Папки-передвижки

Проектная деятельность по физическому воспитанию с детьми дошкольного возраста «У здорового тела — здоровая осанка»

Крутских Ирина Васильевна
Проектная деятельность по физическому воспитанию с детьми дошкольного возраста «У здорового тела — здоровая осанка»
▼ Скачать + Заказать документы

1. Актуальность проблемы.

На сегодняшний день в дошкольном возрасте практически здоровые дети составляют 3-4%, с нарушением осанки 50-60%, плоскостопием 30%, разновеликостью нижних конечностей более 1см-17%. За последние годы состояние здоровья детей прогрессивно ухудшается. Рождение здорового ребенка стало редкостью, растет число недоношенных детей, число врожденных аномалий, число детей с речевыми расстройствами. Более 20% детей старшего дошкольного возраста имеют 3 группу здоровья. Причин роста патологии множество. Это плохая экология, и несбалансированное питание, и снижение двигательной активности, информационные и нейропсихические перегрузки.

Публикация «Проектная деятельность по физическому воспитанию с детьми дошкольного возраста „У здорового тела — здоровая осанка“» размещена в разделах

Дошкольный возраст является наиболее важным для формирования двигательных навыков и физических качеств, так как в этот период наиболее интенсивно развиваются различные органы и системы. Организм ребенка представляет собой единое целое, где деятельность одних систем находится в непрерывной взаимосвязи с деятельностью других.

Необходимо найти такие приемы и методы обучения, которые бы способствовали максимальной активности всех сенсорных каналов восприятия (зрение, слух, осязание, обоняние) и переработки информации. Именно этим требованиям отвечает методика работы с коррекционными мячами или фитболами, высокая эффективность которой была оценена на протяжении многих лет работы с дошкольниками в детских садах Санкт-Петербурга.

2. Цель проекта.

Формирование основ здорового образа жизни, его направленность на укрепление здоровья, физическое и психическое развитие, эмоциональное благополучие каждого ребенка.

Создание оздоровительного микроклимата, предметной среды стимулирующей двигательную активность и психологическое раскрепощение детей посредством коррекционных упражнений на фитбольных мячах.

3. Задачи проектной деятельности.

Общие задачи.

Оздоровительные : охрана жизни и укрепление здоровья (обеспечение нормального функционирования всех органов и систем организма); всестороннее физическое совершенствование функций организма; повышение работоспособности и закаливание.

Образовательные: формирование двигательных умений и навыков; развитие физических качеств; овладение ребенком элементарными знаниями о своем организме, роли физических упражнений в его жизни, способах укрепления собственного здоровья.

Воспитательные : формирование интереса и потребности в занятиях физическими упражнениями; разностороннее гармоничное развитие ребенка (умственное, нравственное, эстетическое, трудовое).

Частные задачи.

1. Формирование мотивации.

Воспитание сознательного отношения детей к закреплению правильного положения тела достигается применением следующих средств: разъяснительная работа с родителями, в присутствии ребенка по вопросам режима дня и условий работы и отдыха, систематические беседы с детьми для объяснения сущности имеющихся у них нарушений опорно-двигательного аппарата, способов их устранения, основных требований к режиму дня, статико-динамическому и двигательному режиму.

2. Воспитание навыков правильной осанки.

Это задача педагогическая и медицинская средствами для ее решения являются:

- тотальный и «ортопедический надзор» со стороны родителей, педагогов, сверстников и др., обеспечивающий воспитание навыков, закрепляющих правильное положение тела;

- занятия коррегирующей гимнастикой, развивающие, укрепляющие и доводящие до автоматизма способность к длительному удержанию тела в правильном положении;

- применение специальных корректоров осанки;

- применение фитболов обеспечивающих быстрое и физиологическое развитие навыка.

3. Формирование «мышечного корсета».

Предполагает развитие таких качеств, как силовая выносливость мышц туловища и нижних конечностей, обеспечение нормальной внутри и межмышечной координации, поддержание физических характеристик мышечной системы. Укрепление мышц и совершенствование координации движений- необходимое условие для восстановления правильного положения тела.

4. Улучшение координации движений.

Достигается путем применения гимнастических упражнений в равновесии с мячами, упражнений на точность движений и подвижных игр. Улучшение координации движений будет способствовать более быстрому освоение ребенком нового динамического стереотипа движений и положений.

5. Совершенствований психофизических качеств и двигательных навыков ребенка в соответствии с возрастом.

Для решения этой задачи широко используются упражнения спортивного и прикладного характера, танцевальные элементы, подвижные игры.

6. Коррекция осанки.

Эта задача решается в зависимости от имеющегося вида нарушения осанки. При этом используются коррегирующие упражнения на фитбольных мячах.

Для решения всех перечисленных выше задач должны объединять свои усилия родители, педагоги и специалисты ЛФК. Однако без активного участия самого ребенка, практически ни одну задачу решить невозможно.

4. Обеспечение проектной деятельности.

Методическое (конспекты занятий по фитбол- гимнастике, комплексы О. Р. У., методические рекомендации и пособия по фитболу, специальная литература по фитбол- гимнастике).

Материально- техническое (оборудованный физкультурный зал, фитболы разного размера и цвета, коврики для О. Р. У., мячи разных размеров, гантели, скакалки, обручи, платочки, колечки, гимнастические скамейки, горка, магнитофон, видео-материалы и т. д.)

Диагностико- дидактическое (диагностика детей по развитию физических качеств и усвоению детьми основных видов движений на начало и конец года; дидактические игры, пособия, задания по карточкам).

5. Предполагаемый результат.

Укрепление здоровья детей, психофизическое развитие и закаливание организма. Формирование двигательной активности, основных жизненно важных движений; развитие мелкой моторики; формирование правильной осанки, укрепление мышц опорно-двигательного аппарата; развитие двигательных способностей и физических качеств (силы, ловкости, быстроты, координации, выносливости и скоростно-силовых качеств); знакомство детей с доступными способами укрепления здоровья.

6. Предмет экспериментального исследования

Предметом экспериментального исследования являются дети дошкольного возраста от 4 до 7 лет.

Необходимо помнить, что занятия с детьми четвертого года жизни не имеют строго очерченной трехчастной формы. Основным видом деятельности в этом возрасте является игра. Но, к сожалению, малыш играет сам, результат действия его мало интересует. Каждый ребенок хочет продемонстрировать себя и собственное «я». Он поглощен самим процессом движения и игры, мало обращает внимание на группу. Дети получают удовлетворение не от того, что научились выполнять то или иное движение, а от перевоплощения в игровой образ и от самого процесса игры. Упражнения на мячах могут проводиться в течении целого занятия, но с детьми младшего дошкольного возраста более целесообразно использовать упражнения на мячах в качестве фрагмента занятия, так, например, в основной части дать комплекс О. Р. У., а в заключительной- подвижные игры с мячом.

Движения детей пятого года жизни более координированные и точные. Дети могут следить за своей осанкой, осваивают разнообразные виды ходьбы, шаг их становится более равномерным, но руки еще недостаточно энергичны и выполнение ходьбы и бега с содружественными движениями вызывает множество трудностей. Если в младшей группе основное внимание уделялось работе над тонусом, статической координацией и сохранением заданной позы, то в средней главная задача- обучение технически правильному выполнению О. Р. У. и развитию двигательной координации.

Дети шестого года имеют еще более координированные движения, которые подконтрольны сознанию и могут регулироваться и подчиняться собственному волевому приказу. Они уже интересуются, почему надо выполнять так, а не иначе, понимают пользу упражнений, связь между способом выполнения и конечным результатом. Дети становятся более настойчивы в преодолении трудностей и могут многократно повторять упражнения, работать в коллективе, выполнять все команды, данные педагогом, организованно и дисциплинированно.

На седьмом году жизни происходит переход от игровой деятельности к учебной. Ребенок подолгу сидит на занятиях, получая повышенную нагрузку на позвоночник. Эту неизбежную нагрузку можно уменьшить упражнениями фитбол-гимнастики. У детей седьмого года жизни крепнут мышцы и связки, растет их объем, возрастает мышечная сила. При этом крупные мышцы развиваются раньше мелких, поэтому дети более способны к сильным размашистым движениям, но труднее справляются с движениями мелкими, дифференцированными, требующими большой точности. В этом возрасте большое внимание следует уделять игровым упражнениям различной части, которая включает задание на развитие внимания, восприятия, самоконтроля и саморегуляции. После сильного возбуждения с эмоциональной основной частью, с ее повышенной двигательной активностью, в этом возрасте особенно необходима заключительная релаксационная часть. Обучение приемам релаксации помогает детям в дальнейшем самостоятельно регулировать свое психоэмоциональное состояние, процессы возбуждения и торможения.

7. Гипотеза проекта.

Проект поможет детям получить позитивный, личностный опыт в занятиях фитбол-гимнастикой, создаст положительный эмоциональный фон, улыбку, радость, что делают занятия особенно эффективными.

Кроме того, важным «многообъемлющим» (по И. П. Павлову) средством для создания общего эмоционального фона занятий лечебной и коррегирующей гимнастикой является слово. Слово способствует сознательному отношению к выполнению тех задач, которые должны быть решены при помощи занятий. По этому поводу профессор А. Н. Крестовников писал: «Словесные указания педагога являются раздражителем более сильным, чем условные и безусловные раздражители, представленные потоком проприоцептивных импульсов от работающих мышц к нервным центрам». Поэтому работа над воспитанием правильной осанки не только лечебный, но и педагогический процесс, имеющий своей целью доведение до сознания ребенка понятия о правильном соотношении отдельных частей тела с последующим закреплением соответствующего положения через визуальный контроль и мышечное чувство.

8. Методы проекта.

Информационный, игровой и практико-ориентированный.

9. Стратегия осуществления проектной деятельности.

Проект осуществляется в 3 основные этапа:

1) теоретическая беседа «Детям об осанке»;

2) практическое занятие коррекционного вида на фитболах «Помоги своему позвоночнику»;

3) практическое занятие по фитбол-гимнастике для родителей «В здоровом теле - здоровая осанка».

10. Этапы управления проектом.

1этап.

Теоретическая беседа «Детям об осанке».

Осанка- это то, как мы сидим или стоим. Хорошая осанка в положении стоя означает, что плечи у нас слегка отведены назад, грудная клетка распратьвлена, а туловище выпрямлено. Когда мы сидим, хорошая осанка означает, что спина у нас прямая, а голова высоко поднята. Посмотрите, какая чудесная осанка у Золушки или у прекрасного принца из сказки! А вот у Серого Волка она плохая: он весь согнулся, спина у него колесом, а плечи выдвинуты вперед.

Знаете, почему так важно иметь хорошую осанку? Если человек, постоянно, сгорбившись, сидит за столом или партой в школе, неправильная осанка с годами войдет у него в привычку, из-за этого сформируется не очень красивая фигура и вид всегда будет, расхлебанный. Человек с плохой осанкой всегда будет казаться ниже ростом, чем он есть на самом деле. Когда мы стоим прямо, то выглядим гораздо выше, чем когда сутулимся.

Посмотрите на изображение позвоночника и сравните, насколько выше ростом можно выглядеть, если стоять сгорбившись или скособочившись.

Правильная осанка не только красивее, она еще и полезнее для здоровья. Если с детства приучить себя держаться прямо, тогда в старшем возрасте тебя не будут мучить боли в спине. Объясняется это тем, что плохая осанка, ставшая привычкой, приводит к перенапряжению мышц, связок и сухожилий, которые прикрепляются к позвоночнику. От этого перенапряжения и болит спина. Человек с неправильной осанкой не может стать хорошим спортсменом или танцором.

У некоторых детей возникает нарушение осанки, называемое сколиозом. Это означает, что позвоночник изогнут в форме зигзага. Сколиоз почему-то чаще возникает у девочек, но встречается и у мальчиков.

Хотя плохая осанка сама по себе не может стать причиной сколиоза, она может ускорить развитие уже начавшегося искривления позвоночника. Гимнастика и правильная осанка в некоторых случаях помогают избавиться от сколиоза без специального лечения.

Ребята, вспомните верблюда. Какая у него горбатая спина! А вы знаете, что горб верблюда- это его походный запас питания? С таким «рюкзаком» можно несколько дней не есть. В пустыне это важно.

А если у человека сгорбленная спина? Вы наверное видели пожилых людей со сгорбленной спиной. Эти люди с детства не следили за своей осанкой. И вот результат: у этого человека повредились кости и хрящи (диски) позвоночника.

Теперь у него не красивая фигура и часто болят голова и спина.

«Это у стариков бывает!»- скажет кто-нибудь из вас. Ничего подобного. Такое может случиться уже в 10-15 лет, если о позвоночнике не заботиться, не развивать его гибкость.

Помоги своему позвоночнику!

1. Делай гимнастику каждый день.

2. Укрепляй мышцы спины и живота, развивай гибкость позвоночника.

3. Стой и сиди как можно прямее.

4. Если долго сидишь, через каждые 15 минут меняй позу, потягивайся, двигай руками и ногами.

5. Спи только на жесткой постели с невысокой подушкой.

6. Не поднимай больших и тяжелых грузов.

7. Не ходи на высоких каблуках (пока твой организм растет) и не носи тяжелый груз в одной руке.

Как правильно стоять?

1. Встань около гладкой стены, пятки соедини, руки опусти свободно вдоль туловища.

2. Касайся спины пятками, ягодицами и лопатками.

3. Смотри вперед.

4. Это правильное, красивое положение тела при стоянии.

Как правильно сидеть?

1. Когда сидишь, туловище держи прямо, голову можешь наклонить слегка вперед.

2. Оба плеча должны находиться на одной высоте.

3. Обе ноги всей стопой поставь на пол.

2этап.

Физкультурные занятия для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.

«Помоги своему позвоночнику».

Цели.

1. Познакомить детей с функцией позвоночника.

2. Обучить правильной последовательности выполнения О. Р. У. на основе уже накопленного опыта.

3. Совершенствовать выполнение коррекционных упражнений для позвоночника.

4. Дать детям возможность самостоятельно принять решение по защите своего позвоночника (дети вводят правила).

Оборудование.

Гимнастические палки; ребристая доска; фитболы; валики; мягкие модули; дуга; индивидуальные коврики; обручи; обруч-карусель; схема позвоночника; рисунки.

1 часть.

Инструктор по физкультуре рассказывает детям валеологическую сказку «Король Позвоночник».

Инструктор показывая картинки и схемы по теме «Позвоночник», проверяет знания детей о строении и свойствах, о назначении позвонков и межпозвоночных дисков. Дети закрепляют знания и повторяют правила для позвоночника.

Инструктор. В королевстве, которое называлось Организмом, жил король Позвоночник. Но он был несчастным, потому что жители, позвонки, часто болели и вели неправильный образ жизни. Вот и задумался король, как ему быть и что делать? Как исправить все это?

Ребята, как вы думаете, как можно помочь королю Позвоночнику?

Дети. Надо заниматься физкультурой, плавать, делать зарядку по утрам.

Инструктор. Я думаю что нам нужно превратиться в настоящих волшебников! Ведь мы с вами крепкие, сильные, здоровые, добрые и красивые!

А настоящие волшебники только такими и бывают.

Сейчас мы с вами поможем не только королю, но и своему позвоночнику тоже, потому что мы будем выполнять физические упражнения и различные движения.

Ходьба в колонне по одному с различными движениями рук и ног, упражнения в движении. Бег с изменением скорости и направления. Дыхательные упражнения.

2 часть.

О. Р. У. с гимнастическими палками на фитбольных мячах.

Дозировка 8-10 упражнений. Ходьба по залу. Затем дети садятся на индивидуальные коврики, берут в руки обручи.

Подвижная игра: «Ярмарка и карусели».

Цель.

Совершенствовать двигательные навыки и координацию движений в пространстве.

Инструктор. Ребята, поедем с вами на Ярмарку движений?

Дети. Да!

Инструктор. Тогда поехали! Заводим свои моторы. Дети передвигаются на другую сторону площадки спортивного зала. Оставляют коврики и обручи. Инструктор в центре зала держит большой обруч с цветными лентами.

Вот на улице веселье,

Запестрели карусели!

А народ жужжит, как шмель…

Ах, какая карусель!

Дети берут в правую руку ленточку.

Еле-еле закружились карусели…

Дети начинают с шага медленный бег в правую сторону, а затем ускоряют темп.

Раз, два. Раз, два.

Вот и кончилась игра.

Эй веселый наш народ,

Нас Ярмарка движений ждет!

Дети бегут по залу и выполняют различные движения ходьбу, ползание, лазание, прыжки.

Вот на улице веселье,

Запестрели карусели!

А народ жужжит, как шмель…

Ах, какая карусель!

Раз, два. Раз, два.

Вот и кончилась игра.

Ребята, возвращаться нам домой пора. Занимайте места в своих автомобилях. Заводите моторы, отправляемся в путь.

Дети садятся на коврики, «заводят моторы» (обручи вращают) возвращаются в др. сторону зала.

Малоподвижная игра.

«Я позвоночник берегу».

Дети (выполняют движения)

Я повторяю по утрам:

Мой позвоночник гибок, прям!

Когда лежу, стою, сижу

За позвоночником слежу!

Я позвоночник берегу,

И от болезней убегу!

Из позвонков составлен он,

Поэтому и гнется.

Я вправо-влево наклоняюсь

И как он гибок-удивляюсь!

Релаксация «Осанка».

Хватит спинушку тянуть,

Надо лечь и отдохнуть.

Ну-ка, правильно лежим?

Мы на это поглядим!

Лежат ровно пяточки,

Плечики, лопаточки.

Спинка ровная, прямая,

А могла бы быть кривая!

Хорошо нам отдыхать,

Но пора уже вставать!

Крепче кулачки сожмите.

Все присели, потянулись,

Потянулись, улыбнулись!

Вот пора нам и вставать,

Бодрый день нам продолжать!

3 часть.

Релаксация на ковре до 3-4 мин. Или закрепление правил и опрос детей.

3 этап.

Практическое занятие по фитбол-гимнастике для родителей «В здоровом теле - здоровая осанка».

Цели.

1. Формировать и закреплять навыки правильной осанки.

2. Укреплять мышцы, участвующие в формировании свода стопы.

3. Закреплять навыки прыжков на фитболах с продвижением вперед.

4. Совершенствовать ловкость и координацию движений в подвижных играх.

Оборудование.

Фитбольные мячи, гимнастические коврики, пособия для подвижной игры, сюрприз.

1 часть.

1. Построение в шеренгу.

2. Приветствие.

3. Выполнение строевых команд.

4. Ходьба по залу с заданием.

5. Упражнения в движении.

6. Бег с заданием.

7. О. Р. У. на фитбольных мячах.

2часть.

1. О. В. Д.

«Кто быстрее до лесенки?»

- прокатывание фитболов;

- прыжки на фитболах;

- «пингвины»;

- прыжки на фитболах с препятствием.

2. Подвижная игра «Снежный ком».

3часть.

1. Игра малой подвижности:

«Задуй в ворота гол».

2. Релаксация «Океан».

Я слышу океана шум и шум волны,

И шелест пены на песке, прибрежном.

Волна беседует со мной.

Она нам говорит:

Расслабьтесь, успокойтесь, отдохните…

Услышьте шум прибоя ровный.

Пусть голову оставят мысли.

Пусть шея, грудь и руки отдохнут,

Вдохните чистый воздух океана.

Расслабьте тело, ноги и услышьте.

Как тепло и свет вливаются в вас.

Уносят огорчения, болезни…

Свет чистый, белый чистит душу, тело.

Дает любовь и веру в торжество добра!

Услышьте тишину, она молчит.

Впустите тишину в себя.

Покой!

Активизация.

Но вот прохладный ветер пробежал по телу,

Взбодрил нас всех,

И мы проснулись.

Потянулись…

Потянулись, улыбнулись.

11. Содержание проектной деятельности.

Результат.

О - физкультура! Ты – наслаждение!

Ты верный неизменный спутник жизни!

Ты помогаешь находить

Пропорции совершеннейшего

Творения природы – человека…

Ты мастер гармонии.

Ты делаешь нас сильными, ловкими, статными, исправляешь недостатки, унаследованные нами от рождения.

Пьер де Кубертен.

Публикации по теме:

Авторская педагогическая разработка программы кружка «Здоровей-ка» «Растём здоровыми» .г. Министерство образования и науки Российской Федерации Управление образования муниципального образования «Усть-Удинский район» Муниципальное.

Проект физкультурно-оздоровительной работы по профилактике нарушения осанки и плоскостопия Проект физкультурно-оздоровительной работы по профилактике и предупреждению нарушения осанки и плоскостопия у детей старшего дошкольного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проектная деятельность по физическому воспитанию с детьми дошкольного возраста «У здорового тела — здоровая осанка»
Опубликовано: 15 мая 2013 в 12:36
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проектная деятельность по физическому воспитанию с детьми дошкольного возраста «У здорового тела — здоровая осанка»» (включая файлы) размещена пользователем Крутских Ирина Васильевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев


МААМ-картинки

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД