Юлия Дондукова
Проект «Этнокультурные традиции в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Республиканский конкурс инновационных идей и проектов
«Наш новый детский сад»
ФИО разработчиков: Дондукова Ю. А.
Название проекта : «Этнокультурные традиции в ДОУ»
Направление проекта : «Новое качество и новое содержание образования»
Цель проекта : Приобщение дошкольников к традиционной культуре народов Бурятии
Задачи проекта :
- Организация образовательного пространства ДОУ на основе традиций русского и бурятского народов;
Публикация «Проект „Этнокультурные традиции в ДОУ“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2013
- Привлечение внимания родительской общественности, различных социальных и общественных институтов к приобщению дошкольников к традициям русского и бурятского народов;
- Создание «базы» этнокультурных традиций Бурятии;
- Расширение информационного образовательного пространства в рамках социального партнерства с другими образовательными учреждениями района, республики, региона, страны, ближнего и дальнего зарубежья, учреждениями дополнительного образования, здравоохранения и др.
- Организация работы по постоянному и системному пополнению информационной базы;
- Повышение социального статуса ДОУ «Рябинка», в целом системы дошкольного образования;
- Обобщение опыта работы по этнокультурным традициям в рамках тиражирования проекта по итогам результативности и эффективности, внедрение инновационного проекта в практику работы дошкольных образовательных учреждений района, республики, региона.
Ключевые идеи опыта: состоят в создании современной модели приобщения дошкольников к традициям предков, направленной на эффективное развитие ребенка, на разных возрастных этапах. Введение этнокультурного материала в практику работы дошкольного учреждения в организации целенаправленного и систематического подхода на доступном для детей уровне восприятия и понимания, развитие сознательности и стремления к творческой деятельности, реализации преемственных и интегративных межпредметных связей.
Актуальность: В настоящее время психолого-педагогические исследования доказывают, что в детстве закладываются ценностные основы мировоззрения, отношения к миру и поэтому особенно важно знакомить ребенка, прежде всего, с ближайшим для него окружением – природой родного края, сложившимися традициями, обычаями, культурой, бытом, духовностью родного народа особое значение приобретает. Приобщение дошкольников к общечеловеческим ценностям обуславливает объективную необходимость постижения ими норм и ценностей духовной, национальной и региональной культур.
Практика работы образовательных учреждений свидетельствует о необходимости расширения возможностей участников образовательного процесса, повышения качества образования, формирования компетентностей. Открытое информационно – образовательное пространство – особое социокультурное явление, в основе которого лежит многоплановое взаимодействие участников образовательного процесса (родителей – детей - педагогов). В результате взаимодействия возникает не только общность интересов и взглядов на традиции, но и создается единое образовательное пространство, в котором вся деятельность ДОУ направлена на изучение истории своего края, освоения общечеловеческих ценностей, уважения национальной культуры, развитию толерантности.
Организация данной формы работы педагогов и родителей обеспечивает:
- открытость, диалог, привлекательность национальных традиций, для детей и родителей;
- возможность активного участия родителей в образовательном процессе ДОУ;
- наблюдение и отслеживание динамики развития физических, личностных, интегративных качеств детей, творческих успехов, умений и навыков в продуктивных видах деятельности (лепка, аппликация, рисование, художественный, ручной труд и др.);
- своевременное получение информации о предстоящих событиях, мероприятиях, праздниках в ДОУ и в возрастных группах.
Проект «Этнокультурные традиции в ДОУ» состоит из трех этапов:
подготовительный (2012-2013 уч. год);
основной (2012-2014 уч. год);
заключительный (2014 год).
Реализуется в форме этических бесед, занятий - дискуссий, занятий - размышлений, занятий – фантазий, занятий – диалогов, занятий – тренингов, национальных игр и праздников и др.
Занятия проводятся 2 раза в неделю, во второй половине дня, в процессе совместной деятельности, в средней группе. Беседы сопровождаются развивающими, народными играми, продуктивными видами деятельности, моделированием, проектированием и т. д.
Определённость перспектив продолжения работ, обоснованность необходимых для этого условий
Для эффективной реализации проекта имеются все необходимые ресурсы: мотивационные, кадровые, финансовые и др. В ходе успешной реализации проекта планируется расширение спектра возрастных групп.
Планируемые результаты:
- Объединение усилий ДОУ и семьи в вопросах воспитания, развития, обучения детей в национальном колорите;
- Повышение психолого – педагогической компетентности родителей путем внедрения современных форм взаимодействия ДОУ и семьи;
Развитие профессиональной компетентности педагогов ДОУ, овладение новыми, инновационными способами профессиональной деятельности;
- Формирование креативного, коммуникативного, с позитивной самооценкой, положительным образом «Я», высокой познавательной активностью, потребностью в творческом самовыражении, знающего и принимающего этническую культуру бурятского, русского народов, дошкольника - выпускника ДОУ «Рябинка»;
- Работа по дальнейшему развитию, способностей, интересов этнокультурных традиций в музыкально - театрализованной деятельности.