Лучший педагог года

Проект «Варежка» для дошкольников

Абоимова Екатерина
Проект «Варежка» для дошкольников

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

«детский сад "Улыбка» с. Новоалександровка Бузулукского района Оренбургской области

КРАТКОСРОЧНЫЙ ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«Варежка»

(для дошкольного возраста)

Подготовили: Воспитатель-наставник

высшей квалификационной категории Абоимова Е. П.

Молодой воспитатель: Кабиева Е. Н.

2023г

Аннотация

Актуальность проекта.

В настоящее время все больше ребят при сборе на прогулку носит перчатки. А для нас, педагогов, одеть перчатки 27 малышам настоящая проблема.

Публикация «Проект „Варежка“ для дошкольников» размещена в разделах

Малыши не любят варежки, ведь в варежках им труднее ухватить мелкую льдинку или игрушку. Как же привить детям любовь к данному элементу одежды, данный вопрос и стал для нашего проекта актуальным.

Мы предположили, что приобщение детей к истории возникновения варежки, сформирует познавательный интерес ребёнка, активизирует речь новыми словами, привьет чувство бережного отношения к своим вещам и игрушкам. Образные, яркие выражения, сравнения, «исторические» языковые средства способствуют развитию выразительности речи.

Поводом для возникновения проекта стала находка. Утром, придя в группу, дети обнаружили на подоконнике две варежки. Одна варежка - нарядная, яркая, а другая простая, не яркая - попроще. Дети удивились, две варежки, но разные по форме и по дизайну.

Практическая значимость.

В результате развития познавательного интереса у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное - новое эмоциональное отношение к окружающему миру и предметам.

Инновационная направленность.

Инновационность проекта заключается:

в обогащении словаря детей;

в связи с окружающим миром, ознакомлением с художественной литературой, развитием речевой, изобразительной, конструктивной, деятельности.

Степень распространения представленных материалов.

Проект представлен на педагогическом совете дошкольного учреждения.

Паспорт проекта

Название проекта: «Варежка»

Тип проекта (по продолжительности) краткосрочный

Тип проекта (по виду) познавательно-творческий.

Тип проекта (по кол-ву детей) коллективный

Автор проекта воспитатель-наставник МДОБУ «детский сад «Улыбка» с. Новоалександровка Бузулукского района Оренбургской области Абоимова Е. П. ;

молодой воспитатель: Кабиева Е. Н.

Актуальность проекта В настоящее время все больше ребят при сборе на прогулку носит перчатки. А для нас, педагогов, одеть перчатки 27 малышам настоящая проблема.

Малыши не любят варежки, ведь в варежках им труднее ухватить мелкую льдинку или игрушку. Как же привить детям любовь к данному элементу одежды, данный вопрос и стал для нашего проекта актуальным.

Мы предположили, что приобщение детей к истории возникновения варежки, сформирует познавательный интерес ребёнка, активизирует речь новыми словами, привьет чувство бережного отношения к своим вещам и игрушкам. Образные, яркие выражения, сравнения, «исторические» языковые средства способствуют развитию выразительности речи.

Поводом для возникновения проекта стала находка. Утром, придя в группу, дети обнаружили на подоконнике две варежки. Одна варежка - нарядная, яркая, а другая простая, не яркая - попроще. Дети удивились, две варежки, но разные по форме и по дизайну.

Цель проекта - Создание условий для развития познавательных и творческих способностей в процессе разработки детско-родительского образовательного проекта.

Задачи проекта - Обогатить представления детей об одежде, её значении.

- Активизировать словарный запас.

- Развивать связную речь.

- Воспитывать бережное отношение к предметам одежды, умение следить за своим внешним видом.

- Развивать воображение и художественное творчество у детей.

- Воспитывать усидчивость, терпеливость, аккуратность, доброжелательное отношение друг к другу.

- Создавать положительный эмоциональный настрой при подготовке к театрализованной деятельности, способствующий психологическому комфорту ребёнка.

- Сформировать интерес к познанию истории и культуре наших предков у детей дошкольного возраста, познакомить с историей возникновения варежки на Руси.

- Привлечь родителей вместе с детьми к созданию мини-музея «Варежки» в группе.

Участники проекта Дети (3-5 лет, родители (законные представители) воспитанников, воспитатели разновозрастной группы от 3-5 лет.

Ожидаемы результаты проекта Дети и родители:

Проявляют устойчивый интерес к элементам одежды - варежкам, стремятся к самостоятельности, бережному отношению к своим вещам. С интересом рассматривают иллюстрации, настоящие варежки, сравнивают их, находят отличительные особенности от похожих элементов одежды (перчатки, рукавички).

-Знать и называть предметы одежды.

-Владеть обобщающим понятием "Одежда".

-Узнавать предметы одежды по описанию.

-Знать сказку "Рукавичка".

Сроки реализации проекта 10.01.2023-31.01.2023гг.

• Этапы проекта • Подготовительный этап: 10.01.2023

• Реализация проекта: 10.01.2023-31.01.2023гг.

• Презентация проекта: 31.01. 2023г.

Этапы реализации проекта

Подготовительный:

Подбор иллюстраций «Варежки».

Опрос - беседа воспитанников («Какие варежки вы видели?», «Знаете ли вы, для чего нужны варежки?»)

Методическое обеспечение (история возникновения, развивающие игры «Подбери по цвету», «Подбери рисунок», "Найди такую же")

Основной:

Рассматривание иллюстраций о варежках.

Беседа «История варежки».

Чтение стихотворений о варежках.

Русская сказка – «Рукавичка».

Заучивание стихов и загадок о варежках.

Работа с родителями (беседы, привлечение к созданию мини-музея)

Составление альбома рисунков «Наши Варежки».

Заключительный:

Создание мини-музея «Варежки».

Предполагаемые результаты проекта :

У детей появится устойчивый интерес к истории варежек.

Дети усвоят нетрадиционные приёмы рисования.

Дети получат положительные эмоции в изобразительном виде деятельности и в создании мини-музея «Варежки».

Приложение №1

Беседа - рассказ

«История рукавичек».

Задачи: познакомить детей с появлением варежки.

Цели: познакомить с прошлым варежек, побудить к пониманию их названия, функции и необходимости в жизни человека; научить понимать, что человек создаёт варежки для себя и для других, определять и называть материал из которого сделаны варежки; познакомить с новыми словами, обогащать словарный запас.

Слово «варежка» происходит от слова «варити», «варовати», т. е. «защищать», «охранять». От чего? Да от холода!

В разных областях России варежки называли по-разному: валянки, катанки, плетенки, вязанки, связни - по способу их изготовления. Были еще мохнатки, шубницы. Эти, нетрудно догадаться, делались их меха - оленьего, собачьего, козлиного, волчьего, медвежьего и др. - вареги, варежки, варьги, варяшки, вачаги, дельницы, мохнатки, мохнашки, рукавки, связни.

Раньше богатые люди носили одежду с длинными рукавами и прятали там руки от холода. Но так неудобно было работать.

Сменилась мода, укоротились рукава, и возникла нужда в защите рук. Так рукавички перешли из крестьянского быта в дворянский. И выглядеть они стали гораздо ярче и богаче!

Варежки делились на мужские и женские. Женские - миниатюрнее, наряднее, многоцветнее. Мужские попроще, вязались без резинки, чтобы было удобнее работать и легко скинуть с руки, пот утереть или перекурить.

Для господ их делали из бархата, парчи и сафьяна, украшали жемчугом, бисером, драгоценными камнями. Такие шедевры даже передавались по наследству из поколения в поколение. А крестьянские рукавички тоже претерпели определенные изменения - возникли всем нам привычные варежки.

Дело в том, что постепенно стало происходить разделение понятий: рукавички - то, что сделано из меха или ткани, а варежки - только вязаные. Часто носили и то, и другое, особенно на дальнем севере: снаружи большая рукавица из меха, под ней - вязаная варежка, более тонкая и нежная. Назывались такие варежки исподочки.

Стихи о варежках

Ах, как бабушка спешила… (Рукавички)

Ах, как бабушка спешила,

Не порвать бы пряжу-нить!

В день рожденья мне решила

Рукавички подарить.

За окошком стынут ёлки,

Щиплет их седой мороз,

На ветру дрожат иголки —

Лапам холодно, небось.

Я бабуле показала

В парке дивную красу.

Рукавички, что связала,

Завтра ёлке отнесу,

Положу туда конфетки —

Угощайтесь, кто придёт!

Отогреет ёлка ветки,

Соберётся хоровод.

Я насыплю зёрен разных

Для синиц и снегирей.

В нашем парке — яркий праздник.

Новый год, приди скорей!

Фрида Полак

Жили-были две сестрички… (Сестрички-рукавички)

Жили - были две сестрички,

Две двойняшки рукавички,

Целый день они потели,

И детишкам руки грели.

Резво прыгали в сугроб,

Вытирали мокрый лоб,

Дружно делали снежки,

Ели с сыром пирожки.

Палки лыжные держали,

Санки с горки направляли,

Бабу снежную лепили,

Чай горячий с мёдом пили.

Никогда не унывали,

И друг друга не теряли,

Так и жили две сестрицы,

Две веселых озорницы.

Любовь Селиванова

Подарили Натке… (Перчатки)

Подарили Натке

Тёплые перчатки.

Каждый пальчик, как в норе,

Не замёрзнет во дворе.

Не страшны ни дождь, ни снег…

Но зима берёт разбег.

Выпал снег — в снежки играй

И подружек выбирай!

Пригодятся Натке

Красные перчатки.

Лариса Александрова-Гончар

Раз, два, три, четыре, пять! (Перчатки)

Раз, два, три, четыре, пять!

Буду пальчики считать,

Буду пальчики считать

И тепло их одевать.

Поиграю с ними в прятки —

Спрячу в тёплые перчатки.

Раз, два, три, четыре, пять!

Можно мне идти гулять!

Юлия Шитова

Загадки о варежках

***

А ну-ка ребята,

Кто угадает:

На десятерых братцев

Двух шуб хватает.

(Варежки)

***

Дали братьям тёплый дом,

Чтобы жили впятером.

Брат большой не согласился

И отдельно поселился.

(Варежка)

***

Если я катаюсь с горки,

Для ладошек эти «норки»,

И в такой мороз трескучий

Пальцы холод мне не мучит!

(Варежки)

***

Две избушки небольшие,

В них теплы и мягки стены.

По пять братьев молодых

Проживает мирно в них. (Варежки)

***

Четверо ребят

В одной шубе сидят,

А пятый в шубенке

Стоит в сторонке.

(Варежки)

***

В обоих домиках темно,

Зато жарища прямо.

А коль засветится окно —

Его починит мама.

(Варежки)

***

Если бы не бабушкины лохматушки —

Мёрзли бы дедушкины колотушки.

(Варежки)

***

А ну-ка, ребята,

Кто угадает:

На десятерых братьев

Двух шуб хватает.

(Варежки)

***

Две плетёнки, две сестрёнки

Из овечьей пряжи тонкой.

Как гулять, так надевать,

Чтоб не мёрзли пять да пять.

(Варежки)

Сказки о варежках

Рукавичка

Рукавичка — русская народная сказка, знакомая с детства многим ребятам страны. В ней рассказывается о том, как один дед потерял в лесу рукавицу. Кто приметил эту вещь, чем она станет для других героев сказки, вернется ли за ней дедушка? Узнайте из сказки о сочувствии и взаимопомощи друг к другу, о добром соседстве, гостеприимстве, доброжелательности, любви к природе. Дети учатся с помощью таких сказок внимательно следить за деталями, событиями, развивают фантазию и речь.

Шел дед лесом, а за ним бежала собачка. Шел дед, шел, да и обронил рукавичку. Вот бежит мышка, влезла в эту рукавичку и говорит:

— Тут я буду жить.

А в это время лягушка — прыг-прыг! — спрашивает:

— Кто, кто в рукавичке живет?

— Мышка — поскребушка. А ты кто?

— А я лягушка — попрыгушка. Пусти и меня!

— Иди.

Вот их уже двое. Бежит зайчик.

Подбежал к рукавичке, спрашивает:

— Кто, кто в рукавичке живет?

— Мышка — поскребушка, лягушка — попрыгушка. А ты кто?

— А я зайчик — побегайчик. Пустите и меня!

— Иди.

Вот их уже трое. Бежит лисичка:

— Кто, кто в рукавичке живет?

— Мышка — поскребушка, лягушка — попрыгушка да зайчик — побегайчик. А ты кто?

-А я лисичка-сестричка. Пустите и меня!

Вот их уже четверо сидит. Глядь, бежит волчок — и тоже к рукавичке, да и спрашивает:

— Кто, кто в рукавичке живет?

— Мышка — поскребушка, лягушка — попрыгушка, зайчик — побегайчик да лисичка-сестричка. А ты кто?

— А я волчок — серый бочок. Пустите и меня!

— Ну иди!

Влез и этот. Уже стало их пятеро. Откуда ни возьмись, бредет кабан:

— Хро-хро-хро, кто в рукавичке живет?

— Мышка — поскребушка, лягушка — попрыгушка, зайчик — побегайчик, лисичка-сестричка да волчок — серый бочок. А ты кто?

— А я кабан — клыкан. Пустите и меня!

Вот беда, всем в рукавичку охота.

— Тебе и не влезть!

— Как-нибудь влезу, пустите!

— Ну, что ж с тобой поделаешь, лезь!

Влез и этот. Уже их шестеро. И так им тесно, что не повернуться!

А тут затрещали сучья: вылезает медведь и тоже к рукавичке подходит, ревет:

— Кто, кто в рукавичке живет?

— Мышка — поскребушка, лягушка — попрыгушка, зайчик — побегайчик, лисичка-сестричка, волчок — серый бочок да кабан — клыкан. А ты кто?

— Гу-гу-гу, вас тут многовато! А я медведюшка — батюшка. Пустите и меня!

— Как же мы тебя пустим? Ведь и так тесно.

— Да как-нибудь!

— Ну уж иди, только с краешку!

Влез и этот. Семеро стало, да так тесно, что рукавичка того и гляди, разорвется.

А тем временем дед хватился — нету рукавички. Он тогда вернулся искать ее. А собачка вперед побежала. Бежала, бежала, смотрит — лежит рукавичка и пошевеливается. Собачка тогда:

— Гав-гав-гав!

Звери испугались, из рукавички вырвались — да врассыпную по лесу.

А дед пришел и забрал рукавичку.

Сказка про варежки.

Варежки всегда были вместе. Наверное, потому, что назывались парой. Обе они были тёплые, с одинаковой вышивкой и цветом хорошего тона. Словом, очень похожие, очень красивые варежки. Они почти не отличались: у одной палец был пришит с правой стороны, а у другой такой же, только с левой. Если рассудить здраво, по этой пустячной причине левая варежка, конечно, не могла невзлюбить правую. Гораздо вероятнее, все произошло потому, что и в снег, и в слякоть, и утром, и вечером, и в трамвае, и в ящике комода варежки были рядом. А вы сами знаете, как трудно быть день за днем вместе и всё-таки хорошо относиться друг к другу.

Так вот однажды, когда зима, холодная и злая, уже прошла и на мокрых крышах висели вниз головой и посмеивались звонкие сосульки, левая варежка просмотрела на правую и вдруг подумала: «Почему обращают внимание только на неё? Почему остальные варежки и даже перчатки здороваются только с ней? Почему встречные протягивают к ней руки? А один человек целует? А ведь я такая же красивая, нет, даже лучше, потому что лучше сохранилась. Почему свет так несправедливо устроен?»

А тем временем становилось все теплее и солнечнее, и светлее, и звонче. Наступила пора, когда правым варежкам дарят мокрые ветки. И тогда левая варежка подумала: «Если с той варежкой случится несчастье, пожалуй, сделают правой меня. Разве справедливо, одной быть всегда правой, а другой всегда левой? Ну, уж когда-то я возьму своё — я всё-таки совсем новая!»

И левая варежка ещё больше стала следить за собой — ведь со временем ей предстояло стать правой. «Ох, хоть бы скорее порвалась это теперешняя! Сгорела бы, что ли!» — каждую минуту повторяла она. Теперь вы можете себе представить, как обрадовалась левая варежка, когда у правой появилась дыра, конечно же, на правом пальце. И её бросили в ящик. «А, теперь я — правая, я!» — крикнула левая варежка, но никто её не послушал, потому что палец у неё был пришит слева. И снова варежки оказались вместе.

В ящике было темно и тесно, в нем можно было совсем заваляться, если бы у старых вещей не осталось воспоминаний, от которых становится приятно. У левой варежки было мало таких воспоминаний, но она могла считать, что произошла случайная ошибка, которую скоро исправят.

«У них все уже прошло, а у меня все ещё впереди», — вот что она про себя думала. Поэтому когда однажды ящик открыли, левая варежка крикнула: «Это за мной! Я здесь, я вот!» — она очень боялась, что ее с кем-нибудь перепутают.

На этот раз не произошло никакой ошибки. Левую варежку взяли в руки и долго-долго любовались: она была почти новая, тёплая, кокетливая и полиняла совсем чуть-чуть, даже не заметно, если не приглядываться. «Наконец-то! Я навсегда правая, а той придётся походить в левых!» — обрадовалась левая варежка и упала обратно в ящик. А рука взяла правую варежку, потрогала дырку на правом пальце и положила за пазуху. Правая варежка все равно осталась правой.

Вот и всё. И ящик захлопнулся. В нем было темно и тесно, и левая варежка спрашивала у всех: «Почему свет так несправедливо устроен? Разве не могло случиться иначе?» Одна старая жилетка, которая побывала в переделках и знала обе стороны — и правую, и левую, хотела ответить: «Есть люди, у которых все делает левая рука. Все могло быть иначе, если бы ты попала к ним». Но подумала и промолчала.

Сказка о том, как у Деда Мороза появились рукавицы.

Зимой это было. Поехал мужичок в лес за дровами. Наколол дров, глядь — рукавицы порвались. Взял он их, да выкинул. А в это время обходил Дед Мороз свои владения. Смотрит, на снегу рукавицы лежат рваные, грязные, грустные-грустные. Спрашивает Мороз: «Чьи вы, рукавицы?». Отвечают они: «Мужику мы служили верой и правдой, а он выкинул нас за ненадобностью». Посмотрел на них Дед Мороз, подумал да и говорит: «За то, что трудолюбивые вы, награжу я вас. Будьте алые, как заря, пушистые, как снег. Искристые, как звёзды. Красивые, как снежинки». Обрадовались они и говорят Морозу: «Спасибо тебе, Дедушка Мороз, за щедрость твою, да доброту. Идти нам некуда, возьми к себе на службу, не подведём». Взял их Дед Мороз, надел, и по сей день ходит в красных красивых рукавицах.

Семья Могильниковых. 1 «а» класс.

Публикации по теме:

Дидактическая игра по математике «Варежка»Дидактическая игра по математике «Варежка» Дидактическая игра "Варежка" по математике. Цель: Учить детей сопоставлять по форме,по цвету геометрических фигур,упражнять в их названии.

Дидактическая игра «Варежка»Дидактическая игра «Варежка» Дидактическая игра «Варежка» Игра — ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. В процессе игровой деятельности происходит познание.

Конспект занятия по тестопластике «Варежка»Конспект занятия по тестопластике «Варежка» Конспект занятия по тестопластике «Варежка» Программные задачи О: продолжать учить детей приемам лепки: умению отщипывать небольшие кусочки,.

Мастер-класс по аппликации «Зимняя варежка»Мастер-класс по аппликации «Зимняя варежка» Мастер-класс «Зимняя рукавичка» Цель: формировать практические навыки работы с бумагой; развивать интерес к художественному творчеству;.

Мастер-класс «Варежка»Мастер-класс «Варежка» Белоснежная Зимушка-зима. Еще не скоро придет к нам весна, а значит есть время для зимних поделок и аппликаций. Сегодня хочу поделиться.

Мастер-класс по аппликации «Варежка» для средней группыМастер-класс по аппликации «Варежка» для средней группы Мастер-класс "Варежка" для средней группы (аппликация) Цель:развитие художественных способностей детей дошкольного возраста. Задачи:1. Научить.

Мини-проект «Чудо-варежка» для младшей группыМини-проект «Чудо-варежка» для младшей группы Мини проект «Чудо – варежка» (для младшей группы) "Чудо-варежка" - так мы назвали наш краткосрочный познавательно-творческий проект. Мы.

Познавательно-творческий проект для детей второй младшей группы «Варежка»Познавательно-творческий проект для детей второй младшей группы «Варежка» Познавательно – творческий проект «Варежка» для детей 2-ой младшей группы Краткая аннотация проекта Тип проекта: познавательный, творческий.

Варежка для Деда МорозаВарежка для Деда Мороза Совместная деятельность с детьми средней группы. Цель:- развивать умение симметрично располагать узор; - формировать умение аккуратно наклеивать.

«Волшебная варежка Деда Мороза». Рисуем сказку«Волшебная варежка Деда Мороза». Рисуем сказку Сегодня вечером мы с детьми немного потворили: я сочинила маленькую историю, которую мы обсуждали и затем рисовали. Дети слушали с искренним.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Варежка» для дошкольников
Опубликовано: 16 мая 2023 в 18:04
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Варежка» для дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Абоимова Екатерина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

8 ноября. День детского меню. Папка передвижка «Правильное питание»

Правильноепитание — залог здоровья, а культура питания закладывается в семье. Важная задача — привить ребенку привычку к здоровому питанию.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД