Папки-передвижки

Отчет о проекте «Вместе с мамой»

Елена Болдыханова
Отчет о проекте «Вместе с мамой»
▼ Скачать + Заказать документы

Постановка проблемы

В настоящее время в поселке Мохсоголлохвсе семьи, имеющие детей в возрасте от 1,5 года имеют возможность устроить ребенка в детский сад. Вместе с тем, как свидетельствуют современные исследования, многие молодые матери к моменту достижения детьми полуторагодовалого возраста настолько устают от однообразия домашней жизни, хозяйственно-бытовых проблем, что оказываются не в состоянии обеспечивать полноценные условия для развития малышей. Л. Н. Павлова приводит данные сравнительного анализа уровня психического развития детей, воспитывающихся в семье и посещающих дошкольные учреждения, показывающие, что среди «семейных» встречается в 3 раза больше детей с задержкой психического развития, причиной которой является педагогическая запущенность.

Публикация «Отчет о проекте „Вместе с мамой“» размещена в разделах

Цель данного проекта – всестороннее развитие детей и удовлетворение потребности родителей в освоении необходимых педагогических знаний.

Посещение адаптационной группы раннего развития будет полезным не только для ребенка, но и для взрослого. Здесь заинтересованные родители могут научиться решать сложные психолого-педагогические задачи и разобраться в сложном процессе индивидуализации малыша. Научно доказано, что малыши, которые занимаются по современным методикам, более подготовлены к школьной программе, тратят на процесс познания намного меньше времени и учатся с большим желанием. Никакого секрета в этом нет – дело в том, что начиная обучение с самого раннего возраста, кроха привыкает к определенному режиму и воспринимает обучение как игру, поэтому не противится занятиям. Оптимальным вариантом станет комбинирование разных методик с целью выявить наиболее приемлемые упражнения для конкретного ребенка. В нашем случае, совместное обучение в играх вместе с мамой дает ребенку чувство спокойствия и защищенности, адаптация к новой обстановке и «соученикам» проходит более комфортно и безболезненно.

Расположенные в Якутске, в ста километрах, детские образовательные и культурные центры существенно ограничивает возможности родителей, осознающих недостаточность исключительно семейного воспитания детей первых лет жизни. Вместе с тем материальные, кадровые и другие условия, имеющиеся в дошкольном образовательном учреждении, позволяют предоставлять необходимые образовательные услуги для большинства семей.

В то же время проведенный нами опрос родителей, имеющих детей в возрасте от 1 года до 3 лет, не посещающих МАДОУ в режиме полного или кратковременного пребывания, показал, что родители хотят посещать со своими детьми учреждение эпизодически, нерегулярно, апеллируя к погодным, бытовым, финансовым и другим факторам. В качестве ведущей задачи, реализуемой в условиях кратковременного эпизодического пребывания ребенка в учреждении с родителями, подавляющее большинство опрошенных родителей отметили «привыкание к детскому саду».

Ежегодно проводимый нами анализ особенностей адаптации поступающих в ДОУ детей показал, что многие из них оказываются не подготовленными к изменению жизненных условий, что осложняет протекание адаптационного периода. При этом наиболее серьезные затруднения испытывают воспитанники 2-3 лет, которые все предшествующие годы провели в узком кругу однодетной семьи.

Между тем создание в МАДОУ адаптационной группы для неорганизованных детей в возрасте от 6 месяцев до 1,5 лет предусматривающей в соответствии с запросами родителей нерегулярное посещение, могло бы обеспечить необходимое для полноценного развития каждого ребенка постепенное расширение круга его социальных связей и его подготовку к последующему поступлению в детский сад. Однако для этого необходима разработка организационных и содержательно-методических аспектов деятельности данной группы.

Накопленный в нашем учреждении опыт работы с детьми раннего и младшего дошкольного возраста и их родителей позволяет разработать и апробировать новые модели функционирования адаптационных групп.

Таким образом, актуальной в современный период развития дошкольного образования в поселке Мохсоголлох и вместе с тем значимой для развития детей и востребованной со стороны их родителей является создание и функционирование на базе МАДОУ адаптационной группы, предусматривающей кратковременное пребывание неорганизованных детей (в возрасте от 6 месяцев до 1,5 лет) совместно с их родителями, ориентированную на содействие процессу социализации данной категории детей, на создание благоприятных условий для освоения детьми новой для них социально-предметной среды.

Цели и задачи проекта

Целью проекта является разработка и апробация организационных и содержательных аспектов функционирования адаптационной группы, создаваемой на базе дошкольного учреждения для неорганизованных детей в возрасте от 6 месяцев до 1,5 лет.

Направленность разрабатываемой модели адаптационной группы на содействие процессу социализации неорганизованных детей раннего возраста, ориентирована на удовлетворение запроса родителей в отношении регламента их работы, что, предположительно, позволит увеличить охват семей, воспитывающих детей данного возраста, образовательными услугами.

Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:

1. Провести анализ материально-технических и кадровых ресурсов МАДОУ «ЦРР - детский сад № 8 «Аленушка» и определить соответствующий имеющимся условиям режим работы адаптационных групп для неорганизованных детей в возрасте от 6 месяцев до 1,5 лет.

2. Разработать пакет нормативно-правовых документов, регламентирующих функционирование адаптационной группы на базе МАДОУ «ЦРР - детский сад № 8 «Аленушка».

3. Определить содержание деятельности адаптационной группы, позволяющее обеспечивать целенаправленное содействие социализации неорганизованных детей раннего дошкольного возраста в рамках принятого режима работы группы.

4. Установить виды педагогической документации, необходимой для обеспечения образовательной деятельности адаптационной группы в соответствии с выбранным режимом ее работы, и обеспечить их содержательное наполнение.

5. Провести рекламную кампанию, направленную на привлечение в создаваемые адаптационные группы семей, имеющих детей раннего дошкольного возраста.

6. Апробировать разработанные модели функционирования адаптационных групп, установить степень эффективности и востребованности деятельности каждой модели.

7. Определить направления дальнейшего совершенствования деятельности адаптационной группы и способы трансляции опыта функционирования адаптационной группы в массовую педагогическую практику.

Механизмы достижения поставленных целей

Адаптационная группа, создаваемая в МАДОУ для неорганизованных детей в возрасте от 6 месяцев до 1,5 лет, призвана содействовать процессу социализации воспитанников. Успешность достижения данного ориентира предполагает учет особенностей развития социальных отношений каждого ребенка и обусловливающей этот процесс динамики становления егопсихологической автономности.

Именно ступенчатый характер становления психологической автономности ребенка и развития его отношений с педагогами и детьми предопределяет как организационные, так и содержательные аспекты функционирования адаптационной группы (см. табл. 1).

Таблица 1.

Ступени развития социальных отношений ребенка

Ступень Поведение ребенка Характер организуемой деятельности ребенка в группе

I Стремится постоянно быть рядом с родителем, на обращения педагога не отвечает, малоактивен в самостоятельной деятельности.

Отношения линейны:

ребенок – родитель – педагог. Пребывание ребенка в группе вместе с родителем, который организует деятельность ребенка.

II В присутствии родителя отвечает на обращения педагога, малоактивен в самостоятельной деятельности.

Треугольник отношений: педагог родитель - ребенок

Пребывание ребенка в группе вместе с родителем, их включение в организуемую педагогом деятельность.

III Активно перемещается в игровом пространстве, может играть один, принимает педагога как игрового партнера (индивидуально).

Отношения линейны:

родитель – ребенок – педагог. Пребывание ребенка в группе вместе с родителем, который наблюдает за совместной деятельностью педагога и ребенка со стороны.

I V Участвует в играх и занятиях, проводимых педагогом с подгруппой детей, малоинициативен в общении.

Отношения линейны:

(родитель) - ребенок – педагог – дети. Включение ребенка в совместную деятельность с участием других детей; родитель занимает позицию наблюдателя

V Выполняет указания педагога, инициативно обращается к педагогу, вступает в общение с другими сотрудниками ДОУ.

Отношения иерархичны: дети

ребенок – педагог – сотрудники Участие ребенка в разных видах совместной деятельности, организуемой педагогом в группе; расширение социально-предметного окружения ребенка

VI Взаимодействует не только с педагогами, но и с детьми, активен в самостоятельной деятельности, спокойно расстается с родителями.

Треугольник отношений: ребенок педагог - дети

Пребывание ребенка в группе в отсутствии родителей.

Таким образом, в адаптационной группе создаются благоприятные условия для постепенного продвижения каждого воспитанника по рассматриваемым ступеням. Адаптационная группа предусматривает совместное с родителями пребывание детей. Присутствие близких взрослых обеспечивает ребенку сохранение эмоционально комфортного состояния в новой среде и возможность ее постепенного, градуального освоения, соответствующего индивидуальным особенностям. Ребенку не приходится испытывать серьезное психоэмоциональное напряжение, связанное с резким изменением привычной жизненной ситуации, что позитивно отражается на его эмоционально-личностном развитии. Однако предопределяющее значение имеет не сам факт присутствия в группе родителей, а целенаправленная организация педагогом деятельности детей и взрослых, обусловливающая динамику развития социальных отношений каждого ребенка.

Применение следующей шкалы, соотнесенной с выделенными ступенями, позволяет дать количественную оценку поведения ребенка в тот или иной день его пребывания в адаптационной группе:

• отказывается от общения с педагогом;

• взаимодействует с педагогом кратковременно, редко;

• не сразу вступает в контакт с педагогом, не всегда реагирует на его указания;

• охотно отвечает педагогу, выполняет его указания, но сам инициативу не проявляет;

• активен в общении, сам обращается к педагогу, охотно выполняет его указания.

Ведение и регулярный анализ индивидуальных адаптационных карт, фиксирующих (в баллах) преобладающий характер поведения ребенка в группе, позволяет осуществлять контроль динамики развития социальных отношений детей и на этой основе планировать образовательный процесс.

Модель адаптационной группы базируется на принципе регулярности посещения группы. Предполагается совместное пребывание в группе детей и родителей в течение небольшого отрезка времени (до 30 минут) в соответствии с установленным графиком (два раза в неделю в точно указанное время). Группы имеют стабильный состав, комплектуются по одновозрастному принципу из расчета от 6 до 10 семейных пар в группе. Группа арендует помещение кабинета педагога-психолога, пустующего в данный отрезок времени.

В качестве ведущей формы организации образовательного процесса предусматривается непосредственно организованную образовательную деятельность продолжительностью до 30 минут.

Дополнительно в рамках обеих моделей предусматривается организация развлечений для детей (1 раз в квартал, проведение организационного собрания (в начале года и по мере необходимости, осуществление индивидуальных и групповых консультаций для родителей.

Организационно-содержательную основу для работы адаптационной группы составляет программа «Вместе с мамой», разработанная коллективом МАДОУ «ЦРР – детский сад № 8 «Аленушка». Программа ориентирована на работу с детьми от 6 месяцев до 1,5 лет, но допускает расширение границ ее использования (до 3 лет).

Отличительной особенностью данной программы является выделение и содержательное наполнение разнообразных видов действий, взаимосвязано осуществляемых детьми и взрослыми. К ним относятся:

Действия детей Действия родителей

- двигательные (музыкально-ритмические движения, пальчиковые упражнения,

- предметные (с дидактическими игрушками и материалами,

- манипулятивные (с природными материалами,

- игровые (подвижная игра, строительно-конструктивная игра,

- изобразительно-продуктивные (рисование, лепка,аппликация)

- коммуникативные (общение с родителем, педагогом, детьми). - двигательные (сопряженные с ребенком,

- учебные (целенаправленное освоение педагогических знаний и умений,

- педагогические (оказание помощи ребенку)

- рефлексивные (анализ и оценка собственных и детских действий,

- изобразительно-продуктивные (совместно с ребенком,

- коммуникативные (общение с ребенком, педагогом, родителями).

Непосредственно организуемая педагогом в отведенный отрезок времени образовательная деятельность предусматривает упорядоченное чередование различных видов действий, взаимосвязано осуществляемых детьми и взрослыми, в рамках тематической целостности всего занятия. Структура занятия является стабильной, но вариабельной, обеспечивая участникам (и детям, и взрослым) возможности предвосхищения и инициирования событий. Вместе с тем на протяжении года она изменяется в соответствии с динамикой становления психологической автономности и развитием социальных отношений детей.

Структура занятия (непосредственно организованной образовательной деятельности) включает три части: организационную (длительностью до 10 минут, основную (15-20 минут) и заключительную (до 10 минут).

Организационная часть занятия предусматривает:

• приветствие педагогом родителя и ребенка;

• организацию двигательных и предметно-манипулятивных действий с учетом предпочтений ребенка (крупные мягкие игрушки, автодидактический стол);

• информирование родителей о задачах и содержании предстоящей на занятии деятельности (в т. ч. с использованием мультимедийных средств) на фоне совместной с взрослым или самостоятельной деятельности ребенка;

• внесение игрового персонажа, привлечение внимания детей, его рассматривание (обследование с участием разных анализаторов).

Основная часть занятия включает:

• чтение потешки (стихотворения) о персонаже;

• организацию конструктивных действий (игровая мотивация, показ образца действия, совместно-раздельное конструирование детьми и родителями);

• музыкально-ритмические движения;

• дидактическое упражнение (речевое);

• организацию изобразительной деятельности – рисование (игровая мотивация, показ образца действия, совместно-раздельное рисование детьми и родителями);

• продолжение дидактического упражнения (речевое, сенсорное);

• организацию продуктивных действий – аппликация (как дополнение рисунка);

• музыкально-ритмические движения;

• повторное чтение потешки.

Заключительная часть занятия предусматривает:

• уход игрового персонажа;

организацию самостоятельной деятельности детей: в начале года – преимущественно активной двигательной (сухой бассейн, домик-палатка, крупные модули, в конце года – предметной и конструктивной (автодидактические игрушки, различные строительные наборы, соразмерные игрушки для обыгрывания);

• беседу с родителями на фоне самостоятельной деятельности детей (значение организованной на занятии деятельности и используемых методических приемов, обсуждение достигнутых результатов, рефлексия);

• предложение родителям дидактических материалов (пособий, рекомендации по их использованию в домашних условиях.

Первый этап работы адаптационной группы имеет целью обеспечение каждому ребенку возможности в присутствии и при непосредственной помощи родителей сориентироваться в новом предметном окружении. Педагог создает предметную среду и направляет совместную деятельность ребенка и его родителя. На этом этапе преимущественно используется оборудование и пособия физкультурного зала, а также дидактические игрушки сборно-разборного типа. 20-минутные отрезки игровой и двигательной деятельности семейных пар чередуются с 10-минутными действиями с дидактическими игрушками при пространственном объединении всех участников группы.

Второй этап работы группы имеет целью привлечение ребенка к совместным с педагогом действиям, осуществляемым в присутствии и при непосредственной помощи родителя. На этом этапе предусматривается чередование организуемых педагогом подвижных игр (сюжетных подвижных игр с простейшими правилами, а также музыкально-ритмических движений, пальчиковых упражнений, в которых участвуют и дети, и родители, с нерегламентированной игровой деятельностью семейных пар, предусматривающей индивидуальные ситуативные контакты педагога с ребенком.

Третий этап работы группы имеет целью формирование ситуативно-деловых отношений педагога с ребенком. Педагог организует комплексную сюжетную игру, предусматривающую возможность чередования организованной и свободной деятельности детей, а также включения по ходу игры разнообразных упражнений и элементарной продуктивной деятельности (с изоматериалами). Родители являются активными участниками образовательного процесса.

Четвертый этап работы группы имеет целью вовлечение ребенка в совместную с другими детьми деятельность, а также формирование умения воспринимать указаниям педагога и следовать предложенному образцу. Педагог организует различные игры, предусматривающие взаимодействие детей, а также продуктивные виды деятельности совместного характера. Начиная с этого этапа, значительное внимание уделяется и вопросам повышения педагогической компетентности родителей (проводятся письменные и устные консультации и др.).

Пятый этап работы группы имеет целью расширение социально-предметного окружения ребенка. На этом этапе привлекаются другие сотрудники ДОУ (психолог, музыкальный руководитель и др., которые проводят в адаптационной группе различные мероприятия, а также осуществляется целенаправленное ознакомление детей с помещениями детского сада и участка.

Шестой этап работы группы имеет целью обеспечение эмоционального комфортного состояния и активной деятельности ребенка в отсутствии родителей. Продолжительность пребывания детей в группе (в помещении и на участке детского сада) без родителей постепенно увеличивается, достигая трех часов.

Планируемые результаты реализации проекта

Результаты реализации проекта предполагается определять по следующим направлениям:

1) увеличение количества детей, посещающих адаптационные группы,

2) удовлетворенность родителей результатами работы адаптационных групп,

3) успешность социализации детей, посещающих адаптационные группы.

Оценка результатов работы по первому направлению осуществляется на основе подсчета количества договоров, заключенных с родителями неорганизованных детей в возрасте от 6 месяцев до 1,5 лет. Об эффективности работы адаптационной группы будет свидетельствовать:

- увеличение количества заключенных договоров до 20;

- наличие выраженной позитивной динамики в развитии социальных отношений у каждого ребенка и достижение VI ступени развития не менее чем 85% детей, посещающих адаптационные группы.

Перспективы развития проекта

Перспективы дальнейшей работы обусловлены необходимостью обеспечения стабильной привлекательности предоставляемых образовательных услуг для семей, имеющих детей раннего возраста, не посещающих ДОУ.

Для этого предусматривается дальнейшее расширение спектра предоставляемых образовательных услуг. В частности, рассматриваются возможности использования такой формы работы, как игротека, предполагающая целенаправленное руководство процессом использования специально создаваемого дидактического фонда (дидактических игрушек и игр) в условиях семейного воспитания (на платной основе). Функционирование игротеки может быть самостоятельным. В то же время игротека оптимально сочетается с деятельностью адаптационных групп.

Для открытия игротеки потребуется создание дидактического фонда, разработка и иерархическое упорядочивание его картотеки, разработка адресованных родителям методических рекомендаций по организации действий ребенка с дидактической игрушкой и оценки успешности их выполнения в домашних условиях, а также разрешение ряда организационных вопросов.

Наряду с расширением спектра образовательных услуг внутри учреждения предполагается трансляция накопленного опыта в другие учреждения. В частности, предусматривается подготовка к публикации конспектов занятий программы «Вместе с мамой», что позволит использовать ее не только разработчику программы, но и другим педагогам.

Приложение 1

«Дорожная карта» реализации проекта «Вместе с мамой»

№ Мероприятия Срок

Подготовительный этап

1 Анализ материально-технических и кадровых ресурсов. Подготовка материально-технической базы, необходимой для функционирования адаптационных групп. Август-сентябрь 2016

2 Разработка пакета нормативно-правовых документов, регламентирующих функционирование адаптационных групп на базе МАДОУ «ЦРР - детский сад № 8 «Аленушка» Сентябрь 2016

3 Разработка содержания деятельности адаптационных групп Сентябрь-октябрь 2016

4 Обеспечение рекламной информации о функционировании адаптационных групп Октябрь-ноябрь 2016

5 Запись в адаптационные группы, заключение договоров Октябрь-ноябрь 2016

6 Организационное собрание родителей с презентацией проекта Октябрь 2016

Основной этап

1 Работа адаптационных групп по программе «Вместе с мамой С 1 ноября 2016

2 Подготовка и проведение праздников-развлечений для детей, посещающих адаптационные группы Декабрь2016, март, июнь 2017

3 Групповые индивидуальные консультации по запросам родителей Ноябрь 2016 – июнь 2017

1 раз в неделю

4 Формирование образовательной среды для детей раннего возраста Июнь 2018

Заключительный этап

1 Выявление удовлетворенности родителей результатами работы адаптационных групп. Диагностика уровня развития детей и уровня психолого-педагогической компетентности родителей. Июнь 2017

2 Анализ эффективности реализации проекта. Определение направлений дальнейшего совершенствования деятельности адаптационных групп и способов трансляции опыта функционирования адаптационных групп в массовую педагогическую практику. Август 2017

3 Внесение изменений в штатное расписание – введение должностей «игромастер» Июнь 2018

Публикации по теме:

«Вместе с мамой». Фотоотчет об участии в конкурсе«Вместе с мамой». Фотоотчет об участии в конкурсе Накануне Дня Матери в нашей области проходил творческий конкурс «Все для тебя, родная». Организатором этого мероприятия выступило Владимирское.

«Вместе с мамой, вместе с папой». Совместное с родителями физкультурное занятие в средней группе«Вместе с мамой, вместе с папой». Совместное с родителями физкультурное занятие в средней группе Что любят делать дети больше всего? Конечно играть! А что может быть интереснее и веселее, чем играть со своими родителями, братьями и.

Фотоотчет о празднике «Вместе с мамой»Фотоотчет о празднике «Вместе с мамой» Приходит время, когда долгая зима перестаёт владеть на своем пространстве и в свои права постепенно начинает вступать красавица – весна.

Фотоотчёт со спортивного праздника «Вместе с папой, вместе с мамой быть здоровыми хотим!»Фотоотчёт со спортивного праздника «Вместе с папой, вместе с мамой быть здоровыми хотим!» Уважаемые, коллеги! Продолжаю публиковать свой фотоотчёт о проведении недели здоровья в нашем детском саду. Интересно и динамично прошёл.

«Божья коровка» рассказ из серии «Вместе с мамой»«Божья коровка» рассказ из серии «Вместе с мамой» Галина Смирнова, Екатерина Ищенко, Светлана Белоконева. Мы хотим познакомить детей с окружающим миром через диалог взрослого и ребёнка,.

Развлечение «На природу вместе с папой, вместе с мамой».Развлечение «На природу вместе с папой, вместе с мамой». Заканчиваются последние дни осени. К нам в группу залетел осенний листочек. Вот что было на нем написано: «Приглашаю всех детей и родителей.

Рядом с мамой-вместе с мамой.Рядом с мамой-вместе с мамой. Приближается самый долгожданный праздник Новый Год. Праздник, который полон новых удач, новых надежд и новых достижений. В предверие праздника.

Спортивный праздник к Дню здоровья «Вместе с папой, вместе с мамой быть здоровыми хотим!» для старшего дошкольного возрастаСпортивный праздник к Дню здоровья «Вместе с папой, вместе с мамой быть здоровыми хотим!» для старшего дошкольного возраста Цель: воспитывать у детей потребность в здоровом образе жизни, ответственность за своё здоровье, воспитывать сплочение коллектива. Задачи:.

Стенгазета «Вместе с мамой»Стенгазета «Вместе с мамой» В конце этой недели мы будем отмечать праздник - День Матери. Это повод поздравить наших мам и порадовать их своими поделками, рисунками.

Фотовыставка «Вместе с мамой»Фотовыставка «Вместе с мамой» Накануне Дня матери в нашем детском садике прошла фотовыставка. Назвали мы фотовыставку "Вместе с мамой".Участвовали родители всех групп.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Отчет о проекте «Вместе с мамой»
Опубликовано: 16 декабря 2019 в 03:25
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Отчет о проекте «Вместе с мамой»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Болдыханова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД