Инна Владимировна Запиченко
Проект «Уголок уютный наш»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Рябинка» г. Тайшета
Проект
«Уголок уютный наш»
Творческая группа:
Запиченко И. В. - воспитатель
Зайцева О. П – воспитатель
Зубарева Н. Н. - воспитатель
Паспорт инновационного проекта
Название проекта «Уголок уютный наш»
Полное название
организации, где выполняется проект
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Рябинка» г. Тайшета
Публикация «Проект „Уголок уютный наш“» размещена в разделах
Основания для разработки инновационного проекта
1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ
2. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г. (Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 г. № 996-р
3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утверждён Приказом Министерства образования науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155 и вступили в силу с 01 января 2014 г.)
4.ECERS-R. Шкалы для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях.
Адрес ДОО Иркутская обл., г. Тайшет, ул. Зои Космодемьянской, д. 11
Фамилия, имя, отчество
руководителя ДОО Досенцова Оксана Владимировна
8 (395-63)2-64-26
E-mail : ryabinka.sad@mail.ru
Продолжительность проекта
Начало проекта 01.04.2019г. Окончание проекта 31.01.2020г.
Краткое описание проекта :
Психологическая безопасность образовательного процесса - это состояние защищенности ребёнка от угроз его достоинству, душевному благополучию, позитивному мировосприятию и отношению к самому себе. Элементом такого комфортного пространства должен стать уголок психологической разгрузки.
Проект представляет собой систематическую работу по сохранению и укреплению психологического здоровья детей в группе с использованием материалов уголка психологической разгрузки.
Этот проект позволит организовать практическую работу по эффективному использованию развивающего пространства ДОУ.
Приложение 1
Дидактические игры по изучению эмоциональных состояний
Приложение 2 Дыхательные гимнастики
Приложение 3 Рисунок расположения «Уголка уединения»
1. КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА
К созданию проекта наш коллектив побудил поиск путей повышения качества образования дошкольников и повышение значимости дошкольного образования в целом. Данный проект предполагает повышение качества образовательного процесса у дошкольников посредством организации предметно -развивающей среды. Основными направлениями деятельности при реализации проекта станет организация обучающих мероприятий для повышения уровня общеобразовательной подготовки воспитателей ДОУ, создание совершенно другой современной развивающей среды и тесное сотрудничество всех сторон образовательного процесса (педагоги – дети- родители). Этот проект позволит организовать практическую работу по эффективному использованию развивающего пространства ДОУ.
В рамках проекта планируется систематическая работа воспитателя по созданию условий для сохранения и укрепления психологического, психоэмоционального здоровья детей в группе с использованием материалов уголка психологической разгрузки. Планируется использование разнообразных форм работы с детьми.
Проект рассчитан на 9 месяца (с апреля 2019г. по январь 2020г.).
В проекте будут реализованы 3 развивающие зоны:
1. «Диванчик - шатёр»
2. «Уголок настроения»
3. «Уголок гнева»
Данный проект проводится для того, чтобы создать центр уединения, т. е. создать благоприятные условия для реализации индивидуальной потребности ребёнка в покое, улучшить эмоциональное, психофизическое состояние, снять стресс.
1. Актуальность инновационного проекта
Качество дошкольного образования – это комплексное понятие, характеризующее эффективность всех сторон деятельности (разработки, стратегии, организации воспитательно - образовательного процесса) и охватывающее всех субъектов образования (дети, родители, педагоги, администрация). Современные тенденции в образовании характеризуются высокими темпами происходящих изменений, направленных, прежде всего на достижение более высокого качества образования. Во многом высокое качество образования обеспечивается не только компетентностью персонала, реализующего деятельность образовательной организации, но и наличием материальных ресурсов, а также качеством информационно – образовательной среды и применением новых информационных технологий. Одним из главных показателей качества дошкольного образования является предметно -пространственная развивающая среда, созданная в соответствии с требованиями федеральных государственными образовательных стандартов дошкольного образования. Развивающая образовательная среда, создаваемая в образовательных организациях в соответствии с требованиями ФГОС ДО (п. 3.3) должна обеспечивать возможность педагогам эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Предметная среда в образовательной организации выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное - она работает на развитие самостоятельности и самодеятельности ребёнка. Для успешного овладения программой дошкольного образования, представленной в виде целевых ориентиров в соответствии с ФГОС (п. 4, в ДОУ необходимо создать эффективную развивающую образовательную среду, отвечающую определенным принципам.
Существенным условием для начала успешной работы по созданию развивающей образовательной среды является готовность коллектива к этой деятельности. Основной идеей проекта является продуманное проектирование целостной модели построения развивающей образовательной среды.
4. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ
В наше современное время кризисов и социальных перемен появляется все больше детей, нуждающихся в психологической поддержке. Эмоциональный комфорт является жизненно важным для ребёнка на каждом этапе его развития, от него зависит восприятие ребёнком окружающего мира и его психическое здоровье в целом.
Наш проект будет решать данную проблему, укреплять психическое здоровье детей.
5. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
Цель проекта : создание современной развивающей образовательной среды в ДОУ.
Задачи:
1. Организовать систематическую работу по нормализации и развитию эмоциональной сферы детей.
2. Создать положительный эмоциональный микроклимат в группе.
3. Формировать позитивное отношение ребенка к сверстникам и взрослым.
4. Способствовать сплочению детского коллектива, формируя позитивные дружеские отношения в группе.
6. Этапы реализации проекта :
Подготовительный: Подбор методической литературы для реализации проекта (журналы, статьи, рефераты и т. п.);
подбор месторасположения уголка;
подбор дидактического материала;
беседы и консультация для родителей.
Основной: оформление уголка уединения,
подбор/изготовление, оформление дидактических игр и атрибутов с привлечением родителей;
разработка правил пребывания в уголке уединения «Уголок – уютный наш».
Заключительный: познакомить детей с возможностями уголков, возможностями игр в нем.
Организовать деятельность уголка уединения.
Презентационный: публичное представление продукта совместной деятельности.
Целевая аудитория проекта.
Воспитанники учреждения, педагоги, родители (законные представители).
7. План реализации инновационного проекта.
№
п/п Ключевые действия Сроки Ответственные лица/ участники
1 этап (март 2019- май 2019)- подготовительный.
1. 1. Приказ о создании творческой группы по разработке и реализации проекта. Март
2019 г. Заведующий
2. 2. Составление плана мероприятий по разработке и реализации проекта. Апрель
2019 г. Творческая группа
3. 3. Изучение нормативно - правовых документов и анализ практики в решении проблемы экологического воспитания, организации экологической тропы, организации сюжетно – ролевых игр:
1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ
2. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г. (Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 г. № 996-р)
3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден Приказом Министерства образования науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155 и вступили в силу с 01 января 2014 г)
4. ECERS-R. Шкалы для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях. Апрель 2019 г.
Творческая группа
4. Подборка методического материала, обеспечивающего практическую и теоретическую готовность педагога к реализации проекта;
Май –
2019 г. Творческая группа
2Этап (май 2019- август 2019) основной
1.5. Создание информационной базы методического обеспечения проекта (фотоматериалы, методическая литература, подборка материала для работы с родителями) Весь период Творческая группа
2.6. Организация методических мероприятий (педсовет, работа в творческих группах, практикумы). Весь период Творческая группа
3.7. Участие в вебинарах психологической направленности Весь период Творческая группа
4.8. Родительское собрание, посвященное освящению инновационного проекта, его актуальности и важности для воспитания и развития детей, о мероприятиях, которые запланированы в рамках данного проекта. Май 2019 Творческая группа
5. 9 Формы и методы работы с родителями:
-Беседы с родителями о важности данной проблемы.
-Оформление папки-передвижки «Сердце доброты»
-Изготовление семейных альбомов
-Привлечение родителей к созданию и пополнению уголка. Весь период Творческая группа
6.10. Определение места расположения уголка уединения, составление эскиза его оформления Май 2019 Творческая группа
7.11
11.1
11.2
11.3
12 Приобретение необходимого материала и оборудования для реализации проекта
«Диванчик-шатёр» -дать ребёнку возможность уединиться в случае необходимости от «шумного» окружения сверстников, восстановить психическое и эмоциональное равновесие.
(см. Приложение 3.)
-подушки «думки», «плакушки»,
-набивное кресло-трасформер
-мягкие игрушки
-альбом с семейными фотографиями
-телефон (игрушка)
-любимая вещь
-мелкие игрушки в коробочке
«Уголок настроения» -способствовать обогащению эмоциональной сферы, дать понятие о разделении положительных и отрицательных эмоций, учить распознавать свои собственные эмоции и чувства, помогающие ребенку адекватно реагировать на настроение сверстника или взрослого.
-дидактические игры по изучению эмоциональных состояний.
(см. Приложение №1)
-Муфта «Мирилка»
- «Веселый коврик»
-мячики-ежики, антистрессы, песочные часы.
-магнитофон с релаксирующей расслабляющей музыкой
-игры «Островок радости»,
«Собери бусы», «Собери букет»
«Уголком гнева»- дать возможность детям в приемлемой форме освободиться от переполняющего их гнева, раздражения, и напряжения.
-дыхательные гимнастики, которые успокаивают нервную систему, уравновешивают эмоциональное состояние
(см. Приложение №2)
- «Коврик злости»
- «Подушка–колотушка»,
- пластилин, краски, карандаши
зеркало настроения,
- коробка «Спрячь все плохое»
-коробочка «Попробуй–порви»
Подбор игр для психологического уголка
Создание картотеки игр
Май - июнь 2019 Май- август2019
Июнь – август 2019г. Июль – август 2019г.
Весь период Творческая группа
Администрация, творческая группа
Педагоги
8.13. Оформление пособий Весь период Педагоги, дети, родители
9.14. Педагогические мероприятия:
Сказочные тренинги:
«Я и другие»
«Волшебные маски»
«Ссора»
«Ребята, давайте жить дружно»
Непосредственно образовательная деятельность:
«Гадкий утенок»
«Я взрослый»
«Доброе слово»
беседы с детьми:
«Волшебная страна чувств», «Капризка», «Наше настроение»
Ознакомление с художественной литературой:
Творчество Осеевой В. А., Носова Н. Н.
Конструирование
Изготовление игрушки с секретом - спичечный коробок «Домик – секрет» Весь период
Педагоги, дети, родители
3 этап (сентябрь 2019- декабрь 2019) - заключительный
15. Познакомить детей с возможностями уголков, возможностями игр в нем. Организовать деятельность уголка уединения.
Обобщение педагогического инновационного опыта.
Сентябрь 2019г.
сентябрь - декабрь 2019 г.
Педаг 4 этап (январь 2020) – презентационный
16. Публичное представление продукта совместной деятельности. январь
2020 г. - Педагоги
8. Предполагаемые результаты инновационного проекта
В результате реализации проекта, мы
формируем развитие личности в условиях психологического комфорта и безопасности образовательной среды образовательной организации.
предоставляем ребёнку в детском саду личное пространство, место уединения, где можно было бы восстановиться и прийти в себя.
добиваемся того, что агрессивные дети меньше ссорятся и дерутся;
помогаем раскрываться тревожным и застенчивым детям;
привлекаем часть родителей к участию в оформлении интерьера группы без привлечения объёмных финансовых затрат.
повышаем профессиональную компетентность педагогов ДОО, используя накопленный опыт работы по созданию условий для сохранения и укрепления психологического, психоэмоционального здоровья детей в группе с использованием материалов уголка психологической разгрузки.
создаем специально организованные развивающие зоны
создаем информационный банк широкого спектра игр.
приобретаем технические и дидактические средства.
9. Критерии эффективности инновационного проекта
Критерии Показатели
Обеспечение проекта информационно-методическим и научным материалом. - наличие информационного инструментария;
- наличие учебно- методических пособий.
Профессионально-кадровые условия (сформированность мотивационной готовности участников к реализации проекта) -уровень активности педагогов;
- оценка качества деятельности педагогов по усовершенствованию развивающей образовательной среды в соответствии с ФГОС;
-уровень активности родителей
Психологический климат -умение взаимодействовать в интересах развития реб нка;
- психологическое благополучие воспитанников.
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря - сочетание многофункциональных и легкотрансформируемых элементов;
-общая смысловая целостность среды;
- доступность оборудования в зависимости от желания и интересов ребенка;
- возможность у ребенка выбора комфортной для него дистанции взаимодействия и степени участия в общей деятельности;
- по результатам оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях на основе шкал ECERS-R достигли следующего качественного уровня.
Материально-технические условия -соответствие ФГОС и СанПиН
10. Риски инновационного проекта
Риски Механизмы компенсации рисков
Повышение эмоциональных, физических, профессиональных издержек педагогов. Совершенствование системы морального и материального стимулирования педагогических работников.
Сопротивление педагогического коллектива вводимым инновациям. Научно-методическое сопровождение профессионального роста педагогов.
Низкая активность педагогов ДОУ в вопросах внедрения инноваций, нововведений, к работе в экспериментальном режиме -система мотивирования;
-создание «ситуации успеха»;
-информированность;
- тренинги
Негативное отношение родителей к нововведениям, сопротивляемость к участию в жизни ДОО -ведение просветительской работы;
-включение родителей в образовательную деятельность ДОО
- трансляция актуальности нововведений, результативности инновационной работы, значимости данной работы в развитии ребенка
Недостаточный уровень МТО -привлечение внебюджетных средств
Формальный подход к реализации проекта
со стороны участников
Обеспечение качественного контроля за
ходом реализации проекта и уровнем
ответственности участников.
Недостаточный уровень личностной мотивации педагогов. Моральное и материальное поощрение творчески работающих педагогов
10. БЮДЖЕТ ПРОЕКТА
Статья расходов Запрашиваемая сумма (в рублях) Вклад из других источников (в рублях) Всего (в рублях)
Аудио плеер, наушники, магнитофон 5 000 0 5 000
Универсальный гибкий карниз для штор 1095 0 1095
Коврик жёсткий 300 0 300
коврик мягкий 300 300
Цветная бумага 50 0 50
Карандаши цветные 50 0 50
фломастеры 2шт. х 99р 0 198
пластилин 2 шт. х 250р. 0 500
бусы 200 0 200
Декоративные камешки 0 99 р. (из средств родителей) 0
Мячики-ежики 5шт. х150 =750
телефон (игрушка)100 0 =100
антистресс (игрушка)3шт. х300 =900
песочные часы 180 0 =180
зеркало 250 0 =250
фотоальбом 500 0 =500
папки с файлами
подушки
Стоимость материала -200р. Стоимость работы 0р. (родители) 200
Материал: набор листового фетра 4шт х33=132
органза 244 0 =244
Хлопчатобумажная ткань 4 х 180=720
фоамиран. 5 х 35= 175
11. Управление инновационным проектом
Совет педагогов
12. Список использованной литературы:
1. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г. (Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 г. № 996-р)
2. Шорыгина «О хорошем и плохом поведении», «О характере и чувствах», Т. А. Данилина «В мире детских эмоций»,
3. Е. В. Белинская «Сказочные тренинги»,
4. М. Лебедева «Азбука развития эмоций ребенка», «Волшебный сундучок»
Приложение 1
Дидактические игры по изучению эмоциональных состояний.
1. Дидактическая игра «Наши эмоции», («Чувства и эмоции»)
Описание игры: Данная игра познакомит ребенка с мимическими выражениями различных эмоций и чувств. Разбудив фантазию и творчество, поможет создать ребёнку свой образ героя, проиграть различные ситуации, выражая свои чувства и эмоции.
Цель: умение определять и различать человеческие эмоции и чувства.
Задачи: способствовать развитию конструктивных умений; формировать социальную и эмоциональную сферу ребёнка; развивать воображение; развивать мелкую моторику; развивать пространственное и логическое мышления; развивать монологическую и диалогическую речь детей; воспитывать чувство любви к близкому человеку.
Игра «Собиралки»
1 вариант. Предложить детям собрать ту или иную эмоцию, обозначить её и обсудить, почему у созданного персонажа такое настроение. Что у него случилось. Или помочь герою сменить печаль на радость и страх на удивление, просто перекладывая части лица, а затем придумать историю.
2 вариант. Игра проводится в паре. Дети совместно придумывают историю, при этом составляя то или иное выражение лица – эмоцию. Затем можно проиграть ситуацию в виде диалога между созданными образами. Например: диалог между мамой и сыном.
2. Игра «Четвертый лишний»
Цель: развитие внимания, восприятия, памяти, распознавание различных эмоций.
Педагог предъявляет детям четыре пиктограммы эмоциональных состояний. Ребенок должен выделить одно состояние, которое не подходит к остальным:
-радость, добродушие, отзывчивость, жадность;
-грусть, обида, вина, радость;
-трудолюбие, лень, жадность, зависть;
-жадность, злость, зависть, отзывчивость.
В другом варианте игры педагог зачитывает задания без опоры на картинный материал.
-грусти, огорчается, веселиться, печалиться;
-радуется, веселиться, восторгается, злиться;
-радость, веселье, счастье, злость;
.4. Игра «Что было бы, если бы.»
Цель: развивать способность распознавать и выражать различные эмоции.
Взрослый показывает детям сюжетную картинку, у героя (ев) которой отсутствует (ют) лицо (а). Детям предлагается назвать, какую эмоцию они считают подходящей к данному случаю и почему. После этого взрослый предлагает детям изменить эмоцию на лице героя. Что было бы, если бы он стал веселым (загрустил, разозлился и т. д. ?
Можно разделить детей на группы по количеству эмоций и каждой группе предложить разыграть ситуацию. Например, одна группа придумывает и разыгрывает ситуацию, герои которой злятся, другая – ситуацию, в которой герои смеются.
5.«Крошка Енот»
Цель: развивать способность распознавать и выражать различные эмоции.
Один ребенок – Крошка Енот, а остальные его отражение («Тот, который живет в реке».) Они сидят свободно на ковре или стоят в шеренге. Енот подходит к «реке» и изображает разные чувства (испуга, интереса, радости, а дети точно отражают их с помощью жестов и мимики. Затем на роль Енота поочередно выбираются другие дети. Игра заканчивается песней «От улыбки, станет всем теплей».