Алла Панова
Проект «Золотая хохлома»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Золотая хохлома».
Актуальность: Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину - задача особенно актуальная сегодня, не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, образно говоря, с молоком матери ребенок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, потешки, игры – забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения народного декоративного искусства. Только в этом случае народное искусство, этот незамутненный источник прекрасного, оставит в душе ребенка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. Красота родной природы, особенности быта русского народа, его всесторонний талант, трудолюбие и оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров. Народное искусство, как и искусство вообще, многофункционально, и одна из функций – воспитательная. В народном искусстве заложены большие воспитательные возможности, которые до сих пор не реализуются в полной мере. Это и побудило провести целенаправленную работу по воспитанию детей на материале народного искусства, на основе чего и был создан данный проект. В нем рассматривается воспитательное значение народного искусства, на основе такого народного промысла, как хохлома. В процессе работы были определены содержание, формы и методы воспитания детей на материале народного искусства (музыкального, изобразительного, художественно-речевого, который вошел в проект. Народное искусство в разных его видах в работе с детьми использовалось в интегрированной форме как в групповой непосредственно-образовательной деятельности, так и в процессе самостоятельной деятельности в различные моменты жизни детей (игра, досуг, прогулка, отдельные режимные моменты). Дети, рассматривая фотографии, иллюстрации хохломской росписи, проявили желание узнать, где возникла этот вид народного промысла, как раскрашивают, какие элементы хохломской росписи существуют, специфика изготовления посуды с хохломской росписью. Из вышесказанного, очевидно, что перед обществом в целом и педагогическими работниками в частности стоит следующая проблема.
Публикация «Проект „Золотая хохлома“» размещена в разделах
Проблема: С каждым годом увеличивается число дошкольников, имеющих пробелы в знании культуры своей страны. Итак, поиск путей решения описанной проблемы привёл к созданию творческо-исследовательского проекта «Золотая Хохлома».
Гипотеза: Что бы нам рассказала хохломская посуда, если бы умела говорить?
Цели: Формирование у детей любви и уважения к народному искусству, частности – народному промыслу - хохлома; дать возможность ребёнку самостоятельно прикоснуться к народным ценностям, традициям; находить неожиданные открытия, узнавая о хохломе.
Задачи:
1. Совершенствовать умение составлять описательные рассказы, отвечать на
вопросы, презентовать свои работы.
2. Познакомить детей с историей хохломской росписи.
3. Формировать умение детей рассматривать хохломскую посуду.
4. Развивать умение рисовать простейшие элементы хохломской росписи.
5. Формировать умения создавать узоры по собственному замыслу, используя
разнообразные работы кистью в изображении знакомых элементов.
6. Воспитывать любовь к искусству народных мастеров.
№ Образовательная область Содержание
1. Физическое развитие Проведение народных подвижных игр на прогулке, физкультминутки и др.
2. Социально-коммуникативное развитие Составление описательных рассказов о хохломской росписи, просмотр презентаций, дидактические игры, просмотр видеосюжетов.
3. Художественно-эстетическое развитие Знакомство с народным прикладным искусством; изготовление поделок к праздникам в подарок и для украшения интерьера. Знакомство детей с народным музыкальным творчеством.
4. Речевое развитие
Чтение русских народных сказок, сказок и рассказов русских писателей, заучивание с детьми стихов, поговорок, считалок.
5. Познавательное развитие Расширять и уточнять представления детей о предметах народного художественного промысла русских мастеров – хохломской посуды, особенностях её росписи.
Методы: Во время реализации проекта будут использованы такие методы как рассказ, беседа, объяснение, а также выполнение практических заданий, которые занимают большую часть. Так как проект, включает в себя различные задания, способствующие расширению и углублению знаний, умений и навыков, то занятия для каждого воспитанника дают больше возможностей для творческого развития личности.
Участники проекта : воспитатели, воспитанники группы, родители воспитанников.
Характеристика проекта :
· по доминирующему виду деятельности – творческий (или исследовательский);
· по характеру содержания – включает ребёнка и его внутренний мир;
· по характеру участия ребёнка в проекте – исполнитель и непосредственный участник;
· по характеру контактов – осуществляется внутри одной возрастной группы и в контакте с семьей.
Ожидаемые результаты: от результатов проекта ожидаем, что дети:
1. Познакомятся с историей хохломской росписи.
2. Научатся рассматривать и узнавать хохломскую посуду.
3. Сформируется умение рисовать простейшие элементы хохломской росписи.
4. У детей будет совершенствоваться умение создавать узоры по собственному замыслу, используя разнообразные работы кистью в изображении знакомых элементов.
5. У детей привьется уважение и любовь к искусству народных мастеров.
Продолжительность: данный проект осуществляется с декабря 2021 по март 2022 гг.
Этапы реализации проекта :
I этап – ВЫЯВЛЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ
Беседа: «История возникновения хохломской росписи».
Цель: Рассмотреть хохломскую посуду и узнать все о Хохломе.
Задачи:
• Познакомиться с хохломской росписью.
• Рассмотреть хохломскую посуду.
Вхождение в проблему:
Рассматривание хохломской посуды и действия с ней.
Вживаться в игровую ситуацию.
II этап – ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ
Подобрать наглядный материал для деятельности детей, литературу и наглядные пособия. Знакомство с видами хохломской росписи с привлечением источников. Изготовление дидактических игр: «Хохломское лото», «Хохломское домино», «Собери картинку». Сбор экспонатов с хохломской росписью с помощью родителей (оформление выставки в мини-музее группы). Подготовить материал для художественного творчества – рисования.
III этап – ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ
Рассматривание посуды, элементов хохломской росписи, иллюстраций в журналах. Отгадывание загадок о хохломе, разучивание стихов, чтение сказок и рассказов. Дидактические игры: «Составь узор», «Подбери узор». «Обведи и раскрась», «Собери картинку», «Найди пару». Слушание
Этапы проекта Содержание деятельности Практические материалы Сроки
I. Выявление проблемы
Подобрать наглядный материал для деятельности детей, литературу и наглядные пособия.
Знакомство с видами хохломской росписи с привлечением источников.
Сбор экспонатов с хохломской росписью с помощью родителей
(оформление выставки в мини-музее группы). Беседа: «История возникновения хохломской росписи»,
Рассматривание альбомов: «Народные промыслы»,
«Золотая хохлома».
Изготовление дидактических игр: «Хохломское лото», «Хохломское домино», «Собери картинку». Декабрь
II. Организация работы над проектом
III. Практическая деятельность по решению проблемы Познавательное развитие. «Что за чудо завитки»
Просмотр презентации. «Сказ о Хохломе»
Народное творчество: хохломская роспись. Хохломские раскраски
Дидактические и подвижные игры. «Цветные капельки»,
«Укрась горшочек»
п/и «Не задень посуду»
Речевое развитие
Составление описательного рассказа о хохломской росписи (с использованием мнемотаблицы). Декабрь
Народное творчество: хохломская роспись. Рисование «Хохломская ложка»
Дидактические и подвижные игры.
«Третий лишний», «Обведи элемент»,
п/и «Кто больше соберет ложек».
Чтение художественной литературы. Легенда «Золотая Хохлома»
Разучивание частушек «Золотая хохлома».
Народное творчество
Лепка «Веточка рябины» (метод налепа)
Январь
Чтение художественной литературы Л. Яхнин «Веселое слово хохлома».
Чтение стихов о хохломе.
Народное творчество: хохломская роспись «Хохломские доски»
Просмотр видеосюжета.
Из программы «Галилео» : «В гостях у мастеров Хохломы». Февраль
Дидактические и подвижные игры. «Собери целое», «Составь узор»
п/и «Кто быстрее донесет вазу».
Народное творчество: хохломская роспись.
«Подарок для мамочки любимой» роспись матрешки в стиле золотой хохломы.
Чтение рассказов.
В. Катаев «Дудочка и кувшинчик».
И. Столова «Фарфоровый чайник».
Дидактические игры. «Укрась горшочек», «Сложи картинку».
IV. Презентация продукта деятельности Создание презентации «Золотая хохлома»
Создание Лэпбука «Золотая хохлома» Показ презентации
«Золотая хохлома». Март
аудиозаписей: «Золотая Хохлома», «Золотая ярмарка», «Купили мы для бабушки…», «Матрешки», «Хохлома».
Подвижные игры: «Кто быстрее донесет вазу», «Кто больше соберет ложек», «Не задень посуду».
Рисование: Хохломские раскраски, Хохломская ложка, Хохломские доски.
Лепка (метод налепа) : Хохломская чашка.
Родители совместно с детьми пополняют музей группы на тему: «Золотая хохлома». Получают информацию о проекте из консультаций для родителей.
Воспитанники повторяют за педагогом слова и фразы из знакомых стихотворений, разучивают новые. Играют в дидактические игры. Смотрят сюжеты и делятся своими впечатлениями. Слушают песни. Играют в игры. По подсказке педагога берут материалы для той или иной деятельности.
IV этап – ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОДУКТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Создание презентации «Золотая хохлома». Создание альбома и подготовка выставки детских работ.
Итоговые мероприятия: «Золотая хохлома» - роспись матрешки (изготовление подарка в стиле хохломы для мам).
Вывод: Всем сердцем любя родную сторону и любуясь ею, русские люди издавна не только воспевали в песнях и сказках ее красоту, но и создавали простые предметы обихода, украшенные яркой нарядной росписью, в которой оживали любимые природные мотивы. Истинными произведениями искусства становятся эти предметы - красивой формы, удобные в пользовании, мастерски исполненные. К ним относится и «хохлома».
В ходе работы использовались как традиционные технологии, так и современные:
· педагогика сотрудничества, позволяющая осуществлять педагогический процесс в соответствии с интересами каждого ребенка, ненавязчиво, не давя, а быть всегда рядом с ребенком, помогать ему;
· игровые технологии, способствующие повышению интереса к разным видам деятельности, созданию благоприятной эмоциональной обстановки, активности каждого ребенка;
· здоровьесберегающие технологии, использование которых позволяет вовремя чередовать спокойную и двигательную деятельность, снизить порог утомляемости, повысить внимание и пр. ;
· развивающие игры.
Открытое занятие по познавательному развитию для детей "Золотая хохлома"
Цель: Познакомить детей с видом народного промысла хохлома.
Задачи:
Рассказать детям об истории возникновения хохломского промысла
Рассмотреть основные элементы хохломской росписи, изделия хохломской росписи, исследовать из каких материалов сделаны.
Развивать интерес к изучению народных промыслов
Воспитывать любовь и уважительное отношение к труду народных умельцев
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, у нас сегодня гости, давайте поздороваемся с ними..
Ребята, в какой стране мы с вами живем? (ответы детей).
Кто знает название столицы нашей родины? (ответы детей)
В каком городе мы с вами живем? (ответы детей)
А раньше давным-давно Россию называли Русью, и славилась она своими ремёслами, которые изготовляли мастера, каждый мастер делал всё сам – от начала и до конца. Да, наша страна красивая и богатая. Она возникла очень давно и у неё древняя и интересная история.
Ребята, мы с вами попали в город мастеров.
Что я вижу! Что за диво!
Сколько радости вокруг!
Правда, дети, тут красиво?
Аж захватывает дух!
Походите, да поглядите, какая здесь посуда собрана.
Не простые предметы откроются вашему взору, старинными мастерами-умельцами из дерева вырезаны да волшебными узорами расписаны.
(Звучит фонограмма русской народной песни «Камаринская», дети рассматривают выставку)
Воспитатель: Раньше давным-давно Россию называли Русью, и славилась она своими ремёслами, которые изготовляли мастера, причем каждый мастер делал всё сам – от начала и до конца. Да, наша страна красивая и богатая. Она возникла очень давно и у неё древняя и интересная история.
У каждого народа есть свои традиции. Как вы понимаете это слово? Что такое традиция? (предположения детей)
Традиция – слово не русское, оно переводиться с латинского как слово «передача», то есть традиция это то, что передается от одного человека к другому. Есть традиции, которые возникли давным-давно и сохранились до наших дней.
Так дошли до наших дней изделия сделанные руками русских мастеров. Это такие изделия, как игрушки и посуда. Вот посмотрите, у нас на столе представлена посуда. Посмотрите на неё, какая она яркая, нарядная. Это хохлома. Хохлома! – какое странное и веселое слово. В нем и смех слышится и восхищение – ОХ! И восторженное АХ! А как же все начиналось?
Сказ о "Хохломе"
Начинается сказ не про нас, не про вас, а про чудесный рисунок хохломы.
Рассказывают, жил в давние времена в нижегородских лесах чудо-мастер. Построил он себе дом на берегу реки и начал делать да красить деревянную посуду. Его узорные чашки и ложки были похожи на золотые. Слава об этой посуде и до Москвы дошла, и дальше по всему миру пошла. И тогда передал мастер секрет «золотой» посуды жителям села с весёлым названием Хохлома, что в окрестностях Нижнего Новгорода был. А сам исчез…
В Хохломе посуду делали из мягких пород деревьев (липы, берёзы, ольхи). А потом отвозили на ярмарку для продажи. Потому и называется посуда хохломской. И такой нарядной, расписной посудой народ пользовался только по праздникам!
Ветка плавно изогнулась, и колечком завернулась.
Рядом с листиком трёхпалым, земляника цветом алым.
Засияла, поднялась, сладким соком налилась.
а трава, как бахрома. Что же это? …
Дети хором: Хохлома.
Физкультминутка.
Хохлома да хохлома (руки на поясе, повороты туловища вправо – влево)
Наше чудо – дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)
Мы рисуем хохлому (руки перед грудью одна на другой)
Красоты невиданной! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз).
Нарисуем травку (руки перед грудью одна на другой)
Солнечною краской (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)
Ягоды рябинки (руки перед грудью одна на другой)
Краской цвета алого (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)
Хохлома да хохлома (руки на поясе, повороты туловища вправо – влево)
Вот так чудо дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз).
В чем же секрет красочной хохломы? Как ее рисуют? Оказывается это совсем не просто.
Сложно сделать мастеру эту замечательную посуду. Сначала мастера вырезают из дерева ложки, чашки, тарелки. Затем их покрывают глиной, чтоб дерево не впитывало краску, покрывают льняным маслом, натирают алюминиевым порошком, расписывают посуду растительным орнаментом, который берут из природы (цветы, ягоды, листочки, травка). Затем ещё раз покрывают маслом и, наконец, обжигают. После обжига посуда превращается в «золотую».
Какие цвета используют для росписи? Правильно, есть черный, красный. Встречается зеленый, желтый
Ребята, какими узорами украшают мастера свою посуду? (веточки, цветочки, кустики, ягодки).
Да ребята, все узоры взяли из природы.
Игра «Положи слово в шкатулочку»
Вопрос: Посуда какая? (красивая, нарядная, золотая, сказочная, восхитительная, удивительная, яркая, радует глаз, узорчатая, праздничная, замечательная, служит для красоты) .
Ребята, какое настроение у вас вызывает, когда вы смотрите на эту хохломскую посуду? (радостное, веселое от яркости и нарядности)
Воспитатель. А теперь проходите в нашу маленькую мастерскую.
Сегодня мы с вами познакомимся с новым узором - этот узор называется «ягодки на веточке».
Давай внимательно посмотрим на иллюстрации хохломских изделий.
Какие ягодки присутствуют в хохломской росписи?
Это: брусничка, крыжовник, смородинка, клубничка, рябинка, малинка. Для придания объема изображения каждой ягодки используют точки и дуги.
Мы с вами будем рисовать ягодки рябинки используя печатку. А вот крыжовник, клубничку и малинку рисуют сразу кистью.
Посмотрите внимательно, какой формы, цвета рябинка?
Правильно, они круглые и красного цвета. Ребята, чтобы наша рябинка была ровная, круглая, аккуратная, мы ее будем рисовать тычком - вот такой трубочкой туго скрученной из бумаги (Показ воспитателя тычка). Тычек надо держать строго вертикально, чтобы все ягодки получились кругленькие и красивые.
Ребята, и ягодки мы будем рисовать с другим, уже знакомым нам элементом – веточкой. (осочкой)
Сначала мы рисуем тоненькую веточку кончиком кисти зелёной краской, а затем печаткой рисуем ягодки, располагаем их как на образце.
Ягодки манят, рассыпаются, разбегаются, повисли на веточках.
Молодцы, у всех получились красивые бруснички и рябинки.
ну вот наши ягодки подсохли, давайте их “оживим” ,мы черным цветом дорисуем кончиком кисти точечки и наши ягодки сразу оживятся.
3. Заключительный этап
А теперь давайте послушаем стихотворение о хохломе и полюбуемся, какие у нас получились замечательные узоры.
Хохломская роспись -
Алых ягод россыпь.
Отголоски лета
В зелени травы.
Рощи, перелески,
Шелковые всплески
Солнечно – медовой
Золотой листвы.
Роспись хохломская,
Словно колдовская,
В сказочную песню
Просится сама,
И нигде на свете
Нет таких соцветий!
Всех чудес чудесней
Наша Хохлома! (П. Синявский) .
Воспитатель задает вопросы детям:
- с каким узором Хохломской росписи вы познакомились?
- какие вы знаете элементы узора «Ягодки» ?
- Что больше всего понравилось, почему?
Напомните мне, как же она называется?
А какого цвета ваша посуда?
Какие узоры вам понадобились, чтобы украсить посуду?
Молодцы! Много интересного сегодня узнали? (ответы детей)