Юлия Новикова
Проект «Земля моя — Югория»
▼ Скачать + Заказать документы
Информационная карта проекта.
1. Полное название проекта Педагогический проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Земля моя - Югория»
2. Специализация проекта Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством проектной деятельности
3. Цель проекта: воспитание нравственно-патриотических чувств к Родине, родному краю, приобщение дошкольников к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям, людям жившим и живущим рядом.
5. Сроки реализации проекта 4 учебных года (вторая младшая – подготовительная группы ДОУ)
Публикация «Проект „Земля моя — Югория“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2014
6. География проекта г. Югорск, Ханты-Мансийский автономный округ
Краткая аннотация.
Проблема нравственно-патриотического воспитания детей всегда была и остается одной из самых важных задач в воспитании подрастающего поколения, и дошкольников в частности. Нравственно воспитанным мы можем считать того человека, у которого сформированы потребности, стремление вести себя в соответствии с определенными нормами. Главная задача нравственного воспитания - сформировать у ребенка нравственные стремления, потребности - мотивы поведения. Без этого знание нравственных норм остается формальным.
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников – процесс интегрированный, объединяющий эстетическое, трудовое, умственное воспитание. В процессе такого всестороннего развития зарождаются первые ростки гражданско-патриотических чувств. Проблема приобщения детей дошкольного возраста к русской народной культуре неоднократно рассматривалась учеными. Д. Б. Эльконин, М. И. Лисин, Е. Е. Кравцова в своих работах отмечали важность собственной активности ребенка, когда он выступает как полноценная личность, творец собственной деятельности. Иначе говоря, ребенок выступает как свободная личность, реализующая свою волю, свои интересы, свои потребности.
Итак, познакомившись с исследованиями вышеуказанных авторов, убеждаемся в актуальности данной проблемы на современном этапе. Дети, начиная с дошкольного возраста, испытывают дефицит знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций.
Недостаточно сформирована система работы с семьями воспитанников по проблеме нравственно-патриотического воспитания. В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.
Данный проект представляет собой методические рекомендации по введению элементов нравственно – патриотического воспитания в дошкольном образовательном учреждении.
Проект содержит тематические блоки работы по нравственно-патриотическому воспитанию, перспективный план непосредственно образовательной деятельности, подборку настольно-печатных игр и пособий краеведческого содержания.
Работа предназначена работникам дошкольных образовательных учреждений (старшим воспитателям, методистам, воспитателям).
Описание проекта и его обоснование.
Сохранить человеческое отношение в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения, умению жить среди людей – главные идеи воспитания нравственных качеств личности.
Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатства своей страны.
Быть патриотом – значит, ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном возрасте, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и постепенно, в ходе воспитания, в ребенке формируется любовь к своим ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым, и относится чувство патриотизма.
Формирование патриотических чувств и развитие нравственности должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности, а также осуществляться в повседневной жизни. Поэтому особенно важна активная позиция воспитателя, его умение сформировать у детей потребность участвовать в делах на благо окружающих людей и живой природы, помочь осознать себя неотъемлемой частью своей малой Родины, ее гражданином.
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников – процесс интегрированный, объединяющий эстетическое, трудовое, умственное воспитание. В процессе такого всестороннего развития зарождаются первые ростки гражданско-патриотических чувств. Проблема приобщения детей дошкольного возраста к русской народной культуре неоднократно рассматривалась учеными. Д. Б. Эльконин, М. И. Лисин, Е. Е. Кравцова в своих работах отмечали важность собственной активности ребенка, когда он выступает как полноценная личность, творец собственной деятельности. Иначе говоря, ребенок выступает как свободная личность, реализующая свою волю, свои интересы, свои потребности.
Итак, познакомившись с исследованиями вышеуказанных авторов, убеждаемся в актуальности данной проблемы на современном этапе. Дети, начиная с дошкольного возраста, испытывают дефицит знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций.
Недостаточно сформирована система работы с семьями воспитанников по проблеме нравственно-патриотического воспитания. В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.
Цели и задачи проекта.
Целью моего проекта является: воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей. Создание в дошкольном учреждении среды, способствующей этому воспитанию. Ориентировать родителей воспитанников на патриотическое воспитание детей в семье.
Исходя из того, что нравственно - патриотическое воспитание дошкольника многогранно по содержанию данная работа включает целый комплекс задач:
воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу через все виды детской деятельности;
расширение представлений о родном городе Югорске;
знакомство детей с символами города и государства (герб, флаг, гимн);
развитие интереса к русским традициям, обычаям, промыслам;
формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям;
формирование нравственно-патриотических чувств посредством ознакомления детей с произведениями пейзажной живописи, народного декоративно-прикладного искусства и архитектуры;
формирование эмоционального отклика и тепла, бережного, заботливого отношения к природе и всему живому, к предметам и явлениям окружающей действительности.
Ресурсное обеспечение проекта.
Техническое обеспечение:
• Музыкальный зал, методический кабинет, где есть возможность проводить заседания, работать над проектом, проводить развивающие занятия, проектные мероприятия, праздники.
• Мультимедийное оборудование.
• Фотоаппарат
• Музыкальный центр, ДВД.
• Ноутбук, принтер
Финансовое обеспечение проекта:
Большая часть работы по проектированию и реализации проекта будет производиться педагогом на добровольной и безвозмездной основе.
Методическое обеспечение:
• Нормативно-правовая база по нравственно-патриотическому воспитанию
• Использование комплекса методик по организации и проведению нравственно-патриотического воспитания, использование всего многообразия педагогических форм и методов работы.
• Использование регулярных изданий соответствующей литературы, освещающей эту сферу деятельности с учетом передового отечественного и зарубежного педагогического опыта.
• Литература по истории города Югорска.
Информационное обеспечение.
Функционирование сайта школы, освещение работы учреждения по реализации проекта, мероприятий.
Ожидаемые результаты и социальный эффект.
Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному городу имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.
В результате проведенной работы знания воспитанников о городе станут глубже, шире, их рассказы о нем содержательнее, образнее, эмоциональней. Богатство впечатлений воспитанников отразится в их игровой деятельности в сюжетно-ролевых играх.
Безусловно, впечатления и эмоции, полученные в ходе различных мероприятий, приобщили детей к истории родного города, края и своего народа, воспитали любовь к городу и его жителям.
В результате проведенной работы с детьми цель, поставленная заранее, будет достигнута. Дети проникнутся любовью к родному городу. У них разовьется правильное отношение к обществу, людям труда, различным профессиям и к своим обязанностям. Более того, глубже станут знания об истории создания родного города.
Проделанная работа позволила сделать выводы, что, решая задачи нравственно-патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и возрастными особенностями детей.
Особое значение приобрела совместная деятельность педагогов и родителей в сложном деле воспитания патриотов. Только совместными усилиями детского сада и семьи можно воспитать действенную любовь к близким людям, к малой Родине, к России. Даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплом, а живя в городе, селе он постоянно, с гордостью рассказывает гостю о красоте и богатстве родного края!
Результаты-продукты: комплекс игр по истории родного города, конспекты НОД по истории города, методическая разработка проекта.
Результаты – эффекты: Овладев знаниями об истории Ханты-Мансийского автономного округа и города Югорска, дети узнают историю своего региона, у них будет сформировано чувство любви к своей малой родине с ее далеким прошлым. Дети познакомятся с фольклором, традициями и обычаями родного края и города. Они научатся воспринимать себя, как часть общества. Это определит их обязанности перед обществом: любить и охранять свою Родину, заботиться о ней.
Перспективы дальнейшего развития проекта.
На мой взгляд, возможно продолжение проекта в начальной школе. В качестве материала для изучения детьми, может быть взята история Ханты-Мансийского автономного округа, история коренных народов ханты и манси, их традиции, обычаи, устои. При правильной организации и помощи родителей возможно проведение выездной экскурсии в город Ханты-Мансийск. Составление и показ виртуальной экскурсии по городу Ханты-Мансийску, заповедным и памятным местам осуществляется посредством использования ИКТ.