Селиванова Ксения
Проект «Волшебное дыхание»
▼ Скачать + Заказать документы
Выполнила: Селиванова Ксения Викторовна МОУ Центр развития ребёнка 3
Образовательный проект : «Волшебное дыхание»
Актуальность: дети, посещающие группу компенсирующей направленности, обычно плохо говорят, дефекты их речи носят разноообразный характер, может быть нарушено произношение всех групп звуков. Известно, что произношение звуков тесно связано с дыханием, а правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование и создаёт условия для поддержки громкости голоса, сохранение плавности речи,соблюдения пауз, и интонационной выразительности.
Темочки:
Наряду со своей биологической функцией, органы дыхания тоже принимают участие в артикуляции и голосообразовании. Формирование речевого дыхания происходиту детей одновременно с развитием речи и заканчивается примерно к десяти годам. Здесь важную роль играет формирование воздушной струи. Это является важным этапом при постановке звуков.
Воздушная струя – это энергетическая основа звука, слова и целой фразы. Без сильной и длительной струи воздуха происходит не только нарушение звукопроизношения, но и общего звучания речи: ребенок может пропускать окончания слов, говорить «взахлеб», смазывать окончание фраз и т. д.
Развитие речевого дыхания является у ребёнка одним из первых и важнейших этапов логопедического воздействия. Если у дошкольника хорошо поставленное дыхание, то у него будет четкая дикция, он сможет внятно произносить все звуки. Развитие речевого дыхания зависит от нормального функционирования физиологического дыхания. Следовательно, чтобы научить детей владеть голосом, необходимо научить их правильно дышать, потому что за оба этих процесса отвечают одни и те же органы.
Проблема: Несформированность речевого выдоха и отсутствие навыка испускания целенаправленной воздушной струи у детей с речевыми нарушениями.
Цель проекта : Познакомить детей с дыхательными упражнениями для формирования правильного диафрагмального дыхания и повысить интерес к различным играм на развитие речевого дыхания.
Задачи:
1. Формировать навыки правильного речевого дыхания
2. Развивать речевой плавный выдох.
3. Познакомить с техникой диафрагмально-релаксационного
дыхания.
4. Нормализировать просодические компоненты речи
5. Формировать силу, плавность и целенаправленность
воздушной струи
6. Разработать комплекс занятий и упражнений на дыхание.
7. Приобрести и сделать новый необходимый практический
материал для зоны дыхания для использования в
логопедическом кабинете
8. Оформить картотеку игр и упражнений.
9. Повысить компетентность воспитателей и родителей в
вопросах развития речевого дыхания, познакомить
с разнообразием дыхательных упражнений.
Целевая группа: дети старшей группы с ОНР 2 уровня
Срок реализации: 01.09.22 - 01.03.23
Ресурсы проекта : учебно-методические (фонд логопедического кабинета-библиотека, игротека, аудиотека, ресурсы сети интернет, материально-технисеские (приобретение методической литературы, дидактического материала, папок., кадровые ресурсы- для работы в проекте привлекались (воспитатель, логопед, муз. работник)
Коррекционно-развивающая и социальная значимость проекта : благодаря коррекционно-развивающей работе по развитию правильного речевого дыхания значительно повысится уровень сформированности данной функции, что окажет положительное влияние на развитие ребёнка в целом.
Новизна и уникальность проекта : заключается в использовании полисенсорных технологий, т. е. обонятельных рецепторов, в связи с чем и формируется навык правильного вдоха и выдоха (ароматерапия, точечный массаж). А главное, что все методы, предложенные в проекте могут быть использоваться как профилактика речевых нарушений у детей.
Ожидаемые результаты реализации проекта : улучшение функции внешнего (носового и ротового) выдоха, развитие речевого дыхания, выработка направленной, плавной и более сильной воздушной струи.
Теоретическое обоснование проекта : В настоящее время существуют определенные методики, направленные на восстановление этой важной функции: «Дифференциация ротового и носового выдоха у детей с ринолалией» (А. Г. Ипполитова); «Снятие напряжения с мышц всего тела и органов артикуляции у заикающихся детей» (А. Рождественская, Е. Л. Пеллингер); оздоравливающие и целительные методики авторов К. П. Бутейко, А. Н. Стрельниковой; «Образная гимнастика» (М. Норбеков).
Суть этих методик заключается в осознанном управлении всеми фазами акта дыхания через тренировку дыхательных мышц и регулировку работы дыхательного центра, что влияет на оздоровление организма в целом.
Описание этапов реализации проекта
1 ЭТАП-ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ (определение темы, целей, задач, содержание проекта и планируемых результатов; изучение методической литературы, подбор дидактического материала, изготовление и подготовка игровых пособий для дыхательных упражнений, составление перспективного плана работы совместно с воспитателем, подготовка консультаций для родителей на данную тему и разработка рекомендаций по совершенствованию речевого дыхания).
2 ЭТАП-ОСНОВНОЙ: беседа о воздухе, о правильном дыхании, о правильной осанке и здоровом образе жизни в целом, выработка плавного выдоха, глубокого вдоха, обучение и закрепление технике диафрагмального дыхания, выполнение дыхательных упражнений с использованием дыхательных тренажёров, различные игры на развитие силы и длительности выдоха, игры-упражнения, объединяющие комплекс дыхательной и голосовой гимнастики Упражнения на отработку произношения гласных звуков и слогов Игры на тренировку дыхания с использованием речевого материала . Консультация для родителей: «Развиваем дыхание у детей», оснащение предметно – развивающей среды (оформление группы в соответствии с темой, организация совместной выставки).
3 ЭТАП-ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ-разработка картотеки упражнений и игр по развитию дыхания в соответствии с речевым нарушением, презентация проекта, круглый стол -знакомство с традиционными и нетрадиционными методами дыхательной гимнастики, анкетирование о результатах проекта.
План реализации проекта :
Этап Сроки реализации Наименование мероприятия Исполнители
1этап-подготовительный 01.09-15.09. Были сделаны: консультация- «Развиваем дыхание у детей», Анкеты «Что полезного вы узнали», карточки с игровыми заданиями для детей Логопед, воспитатели, родители
2 этап- основной 15.09
-01. 02 Познавательное развитие:
Беседа «Воздух-это жизнь», просмотр иллюстраций о строении тела человека, носоглотке «Как мы дышим», просмотр видео-Дыхательная гимнастика для детей «Дракончик», мультфильма «Дыхательная система», целевая прогулка в парк «Почувствуй свежесть»,опыт «Всё живое дышит», наблюдение «Движение ветра», загадывание загадок о дыхание
Социально-коммуникативное развитие:
С/ Р игра: «Нюх как у собаки»,
«Лесная полянка», Д/И «Кто как дует», «Волшебная вата», «Воздушный транспорт», «Изобрази животное»
Художественно-эстетическое развитие:
Нетрадиционное рисование:кляксография, мыльные пузыри; изготовление атрибутов с детьми (султанчики, дудочки);музыкальные игры «Жаба Квакушка (для мышц мягкого нёба и глотки, «Кошка», «Мой портрет»(озвучивание кластерными звуками); Игра на дудочке и губной гармошке.
Речевое развитие:
Д/И «Спой, что видишь», «Скажи на выдохе», «У кого длиннее звук», «Поющие звуки», «Угадай, кто спел»,
«Повтори правильно», «Скажи скороговорку правильно»
Чтение стихотворений, сказок, рассказов с включением дыхательных методик : «Ворона», «Бегемотик», «Чудо часики», «Носики чудесные», «Ах как пахнет», «Ныряльщики», «Хомячок», «Деревья на ветру», «Сова», «Ветерок»; «Сказка про весёлый язычок»
Изучение техники диафрагмально-релаксационного дыхания : «Подышим правильно»
Физическое развитие:
Пробежка по территории детского сада (развитие носового дыхания, разучивание артикуляционных упражнений игр, упражнений на координацию движений: «Третий лишний», «Футбол», «Не урони мяч»,
«Футбол», развлечения-эстафеты: «Сдуй вату», «У кого дальше улетит», «Кто быстрее надует», «Весёлые щёчки», «Воздушный футбол», «Чья птичка дальше улетит», игры с водой: «Весёлые пузырьки», «Кораблик» Дети совместно с воспитателем, логопедом и муз. работником
3этап-заключительный 01.02-01.03. Круглый стол: «Дышим правильно и красиво говорим»; обсуждение картотеки игр на развитие речевого дыхания, показ презентации: «Волшебное дыхание»
Родители, дети, воспитатели, логопед
Анализ и оценка результатов проекта : С целью оценки результатов проекта и выявления уровня у детей формирования речевого дыхания использовалась методика А. Максакова. Задачи диагностики: установить силу и длительность выдоха у детей, выявить умение рационально расходовать воздух при произнесении гласных звуков, определить способность детей произносить слова на выдохе. Диагностика содержит задания:
-как можно дольше дуть на ватку (время фиксируется);
-как можно дольше спеть песенку или кто дольше прогудит как паровоз (время фиксируется);
-в процессе рассказывания стихотворения, отмечались места, где ребёнок добирал воздух
Т. о по результатам видно, что длительность выдоха соответствует норме, время звучания гласных длительное, чётко соблюдаются паузы, прослеживается интонационная выразительность, речь у детей плавная, громкость умеренная
Перспективы развития и применения проекта в образовании : перспектива проекта велика при соблюдении соответствующих условий. Успешность использования проекта обусловленна потребностями дошкольников в правильном речевом дыхании и как следствие в красивом произношении.
Система контроля качества и результативности проекта : исходя из сформировавшегося навыка развития детей речевого дыхания, а также из умения формировать силу, плавность и целенаправленность воздушной струи был определён % уровня усвоения данного критерия, где
Низкий уровень -2%
Средний уровень-30%
Высший уровень-68%
Механизмы трансляции опыта:
Список литературы:
1. Белякова Л. И., Гончарова Н. Н., Шишкова Т. Г. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи. – М. : Книголюб, 2004.
2. Григоренко Н. Ю., Цыбульский С. А. Диагностика звукопроизносительных расстройств у детей с тяжелыми аномалиями органов артикуляции. – М. : Книголюб, 2003.
3. Зайцев С. М. Советы ЛОР-врача детям и взрослым. – М. : Махаон; Мн. : Книжный Дом, 2003.
4. Ивановский Ю. В. Метод ДАС-БОС – путь к нормализации взаимодействия дыхательной и сердечно-сосудистой систем. – СПб, 2001.
5. Краузе Е. Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика: практическое пособие. – СПб. : КОРОНА принт, 2004.
6. Пирогов И. Оздоровительное дыхание. – М, 2000.
7. Поваляева М. А. Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов. – Ростов– на – Дону. : Феникс, 2002.
8. Поварова И. А. Коррекция заикания в играх и тренингах. – СПб, 2001.
9. Полтавцева Н. В., Приобщаем дошкольников к здоровому образу жизни. -М. :ТЦ Сфера, 2013.
10. Семенова Н. А. Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой. – М. – СПб., 2003.
11. Скворцов И. А.. Детство нервной системы. – М. : МЕД пресс-информ,2003.
12. Соловьева Е. Н. Путь к преодолению заикания. Система занятий. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002.
13. Тилл М. Целебная сила дыхания. – Мн., 2003.
14. Трясорукова Т. П. Носики-курносики: комплексы дыхательных и массажных упражнений для малышей. -Ростов н/Д, 2013.