Виктория Киселева
Проект «В дружбе мы едины»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема проекта : «В дружбе мы едины».
Авторы проекта : Воспитатели группы № 10 «Пчёлки» детского сада «Звёздочка» : Васильева А. В., Киселева В. А.
Участники проекта – дети группы, воспитатели группы, родители, музыкальный руководитель.
Тип проекта : познавательно-творческий.
Время проведения – средней продолжительности (февраль-март).
Публикация «Проект „В дружбе мы едины“» размещена в разделах
Цель проекта : Формирование национально культурных отношений у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ.
Задачи проекта :
Образовательные:
Знакомить детей с понятием «толерантность»; «толерантный человек».
Знакомить детей с устным народным творчеством, с народной игрушкой, народов России
Знакомить с традициями, бытом и костюмом народов России
Развивающие: - Развивать коммуникативные навыки, умения взаимодействовать с сверстниками и со взрослыми;
Развивать познавательный интерес; активизировать и обогащать словарь.
Развивать эстетические способности и духовный потенциал;
Воспитательные:
Воспитывать уважение и толерантное отношение к людям другой национальности, к их традициям, обычаям, культуре, прививать в детях чувство патриотизма, любви к Родине, своему краю, где они родились и живут.
Актуальность:
«Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретут».
Э. К. Суслова
Дошкольное детство - один из важнейших периодов в развитии человеческой личности. В этот период закладываются основы взаимодействия ребенка с другими людьми. Поэтому именно в это время важно сформировать у всех детей начала доброжелательного и уважительного отношения к людям, представителям разных национальностей, заложить основы толерантности. Роль педагога – удовлетворить детское любопытство и дать детям элементарные знания о традициях, быте, культуре народов,населяющих, нашу страну. Развивая ребенка, делать акцент на приобщении его к красоте и добру, прививают желание видеть неповторимость культуру разных народов, стремясь вызывать чувство гордости, уважения и любви к своему народу и своей многонациональной Родине.
Федеральным государственным образовательным стандартом определены единые воспитательные процессы дошкольного образования, ориентированные на становление гражданина, любящего свой народ, свой край, свою родину, толерантно относящегося к культуре, традициям и обычаям других народов. Формирование основ толерантной культуры у старших дошкольников базируется на обучении их навыкам бесконфликтного взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей, их взгляды, обычаи и привычки такими, какие они есть. Основным из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования в Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС, Стандарт) является требование о том, что ребенок должен «обладать установкой положительного отношения к другим людям и самому себе, чувством собственного достоинства», он должен быть «способен учитывать интересы других и старается разрешить конфликты». Из этого вытекает, что требования Стандарта подводят педагогических работников дошкольного образования к необходимости формировать основы толерантности у детей.
Проблема: Проблема воспитания толерантной культуры на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России, стране многонациональной, с множеством разнообразных и непохожих друг на друга культур. Эта тема особенно актуальна в наши дни, когда среди взрослого населения возникают противостояния по данной проблеме.
Воспитание чувства любви к своему Отечеству, гордость за свою страну должно сочетаться с формированием уважения к культуре других народов, толерантности, терпимости, доброжелательного отношения к другому человеку и принятие его таким, каким он есть. И мы, взрослые, должны всему этому научить детей, вложить в них зерно доброты, помочь понять как важно жить в мире со всеми народами.
Этапы проекта :
1 этап. Организационно – подготовительный:
Цель: создание методической базы для реализации проекта и обеспечение необходимой информацией родителей.
• формирование предметно-развивающей среды с учетом использования информационно-коммуникационных технологий;
• предварительная беседа с детьми по выявлению проблемы;
• повседневное наблюдения за детьми их взаимоотношениями на занятиях и в свободной деятельности;
• анкетирование родителей;
2 этап. Реализация:
Цель: обогащение знаний детей и родителей о толерантности.
Основной этап (февраль-март) : Задачи.
Осуществлять деятельность в соответствии с тематическим планированием.
Повысить профессиональную компетентность педагогов путем обеспечения методического сопровождения проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении.
Привлекать родителей к участию в мероприятиях детского сада осуществлению проектной деятельности.
• подбор и использование методов и приёмов, способствующих формированию знаний о толерантности;
• подбор и использование занятий, упражнений. информационно – коммуникационных средств обучения, способствующих формированию знаний о толерантности; • накопление знаний о воспитании толерантного отношения к людям через занятия, тематические занятия, беседы с детьми, сюжетно - ролевые игры, подвижные игры, дидактические игры, чтение художественной литературы, заучивания стихотворений, слушание и пение песен, проигрывание этюдов, создание проблемных ситуаций, развивающие и словесные игры и др. ;
• совершенствование развивающей предметно-пространственной среды группы;
• изготовление новых пособий и оборудования к играм детей;
• повышение компетентности родителей через разнообразные формы работы;
• сбор и систематизация дидактических и словесных игр;
• проведение мероприятий в рамках реализации проекта;
• подготовка информаций для родителей по воспитанию толерантного отношения к людям.
3 этап. Заключительный:
Цель. Анализ организации проектной деятельности.
Задачи.
1. Обобщить результаты работы;
2. Провести анализ деятельности;
3. Осуществить презентацию материалов проекта;
1. Анализ полученных результатов.
2. Презентация в формате воспитательного мероприятия.
3. Образовательное событие с родителями.
Уголок культуры народов России;
Сформирован необходимый минимум знаний у воспитанников;
Разработан перспективный план по приобщению детей к истокам народной культуры;
Составлены картотеки народных игр;
Создание картотеки произведений устного народного творчества народов России;
Выпуск презентаций;
Разработан цикл презентационных материалов по культуре народов России;
Подготовлен для уголка родителей материал.
Реализация проекта предполагает :
Формирование у детей дошкольного возраста представлений о национальной культуре русского и других народов;
Формирование личности и национального самосознания детей;
Усиление роли семьи в воспитании детей на традициях гуманизма;
Содействие укреплению делового взаимоотношения между участниками образовательного процесса;
Формирование у детей уважения к историческому наследию; интереса к истории и культуре своего народа и народов, населяющих страну. ;
Появление у детей устойчивого положительного интереса к эстетическим явлениям окружающей действительности и в искусстве;
Приобретение детьми практических умений по работе с различными изобразительными материалами;
Наличие творческих проявлений в декоративно-прикладной, изобразительной, музыкальной, художественно-речевой.
Формы работы с детьми в процессе реализации проекта :
1. Тематические беседы;
2. Просмотр мультфильмов о толерантности и др. ;
3. Просмотр презентаций о стране, о людях, которые живут в ней;
4. Рассматривание иллюстраций с изображением национальной одежды
5. Наблюдение;
6. Сюжетно-ролевые игры;
7. Дидактические игры;
8. Подвижные игры;
9. Чтение художественной литературы;
10. Чтение и заучивание стихотворений;
11. Экскурсии в социально-значимые объекты города (библиотека, изба чайная, краеведческий музей);
12. Тематические занятия;
13. Создание проблемных ситуаций для обыгрывания и обсуждения;
14. Выставки рисунков и поделок (в группе);
15. Использование народных игр, в том числе хороводов;
16. Участие в оформлении уголка по народным промыслам в группе.
17. Рассматривание изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток,
18. Заучивание считалок, закличек, прибауток, небылиц, потешек, стихов, русских народных песен;
19. Игры: настольные, дидактические.
Формы работа с родителями по реализации проекта :
1. Анкетирование с целью проверки знаний по толерантности;
2. Консультации для родителей, буклет и памятки.
3. Участие в сборе предметов народного творчества;
4. Беседы;
5. Условия организации развивающей среды в группе:
6. Наличие дидактических и развивающих игр;
7. Создание условий для самостоятельной деятельности детей (доступный материал для творчества, наличие его разных видов, краски, карандаши, бумага разных цветов, силуэты изделий из бумаги, трафареты орнаментов);
8. Наличие различного иллюстрированного материала (изделия декоративно-прикладного искусства.
Ожидаемые результаты:
• Воспитание у детей и взрослых национального самосознания,
ощущение причастности к разным культурам.
• Воспитание толерантности на основе уважения к людям разных
национальностей.
Продукт проекта :
1. Интерактивная игра-путешествие с музыкальным сопровождением
«В дружбе мы едины»;
1. Создание мини-музея (куклы в национальных костюмах, куклы-обереги, предметы национальной одежды, предметы художественных промыслов).
2. Материально - техническое обеспечение:
• Флаг РФ
• Видеотека мультфильмов, презентаций,
• Книги «Моя страна Россия» и др.
• Альбомы: «Дымковская игрушка, «Филимоновская игрушка», украшения, куклы, орнаменты,
• Глобус, матрешки
• «Игра-лото «Чудо узоры», раскраски «Праздники России», «Народные костюмы»
• Картотеки игр по патриотическому и толерантному воспитанию, настольно-печатные игры и др.
• Подборка стихотворений, сказок по патриотическому и толерантному воспитанию
• Методические пособия для педагогов и родителей по воспитанию толерантности и патриотическому воспитанию.
• Подборка консультаций, памяток, папок-передвижек для родителей по воспитанию толерантного отношения к человеку.
• Атрибуты для сюжетно-ролевых игр.
Оборудование: компьютер, муз. центр.
1. Центр игры -сюжетно- ролевые, дидактические, настольно-печатные игры на закрепление знаний о жизни русского народа, народов России.
2. Центр книги - Подборка произведений русских детских писателей и поэтов, русский фольклор, знакомство с фольклором народов России.
3. Центр творчества- Разные виды театров, уголки ряженья, маски, шапочки, сюжетные картинки и произведения, отражающие жизнь русского народа, народов России
4. Центр искусств- Изделия народно- прикладного искусства России, альбомы, буклеты, образцы и трафареты элементов росписи, карточки разнообразный изобразительный материал, дидактические игры.
5. Центр информационный - уголки для родителей (рекомендательные статьи, буклеты, анкеты, папки- передвижки)
ПЛАН РАБОТЫ по формированию национально культурных отношений у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ.
Февраль 1неделя Беседа «Москва – столица нашей Родины». Цель: совершенствовать знания детей о том, что такое столица, что такое герб. Воспитывать в детях чувство привязанности и любви к столице нашей Родины.
Презентация «Экскурсия на Красную площадь».
Познавательное занятие «Государственные символы России: герб, флаг, гимн». Цель: закрепить у детей знания о символах России.
Конструирование. Занятие: «Спасская башня Кремля»
Цель: Учить детей передавать конструкцию башни, форму пропорции частей. Закреплять способы соизмерения сторон одной части и разных частей. Развивать глазомер. Зрительно двигательные координации.
Подвижная игра «Оленьи упряжки». Цель: формировать навык бега друг за другом.
Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по родному городу». Цель: воспитывать любовь и уважение к своей малой Родине.
Чтение художественной литературы. Сказки: «Алёша Попович», «Брат и сестра», «Волшебные ягоды».
2неделя Беседа: «День Защитника Отечества». Цель: закрепить знания о Российской армии – надежной защитнице нашей Родины. Воспитывать уважение к российским воинам.
Занятие «Защитники Отечества» Цель: Цель: формирование и закрепление знаний дошкольников о защитниках Отечества.
Просмотр презентации «Наша Родина – Россия». Цель: закрепить знания детей о России, о ее символах, воспитывать чувства любви к Родине.
Подвижная игра «Ручеек» Цель: Воспитание навыка синхронного выполнения команды.
Аппликация «Хоровод дружбы». Цель: Закрепить понятие «друзья», Учить ценить дружбу; воспитывать чувство взаимопомощи, желание общаться, налаживать новые контакт.
Рисование «Декоративная роспись рубашек». Цель: закреплять знания о русских народных промыслах.
Чтение художественной литературы:
– башкирская сказка «Алп-батыр»;
– белорусская сказка «Мороз, солнце и ветер»;
– бурятская сказка «Богатырь Байкал».
Прослушивание народных музыкальных произведений.
Посещение Избы — Чайной. Тема: «Кукла-оберег». Цель: Знакомство с традициями русского народа.
3неделя Беседа «Кто помощь оказывает, о тех добрые слова сказывают»
Цель: воспитывать у детей взаимовыручку и взаимопомощь.
Познавательное занятие: «Какие народы живут в России». Цель: Воспитывать дружелюбное, уважительное отношение детей к людям разных национальностей, населяющих нашу страну.
Слушание и пение детских песен о дружбе.
Развивающая игра «Переходы». Цель: игра переводит внимание на внешность детей, позволяет осознать внешние сходства и отличия.
Выставка рисунков «Мы разные, но мы вместе»,
Чтение «Былины о богатырях».
Цель: Воспитывать интерес к русской былине, чувство гордости за воинов, защищающих свою родную землю от врагов.
Чтение художественной литературы:
-калмыкская сказка «Лотос»;
-мордовская сказка «Перя-богатырь».
Просмотр мультфильма «Цветик-семицветик». Цель: подвести детей к пониманию нравственного смысла сказки, оценке поступков и характера главной героини.
4неделя Беседа «Давайте жить дружно»
Цель: личностное развитие ребенка.
Познавательное занятие «Путешествие в страну Толерантность»
Просмотр презентации «Мы разные, но мы вместе». Цель: воспитывать у детей уважение к другим людям, независимо от их нации, веры.
Аппликация «Кукла в национальном костюме». Цель: закрепить понятие «национальная одежда».
Проигрывание этюдов «Сказка «Гадкий утенок». Сюжет: гадкий утенок попал на птичий двор, все птицы его окружили, и всем он не понравился. Птицы стали шипеть, махать крыльями, гнать утенка со двора.
Игра «Дружные ребята» Цель: Совместное разучивание народных игр.
Прослушивание народных музыкальных произведений.
Чтение художественной литературы:
-осетинская сказка «Алдарский сын»;
-удмуртская сказка «Красавица берёза»;
-чеченская сказка «Спасибо, сказанное ветру».
Посещение библиотеки: «Сказки народов России». Цель: Знакомство со сказками народов России
Работа с родителями Анкетирование «Толерантность»
Консультация «Как воспитать толерантного ребенка»
Памятка: «Основы нравственных отношений в семье»
Март 1неделя Беседа «Мама – мамочка, мамуля… …»
Цель: Воспитывать любовь и уважение к самому близкому че-ловеку – маме.
Познавательное занятие «Моя мама». Цель: Учить принимать участие в групповой беседе воспитывать доброе, заботливое отношение к маме – самому родному человеку. Вызывать же-лание помогать ей во всех делах по мере своих сил.
Чтение:
– рассказ К. М. Станюковича «Максимка»;
– чувашская сказка «Золотая сумка»;
– якутская сказка «Как ласка осталась без хвоста».
Дидактическая игра «Определи костюм по фрагменту». Цель: закрепление знаний о народах разных национальностей.
Прослушивание народных музыкальных произведений.
2неделя Беседа: Народы России.
Цель: Формировать сознание детей о многонациональности на территории России. Воспитывать уважение к традициям и культуре различных народов.
Тематическое занятие «На земле друзьям не тесно». Цель: Воспитывать дружелюбное, уважительное отношение детей к людям разных национальностей, продолжить формировать представление о мире и разных странах, о детях, населяющих эти страны. Доказать сходство всех детей в мире независимо от национальности.
Лепка «Дети пляшут»
Цель: Учить детей создавать из отдельных лепных фигурок красивую сюжетную композицию. Расширять спектр скульптурных приемов лепки, показать возможность дополнение образа разными материалами. Воспитывать интерес к сотрудничеству в коллективной работе.
Чтение:
– стихотворение С. Маршака «Всемирный хоровод»;
– чукотская сказка «Волк, ворон и горный баран», «Белая медведица»;
– башкирская сказка «Лиса-сирота».
Прослушивание народных музыкальных произведений.
Посещение Избы- Чайной. Тема: «Русский костюм и народные промыслы». Цель: формирование представления о элементах русского костюма и народных промыслов.
3неделя Беседа: Глупые ссорятся, а умные договариваются
Цель: развивать у детей коммуникативные способности.
Заучивание стихотворения О. Александрова «Лучшее богатство».
Чтение художественной литературы:
-сказка «Золотой конь», «Волк и волчица», «Скупой богач», «Кто-то и зайца боится».
Лепка: «Посуда разных национальностей». Цель: продолжать учить изображать декоративную посуду.
Рисование «Украшение тюбетейки». Цель: познакомить с элементами и цветосочетаниями, характерными для татарского узора (тюбетейки).
С/р игра «Путешествие на воздушном шаре в гости к друзьям (знакомство с традициями разных народов).
4неделя Беседа: «Моя малая Родина- Гагарин».
Слушание и пение детских песен о Родине.
Дидактическая игра «Кто построил этот дом?». Цель: закрепление представлений детей о многообразии народов, населяющих нашу страну.
Просмотр альбома «Костюмы разных народов».
Чтение стихотворения «Откуда ты родом».
Чтение художественной литературы:
– русская сказка «Баба-Яга»;
– татарская сказка «Три сестры»;
– кабардинская сказка: «Как человек победил всех зверей», «Хоже и ишак»
Прослушивание народных музыкальных произведений.
Посещение краеведческого музея. Мастер-класс в гончарной мастерской. Цель: знакомство с глиной и её свойствами, месторождением и использование человеком.
Работа с родителями Консультация «Воспитываем толерантность в себе и детях»;
Буклет «Что такое толерантность?»
Памятка: «Рекомендации по формированию толерантности».
Участие в создании мини-музея «Кукол в национальных костюмах».
Литература:
1. Акулова О. В. «Проблема воспитания этнотолерантности у детей дошкольного возраста» // Дошк. педагогика. - 2008. - № 8. - С. 8-12.
1. Андронова И. С. Технология развития толерантности дошкольников к культурным ценностям разных народов средствами русского и зарубежного фольклора / И. С.
2. Бобинова С. Приемы воспитания толерантности // Педагогическая техника – 2008. - №5. – с. 40-43
3. Бобинова С. Приемы воспитания толерантности // Педагогическая техника – 2008. - №5. – с. 40-43
4. Ванеева Л. И. Воспитание этнокультурной толерантности у детей старшего дошкольного возраста / Л. И. Ванеева // Образовательная среда сегодня: теория и практика: сб. материалов VIII Междунар. науч. -практ. конф. / Редкол: О. Н. Широков [и др. ]. – Чебоксары, 2019. - С. 71-73.
5. Вострухина Т. Н. «Воспитание толерантности у детей в условиях многонационального окружения»- Школьная Пресса,2010
6. Декларация принципов толерантности. Утверждена резолюцией 5.62 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года // Век толерантности: Научно-публицистический вестник. - М. : МГУ, 2001.
7. Декларация принципов толерантности. Утверждена резолюцией 9.62 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года // Век толерантности: Научно-публицистический вестник. - М. : МГУ, 2001.
8. Ермолина В. В. Организация образовательной среды в аспекте формирования толерантных взаимоотношений у старших дошкольников / В. В. Ермолина, Е. В. Малыхина / Смальта. - 2017. - № 3. - С. 23-26. –
9. Ефремчина Н. Е. «Формирование толерантности у детей дошкольного возраста: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования» /Издательство Белый ветер, 2009. - 84 стр. 12. Левандовская, Л. В. Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления со сказками народов мира // Вопросы дошкольной педагогики. — 2015. — № 1 (1). — С. 18-23.
10. Ефремчина Н. Е. «Формирование толерантности у детей дошкольного возраста: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования» /Издательство Белый ветер, 2009. - 84 стр.
11. Используемая литература: Асмолов А. Г. На пути к толерантному сознанию. М., 2000. С.
12. Левандовская, Л. В. Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления со сказками народов мира // Вопросы дошкольной педагогики. — 2015. — № 1 (1). — С. 18-23.
13. Макарова Т. В., Ларионова Г. Ф. «Толерантность и правовая культура дошкольников. Методические рекомендации» / Издательство: Сфера, 2008. - 80
14. Макарова Т. В., Ларионова Г. Ф. «Толерантность и правовая культура дошкольников. Методические рекомендации» / Издательство: Сфера, 2008. - 80
15. Орлова, М. Формирование толерантности у дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2003. - №11. – с. 23-24.
16. Орлова, М. Формирование толерантности у дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2003. - №11. – с. 23-24.
17. Погодина А. А. Толерантность: термин, позиция, смысл, программа. Проблема толерантности в современном мире his.1september.ru
18. Погодина А. А. Толерантность: термин, позиция, смысл, программа. Проблема толерантности в современном мире his.1september.ru
19. Строгонова Л. В “Воспитание толерантности” М. 2007 г.