мартынова ирина
Проект в форме экологической тропы «По следам Цветика — Семицветика»
▼ Скачать + Заказать документы
№ Содержание проекта
1 Сведения об авторе
Мартынова Ирина Юрьевна МАДОУ «Детский сад №210» комбинированного вида
2 Название экологической тропы
«По следам Цветика - Семицветика»
3 Описание основной идеи
Публикация «Проект в форме экологической тропы „По следам Цветика — Семицветика“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Цветы. Все о цветах
- Экологическая тропа в детском саду
- Экологическая тропа. Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- «Цветик-семицветик»
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» октябрь 2021
Экологическая тропа «По следам Цветика - Семицветика» расположена на территории участка для прогулок группы «Семицветик». Хозяйкой тропы является Фея. Тропа «работает» в течение всего календарного года, но в зависимости от сезона некоторые объекты становятся недоступными: например, зимой «не работает» «Огород», «Царство насекомых», «Зеленая аптека». Объектами экологической тропы являются готовые природные объекты, а так же временно специально организованные для реализации поставленных познавательных задач. Педагогами составлены рисуночный и схематичный план тропы. Используя дидактическое пособие «Игровизор» (технология В. В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры», педагог прокладывает маршрут прогулки/путешествия/экскурсии в зависимости от поставленных задач. Использование «Игровизора» позволяет детям в дальнейшем самостоятельно прокладывать маршруты прогулок, одновременно нескольким группам (2-3) идти разными маршрутами. Посещение всех «точек» тропы за одну прогулку целесообразно только на этапе ознакомления воспитанников с тропой или в качестве обобщающего природоведческого проекта (например - «Изменения в природе осенью»). За одну прогулку целесообразно посещение 2-3 видовых точек.
4 Цели и задачи
Цель: способствовать обогащению и развитию экологической культуры детей старшего дошкольного возраста.
Задачи проекта :
1. Уточнение, систематизация и углубление представлений детей об окружающей среде (растениях, насекомых, птицах, зверях, природных явлениях, погоде, свойствах воздуха, воды, песка, глины, почвы, правилах безопасного поведения в ней.
2. Развитие познавательного интереса к миру природы.
3. Развитие и обогащение речи воспитанников (навыки правильного звукопроизношения, употребление грамматически правильных форм речи, построение связных речевых высказываний, использование речи-доказательства); развивитие психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения)
4. Воспитание гуманного отношения ко всему живому, чувство милосердия.
5 Подробное содержание экологической тропы
На участке выделены несколько видовых точек тропы.
1. Молодая рябина
В течение всего года дети наблюдают за изменениями во внешнем виде в зависимости от сезона, отмечают части дерева, сравнивают молодое деревце со взрослым деревом.
2. Молодая сосна
В течение всего года дети наблюдают за изменениями во внешнем виде в зависимости от сезона, отмечают части дерева, выделяют особенности хвойного дерева, проводят сравнение сосны и ели, сосны с лиственными деревьями.
3. Две клумбы («Клумбы»/ «Мини-огород»/ «Царство насекомых»/ «Царство грибов»)
Дети выращивают рассаду однолетних / многолетних растений в группе, а затем высаживают её в клумбы, наблюдают за ростом растений, осуществляют уход, организуют сбор семян, гербария, подготовку клумб к зиме.
На месте 2х клумб может быть организован мини- огород. Можно выращивать картошку, морковку, свеклу, фасоль, горох, подсолнечник, кабачок. Дети наблюдают за циклом роста, созревания овощей, учатся осуществлять соответствующий уход за овощными культурами.
Между 2х клумб можно поставить плетень, который будет выполнять роль фланелеграфа. На нем, в зависимости от поставленных задач, на нем будут появляться птицы, насекомые, грибы.
3. Молодая елочка
В течение всего года дети наблюдают за изменениями во внешнем виде в зависимости от сезона, отмечают части дерева, выделяют особенности хвойного дерева, проводят сравнение ели и сосны, ели и лиственных деревьев.
4. Беседка
Это дом хозяйки тропы, куда приходят дети после посещения видовых точек. Вместе с педагогом и хозяином обсуждают прогулку, формулируют выводы. Хозяйка тропы организует небольшие развлечения: познавательные викторины, конкурсы, игры-упражнения и малоподвижные тематические игры.
5. Клумбы с лекарственными растениями («Зеленая аптека»)
Дети высаживают в клумбы лекарственные растения (ромашка аптечная, календула, подорожник, тысячелистник и т. д., наблюдают, узнают об их полезных свойствах. Вместе с Хозяийкой Тропы собирают растения для гербария и заготовки в качестве лекарственного сырья.
6. Береза
В течение всего года дети наблюдают за изменениями во внешнем виде в зависимости от сезона, отмечают части дерева. Осуществляют наблюдение за птицами, насекомыми. В холодное время года проводится акция «Покормите птиц» - на березе крепятся кормушки (2-3 штуки из разных материалов и размеров для разных видов корма)
7. Песочница («Лаборатория»)
Рядом с песочницей расположены стол со скамьей, шест с флюгером и термометром для осуществления наблюдений за ветром и температурой в течение всего календарного года. Песочница, как место для наблюдения и экспериментирования с песком «работает» теплое время года (с середины мая до середины сентября). Инструменты для элементарного экспериментирования выносные. Наличие рядом стола и скамьи позволяет одновременно проводить наблюдения и опыты с большей частью группы детей. Воспитанники помимо песка «работают» с водой, почвой, глиной.
8. Колодец («Запретная зона»)
Это зона повышенной опасности на тропе. Рядом на поляне дети вместе с Хозяином тропы обсуждают возможные опасные жизненные ситуации: правила поведения в них, варианты выхода из ситуаций, а так же возможности недопущения таких ситуаций. Здесь же на поляне проводятся психологические игры (игры помогающие общению детей друг с другом, со взрослыми, игры на развитие волевых, нравственных качеств, эмоций, тренинги.
6 План реализации проекта
1 этап Подготовительный (Определение проблемы и разработка стратегии реализации проекта «Экологическая тропа»)
• Анализ работы по экологическому воспитанию воспитанников группы.
• Анализ требований программы ОУ по разделу «Экологическое воспитание» с детьми старшего дошкольного возраста.
• Детальное обследование территории участка ДОУ и выделение наиболее интересных объектов.
• Определение содержания и оптимальных форм взаимодействия с родителями в рамках «работы» на ЭТ
• Разработка маршрутов и составление рисунка-схемы ЭТ.
• Составление конспектов-занятий по маршруту ЭТ.
Результат:
- Разработан маршрут ЭТ.
- Изготовлены необходимые иллюстративные материалы – обозначения видовых точек ЭТ
- Доработаны (достроены, оформлены) все объекты ЭТ
- Разработаны различные мероприятия (занятия, беседы, игры) по маршруту ЭТ
- Подобран познавательный, методический, иллюстративный материал для проведения соответствующих занятий, игр на ЭТ.
- Составлен план работы с родителями
2 этап Основной (Реализация работы по маршруту ЭТ)
• Выбор объектов для проведения занятий.
• Проведение последовательных мероприятий по маршруту ЭТ.
• Изготовление гербариев лекарственных растений, листьев деревьев.
• Ведение дневника наблюдений (итоги наблюдений, экспериментов)
Результат:
- Отработана технология проведения последовательных мероприятий по маршруту ЭТ
3 этап Контрольно-оценочный (Анализ результативности выполнения поставленных задач)
• Проведение итогового мероприятия (экскурсии, беседы, развлечения)
• Разработка методических рекомендаций для педагогов ДОУ по использованию объектов ЭТ в работе со старшими дошкольниками.
• Оформление Фотогазеты по итогам сезона/года.
• Выставка детских работ (рисунки, поделки)
Результат:
- Выполнение задач проекта.
- Выпуск методических рекомендаций.