопнуть в ладоши (воробей, ворона, муха, снегирь и т. д.).
«ЧТО ЭТО ЗА ПТИЦА?»
Цель: учить детей описывать птиц по их характерным признакам.
Ход игры. Дети делятся на две группы: одна группа описывает птицу (или загадывает загадки, а другая должна угадать, что это за птица. Затем группы меняются местами.
«ПТИЦЫ». Цель: закреплять умение классифицировать и называть животных, птиц, рыб.
Ход игры. Дети становятся в круг. Ведущий называет птицу (рыбу, животное, дерево, например, «воробей» и передаёт мяч соседу, тот называет «ворона» и т. д. Кто не сможет ответить, тот выходит из круга.
«НЕ ЗЕВАЙ!» (птицы зимующие, перелётные). Цель: развивать слуховое внимание, быстроту реакции.
Ход игры. Воспитатель даёт всем детям названия птиц и просит внимательно следить: как только прозвучит их название, они должны встать и хлопнуть в ладоши; кто прозевает своё название, выходит из игры.
«ИСПРАВЬ ОШИБКУ». Цель: учить детей понимать смысл предложения.
Ход игры. Воспитатель читает предложения. В них допущены ошибки, которые ребята должны исправить.
Воробей ходит по земле.
Ворона долбит дерево.
Клест клюет сало, и т. д.
Большие и маленькие.
Утка с утятами
Кря, кря, утятки!
Кря, кря, маленькие!
Вы, как лодочки, плавайте!
Ногами, как веслами, воду загребайте! Ныряйте и до самого дна доставайте.
А на дне, в озерке, подводная трава, вкусная тина и жирные червяки.
Ешьте побольше! Растите побыстрее!
Дятлы с птенцами
Вы лазайте, вы ползайте, когтями цепляйтесь, хвостом упирайтесь!
Видите в пеньке круглую дырку? Эту дырку жучок-короед проел.
Слышите, он там в пеньке скрипит, дерево грызет!
У нас, дятлов, язык тонкий, как иголка, острый, как шило.
Вы язычок в дырку суньте и тащите жука к себе на обед.
Вам сытно, а лесу польза.
Рябчата с рябчихой
Вы, цыплятки, маленькие; кто вас увидит, тот и обидит. Сорока налетит - заклюет, лиса найдет - утащит.
Вы меня послушайте.
Как я крикну: «Пи-и-ть! Пи-и-ть!» - так разом и прячтесь! Кто в яму, кто под листок, кто под грибок, кто за шишку, кто за ветку.
Вы пестрые, полосатенькие, никто вас сразу и не заметит. А я больной притворюсь.
Крылья распущу, перья растопорщу, стану прихрамывать, чуть-чуть взлетать.
Зверь кинется за мной. Я от вас его и отведу, а сама убегу.
На крылья поднимусь и к вам вернусь!
Посмотрел картинки? Прочел эту книжку? Узнал, как звери и птицы своих зверят учат еду добывать, себя спасать?
Ты - человек, хозяин всей природы. Тебе все знать нужно.
Расти поскорее, учись лучше!
Когда вырастешь, много поработаешь.
Леса и дубравы насадишь, в них птиц и зверей разведешь таких, каких тебе надо.
Подвижные игры по теме «Птицы»
Игра с мячом «Кто что делает?»
Цели. Расширение глагольного словаря (сидит, летит, ходит, клюет). Закрепление умения ловить и бросать мяч.
Оборудование. Мяч среднего размера.
Описание. Воспитатель приглашает детей выйти на ковер и предлагает им встать в круг.
Воспитатель. Сейчас я буду называть птицу и бросать мяч. Тот, кто поймает мяч, должен придумать и сказать, что делает эта птица.
Ворона. (Бросает мяч ребенку)
Ребенок. Сидит. (Бросает мяч воспитателю.)
Воспитатель. Воробей. (Бросает мяч ребенку.) 2-й ребенок. Летит. (Бросает мяч воспитателю.)
Воспитатель. Грач. (Бросает мяч ребенку.) 3-й ребенок. Ходит. (Бросает мяч воспитателю.)
Воспитатель. Голубь. (Бросает мяч ребенку) 4-й ребенок. Клюёт. (Бросает мяч воспитателю.)
Подвижная игра «Голубь».
Цель: упражнять в произношении звуков «Л» и «Р».
Ход игры. Дети выбирают «ястреба» и «хозяйку». Остальные дети – «голуби». «Ястреб» становится в стороне, а «хозяйка» гонит «голубей» : «Кыш, кыш!» Они разлетаются, а «ястреб» их ловит. Затем «хозяйка» зовет: «Гули-гули-гули», и «голуби» слетаются к ней. Тот, кого «ястреб» поймал, выполняет его роль, а прежний «ястреб» становится «хозяйкой».
«Коршун и наседка»
Цель. Развивать умение держать равновесие при движении из стороны в сторону.
Оборудование: маски.
Ход игры. Считалкой выбирают Коршуна, остальные цыплята. Цыплята становятся в ряд друг за другом, держась за талию, впереди мама-Курица. Коршун роет ямку, Наседка с цыплятами ходит рядом. Цыплята крепко держатся за наседку и друг за друга. Курица должна защитить самого последнего цыпленка от Коршуна, который налетает на колонну и последнего цыпленка. Игра кончается, когда поймано большинство цыплят
Подвижная игра «Ворона»
Цели. Координация речи с движением. Закрепление умения договаривать словосочетания. Развитие подражательности. Закрепление умения приседать без опоры.
Описание. Воспитатель приглашает детей выйти на ковер и встать в круг. Дети выполняют движения и договаривают словосочетания вслед за воспитателем. Воспитатель поощряет проявления инициативы, самостоятельности, показывает образец интонирования речи (восклицательная и вопросительная интонации).
На фонарь ворона села, Присели.
Посидела, посмотрела. Поворачивают голову влево-вправо.
Нахмуривают брови, грозят указательным
пальчиком
- Кар! – Грозят указательным пальчиком левой руки,
Она сказала громко, — правой руки.
Не капризничает Ромка?
Подвижная игра «Воробей»
Цели. Координация речи с движением. Закрепление умения договаривать словосочетания за воспитателем. Совершенствование умения выполнять прыжки на двух ногах. Закрепление умения выполнять движения в общем для всех темпе.
Описание. Воспитатель предлагает детям выйти на ковер и встать в круг. Дети выполняют движения и договаривают словосочетания вслед за воспитателем. Воспитатель поощряет проявления инициативы и самостоятельности.
Шустро скачет воробьишка, Прыгают по кругу на двух ногах.
Птичка — серая малышка.
По двору шныряет, По два поворота головы влево-
Крошки собирает. вправо на каждую строчку.
Памятка для родителей
"Подкормите птиц зимой"
Наступила зима. Холодно! Дуют сильные ветра, часто идет снег. Представили картинку! Мы с вами от холода, снега и ветра спрячемся в своих домах, а представьте, какового бедным птицам - они-то ведь на улице. Чтобы птицам пережить зиму, им необходимо достаточно корма. А в этом птицам можем помочь мы с вами. Достаточно только изготовить кормушку и регулярно подсыпать в нее корм. Кормушка для птиц своими руками – это не только спасение пернатых от голода. Не менее важна другая достигаемая цель – забота о наших детях. Если вы смастерите кормушки для птиц вместе со своими детьми, и будете периодически приобщать их к тому, чтобы пополнять эти птичьи «столовые», то это окажет вам неоценимую услугу в воспитании. Так ваш ребенок будет учиться милосердию и заботе. Имея свою кормушку, Вы и Ваш ребенок сможете наблюдать за птицами, за тем, кто постоянно прилетает полакомиться, а кто только изредка. А сколько радости принесет визит на кормушку редкой или незнакомой птицы. Наблюдения за жизнью птиц помогут ребенку стать ближе к природе, научат его бережно относиться к окружающему миру… И будьте уверены, ни один мальчишка не возьмет в руки рогатку, если вовремя приучить его заботиться о друзьях наших меньших.
Итак, вы решили помочь птицам в нелегкое для них время. Встает вопрос - что же делать дальше?
Шаг первый. Изготовить кормушку своими руками. Самые традиционные - кормушки из дерева или фанеры. Но для их изготовления нужны материалы и определенные навыки, которые есть не у всех. Тогда для вас вариант - кормушки из бросовых материалов. Вариантов их изготовления в интернете достаточно. Они просты в изготовлении, необходимо только желание, самые простые материалы и инструменты, имеющиеся в каждом доме, немного времени и кормушка будет готова к использованию.
Шаг второй. Куда повесить кормушку?
Кормушку можно повесить на ветку дерева, закрепить на стене дома или другого сооружения. Важно, чтобы кормушка была доступна вам для добавления корма и недоступна для кошек. Постарайтесь разместить е так, чтобы вам было удобно наблюдать за пернатыми. Маленькую кормушку можно повесить за окном или на балконе.
Шаг третий. Чем кормить?
Насыпать в кормушку можно : семечки подсолнечника, но только нежареные; пшено; просо; овес; раскрошенные сухарики из белого хлеба; несоленое сало (является лакомством для птиц); можно давать вареные яйца, вареный картофель. У каждой птички свои предпочтения, например, снегири любят полакомиться ягодами рябины, калины и бузины.
Но! Птицам нельзя :
ячмень, фасоль, горох, рис, черный хлеб (он закисает в зобу птиц, плохо переваривается, соленые и сладкие орешки, чипсы. Ничего жареного или с химическими добавками.
Шаг четвертый. Повесить кормушку и не забывать ее пополнять.
После наполнения или в любое другое время отойдите подальше и понаблюдайте вместе с детьми, кто посещает вашу кормушку, расскажите детям об этих птицах, можете их сфотографировать. Дома попросите ребенка нарисовать гостей вашей кормушки, слепить их или сделайте вместе аппликацию. Таким способом и своим личным примером вы научите своего ребенка заботиться о природе, воспитаете его ответственным