Людмила Покидько
Проект «Воздух»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Воздух»
Тип проекта : познавательно- исследовательский
Вид проекта : краткосрочный.
Возраст детей: 5-7 лет
Актуальность проекта
Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Главная цель экологического воспитания – формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребёнка к природе, его окружающей, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется
Публикация «Проект „Воздух“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2014
Творчество в экспериментирование обуславливает создание новых проявлений способностей ребенка. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции, стимулирует познавательную активность и любознательность. Активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями.
Опыты, которые дети проводят в мини- лаборатории, способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность., Уточняя знания :о воздухе и его свойствах воздуха, дети устанавливают причинно-следственные связи, делают суждения, умозаключения. Дети превращаются в «учёных», которые проводят опыты и эксперименты.
. Проблема:
Отсутствие у детей представлений о значении воздуха в жизни человека, об основных источниках загрязнения воздуха, его последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнения воздуха.
Цель: раскрыть понятие «воздух», его свойства (прозрачен, невидим, не имеет запаха, с его помощью дышат люди, животные и растения, восполнить пробел в формировании представления о воздухе и преодолении речевого недоразвития.
Задачи:
образовательные:
- формирование основ экологической культуры дошкольников через практическую деятельность с неживыми объектами, наблюдения, опыты, исследовательскую работу и работу с дидактическим материалом;
- формирование знаний о значении воздуха в жизни человека;
- показ положительного и отрицательного влияния человека на окружающий мир.
Воспитательные:
- привлечение внимания к окружающим природным объектам, развитие умений видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;
- воспитание желания и умений сохранять окружающий мир природы;
- воспитание чувства ответственности за состояние окружающей среды.
Развивающие:
- развитие умений наблюдать за явлениями неживой природы, стремление к самостоятельному получению знаний опытным путем по теме «Воздух»;
-развитие аналитического мышления (поисковая деятельность в ходе решения проблемы, самостоятельно делать выводы и обобщения, устанавливать связи между предметами и явлениями в процессе экспериментальной работы;
- развитие умения видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;
- охрана и укрепление здоровья детей, развитие навыков здорового образа жизни;
- корректировать недоразвитие речевого дыхания. Способствовать выработке правильной воздушной струи.
. Краткое содержание проекта :
- накопление информационной базы по изучаемой проблеме в ходе практической деятельности;
- систематизация этапов взаимодействия неживой природы в процессе наблюдений и экспериментирования;
- отражение знаний, полученных опытным путём, в различных видах деятельности (изобразительной, театрализованной, умственной, игровой).
Ожидаемые результаты (продукт проекта) :
- развитие исследовательской деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с воспитателем;
- развитие логического мышления через осознание причинно-следственных механизмов экосистемы;
- совершенствование экологической среды группы;
- формирование у родителей интереса к проблеме экологического воспитания детей.
Этапы реализации проекта
Постановка проблемы
• Что такое воздух?
• Зачем он нужен людям и растениям?
• Как можно увидеть воздух?
• Почему воздух становится грязным?
• Что люди делают для того, чтобы воздух был чище?
• Как сохранить здоровье с помощью воздуха?
Организационный:
- подбор материала, изготовление экологических игр;
- сбор и анализ литературы;
- создание мини- лаборатории;
- разработка плана реализации проекта.
Практическая деятельность по решению проблемы.
1. Занятия
Познание
«Воздух- невидимка»
Рисование
«Разноцветные шары для весёлой детворы».
2. Чтение художественной литературы
А. Пушкин «Ветер по морю гуляет»,
С. Маршака «Мяч», «Мыльные пузыри»
Разучивание стихотворения «Каждый день я в шарик дую..»
«Тополиные пушинки»
"Мери Поппинс, до свидания!" П. Л. Треверса.
Сапгир Г. В. «Ветер-ветерок»
В. М. Гаршин: сказка «Лягушка-путешественница».
В. Катаев: «Цветик – семицветик».
А. С. Пушкина “Сказка о мертвой царевне и семи богатырях”
(Ветер, ветер, ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе.
Налетели ветра с севера
На острове-Буяне, в синем море-океане)
3. Использование фольклорных материалов (присказки-потешки и ласковые колыбельные напевы.
.б) Летела сова - веселая голова.
в) Музыка Чайковский «Танец снежных хлопьев»
4. Рассматривание энциклопедии Знакомство с музыкальными духовыми инструментами (дудочками, губными гармошками, свистульками и т. д.)
-рассматривание кораблей с парусами;
5. Беседы на темы:
«Что такое воздух»;
«Нос — орган дыхания и обоняния».
«Где можно найти воздух?» (ознак. с окружающим + опытническая работа). (Движение воздуха – помахать у лица рукой, листом бумаги, подуть на руку).
«Значимость дыхательной гимнастики для жизнедеятельности нашего организма»
«Значение ветра в природе”.
«Какую пользу приносит ветер?»
6. Рассматривание сказочных иллюстраций
-Назовите сказочных героев, которые летали по воздуху? /Змей-Горыныч, Баба Яга, Карлсон, маленькие крылья были у Эльфов, к которым прилетела Дюймовочка, она тоже получила такие крылья и т. д
7. Составление кроссвордов, ребусов.
8. Составление и отгадывание загадок о воздухе, ветре, буре, урагане. .
9. Наблюдения за природными явлениями, связанными с воздухом :
-Наблюдение за воздухом, за полётом птиц, самолётов, вертолётов.
-Наблюдение за растениями с летающими семенами /Береза, клен, тополь, ясень,, сосна, ель, липа;
-Определение силы ветра по деревьям дыму ….
-Запускание воздушного змея.
10. Экскурсии, иллюстрации, просмотр диафильмов о природе.
-иллюстрации урагана, сильного, слабого ветра, безветрия.
11. Игры - эксперименты, игры-опыты.
Опыт1 В стакане есть воздух, он не пускает туда воду. Обнаружение воздуха в различных объектах ( Материал: чашка с водой, соломинка для коктейля, различные предметы.
«Загадочные пузырьки»
Опыт2: Воздух прозрачный, невидимый.
Воздух не виден в комнате. Чтобы его увидеть, его надо поймать
Опыт3 : Воздух есть внутри нас
Опыт4 : Воздух может двигать предметы. Ветер – это движение воздуха «Кораблик движется при помощи воздуха»
Опыт5 : Теплый воздух легче, чем холодный.
«Ветер» (эксперимент с батареей и открытой форточкой)
Опыт6 : Воздух легче воды.
Эксперимент «Сколько весит воздух?»
Опыт7 : Где чище воздух? Пыль всегда есть в воздухе, но у дороги ее больше
-Найдите места, где может быть грязный воздух, которым опасно дышать. /Около заводов, рядом с гаражами, рядом со стоянкой автомобилей, у дороги, где проезжает много машин, около свалок мусора, которые обычно горят, на бензозаправке и т. д. /
Опыты по ароматизированию и очищению воздуха.
Используя бумагу, носовые платочки изобразите:
умеренный ветер;
сильный шторм;
легкий ветер.
Игра- путешествие по воздуху
Закрепить представление детей об обитателях воздушной среды;
Развивать выразительность речи и движений, воображение;
Формировать интерес к окружающему.
С помощью разных воображаемых средств передвижения дети побывают в разных местах земного шара, полетают наоблаках и приземлятся на парашютах под песню
«Облака»
-Шторм в стакане
- -Игра «Сдуй пёрышко
На моей ладошке
Перышко лежит.
Дуну я немножко,
И оно взлетит
- Игры детей с ветром при помощи «султанчиков», вертушек, ленточек
13. Проблемная ситуация:
"Однажды Миша с мамой гулял по улице и любовался плывущими облаками. И вдруг Миша закричал: "Мама, мама, смотри, на крыше этого двухэтажного дома вырос кустик. Кто его туда посадил?"
12. Подвижные игры
«Надуваем шарик»
«Воздушный шар».
13. Дидактические и развивающие игры
- «Какой ветер?»
-Игра — упражнение «Насосик» (по методике А. Стрельниковой).
-Речевая игра «Ветер-ветерок!»
-Подуй в дудочку
Подражаю я слону:
Губы хоботом тяну,
Воздух носом я вдыхаю,
Ртом скорее выдыхаю.
-«Найди ошибку»
Внимательно послушайте и найдете как можно больше неточностей, объясните свою точку зрения. Рассказ известного путешественника барона Мюнхгаузена:
"Однажды мы плыли по океану на парусном корабле. Стояла тихая безветренная погода, и наш замечательный корабль на всех парусах плыл к далеким таинственным берегам".
Игра «Хорошо- плохо» (ветер для человека хорошо или плохо)
-«Найди лишнее слово» :
: облако, туча, веер, мельница, воздушный шар, чашка (чашка)
Подбери слова:
Ветер- облако, туча, веер, мельница, воздушный шар.
С/и ««В гости к ветру».
14. Рисование иллюстраций к прочитанным художественным произведениям.
15. Составление памятки «Как дышать носом»
16. Просмотр м/ф Фиксики. Воздушный шар
17. Дыхательная гимнастика
18. Психогимнастика «Ветер».
19 Логоритмическое стихотворение «Ветерок»
. Совместная деятельность с родителями :изготовление вееров с детьми
1. Создание альбома «Мир воздуха».
2. Посещение с ребенком городской библиотеки для накопления и обмена информации о воздухе.
Итог проекта :
Открытый показ опытов с привлечением детей и родителей.
Результатом проекта стала презентация «Воздух и его свойства»
Воздух - главное, чем живет все живое на земле: люди, животные, растения. Без еды человек может обходиться пять недель, без воды - пять дней, а без воздуха - самое большее пять минут.