Герасименко Наталия Николаевна
Проект в старшей группе «Народная кукла»
▼ Скачать + Заказать документы
ГБОУ Школа №1310
Г. Москва
Проект
в старшей группе.
Воспитатель:
Герасименко Наталия Николаевна
2018г.
«Кто в куклы не играл,
тот счастья не видал» –
Публикация «Проект в старшей группе „Народная кукла“» размещена в разделах
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Народная культура, фольклор
- Народные куклы. Проекты, планы
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Вид проекта : познавательный, творческий.
Участники проекта : дети старшего дошкольного возраста, воспитатели и родители.
Проблематика проекта :
Мир народной куклы чрезвычайно интересен и разнообразен. Нам сейчас сложно представить всё богатство русской кукольной традиции, потому что она почти полностью исчезла из повседневного быта. Современный рынок изобилует яркими, интересными, но порой бесполезными, а иногда и вредными, с точки зрения воспитания и развития детей, игрушками. Работать над этой проблемой необходимо. И одним из возможных путей её решения является изучение народной куклы в игре современных детей.
Актуальность выбранной темы:
Приобщение детей к русской народной культуре является сегодня актуальной темой. Детям обязательно нужно знать историю своего народа, его традиции, культуру, промыслы, чтобы чувствовать себя его частью, ощущать гордость за свою страну. Сохраняя и передавая следующим поколениям культурные и нравственные ценности русского народа, нужно возвращать в нашу жизнь и жизнь наших детей самодельную куклу. Бесценность работы с народной куклой понять не трудно. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память.
Почему мы выбрали куклу, как средство приобщения детей к народной культуре? Кукла – первая игрушка, поэтому она близка и понятна ребенку. Рукотворная тряпичная кукла – часть народной традиции. Изготавливая ее, ребенок узнает историю своего народа. Кукла не рождается сама, ее создает человек, а самые талантливые творцы кукол – дети. Через кукольный мир они входят в жизнь и постигают ее закономерности. Кукла – зримый посредник между миром детства и миром взрослых.
Занятия с детьми народной куклой помогают просто и ненавязчиво рассказать о самом главном – о красоте и многообразии этого мира, его истории. Такие занятия учат ребенка слышать, видеть, чувствовать, понимать и фантазировать. Вместе с тем, в процессе занятий формируются усидчивость, целеустремленность, способность доводить начатое дело до конца, развивается мелкая моторика – все эти качества и навыки пригодятся ребенку для успешной учебы в школе.
Цели проекта :
— формирование у детей 5-7 лет интереса к истории и культуре русского народа через образ традиционной народной куклы;
— создание своей коллекции (мини-музея) тряпичных кукол.
Задачи проекта :
— познакомить детей с историей возникновения тряпичных кукол;
— дать детям понятие, что в зависимости от назначения тряпичные куклы делились на группы (игровые, обрядовые, обереговые);
— изучить и применить на практике технологии изготовления различных видов тряпичных кукол (закрутка, скрутка);
— развивать мелкую моторику рук;
— формировать индивидуальные творческие способности детей;
— учить умению самостоятельно подбирать цветовые решения и украшения для куклы;
— обогащать словарный запас, знакомить с новыми словами и их значениями (кукла-закрутка, оберег, лоскут, безликая кукла, фартук, нянюшка, рукодельница);
— стимулировать развитие коммуникативных навыков и дружелюбия.
Ресурсное обеспечение: конспекты занятий, материал для творчества, фотоальбом «Традиционная народная тряпичная кукла» с описанием кукол, презентации «Русская народная кукла», Мастер-класс «Кукла-девочка» (презентация).
Работа с родителями:
— Консультации: «Народная кукла как средство приобщения ребенка к народной культуре», «Народная кукла в играх современных детей».
Цель: наладить взаимодействие с родителями в организации исследовательской деятельности по теме «Создание народной куклы».
— Пополнение мини-музея тряпичными куклами, сделанными своими руками.
— Посиделки на Покров. Совместное занятие с родителями по изготовлению тряпичных кукол (пеленашка и кукла-колокольчик) «Рукам – работа, душе – праздник!»
Предполагаемый результат:
1. У детей сформированы знания о русской народной кукле, материалах, необходимых для её изготовления
2. В группе созданы необходимые условия для ознакомления детей с тряпичной куклой. Есть:
— альбом с описанием разных видов тряпичных кукол;
— подборка иллюстраций и фотографий;
— технологические карты по изготовлению тряпичных кукол;
— мини-музей тряпичной куклы «Куделька».
3. Продолжено воспитание в детях любви и уважения к народным традициям и прошлому русского народа.
4. Закреплено умение детей высказывать идеи и предположения.
5. Развито умение детей самостоятельно создавать тряпичную куклу.
6. Родители привлечены к активному участию в реализации проекта.
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап:
1. Беседа с детьми, постановка проблемы, подбор книг о тряпичных куклах.
2. Создание условий, необходимых для реализации проекта.
Основной этап:
1. Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта.
2. Презентация буклета «Традиционная тряпичная кукла».
3. Открытие в группе мини-музея «Куделька».
Реализация проекта
Мероприятия с детьми:
Познавательное развитие
— Беседа с детьми «Знакомство с тряпичной куклой» (игровые, обрядовые, обереговые).
Цель: познакомить детей с образом народной куклы, историей ее создания и предназначением.
— Знакомство с жизнью и бытом предков.
- Рассматривание книг, иллюстраций, фотографий с куклами «Путешествие в прошлое куклы»
— Исследование куклы. Знакомство с тканью, нитками, лентой, тесьмой и другими материалами, их свойствами (рвутся, мнутся, режутся, кроятся) и видами (шерстяная, льняная, ситцевая).
Речевое развитие:
— Чтение русских народных сказок «Василиса Прекрасная», «Терешечка» «Матушкина куколка», «Крупеничка», «Снегурочка» (сжигали куклу на праздник Масленицы, индийской народной сказки «Кукла», норвежской сказки «Куколка в траве».
— Чтение и заучивание стихотворений, потешек о кукле
— Составление описательных и творческих рассказов «Моя любимая игрушка».
Художественно-эстетическое развитие:
— Рисование «Нарисуй тряпичную куклу»,
- Аппликация «Кукла в национальном костюме».
— Изготовление с детьми кукол («кукла-пеленашка», «кукла-девочка»).
- Конструирование «Домик для куклы»
Музыкальная деятельность:
- Хороводные игры «У бабушки Маланьи», «Платок», «Шел козел по лесу»,
- Слушание музыкальных произведений о куклах, русских народных песен.
(Песня «Куклы», «Русские матрешки»)
- Подбор музыки для проведения непосредственно образовательной деятельности.
Социально-коммуникативное развитие:
Ситуативные беседы «Моя любимая кукла»
— Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Мастерская кукол», «Детский сад».
Цель: обучение игровым действиям с куклами.
— Игры-инсценировки по стихотворениям о кукле (укладывание спать, кормление и т. д., игра-драматизация по сказке «Терешечка».
- Создание предметно-развивающей среды и совместное изготовление кукол-пеленашек.
- Оформление мини-музея «Куклы русских народов», пополнение кукольного уголка
Физическое развитие:
- Русские народные подвижные игры : «Карусель», «Ярмарка», «Гуси-лебеди», «Ай-ду-ду-ду»
-Пальчиковая гимнастика: «Не плачь, куколка моя!», «Наперсток», «Катины куклы»
Заключительный этап:
— Создание в группе мини-музея «Куклы русских народов».
Цель: способствовать формированию благоприятного микроклимата в коллективе детей и родителей.
— Посещение музея детьми других групп и родителями.
— Презентация проекта «Куколка тряпичная – игрушка отличная».
Мини-музей «Куклы русских народов»
Создание мини-музеев в ДОУ актуально в настоящее время, поскольку расширяет кругозор детей, дает возможность обогатить знания дошкольников об окружающем мире. Это также обогащает предметно-развивающую среду новыми формами работы с детьми и их родителями. У дошкольников формируются:
— представления о музее;
— проектно-исследовательские умения и навыки;
— умение самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания;
— активная жизненная позиция.
У детей развивается воображение, творческое и логическое мышление, а также происходит вовлечение родителей (семей воспитанников) в жизнь детского сада.
Отправной точкой для создания мини-музея русской народной тряпичной куклы стал разработанный в нашем детском саду педагогический проект «Куколка тряпичная – игрушка отличная». Эмблема музея – детская ладошка. Музей открытого типа. Все экспонаты можно трогать руками, играть с ними, что дети с удовольствием и делают. Экспонаты для мини-музея изготовили сами дети, их родители и, конечно, мы – воспитатели. В музее регулярно проводятся экскурсии для других групп.
Музей тряпичных кукол помогает знакомить детей с народными традициями. Русская тряпичная кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не обычная детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. С незапамятных времен мастера освоили искусство изготовления таких кукол, вобравших в себя культурные традиции и обычаи Руси. Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом. Наверное, поэтому эти куколки довольно часто носились как талисманы. На примере народной игрушки можно расширить знания детей о традициях использования кукол, повысить интерес к изготовлению разнообразных кукол и использованию их в детской деятельности, воспитывать бережное отношение к культуре своего народа.
Не будем забывать, что русская народная кукла – это часть истории. Ее почитают по сей день, невзирая на технологический прогресс. Человек нуждается в постоянной поддержке и одобрении, и он часто все это может найти в кукле, которую ему сделала и подарила мама или бабушка. Сделанная своими руками текстильная кукла станет проводником в мир детства и помощником на протяжении всей жизни.
Приложение №1
Конспект НОД по рисованию на тему:
«Тряпичная кукла»
Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, продуктивная, игровая.
Программное содержание:
1. Познакомить детей с тряпичной куклой.
2. Изображать силуэт куклы в народном костюме.
3. Учить детей создавать оригинальную композицию орнамента, украшая узорную полосу впереди сарафана и на подоле.
4. Развивать чувство композиции, ритма при изображении орнамента.
5. Упражнять в расположении элементов орнамента на ограниченной плоскости листа.
6. Упражнять в технике работы кистью: кончиком ворса, плашмя.
7. Формировать эстетический вкус, развивать творческое воображение.
Материал к НОД:
Кукла в женской национальной одежде, кисти, гуашь, карандаши, простой графитный карандаш, полосы с образцами орнамента.
Предварительная работа:
Чтение русских народных сказок «Снегурочка», «Царевна-лягушка».
Знакомство с русским народным костюмом.
Словарная работа:
Падчерица, ярмарка, оберег, символ, орнамент, чередование, подол сарафана.
Планируемые результаты:
1) знать особенности женского русского костюма;
2) уметь рисовать куклу (передать в рисунке фигуру человека, соблюдать пропорции);
3) расписывать сарафан;
4) уметь правильно оценивать рисунки сверстников и сравнивать со своими рисунками.
Содержание образовательной деятельности:
1 Вводная часть:
Воспитатель: Любите ли вы сказки? Конечно, любите. Уверена, нет такого мальчика или девочки, мамы или папы, дедушки или бабушки, которые не любили бы сказки.
Воспитатель: Отгадайте загадку о сказочном герое.
Летит стрела к одной лягушке,
Пронзит сердечко у квакушки,
Лягушка эта не простая,
На ней корона золотая. (царевна-лягушка)
Царевне-лягушке надо было сшить русский народный костюм. Давайте ей поможем. В нашей стране живут люди разных национальностей. Они носят разные красивые костюмы. Рассмотрите куклу в национальном костюме. Назовите части женской одежды, их цвет. Представление о русском женском костюме обычно связано с сарафаном. Сарафан – это платье без рукавов. Комплект одежды с сарафаном широко распространен в России. Он включал рубаху, сарафан, передник. Сарафан носили не только крестьянки, но и городские мещанки, купчихи и другие группы населения. Спереди сарафан застегивался на длинный ряд пуговиц, на плечах удерживался широкими лямками. Сарафаны из шелковых тканей с пышными букетами и гирляндами украшались металлическим кружевом, серебряные и позолоченные пуговицы вдоль шва выполняли декоративную функцию. Такие сарафаны носили с белыми рубахами («рукавами»). Праздничные сарафаны и рубахами высоко ценились, их тщательно берегли, передавали по наследству из поколения в поколение. Сарафаны подпоясывали узким поясом, оставляя распущенными его длинные концы. Наиболее распространенный вид русского праздничного головного женского убора – «кокошник». Его носили с сарафаном. Кокошники были искусно расшиты речным жемчугом, украшены плетеными жемчужными и перламутровыми поднизями, золотым и серебряным шитьем, цветной фольгой, гранеными стразами. Формы кокошников необычайно своеобразны и самобытны: двурогие в виде полумесяца, островерхие с «шишками», маленькие плоские шапочки с ушками и другие, тесно связанные с обычаями и эстетическими представлениями народа. Сегодня мы нарисуем куклу в русском национальном костюме. Сначала изобразим простым карандашом силуэт куклы в костюме, затем раскрасим рисунок красками и цветными акварельными карандашами.
Физкультминутка.
БЕРЕЗА
(Плавное движение правой рукой в сторону – вверх)
Берёза моя, берёзонька.
(То же, но левой рукой)
Берёза моя кудрявая.
(подъём рук вверх, вдох)
Стоишь ты, берёзонька,
(опустить руки, выдох)
Посреди долинушки,
(подъём рук, вдох)
На тебе, берёзонька,
(опустить руки, выдох)
Листья зелёные,
(подъём рук, вдох)
Под тобой, берёзонька,
(опустить руки, выдох)
Трава шёлковая,
(подъём рук, вдох)
Вокруг тебя, берёзонька,
(опустить руки, длительный выдох)
Девицы красные
Венки вьют, плетут…
Раньше была такая традиция: в дни праздников устраивали ярмарки и девушки надевали самую нарядную, самую красивую одежду.
Что это за одежда? (рубаха, сарафан)
Вспомните, как украшалась одежда у русского народа? (узорами, вышивкой, яркими полосками ткани)
В каких местах на сарафане вышивали узоры? (на передней планке и на подоле)
Какие знаки вышивали мастерицы? (ромбы, кресты, цветы, круги)
И ведь не случайно вышивали именно эти знаки-символы. Мы с вами уже знакомились с некоторыми из них. Посмотрите на эти красивые узорные полосы (показывает образцы узорных полос).
Что означают эти волнистые линии? (символ воды)
А что означают на вышивке красные круги? (символы солнца)
Каким знаком ещё изображали солнце? (равносторонним крестом)
Что означают ромбы? (символ земли, плодородия)
Да, правильно, каждый знак имел своё значение. Даже цвета имели своё значение:
Красный – благополучие,
Желтый – тепло и ласка,
Синий – радость,
Чёрный – богатство.
Воспитатель: Ребята, а для чего вышивали символы? (они оберегали человека). Поэтому их называли оберегами.
Расписывая свои сарафаны, каждый из вас «вышьет» кисточкой такие обереги, какие ему больше нравятся.
Пальчиковая гимнастика «Алёнка». Развитие тонкой моторики, координация речи с движением.
Алёнка – маленька
Шустра, быстра:
(Хлопок ладонями, удар кулаками друг о друга - 2 раза).
Воды наносила,
Сарафан дошила.
2 Основная часть
Воспитатель: Давайте вместе вспомним, с чего начнём работу (Найдем середину передней полосы, затем середину верхней части и середину нижней части. Так же разделим пополам подол, поставим точку, затем найдём середину левой части и середину правой части)
Теперь узор будет распределён ровно.
Что ещё надо помнить, рисуя орнамент? (чередование, повторение)
Не забудьте о чередовании, только тогда у вас получится настоящий орнамент.
Какие цвета мы будем использовать в работе? (красный, желтый, синий, зелёный)
Покажи, Саша, как методом примакивания ты будешь изображать цветы (показ у доски).
Что мы будем рисовать кончиком кисти? (волнистые линии, крестики, точки)
Как будем рисовать круг? (концом кисти, не отрывая руки)
В процессе выполнения работы воспитатель следит за последовательностью действий в нанесении узора, за его расположением на полосе, за техникой работы кистью.
Рефлексия.
Воспитатель: Посмотрите, какие красивые сарафаны у вас получились. Все сарафаны разные, у каждого свой узор.
Какой из сарафанов вы бы выбрали? Почему? (ответы нескольких девочек)
А в каком из этих сарафанов, мальчики, вы хотели бы увидеть наших девочек? (ответы 2-3 мальчиков)
Воспитатель: Да, ребята, все работы очень красивые, яркие.
Недаром в народе говориться :
Не то дорого, что шито золотом,
А то дорого, что доброго мастера.
Вот такими добрыми мастерами сегодня были вы.
Теперь мы можем устроить выставку наших работ!
Приложение №2 Стихи о куколке
***
Русская тряпичная куколка простая.
Славила Россию игрушка удалая.
Бодрая, веселая, немного озорная,
А по нраву русская, значит нам родная.
* * *
В этих куклах доброта и грусть,
Они помнят Киевскую Русь.
Мы берем этих кукол в руки –
Оживают истории звуки…
* * *
Я кукла, кукла-оберег,
Твоя помощница навек.
Люби меня и уважай,
И никогда не обижай.
Я принесу тебе удачу.
Жизнь станет ярче и богаче!
* * *
Лоскуток да ниток катушка.
В умелых руках оживает игрушка.
* * *
Кручу, верчу,
Создать хочу
Куколку красивую,
Дивную и милую.
Пусть нас она оберегает
И злых духов отгоняет.
* * *
Тряпичную куклу сшила мама дочке,
Надела на ножки в красные носочки.
Ниточки – косички, платьице в горошек.
Вся теплом согрета маленьких ладошек.
* * *
Моя куколка грустит:
Не с кем хоровод водить.
Сделайте подружек ей,
Кукле будет веселей.
* * *
У кукол, знаю точно, есть душа,
В груди тряпичной сердце бьется часто…
Прижми ее к себе, увидишь, счастье
Из глаз струится, как у малыша.
Согрета человеческим теплом,
Тех рук, что эту куклу создавали,
Лелеяли, ночами обшивали…
Теперь она несет тепло в твой дом.
А ты в ответ мне: «Верится с трудом».
* * *
Есть иголка у меня, ножницы, напёрсток,
Куклу сделаю сейчас из лоскутьев пёстрых.
Я лицо ей разошью нитками цветными
И волшебное сама выдумаю имя.
* * *
Подарили куклу мне на день рожденья.
Это просто чудо, радость и везенье.
Бросила игрушки, только с ней играю,
Обо всём на свете с Машей забываю.
Я кормлю и мою милую подружку,
Спать кладу в кроватку Машу на подушку.
Мы гуляем с куклой, делаем зарядку,
Вместе привыкаем с Машенькой к порядку.
Куклу берегу я, я её лелею.
С ней я стала лучше, стала я добрее.
* * *
Свою куклу я качаю, спать укладываю.
Чтобы кукла не скучала, байки складываю.
Потом песню пропою ей тихо, ласково
Да поправлю одеяльце ей атласное.
Спи, усни, моя подружка, без забот-хлопот.
За окном на небе звёзды водят хоровод.
Нам с тобой не будет скучно до утра:
Сказки ждут нас в снах чудесных, спать пора.
* * *
Не сержусь на куклу Дашу
И в обиду не даю.
Целый день её проказы
И капризы я терплю.
Пусть она чуть-чуть упряма,
Но ведь я для куклы – мама.
* * *
Я пекла, варила,
Кукол накормила.
Куклы меня слушали,
Быстренько все скушали:
И суп из цветочков,
И пирог из песочка,
И котлеты из глины,
И компот из рябины.
* * *
Нет у куклы носа,
Растрепались косы.
Сидит она косматая,
В платьице с заплатами…
Потеплей укутаю
Милую мою,
«Баю-баю, баюшки», –
Песенку спою.
«Спи, моя красавица,
Спи, моя хорошая,
Будет тебе платьице –
Новое, в горошину!»
* * *
Кукла Катя в новом платье, сшила я его сама.
Я полдня над ним корпела, доводила до ума.
Только вечером попало мне от мамочки моей.
Я потратила на платье кучу новых простыней.
* * *
На большом диване в ряд
Куклы разные сидят.
(Хлопки в ладоши)
Два медведя, Буратино
И веселый Чипполино.
И котенок,
И слоненок.
Раз, два, три, четыре, пять –
Помогаем мы сегодня
Все игрушки сосчитать.
(Поочередное загибание пальчиков)
«Не плачь, куколка моя»
Не плачь, куколка моя,
Остаешься ты одна.
Не могу с тобой играть,
Нужно мне перестирать:
Твои платья и носки,
Твои юбки и чулки,
Свитер, варежки, жакет,
Шапочку, цветной берет.
Я налью воды чуток,
В таз насыплю порошок.
Пену снежную взобью,
Постираю и пойду.
Пока светит солнышко,
Натяну веревочку.
К ней одежду прикреплю,
Ветерком все просушу.
Утюгом туда-сюда
Белье быстро глажу я.
Поработали вдвоем,
А теперь и отдохнем.
На первые четыре строчки имитировать укачивание куклы, затем загибать поочередно пальцы. Далее имитировать движения, описанные в стихотворении, на последние строчки положить ладони на стол или на колени.
* * *
Куколка любимая, я тебя люблю,
Перед сном я для тебя песенку спою.
Баю-баюшки-баю, спать укладываю.
Спать укладываю, приговариваю:
«Ты, собачка, не лай
Мою детку не пугай.
Баю-баю, баю-бай».
Приложение №2.
Игра-хоровод «Приехала купаленка…»
Приехала купаленка
(дети ходят по кругу)
На семидесяти тележеньках,
Привезла нам купаленка
(наклоняются в круг и разводят руки в стороны)
Добра и здоровья,
(хлопки руками вправо-влево)
Богатства и почести.
(хлопки руками вправо влево).
«У бабушки Маланьи»
Дети идут хороводом, приговаривая:
«У Маланьи, у старушки,
Жили в маленькой избушке:
Семь сыновей,
Семь дочерей,
Все без бровей,
С вот такими вот носами,
(показывают жестами)
С вот такими бородами.
Все они сидели,
Ничего не ели,
Делали вот так…»
(воспроизводят действия, показанные Ведущим)