Татьяна Скобкарева
Проект «Сопровождение адаптации в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема адаптации – это проблема в основном детей 2-го и 3-го года жизни, т. к. большинство детей приходят именно в этом возрасте.
Ещё проблемой является: недостаточные знания у родителей возрастных особенностей психического и физического развития ребенка. А отсюда, у родителей сформированы разные позиции ожидания: часть родителей считает детей очень маленькими, неспособными чему-либо научиться и всему его научат в садике или он сам когда-нибудь научится; другая часть – что ребенку нужнее всего знание букв и цифр, считая, что эти знания есть проявление особой одаренности ребенка; и только небольшая часть детей, к моменту поступления в ДОУ имеет привитые навыки гигиены, самостоятельности, их жизнь имеет определенный режим; как правило, у этих детей хорошо развита речь, и опережающие показатели нервно-психического развития.
Темочки:
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Адаптация. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2013
Важной задачей является формирование единого психолого-педагогического пространства объединяющего семью и детский сад.
На этом этапе чрезвычайно важно взаимодействие сотрудников занятых в процессе. Жизненно необходим ежедневный обмен полученной информацией всеми его участниками.
Все это обусловило необходимость детальной разработки организации работы адаптационной группы для детей и особенно совместного пребывания детей и родителей, т. к. в имеющейся методической литературе этот компонент недостаточно освещен, или носит слишком общий характер.
Для выработки определенного алгоритма работы с детьми и родителями, а также обеспечения оптимального уровеня взаимодействия всех сотрудников ДОУ занятых в этой работе для этого и был разработан данный проект.
Новизна нашего проекта заключается во внедрении деятельностной формы работы с родителями - детский сад как открытая система.
Цель проекта :
Создание благоприятных социально-педагогических условий для адаптации детей младшего дошкольного возраста к дошкольному учреждению.
Задачи:
1. Оказывать родителям консультативную и практическую помощь.
2. Осуществлять плавный переход от воспитания в условиях семьи к воспитанию в детском саду.
3. Сократить период адаптации к дошкольному образовательному учреждению.
4. Развивать у ребёнка способность к организованной деятельности.
Участники проекта :
• Дети – объекты данного проекта, непосредственные участники;
• родители – объекты данного проекта, активные участники, ответственные за посещение детьми занятий;
• воспитатели - активные участники в течение всего проекта, ответственные за качественно проводимые занятия;
• старший воспитатель – организатор адаптационной группы, ответственный за качество подготовленных занятий для детей и консультаций для родителей; контроль.
• специалисты ДОУ:
- педагог-психолог - активный участник в течение всего проекта, проведение занятий ответственный за заполнение дневников адаптации, консультирование родителей по вопросам психологического развития детей;
- учитель-логопед - консультирование родителей по вопросам речевого развития, проведение занятий;
- инструктор по физической культуре - консультирование родителей по вопросам физического развития, проведение занятий;
- музыкальный руководитель – консультирование родителей по вопросам музыкального развития детей, проведение занятий;
- медицинская сестра – консультирование родителей по здоровью и здоровьесбережению, ответственный за заполнение дневников адаптации.
• заведующая ДОУ- контроль за деятельностью группы;
Сроки реализации проекта : 1 год.
Этапы реализации проекта.
Реализация поставленных задач будет происходить в 4 этапа: подготовительный, основной, диагностический, коррекционно-оценочный.
I этап – подготовительный. (май- июнь)
Цель: определить участников проекта, подобрать методическую, справочную литературу по адаптации детей раннего возраста (2-3 года) к детскому саду, воспитанию и развитию.
Здесь были использованы разные методы работы с педагогами и родителями.
1. Организационное собрание с педагогами на котором было принято положение о группе, а также составлен и принят план работы.
2. Анкетирование родителей
3. Презентация проекта перед родителями.
4. Составление индивидуальных карт наблюдения.
результат:
- составлен плана занятий
- принято положение
- созданы памятки для родителей
- индивидуальные карты наблюдений «Дневники адаптации»
II этап – основной (май –август)
Цель: организовать занятия с детьми для адаптации к новым условиям.
В основной части проекта предусмотрено проведение занятий совместных с родителями:
Организация занятий:
Занятия проводятся в групповой форме. Группа комплектуется в количестве 10-15 детей раннего возраста (от двух до трех лет, вместе с мамой или другим близким человеком. Продолжительность занятия 40-45 минут с периодичность 2 раза в неделю: вторник четверг (30 минут работа с детьми, 10-15 работа с родителями). Виды деятельности присутствующие на каждом занятии подчинены одной теме, которая определяется предметами и явлениями окружающего мира малыша.
Структура занятий:
1. Вводная часть. Информационно-подготовительная. Ритуал приветствия, знакомство. Настрой на предстоящую деятельность.
Задача: обеспечение и создание условий для открытого, доверительного общения, восприятия информации, творческой атмосферы работы, снятие напряжения, тревоги.
2. Основная часть. Сопровождение адаптационного периода. Проигрывание специально подобранных игр, игровых упражнений с детьми и родителями. Продуктивная деятельность.
Задача: обучение позитивным способам взаимодействия, умению чередовать занятость и расслабление для снятия напряжения.
3. Заключительная. Обмен мнениями с родителями. Информирование родителей по вопросам воспитания и развития ребёнка (педагог-психолог, воспитатель, медицинский работник). Раздача памяток «Выручалочки для мамы».
Задача: закрепление всего позитивного и нового, что возникло в личностном мире каждого из участников.
Результат:
- овладение навыками общения со сверстниками и взрослыми;
- привитие детям организационной формы деятельности в ДОУ (занятия).
III этап – диагностический (август-февраль)
Цель: подведение итогов, анализ полученных результатов.
Формы работы:
Анкетирование родителей «Как вы оцениваете деятельность адаптационной группы»?
Диагностика детей Анализ «Дневников адаптации»
Педсовет «Адаптационная группа в ДОУ»
Результат:
- произведен анализ дневников адаптации детей к условиям ДОУ.
-обработаны данные анкет для родителей «Как вы оцениваете деятельность адаптационной группы?»
IV этап - контрольно-оценочный (март-апрель)
Цель: подведение итогов, сравнительный анализ, обобщение опыта работы.
Форма работы:
Дебаты «За и против адаптационной группы»
Круглый стол для педагогов и родителей «Наши дети»
Ожидаемые результаты:
1. Благоприятный адаптационный период детей 2-3 лет.
2. Снижение заболеваемости у детей в период адаптации к детскому саду.
3. Повышение педагогической компетентности родителей.
Перспектива:
Дальнейшая деятельность адаптационной группы в последующие года.
Продукт:
Методические рекомендации по адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ.