Мария Гутникова
Проект «Земля — наш дом родной» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №33
Детский сад общеразвивающего вида
Автор проекта воспитатель МБДОУ № 33 г. Тула
Гутникова М. П.
Срок реализации проекта – 1.5 месяца (с середины марта до конца апреля).
Участники: дети, педагог и родители (законные представители).
Цель: создание условий для воспитания осознанного, бережного отношения к земле и воде как источников жизни и здоровья человека.
Задачи по образовательным областям:
Познания
Публикация «Проект „Земля — наш дом родной“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Планета Земля - наш дом
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2013
• Учить детей объяснять экологические зависимости, устанавливать связи и взаимодействия человека с природой.
• Активизировать познавательную и речевую деятельность детей.
• Расширять представление детей о различных природных объектах (почва, вода).
Здоровье
• Формировать представления детей о здоровом образе жизни.
• Расширять представления детей о составляющих (важных компонентах) здорового образа жизни.
Безопасность
• Приобщать детей к выполнению правил безопасного поведения человека в окружающей природе
Труд
• Воспитывать у детей желание участвовать в совместной трудовой деятельности наравне со всеми, стремление быть полезным окружающим.
Коммуникация
• Развивать интерес детей в процессе совместной деятельности.
• Развивать умение свободного общения с детьми и взрослыми.
Художественное творчество
• Формировать у детей эстетическое отношение к явлениям живой природы.
• Способствовать индивидуальному самовыражению детей в процессе продуктивной творческой деятельности.
Социализация
• Развивать игровую деятельность детей.
• Приобщать к элементарным правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
Чтение художественной литературы
• Развивать интерес к познавательной литературе.
Актуальность проекта
В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогичеcкого воздействия у детей можно сформировать начало экологической культуры – осознанно правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни.
В дошкольный период закладывается первоначальное понимание некоторых аспектов взаимодействия человека с природой: человек как живое существо, нуждающееся во вполне определенных жизненно необходимых условиях; человек как природоиспользователь, потребляющий в своей деятельности ресурсы Земли, охраняющий природу и по мере возможности восстанавливающий ее богатства.
Важной формой экологического воспитания являются природоохранные акции, в которых участуют сотрудники детского сада, старшие дошкольники и их родители. Акция «Земля – наш дом», приуроченная ко Дню Земли – 22 апреля и предновогодняя «Зеленая елочка –живая иголочка» имеют в экологическом воспитании чрезвычайно важное значение: участие в реальных практических делах, выходах за пределы детского сада, оказывает влияние не только на сознание людей, которые их готовят и осуществляют, но и на сознание окружающего населения.
Важное место занимают темы «Лес» и «Вода». Дети знакомятся с лесом как с экосистемой, познают некоторые связи ее обитателей, получают представление о значении леса в жизни человека, а также получают знания о водных экосистемах, уточняют представления о свойствах воды.
Приобщение детей к исследовательской деятельности является средством формирования у них любознательности, интереса, бережного отношения к природным богатствам.
Идеи проекта
Все занятия по проекту взаимосвязаны, продолжаются в других видах деятельности – как самостоятельной, так и НОД, индивидуальной и коллективной, для того чтобы дети, педагог и родители ощущали в себе частицу радости, эмоциональный заряд, а главное – желание продолжать работу по реализации этого проекта.
Показатели результативности
Работа по реализации проекта велась в двух направлениях:
• Работа педагога с воспитанниками
• Работа пегагога с родителями.
Работа педагога с воспитанниками:
Непосредственно образовательная деятельность
- Совместная деятельность взрослого и ребенка
- Самостоятельная деятельность детей
- Экскурсии и наблюдения
- Чтение художественной литературы
- Изобразительная деятельность
- Конструирование
- Досуг и развлечения
- Акции, игра
Работа педагога с родителями включает:
- Анкетирование
- Папки-передвижки
- Совместное изготовление макетов, атрибутов к сюжетно-ролевым играм
- Конкурсы, викторины
- Фотовыставки
- Мастер-класс
Этапы реализации проекта
Подготовительный. Разработка проекта «Земля – наш дом родной»
1. Изучить литературу по теме
2. Подобрать материал для развития творчества детей
3. Обсудить с родителями проблему. Определить пути решения.
4. Составить план реализации проекта.
Играя в группе, дети находят флажок с сигналом SOS, воспитатель спрашивает детей:
- Подумайте, что означает сигнал SOS?
- Как же мы с вами можем помочь нашей планете?
- Для кого природа является домом?
- Знаете ли вы, как загрязняется наша планета Земля?
Ответы детей SOS – сигнал бедствия.
Там, где установлен флажок с сигналом SOS, там требуется помощь.
Чтобы помочь нашей планете, надо научиться любить природу с детства, понимать, как живут все живые существа. Воспитатель спрашивает:
- Надо ли ставить рядом с названием нашего города значок SOS?
- Кто такие юные защитники природы?
- Хотите ли познакомиться с книгой «Экология в картинках» В. Н. Танасийчук, в которой рассказывается о доме для разных живых существ, растений, животных, людей.
Реализация проекта
1. Непосредственно образовательная деятельность
• «Лес в жизни человека» (интеграция познавательной и продуктивой деятельности)
• «Кому нужна вода» (познавательное развитие и исследовательская деятельность)
2. Самостоятельная деятельность в центрах развития.
3. Беседы
• Значение почвы и воды в жизни всего живого
• Можно ли жить без воды?
• Мы друзья природы
• Лес и наше здоровье
4. Изготовление детьми книжек-самоделок.
5. Чтение художественной литературы: В. Н. Тарасийчук «Экология в картинках», Ю. Демянская «Дом Земли», Н. Т. Бромлей «Охотник».
6. Заучивание наизусть: Николай Забило «Любимый край, моя земля», В. Орлов «Общий дом», П. Воронько «Журавль».
7. Работа с пословицами о родной земле
8. Дидактические игры: «Цепочки в лесу», «Дары леса».
9. Совместно с родителями и детьми изготовлены плакаты к акциям
• «Зеленая елочка – живая иголочка»
• «Земля – наш дом»
• Информационный стенд «Панорама добрых дел».
Взаимодействие с родителями
- Составлена памятка «О бережном отношении к земле и воде».
- Для родителей и детей проведен мастер-класс «Поделки из природного материала» и оформлена выставка к празднику Земли.
Заключительным этапом стал «Праздник Земли».
Совместное творчество детей, родителей и педагога.
«Вкусные зверушки» из разных овощей.
Забавные поделки из карандашных стружек.
Выставка работ детей и родителей
- Совместно с родителями изготовлены атрибуты к ролевой игре «Путешествие».
- Оформлена фотовыставка «Мы любим нашу планету».
- Проведен субботник по уборке участка детского сада, расчистке газонов, окапыванию деревьев, в котором участвовали дети, родители и сотрудники детского сада.
- Организована экскурсия в «Парк отдыха Пролетарского района»
- Проведено анкетирование для родителей.
Таким образом, в ходе реализации проекта дети
- знают, что Земля – наш родной дом, живая планета, на ней есть вода, воздух, тепло – все условия для живых существ;
- за год дети совершили много добрых поступков, с интересом наблюдали за природой, заботились о живых существах, стали юными защитниками природы;
- дети демонстрируют предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; способы решения проблемы с помощью взрослого, а затем самостоятельно;
- с удовольствием проявляют интерес к творческой деятельности;
- в результате работы с родителями повысился процент заинтересованности родителей, вследствие чего они стали активными участниками проекта.
Литература
Голицын М. Сокровища Земли. Я познаю мир
Плешаков А. А. От земли до неба
Иванова А. И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду
Рыжова Н. А. Почва – живая земля
Николаева С. Н. Юный эколог
Приложение
Непосредственно образовательная деятельность «Лес в жизни человека»
Программное содержание:
Уточнить представление детей о разном значении леса в жизни человека: оздоровительном, эстетическом, хозяйственном. В лесу человек отдыхает, укрепляет свое здоровье, наслаждается тишиной, красотой природы. От леса человек много получает для своего хозяйства – грибы, ягоды, древесину, пушнину. Из древесины делают мебель, дома, бумагу. Каждый человек должен заботиться о лесе.
Интеграция образовательных областей: Познание, Коммуникация, Безопасность, Художественный труд, Здоровье.
Материалы и организация
Созданы экспозиции «Что делают из древесины», «Лес – наше здоровье», «Дары леса», «Лес глазами художников». Важной стала экспозиция художественных изделий, где были представлены репродукции картин с лесными пейзажами, эстампы, хохломские изделия, разные красивые предметы и сувениры, на которых отражены лесные явления. Дети увидели картины «Лесник спасает зайцев», «Зимняя подкормка диких животных», «Картины из жизни диких животных». Целью последней экспозиции было показать, как люди заботятся о лесе. Выставку посетили дети других возрастных групп и родители. В свободное время дети пересадили лечебное комнатное растение алоэ, где советами помогала им кукла Доктор Айболит.
Непосредственно образовательная деятельность
«Кому нужна вода».
Программное содержание:
Уточнить представление детей о том, что вода – очень ценный продукт. Люди используют воду для приготовления пищи, питья, мытья рук, помещений, для полива растений. Познакомиться с круговоротом воды в природе.
Интеграция образовательных областей: Познание, Коммуникация, Безопасность, Художественный труд, Здоровье.
Праздник «День Земли»
Программное содержание:
Уточнить представление детей о жизни на Земле: общих условиях, которые имеются для растений, животных и людей (воздух, вода, пища, температура). Воспитывать чувство гордости за свою планету – она единственная в Солнечной системе «живая» планета и является общим домом для всех людей. Этот дом надо беречь.
Материал и оформление
НОД проводится в музыкальном зале, куда были приглашены родители, дети старших групп. Зал празднично украшен, на центральной стене изображение планеты Земля, усыпанной цветами, внизу кололья, васильки. На боковой стене – выставка рисунков детей, посвященных природе, походные фотографии, поделки из природного материала, самодельные книжки.
В торжественной части дети получили свидетельства «Юный эколог». Во второй части – развлечение: танцевали, дети пели песни о родине, читали стихи, рассказывали пословицы о родной земле.
Праздник «День Земли».
Награждены медалями наши «зеленые патрули»
Танец с колосьями
Анкеты для родителей «Экологическое образование в семье».
Предварительная диагностика
Анкетирование родителей. №1
Цель анкетирования: выявить отношение родителей к вопросам экологического образования дошкольников в детском саду и его реального осуществления в семье.
1. Есть ли у вас дома животные (кошки, рыбки, собака, хомячок и др.).
2. Есть ли комнатные растения? Какие?
3. Кто ухаживает за животными ли растениями?
4. Что делает при этом ребенок (кормит, гуляет с ним, поливает или ничего не делает? Подчеркнуть или дописать
5. Есть ли у ребенка уголок природного материала?
6. Бываете ли с ребенком на природе?
7. Если да, то где?
8. С какой целью?
9. Снимаете ли вы фотографии на тему «природа»?
10. Как вы относитесь к приобщению ребенка к природе в детском саду?
11. Считаете ли вы необходимым экологическое образование детей?
12. Считаете ли вы необходимым экологическое образование взрослых?
13. Ваши предложения по организации экологического образования в детском саду?
Итоговая диагностика
Анкетирование №2
Цель: выявить уровень активности участия родителей и воспитанников в эколого-образовательном пространстве дошкольного учреждения
1. Как вы относитесь к работе экологического клуба «Друзья природы»?
2. Какие темы вам были более интересны?
3. Изменилось ли ваше отношение к экологическому воспитанию?
4. Какую, на ваш взгляд, функцию должна выполнять территория дошкольного учреждения? Оздоровительную? Рекреационную? Учебно-просветительскую?
5. Ваши предложения по организации экологического образования в детском саду.
Тула, 2013