Елена Семёнова
Проектная деятельность в условиях ДОО как инструмент практической реализации ФГОС
Одной из задач, на решение которой направлен Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, является «…формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка». Сегодня одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых методов, как для взрослых, так и для детей дошкольного возраста является проектная деятельность. Это обусловлено тем, что проектирование во всех сферах человеческой деятельности становится универсальным инструментарием, позволяющим обеспечить ее системность, целеориентированность и результативность. Проектная деятельность для дошкольника с точки зрения психологии не является чем-то искусственным, а носит вполне естественный характер.
Публикация «Проектная деятельность в условиях ДОО как инструмент практической реализации ФГОС» размещена в разделах
Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. И дошкольные учреждения, как первая ступенька в образовании, уже представляют, каким должен быть выпускник детского сада, какими качествами он должен обладать. Именно проектная деятельность поможет связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, а также заинтересовать его, увлечь в эту деятельность. Она позволяет объединить педагогов, детей, родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. Каждый ребёнок сможет проявить себя, почувствовать себя нужным, а значит, появится уверенность в своих силах.
Проект в дошкольном образовании – это метод педагогически организованного исследования ребенком окружающего мира в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей. (В переводе с греческого проект – это «путь исследования»).
Проектная деятельность способствует развитию познавательного интереса, на основе которого формируется творческая активность детей. В основе любого проекта лежит погружение детей в разнообразную практическую деятельность : исследовательскую, художественно-творческую, трудовую, театрализованную и др. Таким образом, метод проектов отвечает природе ребенка в познании окружающего мира. В ходе организации проектной деятельности в детском саду дети приобретают ценный опыт сотрудничества со сверстниками, взрослыми, учатся планировать свои действия. Проектная деятельность является неоспоримым условием, во-первых, выявления уже в детском возрасте задатков тех или иных природных способностей, а во-вторых, условием развития этих способностей.
В ходе проектной деятельности дошкольник исследует различные варианты решения поставленной задачи, по определенным критериям выбирает оптимальный способ решения. При организации проектной деятельности необходимо учитывать тот факт, что в дошкольном возрасте замысел ребенка, как правило, намного опережает его технические возможности. В связи с эти взрослые, в первую очередь родители должны оказывать помощь дошкольнику при реализации замысла. Совместная деятельность позволяет детям и родителям лучше понять друг друга, установить доверительные отношения.
Итак, хорошо организованный детско-взрослый проект способствует решению целого ряда задач:
- формированию целостной картины мира у дошкольников;
- развитию исследовательских, трудовых, коммуникативных, творческих умений и навыков;
- укреплению детско-родительских отношений;
- активному содержательному взаимодействию ДОО с семей;
- созданию ситуации успеха для каждого ребенка;
- формированию положительной самооценки у дошкольников.
Литература
1. Веракса Н. Е. Проектная деятельность дошкольников : пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. М. : Мозаика-Синтез, 2008. 112с.
2. Виноградова Н. А. Образовательные проекты в детском саду : пособие для воспитателей / Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова. М. : Айрис-пресс, 2008. 208с.
3. Лаврова Л. Н., Чеботрёва И. В. Экология и краеведение в проектной деятельности с дошкольниками : методическое пособие / Л. Н. Лаврова, И. В. Чеботарёва. – М. : ООО «Русское слово – учебник», 2019. – 112с.