Инна Владимировна Запиченко
Проект «Уголок уютный наш»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Рябинка» г. Тайшета
Проект
«Уголок уютный наш»
Творческая группа:
Запиченко И. В. - воспитатель
Зайцева О. П – воспитатель
Зубарева Н. Н. - воспитатель
Паспорт инновационного проекта
Название проекта «Уголок уютный наш»
Полное название
организации, где выполняется проект
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Рябинка» г. Тайшета
Темочки:
Основания для разработки инновационного проекта
1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ
2. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г. (Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 г. № 996-р
3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утверждён Приказом Министерства образования науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155 и вступили в силу с 01 января 2014 г.)
4.ECERS-R. Шкалы для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях.
Адрес ДОО Иркутская обл., г. Тайшет, ул. Зои Космодемьянской, д. 11
Фамилия, имя, отчество
руководителя ДОО Досенцова Оксана Владимировна
8 (395-63)2-64-26
E-mail : ryabinka.sad@mail.ru
Продолжительность проекта
Начало проекта 01.04.2019г. Окончание проекта 31.01.2020г.
Краткое описание проекта :
Психологическая безопасность образовательного процесса - это состояние защищенности ребёнка от угроз его достоинству, душевному благополучию, позитивному мировосприятию и отношению к самому себе. Элементом такого комфортного пространства должен стать уголок психологической разгрузки.
Проект представляет собой систематическую работу по сохранению и укреплению психологического здоровья детей в группе с использованием материалов уголка психологической разгрузки.
Этот проект позволит организовать практическую работу по эффективному использованию развивающего пространства ДОУ.
Приложение 1
Дидактические игры по изучению эмоциональных состояний
Приложение 2 Дыхательные гимнастики
Приложение 3 Рисунок расположения «Уголка уединения»
1. КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА
К созданию проекта наш коллектив побудил поиск путей повышения качества образования дошкольников и повышение значимости дошкольного образования в целом. Данный проект предполагает повышение качества образовательного процесса у дошкольников посредством организации предметно -развивающей среды. Основными направлениями деятельности при реализации проекта станет организация обучающих мероприятий для повышения уровня общеобразовательной подготовки воспитателей ДОУ, создание совершенно другой современной развивающей среды и тесное сотрудничество всех сторон образовательного процесса (педагоги – дети- родители). Этот проект позволит организовать практическую работу по эффективному использованию развивающего пространства ДОУ.
В рамках проекта планируется систематическая работа воспитателя по созданию условий для сохранения и укрепления психологического, психоэмоционального здоровья детей в группе с использованием материалов уголка психологической разгрузки. Планируется использование разнообразных форм работы с детьми.
Проект рассчитан на 9 месяца (с апреля 2019г. по январь 2020г.).
В проекте будут реализованы 3 развивающие зоны:
1. «Диванчик - шатёр»
2. «Уголок настроения»
3. «Уголок гнева»
Данный проект проводится для того, чтобы создать центр уединения, т. е. создать благоприятные условия для реализации индивидуальной потребности ребёнка в покое, улучшить эмоциональное, психофизическое состояние, снять стресс.
1. Актуальность инновационного проекта
Качество дошкольного образования – это комплексное понятие, характеризующее эффективность всех сторон деятельности (разработки, стратегии, организации воспитательно - образовательного процесса) и охватывающее всех субъектов образования (дети, родители, педагоги, администрация). Современные тенденции в образовании характеризуются высокими темпами происходящих изменений, направленных, прежде всего на достижение более высокого качества образования. Во многом высокое качество образования обеспечивается не только компетентностью персонала, реализующего деятельность образовательной организации, но и наличием материальных ресурсов, а также качеством информационно – образовательной среды и применением новых информационных технологий. Одним из главных показателей качества дошкольного образования является предметно -пространственная развивающая среда, созданная в соответствии с требованиями федеральных государственными образовательных стандартов дошкольного образования. Развивающая образовательная среда, создаваемая в образовательных организациях в соответствии с требованиями ФГОС ДО (п. 3.3) должна обеспечивать возможность педагогам эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Предметная среда в образовательной организации выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное - она работает на развитие самостоятельности и самодеятельности ребёнка. Для успешного овладения программой дошкольного образования, представленной в виде целевых ориентиров в соответствии с ФГОС (п. 4, в ДОУ необходимо создать эффективную развивающую образовательную среду, отвечающую определенным принципам.
Существенным условием для начала успешной работы по созданию развивающей образовательной среды является готовность коллектива к этой деятельности. Основной идеей проекта является продуманное проектирование целостной модели построения развивающей образовательной среды.
4. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ
В наше современное время кризисов и социальных перемен появляется все больше детей, нуждающихся в психологической поддержке. Эмоциональный комфорт является жизненно важным для ребёнка на каждом этапе его развития, от него зависит восприятие ребёнком окружающего мира и его психическое здоровье в целом.
Наш проект будет решать данную проблему, укреплять психическое здоровье детей.
5. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
Цель проекта : создание современной развивающей образовательной среды в ДОУ.
Задачи:
1. Организовать систематическую работу по нормализации и развитию эмоциональной сферы детей.
2. Создать положительный эмоциональный микроклимат в группе.
3. Формировать позитивное отношение ребенка к сверстникам и взрослым.
4. Способствовать сплочению детского коллектива, формируя позитивные дружеские отношения в группе.
6. Этапы реализации проекта :
Подготовительный: Подбор методической литературы для реализации проекта (журналы, статьи, рефераты и т. п.);
подбор месторасположения уголка;
подбор дидактического материала;
беседы и консультация для родителей.
Основной: оформление уголка уединения,
подбор/изготовление, оформление дидактических игр и атрибутов с привлечением родителей;
разработка правил пребывания в уголке уединения «Уголок – уютный наш».
Заключительный: познакомить детей с возможностями уголков, возможностями игр в нем.
Организовать деятельность уголка уединения.
Презентационный: публичное представление продукта совместной деятельности.
Целевая аудитория проекта.
Воспитанники учреждения, педагоги, родители (законные представители).
7. План реализации инновационного проекта.
№
п/п Ключевые действия Сроки Ответственные лица/ участники
1 этап (март 2019- май 2019)- подготовительный.
1. 1. Приказ о создании творческой группы по разработке и реализации проекта. Март
2019 г. Заведующий
2. 2. Составление плана мероприятий по разработке и реализации проекта. Апрель
2019 г. Творческая группа
3. 3. Изучение нормативно - правовых документов и анализ практики в решении проблемы экологического воспитания, организации экологической тропы, организации сюжетно – ролевых игр:
1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ
2. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г. (Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 г. № 996-р)
3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден Приказом Министерства образования науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155 и вступили в силу с 01 января 2014 г)
4. ECERS-R. Шкалы для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях. Апрель 2019 г.
Творческая группа
4. Подборка методического материала, обеспечивающего практическую и теоретическую готовность педагога к реализации проекта;
Май –
2019 г. Творческая группа
2Этап (май 2019- август 2019) основной
1.5. Создание информационной базы методического обеспечения проекта (фотоматериалы, методическая литература, подборка материала для работы с родителями) Весь период Творческая группа
2.6. Организация методических мероприятий (педсовет, работа в творческих группах, практикумы). Весь период Творческая группа
3.7. Участие в вебинарах психологической направленности Весь период Творческая группа
4.8. Родительское собрание, посвященное освящению инновационного проекта, его актуальности и важности для воспитания и развития детей, о мероприятиях, которые запланированы в рамках данного проекта. Май 2019 Творческая группа
5. 9 Формы и методы работы с родителями:
-Беседы с родителями о важности данной проблемы.
-Оформление папки-передвижки «Сердце доброты»
-Изготовление семейных альбомов
-Привлечение родителей к созданию и пополнению уголка. Весь период Творческая группа
6.10. Определение места расположения уголка уединения, составление эскиза его оформления Май 2019 Творческая группа
7.11
11.1
11.2
11.3
12 Приобретение необходимого материала и оборудования для реализации проекта
«Диванчик-шатёр» -дать ребёнку возможность уединиться в случае необходимости от «шумного» окружения сверстников, восстановить психическое и эмоциональное равновесие.
(см. Приложение 3.)
-подушки «думки», «плакушки»,
-набивное кресло-трасформер
-мягкие игрушки
-альбом с семейными фотографиями
-телефон (игрушка)
-любимая вещь
-мелкие игрушки в коробочке
«Уголок настроения» -способствовать обогащению эмоциональной сферы, дать понятие о разделении положительных и отрицательных эмоций, учить распознавать свои собственные эмоции и чувства, помогающие ребенку адекватно реагировать на настроение сверстника или взрослого.
-дидактические игры по изучению эмоциональных состояний.
(см. Приложение №1)
-Муфта «Мирилка»
- «Веселый коврик»
-мячики-ежики, антистрессы, песочные часы.
-магнитофон с релаксирующей расслабляющей музыкой
-игры «Островок радости»,
«Собери бусы», «Собери букет»
«Уголком гнева»- дать возможность детям в приемлемой форме освободиться от переполняющего их гнева, раздражения, и напряжения.
-дыхательные гимнастики, которые успокаивают нервную систему, уравновешивают эмоциональное состояние
(см. Приложение №2)
- «Коврик злости»
- «Подушка–колотушка»,
- пластилин, краски, карандаши
зеркало настроения,
- коробка «Спрячь все плохое»
-коробочка «Попробуй–порви»
Подбор игр для психологического уголка
Создание картотеки игр
Май - июнь 2019 Май- август2019
Июнь – август 2019г. Июль – август 2019г.
Весь период Творческая группа
Администрация, творческая группа
Педагоги
8.13. Оформление пособий Весь период Педагоги, дети, родители
9.14. Педагогические мероприятия:
Сказочные тренинги:
«Я и другие»
«Волшебные маски»
«Ссора»
«Ребята, давайте жить дружно»
Непосредственно образовательная деятельность:
«Гадкий утенок»
«Я взрослый»
«Доброе слово»
беседы с детьми:
«Волшебная страна чувств», «Капризка», «Наше настроение»
Ознакомление с художественной литературой:
Творчество Осеевой В. А., Носова Н. Н.
Конструирование
Изготовление игрушки с секретом - спичечный коробок «Домик – секрет» Весь период
Педагоги, дети, родители
3 этап (сентябрь 2019- декабрь 2019) - заключительный
15. Познакомить детей с возможностями уголков, возможностями игр в нем. Организовать деятельность уголка уединения.
Обобщение педагогического инновационного опыта.
Сентябрь 2019г.
сентябрь - декабрь 2019 г.
Педаг 4 этап (январь 2020) – презентационный
16. Публичное представление продукта совместной деятельности. январь
2020 г. - Педагоги
8. Предполагаемые результаты инновационного проекта
В результате реализации проекта, мы
формируем развитие личности в условиях психологического комфорта и безопасности образовательной среды образовательной организации.
предоставляем ребёнку в детском саду личное пространство, место уединения, где можно было бы восстановиться и прийти в себя.
добиваемся того, что агрессивные дети меньше ссорятся и дерутся;
помогаем раскрываться тревожным и застенчивым детям;
привлекаем часть родителей к участию в оформлении интерьера группы без привлечения объёмных финансовых затрат.
повышаем профессиональную компетентность педагогов ДОО, используя накопленный опыт работы по созданию условий для сохранения и укрепления психологического, психоэмоционального здоровья детей в группе с использованием материалов уголка психологической разгрузки.
создаем специально организованные развивающие зоны
создаем информационный банк широкого спектра игр.
приобретаем технические и дидактические средства.
9. Критерии эффективности инновационного проекта
Критерии Показатели
Обеспечение проекта информационно-методическим и научным материалом. - наличие информационного инструментария;
- наличие учебно- методических пособий.
Профессионально-кадровые условия (сформированность мотивационной готовности участников к реализации проекта) -уровень активности педагогов;
- оценка качества деятельности педагогов по усовершенствованию развивающей образовательной среды в соответствии с ФГОС;
-уровень активности родителей
Психологический климат -умение взаимодействовать в интересах развития реб нка;
- психологическое благополучие воспитанников.
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря - сочетание многофункциональных и легкотрансформируемых элементов;
-общая смысловая целостность среды;
- доступность оборудования в зависимости от желания и интересов ребенка;
- возможность у ребенка выбора комфортной для него дистанции взаимодействия и степени участия в общей деятельности;
- по результатам оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях на основе шкал ECERS-R достигли следующего качественного уровня.
Материально-технические условия -соответствие ФГОС и СанПиН
10. Риски инновационного проекта
Риски Механизмы компенсации рисков
Повышение эмоциональных, физических, профессиональных издержек педагогов. Совершенствование системы морального и материального стимулирования педагогических работников.
Сопротивление педагогического коллектива вводимым инновациям. Научно-методическое сопровождение профессионального роста педагогов.
Низкая активность педагогов ДОУ в вопросах внедрения инноваций, нововведений, к работе в экспериментальном режиме -система мотивирования;
-создание «ситуации успеха»;
-информированность;
- тренинги
Негативное отношение родителей к нововведениям, сопротивляемость к участию в жизни ДОО -ведение просветительской работы;
-включение родителей в образовательную деятельность ДОО
- трансляция актуальности нововведений, результативности инновационной работы, значимости данной работы в развитии ребенка
Недостаточный уровень МТО -привлечение внебюджетных средств
Формальный подход к реализации проекта
со стороны участников
Обеспечение качественного контроля за
ходом реализации проекта и уровнем
ответственности участников.
Недостаточный уровень личностной мотивации педагогов. Моральное и материальное поощрение творчески работающих педагогов
10. БЮДЖЕТ ПРОЕКТА
Статья расходов Запрашиваемая сумма (в рублях) Вклад из других источников (в рублях) Всего (в рублях)
Аудио плеер, наушники, магнитофон 5 000 0 5 000
Универсальный гибкий карниз для штор 1095 0 1095
Коврик жёсткий 300 0 300
коврик мягкий 300 300
Цветная бумага 50 0 50
Карандаши цветные 50 0 50
фломастеры 2шт. х 99р 0 198
пластилин 2 шт. х 250р. 0 500
бусы 200 0 200
Декоративные камешки 0 99 р. (из средств родителей) 0
Мячики-ежики 5шт. х150 =750
телефон (игрушка)100 0 =100
антистресс (игрушка)3шт. х300 =900
песочные часы 180 0 =180
зеркало 250 0 =250
фотоальбом 500 0 =500
папки с файлами
подушки
Стоимость материала -200р. Стоимость работы 0р. (родители) 200
Материал: набор листового фетра 4шт х33=132
органза 244 0 =244
Хлопчатобумажная ткань 4 х 180=720
фоамиран. 5 х 35= 175
11. Управление инновационным проектом
Совет педагогов
12. Список использованной литературы:
1. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г. (Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 г. № 996-р)
2. Шорыгина «О хорошем и плохом поведении», «О характере и чувствах», Т. А. Данилина «В мире детских эмоций»,
3. Е. В. Белинская «Сказочные тренинги»,
4. М. Лебедева «Азбука развития эмоций ребенка», «Волшебный сундучок»
Приложение 1
Дидактические игры по изучению эмоциональных состояний.
1. Дидактическая игра «Наши эмоции», («Чувства и эмоции»)
Описание игры: Данная игра познакомит ребенка с мимическими выражениями различных эмоций и чувств. Разбудив фантазию и творчество, поможет создать ребёнку свой образ героя, проиграть различные ситуации, выражая свои чувства и эмоции.
Цель: умение определять и различать человеческие эмоции и чувства.
Задачи: способствовать развитию конструктивных умений; формировать социальную и эмоциональную сферу ребёнка; развивать воображение; развивать мелкую моторику; развивать пространственное и логическое мышления; развивать монологическую и диалогическую речь детей; воспитывать чувство любви к близкому человеку.
Игра «Собиралки»
1 вариант. Предложить детям собрать ту или иную эмоцию, обозначить её и обсудить, почему у созданного персонажа такое настроение. Что у него случилось. Или помочь герою сменить печаль на радость и страх на удивление, просто перекладывая части лица, а затем придумать историю.
2 вариант. Игра проводится в паре. Дети совместно придумывают историю, при этом составляя то или иное выражение лица – эмоцию. Затем можно проиграть ситуацию в виде диалога между созданными образами. Например: диалог между мамой и сыном.
2. Игра «Четвертый лишний»
Цель: развитие внимания, восприятия, памяти, распознавание различных эмоций.
Педагог предъявляет детям четыре пиктограммы эмоциональных состояний. Ребенок должен выделить одно состояние, которое не подходит к остальным:
-радость, добродушие, отзывчивость, жадность;
-грусть, обида, вина, радость;
-трудолюбие, лень, жадность, зависть;
-жадность, злость, зависть, отзывчивость.
В другом варианте игры педагог зачитывает задания без опоры на картинный материал.
-грусти, огорчается, веселиться, печалиться;
-радуется, веселиться, восторгается, злиться;
-радость, веселье, счастье, злость;
.4. Игра «Что было бы, если бы.»
Цель: развивать способность распознавать и выражать различные эмоции.
Взрослый показывает детям сюжетную картинку, у героя (ев) которой отсутствует (ют) лицо (а). Детям предлагается назвать, какую эмоцию они считают подходящей к данному случаю и почему. После этого взрослый предлагает детям изменить эмоцию на лице героя. Что было бы, если бы он стал веселым (загрустил, разозлился и т. д. ?
Можно разделить детей на группы по количеству эмоций и каждой группе предложить разыграть ситуацию. Например, одна группа придумывает и разыгрывает ситуацию, герои которой злятся, другая – ситуацию, в которой герои смеются.
5.«Крошка Енот»
Цель: развивать способность распознавать и выражать различные эмоции.
Один ребенок – Крошка Енот, а остальные его отражение («Тот, который живет в реке».) Они сидят свободно на ковре или стоят в шеренге. Енот подходит к «реке» и изображает разные чувства (испуга, интереса, радости, а дети точно отражают их с помощью жестов и мимики. Затем на роль Енота поочередно выбираются другие дети. Игра заканчивается песней «От улыбки, станет всем теплей».