Абоимова Екатерина
Проект «Варежка» для дошкольников
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение
«детский сад "Улыбка» с. Новоалександровка Бузулукского района Оренбургской области
КРАТКОСРОЧНЫЙ ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«Варежка»
(для дошкольного возраста)
Подготовили: Воспитатель-наставник
высшей квалификационной категории Абоимова Е. П.
Молодой воспитатель: Кабиева Е. Н.
2023г
Аннотация
Актуальность проекта.
В настоящее время все больше ребят при сборе на прогулку носит перчатки. А для нас, педагогов, одеть перчатки 27 малышам настоящая проблема.
Публикация «Проект „Варежка“ для дошкольников» размещена в разделах
Малыши не любят варежки, ведь в варежках им труднее ухватить мелкую льдинку или игрушку. Как же привить детям любовь к данному элементу одежды, данный вопрос и стал для нашего проекта актуальным.
Мы предположили, что приобщение детей к истории возникновения варежки, сформирует познавательный интерес ребёнка, активизирует речь новыми словами, привьет чувство бережного отношения к своим вещам и игрушкам. Образные, яркие выражения, сравнения, «исторические» языковые средства способствуют развитию выразительности речи.
Поводом для возникновения проекта стала находка. Утром, придя в группу, дети обнаружили на подоконнике две варежки. Одна варежка - нарядная, яркая, а другая простая, не яркая - попроще. Дети удивились, две варежки, но разные по форме и по дизайну.
Практическая значимость.
В результате развития познавательного интереса у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное - новое эмоциональное отношение к окружающему миру и предметам.
Инновационная направленность.
Инновационность проекта заключается:
в обогащении словаря детей;
в связи с окружающим миром, ознакомлением с художественной литературой, развитием речевой, изобразительной, конструктивной, деятельности.
Степень распространения представленных материалов.
Проект представлен на педагогическом совете дошкольного учреждения.
Паспорт проекта
Название проекта: «Варежка»
Тип проекта (по продолжительности) краткосрочный
Тип проекта (по виду) познавательно-творческий.
Тип проекта (по кол-ву детей) коллективный
Автор проекта воспитатель-наставник МДОБУ «детский сад «Улыбка» с. Новоалександровка Бузулукского района Оренбургской области Абоимова Е. П. ;
молодой воспитатель: Кабиева Е. Н.
Актуальность проекта В настоящее время все больше ребят при сборе на прогулку носит перчатки. А для нас, педагогов, одеть перчатки 27 малышам настоящая проблема.
Малыши не любят варежки, ведь в варежках им труднее ухватить мелкую льдинку или игрушку. Как же привить детям любовь к данному элементу одежды, данный вопрос и стал для нашего проекта актуальным.
Мы предположили, что приобщение детей к истории возникновения варежки, сформирует познавательный интерес ребёнка, активизирует речь новыми словами, привьет чувство бережного отношения к своим вещам и игрушкам. Образные, яркие выражения, сравнения, «исторические» языковые средства способствуют развитию выразительности речи.
Поводом для возникновения проекта стала находка. Утром, придя в группу, дети обнаружили на подоконнике две варежки. Одна варежка - нарядная, яркая, а другая простая, не яркая - попроще. Дети удивились, две варежки, но разные по форме и по дизайну.
Цель проекта - Создание условий для развития познавательных и творческих способностей в процессе разработки детско-родительского образовательного проекта.
Задачи проекта - Обогатить представления детей об одежде, её значении.
- Активизировать словарный запас.
- Развивать связную речь.
- Воспитывать бережное отношение к предметам одежды, умение следить за своим внешним видом.
- Развивать воображение и художественное творчество у детей.
- Воспитывать усидчивость, терпеливость, аккуратность, доброжелательное отношение друг к другу.
- Создавать положительный эмоциональный настрой при подготовке к театрализованной деятельности, способствующий психологическому комфорту ребёнка.
- Сформировать интерес к познанию истории и культуре наших предков у детей дошкольного возраста, познакомить с историей возникновения варежки на Руси.
- Привлечь родителей вместе с детьми к созданию мини-музея «Варежки» в группе.
Участники проекта Дети (3-5 лет, родители (законные представители) воспитанников, воспитатели разновозрастной группы от 3-5 лет.
Ожидаемы результаты проекта Дети и родители:
Проявляют устойчивый интерес к элементам одежды - варежкам, стремятся к самостоятельности, бережному отношению к своим вещам. С интересом рассматривают иллюстрации, настоящие варежки, сравнивают их, находят отличительные особенности от похожих элементов одежды (перчатки, рукавички).
-Знать и называть предметы одежды.
-Владеть обобщающим понятием "Одежда".
-Узнавать предметы одежды по описанию.
-Знать сказку "Рукавичка".
Сроки реализации проекта 10.01.2023-31.01.2023гг.
• Этапы проекта • Подготовительный этап: 10.01.2023
• Реализация проекта: 10.01.2023-31.01.2023гг.
• Презентация проекта: 31.01. 2023г.
Этапы реализации проекта
Подготовительный:
Подбор иллюстраций «Варежки».
Опрос - беседа воспитанников («Какие варежки вы видели?», «Знаете ли вы, для чего нужны варежки?»)
Методическое обеспечение (история возникновения, развивающие игры «Подбери по цвету», «Подбери рисунок», "Найди такую же")
Основной:
Рассматривание иллюстраций о варежках.
Беседа «История варежки».
Чтение стихотворений о варежках.
Русская сказка – «Рукавичка».
Заучивание стихов и загадок о варежках.
Работа с родителями (беседы, привлечение к созданию мини-музея)
Составление альбома рисунков «Наши Варежки».
Заключительный:
Создание мини-музея «Варежки».
Предполагаемые результаты проекта :
У детей появится устойчивый интерес к истории варежек.
Дети усвоят нетрадиционные приёмы рисования.
Дети получат положительные эмоции в изобразительном виде деятельности и в создании мини-музея «Варежки».
Приложение №1
Беседа - рассказ
«История рукавичек».
Задачи: познакомить детей с появлением варежки.
Цели: познакомить с прошлым варежек, побудить к пониманию их названия, функции и необходимости в жизни человека; научить понимать, что человек создаёт варежки для себя и для других, определять и называть материал из которого сделаны варежки; познакомить с новыми словами, обогащать словарный запас.
Слово «варежка» происходит от слова «варити», «варовати», т. е. «защищать», «охранять». От чего? Да от холода!
В разных областях России варежки называли по-разному: валянки, катанки, плетенки, вязанки, связни - по способу их изготовления. Были еще мохнатки, шубницы. Эти, нетрудно догадаться, делались их меха - оленьего, собачьего, козлиного, волчьего, медвежьего и др. - вареги, варежки, варьги, варяшки, вачаги, дельницы, мохнатки, мохнашки, рукавки, связни.
Раньше богатые люди носили одежду с длинными рукавами и прятали там руки от холода. Но так неудобно было работать.
Сменилась мода, укоротились рукава, и возникла нужда в защите рук. Так рукавички перешли из крестьянского быта в дворянский. И выглядеть они стали гораздо ярче и богаче!
Варежки делились на мужские и женские. Женские - миниатюрнее, наряднее, многоцветнее. Мужские попроще, вязались без резинки, чтобы было удобнее работать и легко скинуть с руки, пот утереть или перекурить.
Для господ их делали из бархата, парчи и сафьяна, украшали жемчугом, бисером, драгоценными камнями. Такие шедевры даже передавались по наследству из поколения в поколение. А крестьянские рукавички тоже претерпели определенные изменения - возникли всем нам привычные варежки.
Дело в том, что постепенно стало происходить разделение понятий: рукавички - то, что сделано из меха или ткани, а варежки - только вязаные. Часто носили и то, и другое, особенно на дальнем севере: снаружи большая рукавица из меха, под ней - вязаная варежка, более тонкая и нежная. Назывались такие варежки исподочки.
Стихи о варежках
Ах, как бабушка спешила… (Рукавички)
Ах, как бабушка спешила,
Не порвать бы пряжу-нить!
В день рожденья мне решила
Рукавички подарить.
За окошком стынут ёлки,
Щиплет их седой мороз,
На ветру дрожат иголки —
Лапам холодно, небось.
Я бабуле показала
В парке дивную красу.
Рукавички, что связала,
Завтра ёлке отнесу,
Положу туда конфетки —
Угощайтесь, кто придёт!
Отогреет ёлка ветки,
Соберётся хоровод.
Я насыплю зёрен разных
Для синиц и снегирей.
В нашем парке — яркий праздник.
Новый год, приди скорей!
Фрида Полак
Жили-были две сестрички… (Сестрички-рукавички)
Жили - были две сестрички,
Две двойняшки рукавички,
Целый день они потели,
И детишкам руки грели.
Резво прыгали в сугроб,
Вытирали мокрый лоб,
Дружно делали снежки,
Ели с сыром пирожки.
Палки лыжные держали,
Санки с горки направляли,
Бабу снежную лепили,
Чай горячий с мёдом пили.
Никогда не унывали,
И друг друга не теряли,
Так и жили две сестрицы,
Две веселых озорницы.
Любовь Селиванова
Подарили Натке… (Перчатки)
Подарили Натке
Тёплые перчатки.
Каждый пальчик, как в норе,
Не замёрзнет во дворе.
Не страшны ни дождь, ни снег…
Но зима берёт разбег.
Выпал снег — в снежки играй
И подружек выбирай!
Пригодятся Натке
Красные перчатки.
Лариса Александрова-Гончар
Раз, два, три, четыре, пять! (Перчатки)
Раз, два, три, четыре, пять!
Буду пальчики считать,
Буду пальчики считать
И тепло их одевать.
Поиграю с ними в прятки —
Спрячу в тёплые перчатки.
Раз, два, три, четыре, пять!
Можно мне идти гулять!
Юлия Шитова
Загадки о варежках
***
А ну-ка ребята,
Кто угадает:
На десятерых братцев
Двух шуб хватает.
(Варежки)
***
Дали братьям тёплый дом,
Чтобы жили впятером.
Брат большой не согласился
И отдельно поселился.
(Варежка)
***
Если я катаюсь с горки,
Для ладошек эти «норки»,
И в такой мороз трескучий
Пальцы холод мне не мучит!
(Варежки)
***
Две избушки небольшие,
В них теплы и мягки стены.
По пять братьев молодых
Проживает мирно в них. (Варежки)
***
Четверо ребят
В одной шубе сидят,
А пятый в шубенке
Стоит в сторонке.
(Варежки)
***
В обоих домиках темно,
Зато жарища прямо.
А коль засветится окно —
Его починит мама.
(Варежки)
***
Если бы не бабушкины лохматушки —
Мёрзли бы дедушкины колотушки.
(Варежки)
***
А ну-ка, ребята,
Кто угадает:
На десятерых братьев
Двух шуб хватает.
(Варежки)
***
Две плетёнки, две сестрёнки
Из овечьей пряжи тонкой.
Как гулять, так надевать,
Чтоб не мёрзли пять да пять.
(Варежки)
Сказки о варежках
Рукавичка
Рукавичка — русская народная сказка, знакомая с детства многим ребятам страны. В ней рассказывается о том, как один дед потерял в лесу рукавицу. Кто приметил эту вещь, чем она станет для других героев сказки, вернется ли за ней дедушка? Узнайте из сказки о сочувствии и взаимопомощи друг к другу, о добром соседстве, гостеприимстве, доброжелательности, любви к природе. Дети учатся с помощью таких сказок внимательно следить за деталями, событиями, развивают фантазию и речь.
Шел дед лесом, а за ним бежала собачка. Шел дед, шел, да и обронил рукавичку. Вот бежит мышка, влезла в эту рукавичку и говорит:
— Тут я буду жить.
А в это время лягушка — прыг-прыг! — спрашивает:
— Кто, кто в рукавичке живет?
— Мышка — поскребушка. А ты кто?
— А я лягушка — попрыгушка. Пусти и меня!
— Иди.
Вот их уже двое. Бежит зайчик.
Подбежал к рукавичке, спрашивает:
— Кто, кто в рукавичке живет?
— Мышка — поскребушка, лягушка — попрыгушка. А ты кто?
— А я зайчик — побегайчик. Пустите и меня!
— Иди.
Вот их уже трое. Бежит лисичка:
— Кто, кто в рукавичке живет?
— Мышка — поскребушка, лягушка — попрыгушка да зайчик — побегайчик. А ты кто?
-А я лисичка-сестричка. Пустите и меня!
Вот их уже четверо сидит. Глядь, бежит волчок — и тоже к рукавичке, да и спрашивает:
— Кто, кто в рукавичке живет?
— Мышка — поскребушка, лягушка — попрыгушка, зайчик — побегайчик да лисичка-сестричка. А ты кто?
— А я волчок — серый бочок. Пустите и меня!
— Ну иди!
Влез и этот. Уже стало их пятеро. Откуда ни возьмись, бредет кабан:
— Хро-хро-хро, кто в рукавичке живет?
— Мышка — поскребушка, лягушка — попрыгушка, зайчик — побегайчик, лисичка-сестричка да волчок — серый бочок. А ты кто?
— А я кабан — клыкан. Пустите и меня!
Вот беда, всем в рукавичку охота.
— Тебе и не влезть!
— Как-нибудь влезу, пустите!
— Ну, что ж с тобой поделаешь, лезь!
Влез и этот. Уже их шестеро. И так им тесно, что не повернуться!
А тут затрещали сучья: вылезает медведь и тоже к рукавичке подходит, ревет:
— Кто, кто в рукавичке живет?
— Мышка — поскребушка, лягушка — попрыгушка, зайчик — побегайчик, лисичка-сестричка, волчок — серый бочок да кабан — клыкан. А ты кто?
— Гу-гу-гу, вас тут многовато! А я медведюшка — батюшка. Пустите и меня!
— Как же мы тебя пустим? Ведь и так тесно.
— Да как-нибудь!
— Ну уж иди, только с краешку!
Влез и этот. Семеро стало, да так тесно, что рукавичка того и гляди, разорвется.
А тем временем дед хватился — нету рукавички. Он тогда вернулся искать ее. А собачка вперед побежала. Бежала, бежала, смотрит — лежит рукавичка и пошевеливается. Собачка тогда:
— Гав-гав-гав!
Звери испугались, из рукавички вырвались — да врассыпную по лесу.
А дед пришел и забрал рукавичку.
Сказка про варежки.
Варежки всегда были вместе. Наверное, потому, что назывались парой. Обе они были тёплые, с одинаковой вышивкой и цветом хорошего тона. Словом, очень похожие, очень красивые варежки. Они почти не отличались: у одной палец был пришит с правой стороны, а у другой такой же, только с левой. Если рассудить здраво, по этой пустячной причине левая варежка, конечно, не могла невзлюбить правую. Гораздо вероятнее, все произошло потому, что и в снег, и в слякоть, и утром, и вечером, и в трамвае, и в ящике комода варежки были рядом. А вы сами знаете, как трудно быть день за днем вместе и всё-таки хорошо относиться друг к другу.
Так вот однажды, когда зима, холодная и злая, уже прошла и на мокрых крышах висели вниз головой и посмеивались звонкие сосульки, левая варежка просмотрела на правую и вдруг подумала: «Почему обращают внимание только на неё? Почему остальные варежки и даже перчатки здороваются только с ней? Почему встречные протягивают к ней руки? А один человек целует? А ведь я такая же красивая, нет, даже лучше, потому что лучше сохранилась. Почему свет так несправедливо устроен?»
А тем временем становилось все теплее и солнечнее, и светлее, и звонче. Наступила пора, когда правым варежкам дарят мокрые ветки. И тогда левая варежка подумала: «Если с той варежкой случится несчастье, пожалуй, сделают правой меня. Разве справедливо, одной быть всегда правой, а другой всегда левой? Ну, уж когда-то я возьму своё — я всё-таки совсем новая!»
И левая варежка ещё больше стала следить за собой — ведь со временем ей предстояло стать правой. «Ох, хоть бы скорее порвалась это теперешняя! Сгорела бы, что ли!» — каждую минуту повторяла она. Теперь вы можете себе представить, как обрадовалась левая варежка, когда у правой появилась дыра, конечно же, на правом пальце. И её бросили в ящик. «А, теперь я — правая, я!» — крикнула левая варежка, но никто её не послушал, потому что палец у неё был пришит слева. И снова варежки оказались вместе.
В ящике было темно и тесно, в нем можно было совсем заваляться, если бы у старых вещей не осталось воспоминаний, от которых становится приятно. У левой варежки было мало таких воспоминаний, но она могла считать, что произошла случайная ошибка, которую скоро исправят.
«У них все уже прошло, а у меня все ещё впереди», — вот что она про себя думала. Поэтому когда однажды ящик открыли, левая варежка крикнула: «Это за мной! Я здесь, я вот!» — она очень боялась, что ее с кем-нибудь перепутают.
На этот раз не произошло никакой ошибки. Левую варежку взяли в руки и долго-долго любовались: она была почти новая, тёплая, кокетливая и полиняла совсем чуть-чуть, даже не заметно, если не приглядываться. «Наконец-то! Я навсегда правая, а той придётся походить в левых!» — обрадовалась левая варежка и упала обратно в ящик. А рука взяла правую варежку, потрогала дырку на правом пальце и положила за пазуху. Правая варежка все равно осталась правой.
Вот и всё. И ящик захлопнулся. В нем было темно и тесно, и левая варежка спрашивала у всех: «Почему свет так несправедливо устроен? Разве не могло случиться иначе?» Одна старая жилетка, которая побывала в переделках и знала обе стороны — и правую, и левую, хотела ответить: «Есть люди, у которых все делает левая рука. Все могло быть иначе, если бы ты попала к ним». Но подумала и промолчала.
Сказка о том, как у Деда Мороза появились рукавицы.
Зимой это было. Поехал мужичок в лес за дровами. Наколол дров, глядь — рукавицы порвались. Взял он их, да выкинул. А в это время обходил Дед Мороз свои владения. Смотрит, на снегу рукавицы лежат рваные, грязные, грустные-грустные. Спрашивает Мороз: «Чьи вы, рукавицы?». Отвечают они: «Мужику мы служили верой и правдой, а он выкинул нас за ненадобностью». Посмотрел на них Дед Мороз, подумал да и говорит: «За то, что трудолюбивые вы, награжу я вас. Будьте алые, как заря, пушистые, как снег. Искристые, как звёзды. Красивые, как снежинки». Обрадовались они и говорят Морозу: «Спасибо тебе, Дедушка Мороз, за щедрость твою, да доброту. Идти нам некуда, возьми к себе на службу, не подведём». Взял их Дед Мороз, надел, и по сей день ходит в красных красивых рукавицах.
Семья Могильниковых. 1 «а» класс.