Лариса Викторовна Фрик
Проект «Уголок уединения как условие создания психологического комфорта в группе»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
«Уголок уединения, как условие создания психологического комфорта в группе»
Содержание:
1. Информационная карта проекта
2. Актуальность проекта
2.1. Концепция проекта
2.2. Нормативные требования к организации развивающей предметно - пространственной среды в ДОУ
2.3. Описание проекта
Публикация «Проект „Уголок уединения как условие создания психологического комфорта в группе“» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Проекты, проектная деятельность
- Работа психолога в ДОУ
- Уголки и центры в группах
- Уголки настроения, эмоций, уединения
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» декабрь 2022
2.4. Требования к оформлению уголка уединения по ФГОС
2.5. Паспорт уголка уединения
2.6. Изменение
2.7. Технология проекта и этапы реализации плана
III. Этапы проекта
3.1. Итоги проекта
3.2. Используемая литература
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА
ПРОЕКТ «Уголок уединения, как условие создания психологического комфорта в группе»
I. Автор проекта : Фрик Л. В., воспитатель БОУ “Колосовская СШ”
Участники (исполнители) проекта : дети 2-3 лет, педагоги, родители воспитанников младшей группы “Радуга”.
Место реализации проекта : дошкольное отделение БОУ “Колосовская СШ”.
Тип проекта : познавательно - творческий.
Вид проекта : среднесрочный.
Срок выполнения: 1 октября - 30 декабря 2021г
Цель проекта : преодоление эмоционального дискомфорта дошкольников, посредством создания в группе места психологической разгрузки- “ уголка уединения”.
Задачи проекта :
• Создать положительный эмоциональный микроклимат в группе;
• Формировать позитивное отношение ребенка к сверстникам и взрослым;
• Организовать систематическую работу по нормализации и развитию эмоциональной сферы детей;
• Способствовать сплочению детского коллектива, формируя позитивные дружеские отношения в группе.
II. Актуальность проекта :
1. Введение ФГОС ДО;
2. Изменение существующей развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с новым пониманием образовательного процесса;
3. Необходимость анализа наполняемости развивающей предметно- пространственной среды. Таким образом, существующую развивающую предметно-пространственную среду необходимо изменить в соответствии с новым пониманием образовательного процесса.
2.1. Концепция проекта (с уч том ФГОС ДО) Согласно ФГОС ДО: *3.3.2. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
3.3.4. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Вариативность среды предполагает: наличие в группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр., а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; реб нок постоянно находится в коллективе, вне зависимости от своих мыслей, настроения и переживаний. Вместе с тем одна из задач современного дошкольного учреждения — обеспечение эмоционального благополучия воспитанников. Содействовать этому должна развивающая среда.
Мы решили обустроить в групповой комнате особое место, где воспитанник может побыть наедине с собой, расслабиться, выплеснуть негативные эмоции. Называется такая зона уголком уединения (или, согласно ФГОС, центром уединения и релаксации). Для решения данной задачи совместно с родителями мы:
1. Изучили вопрос организации «уголка уединения» опираясь на опыт работы педагогов дошкольных учреждении;
2. Изучили интересы, склонности, предпочтения, особенности детей группы;
3. Составили перечень необходимых материалов и оборудования; 4. Привлекли родителей к изготовлению «уголка уединения.
2.2. Нормативные требования к организации развивающей предметно - пространственной среды в ДОУ.
При организации развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации необходимо учитывать нормативные требования следующих документов: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральный закон от 02.07.2013 № 185 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"»; Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»; Письмо Минобрнауки России 28.02.2014 № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»; Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»; Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 19.12.2013. № 68 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3147-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к дошкольным группам, размещенным в жилых помещениях жилищного фонда»; Письмо Минобразования России от 17 мая 1995 года № 61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях» (вместе с «Порядком проведения психолого-педагогической экспертизы детских игр и игрушек», «Методическими указаниями к психолого- педагогической экспертизе игр и игрушек», «Методическими указаниями для работников дошкольных образовательных учреждении "О психолого- педагогической ценности игр и игрушек’1»); Приказ Министерства образования РФ от 26. 06. 2000г. № 1917 «Об экспертизе настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей. Письмо Минобразования РФ от 15.03.2004 № 03-51-46ин/14-03 «О направлении Примерных требований к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье».
2.3. Описание проекта.
Организация пространства.
Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения. При создании «уголка уединения» в групповом помещении мы учитывали ведущую роль игровой деятельности в развитии, которая обеспечит эмоциональное благополучие каждого реб нка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями дошкольного обучения и воспитания. В младшем дошкольном возрасте основное предназначение уголка уединения — облегчить процесс адаптации, помочь малышам пережить расставание с мамой и привыкнуть к требованиям педагога. Уголок уединения наполнен предметами, к которым воспитанник испытывает приятные чувства; мягкие красивые подушки и игрушки позволят малышу отвлечься и расслабиться. Научить реб нка выражать свой гнев в приемлемой, безопасной форме, предупредить чрезмерное возбуждение нервной системы, что чревато переутомлением. Так, в уголке могут быть специальные подушки для битья, коробочка или стаканчик, куда выбрасывают злость и обиду и т. п. Помочь дошкольникам освоить при мы регуляции своего настроения, способам обрести уверенность в себе. С этой целью в уголке размещают доску настроения, где можно нарисовать свои эмоции или дидактические пособия, иллюстрации различных эмоциональных переживаний. Повысить самооценку тревожных и застенчивых детей. Научить ребят бесконфликтному общению друг с другом, свести к минимуму возможные ссоры в детском коллективе. В этом поможет островок примирения — специальный коврик, на котором дети мирно решают конфликт. В младшем возрасте воспитатель в нужный момент предлагает малышу отправиться в уголок уединения (например, когда замечает, что он утром очень скучает по маме, чувствует себя зажато, некомфортно либо, наоборот- агрессивно, обижает других детей). В среднем же и старшем звене ребята уже сами проявляют желание отправиться в зону уединения (а воспитатель, в свою очередь, делает вс для того, чтобы они полюбили это место). Они уже прекрасно знают, как помочь самим себе обрести покой или просто поднять настроение.
Мы решили оформить уголок уединения в углу игровой комнаты, зонировав его стеллажом, а в верхней части расположили большой зонт с новогодним дождиком. С первого взгляда, очень привлекательно для детей. Внутри расположили удобную детскую мягкую мебель- стол и кресло.
Оформление такой зоны создает возможность воспитателю проявить творчество и фантазию. Вигвам может трансформироваться в сказочную пещеру, дом гномика, солнечную комнатку, подводное царство и т. д. Из чего сделать каркас для уголка уединения? Можно соорудить каркас домика из пластиковых труб и обшить его тканью. Ткань можно украсить бумажными цветами, зв здочками, бабочками, смайликами и пр. Как может выглядеть уголок уединения. Уголок уединения должен быть небольшого размера и, скорее, напоминать небольшой домик, норку, в которой ребенок сможет переждать свой стресс, неприятные эмоции, расслабиться, а затем снова пойти навстречу коллективу. Уголок уединения должен располагаться в спокойной зоне группы. Цвета, используемые в уголке, должны быть пастельных оттенков, спокойными, не кричащими. Ребенок в нем должен отдыхать, а не дополнительно раздражаться агрессивными яркими тонами. Такой мини-домик можно сделать в виде шатра, ширмы, палатки и т. д. При этом ребенок может самостоятельно проявить желание отправиться в уголок уединения, а может пойти туда по подсказке воспитателя: если педагог видит, что малыш чувствует себя дискомфортно, зажато или, напротив, ведет себя вызывающе, агрессивно.
2.4. Требования к оформлению уголка уединения по ФГОС
Он не должен быть слишком большим по размеру (ведь ощущение уюта и спокойствия дает реб нку именно миниатюрный домик, палатка). Цветовая палитра уголка не предполагает слишком ярких цветов, освещение должно быть приглуш нным. На полу обязателен мягкий коврик, подушки (как вариант — детское кресло, приветствуются мягкие модули. Коврик, подушки, плюшевые игрушки создадут ощущение уюта и комфорта Предметная среда в уголке должна носить развивающий характер (а не только красивые и милые вещицы, которые приятно потрогать и рассмотреть, побуждать дошкольников к самосовершенствованию и творчеству. Наполнение зоны релакса должно быть вариативным. Воспитатель периодически меняет атрибуты для игр, однако некоторые вещи присутствуют постоянно: это реб нку дает ощущение стабильности. При подготовке пособий воспитатель обязательно учитывает возрастные особенности дошкольников. Игрушки, атрибуты и развивающие материалы также должны отвечать эстетическим и гигиеническим показателям. Никогда нельзя забывать о технике безопасности: в уголке недопустимы острые и легко бьющиеся предметы.
2.5. Паспорт уголка уединения
Название уголка уединения : Уголок хорошего настроения.
Цель организации уголка уединения : обеспечение детям психологического комфорта.
Задачи: Научить реб нка выражать свой гнев в приемлемой, безопасной форме, предупредить чрезмерное возбуждение нервной системы, что чревато переутомлением. Помочь дошкольникам освоить при мы регуляции своего настроения, способам обрести уверенность в себе. Повысить самооценку тревожных и застенчивых детей. Научить ребят бесконфликтному общению друг с другом, свести к минимуму возможные ссоры в детском коллективе.
Перечень имеющегося в уголке оборудования и краткое описание способов взаимодействия с каждым дидактическим пособием.
Три основные группы. Предметы для выражения негативных эмоций Отрицательные переживания воспитанники могут выразить с помощью ряда предметов:
1. Подушки для битья, подушки-поплакушки (чтобы выплакаться).
2. «Коробка гнева» (как вариант, это может быть стакан, корзина, сундук и т. п.). Это красиво оформленная коробка (лучше с ч рным фоном, в которую дети могут оставить свои нехорошие слова и мысли. Когда малыш выговорится, он плотно закрывает коробку и прячет ее.
3. «Коврик злости». Это маленький коврик из грубой пряжи или из шероховатой ткани. Дошкольник разувается и вытирает ножки до тех пор, пока не перестанет злиться.
4. «Коврик примирения». Это небольшой коврик, красиво оформленный, сделанный своими руками. Поссорившиеся дети становятся на него и разрешают конфликт, мирятся. Для аналогичных целей можно использовать трубочку или варежки: картонная труба интересно раскрашивается или декорируется аппликацией, двое детей просовывают в трубу руку каждый со своей стороны, во втором случае это варежки, связанные вер вочкой.
5. Зеркало для хорошего настроения. Когда воспитатель замечает, что малыш не в духе, то предлагает ему сесть в уголке перед зеркалом, взглянуть на отражение и улыбнуться.
6. Кружка «Кричалка». Как известно, вместе с криком у человека выходят наружу отрицательные эмоции. Чтобы не создавать шума и не пугать других детей, реб нку предлагается покричать в такую кружку.
7. Баночка «Спрячь все плохое». В нее дети выбрасывают всю свою «злость и обиду» (сжав предварительно кулачки и собрав в них все, что накопилось «нехорошего») Возможно это просто баночка с крышкой, а возможно, она волшебная. В нее «вкладываешь» свою грусть, а открывая – находишь там добрый совет. Предметы, выполняющие успокаивающую и релаксационную функцию.
Для расслабления воспитанников могут использоваться сенсорные игрушки. В младшем дошкольном возрасте это шнуровки, мозаики, деревянные пазлы-вкладыши. В более старшем возрасте сюда можно добавить картины, которые ребята формируют своими руками: с помощью липучек присоединяют на общий фон отдельные элементы (цветы, растения, насекомых). Красивый настольный фонтан, водопад. Плеер с релаксационными композициями: шум моря, звуки леса, дождя. В младшем возрасте его включает воспитатель, старшие дошкольники способны делать это самостоятельно. Музыкальные игрушки (например, шкатулка, игрушки, издающие звуки (для младших дошкольников это могут быть обычные «пищалки»). Фотоальбом с групповыми и семейными фото (интересно разглядывать семьи всех воспитанников, фото домашних питомцев, альбом с изображениями любимых героев сказок и мультфильмов. Игрушечный телефон для воображаемых звонков маме и папе. Массаж ры, небольшие мячики- жики, тактильные мешочки (наполненные песком, мукой, крупой, солью и пр.). Коллекции морских ракушек, магнитов.
Корзинка с клубочками разного цвета и фактуры. Бутылочки с гелем для душа (можно развести глицерин с водой, в которых плавает бисер, новогодняя мишура. Когда бутылочка переворачивается, то элементы красиво опадают вниз — наблюдение за этим успокаивает нервную систему. Материалы для изодеятельности (в первую очередь, для лепки — пластилин, цветное тесто). Пребывание в уголке уединения позволяет ребятам расслабиться, восстановить силы, а интересные игры помогают развивать мелкую моторику.
Предметы для развития эмоциональной сферы В уголке уединения содержатся предметы, помогающие реб нку лучше понять настроение и самочувствие, а также расширить спектр эмоциональных переживаний:
Дидактические игры: «Угадай эмоцию», «Хорошие и плохие поступки», «Эмоции в сказках», «Мои чувства», «События и эмоции». Их можно приобрести в готовом виде либо изготовить самостоятельно. Маски (например, грустный и вес лый клоун, волшебные предметы (шляпа, башмачки, плащ, палочка). Назначение этих предметов — снять с реб нка чувство скованности, зажатости, помочь перевоплотиться из грустного в вес лого.
«Куб настроения», на каждой стороне которого изображена определ нная эмоция. Дошкольник выбирает ту, которую он чувствует в данный момент или хотел бы почувствовать.
Аналогичное пособие — «Цветок эмоций».
«Книга доброты». Это альбом с изображениями только добрых сказочных и мультяшных героев, сюжетными картинками со сценами хороших поступков.
«Подушка- обнимушка». Если подушка для битья да т выход отрицательным эмоциям, то этот вариант позволяет ребятам поделиться своим настроением, рассказать о своих мечтах. Для этих целей можно использовать куклу (желательно мягкую тряпичную). Педагог обстоятельно знакомит воспитанников с каждым атрибутом и пособием, демонстрирует способы взаимодействия с ним. Ведь именно от этого зависит эффективность деятельности дошкольника в уголке уединения.
Образовательные виды деятельности в уголке уединения.
С каждым предметом и атрибутом в уголке уединения можно развернуть целую игру. Вс здесь зависит от фантазии и заинтересованности воспитателя. Мы выделили основные направления: Игры-манипуляции с предметами. Например, «Ласковый медведь». Если какой-то реб нок рассердился или слишком расшалился, педагог предлагает ему поиграть в уголке с мягкой игрушкой- медведем. Другой пример — занятия с разноцветными ленточками. Ленточки помогают дошкольнику научиться при мам саморегуляции: когда малыш рассматривает цветные ленточки, наматывает их на пальчики, он успокаивается.
Дидактические игры. Реб нок может самостоятельно поиграть в настольную игру на обогащение эмоциональной сферы, например, распределить на 2 группы карточки с изображениями хороших и плохих поступков. Речевые игры с использованием предметов. Например, «Мои добрые дела». Можно предложить воспитаннику вспомнить свой хороший поступок и положить фишку в специальную коробочку (при этом вс проговаривается вслух). Изобразительная деятельность.
Например, «Нарисуй или слепи сво настроение» (это уже элементы арт-терапии — затем малыш может порвать картинку, а пластилиновую фигурку смять в комок).
Физическая деятельность. В старшем дошкольном возрасте ребята в уголке уединения могут выполнить знакомую им пальчиковую или дыхательную гимнастику (здесь пригодятся карточки-схемы, сделать себе точечный массаж. Вс это способствует расслаблению и улучшению эмоционального состояния.
2.6. Изменение
Уютный уголок уединения помог нашим детям обрести уверенность в себе и дал им ощущение безопасности. Работа над проектом помогла продумать интересный дизайн «Уголка уединения», подобрать необходимые атрибуты и дидактические игры, многие из которых мы сделали своими руками. На их основе детям предлагаем эффективные виды деятельности, которые помогают снять напряжение и поднять настроение.
2.7. Технология проекта и этапы реализации плана (подготовительный, деятельностный, презентационный и итоговый).
I этап - подготовительный (поисково-аналитический) Проблема. Каким может быть уголок уединения? Чем он сможет привлекать и информировать всех и каждого реб нка в отдельности? Актуальность. Актуальность выбора темы проекта в том, что при отсутствии нужного элемента развивающей предметно-пространственной среды у ребенка исчезает стремление узнавать новое, возникает апатия ко всему окружающему, пропадает интерес к игровой деятельности. А ведущая деятельность в дошкольном возрасте - это игра. Именно в процессе игры ребенок овладевает знаниями, учится строить отношения с другими людьми, смеется и грустит, думает, переживает - ведь для него это реальность, а не придуманный мир, как часто кажется взрослым. Поэтому мы постоянно обновляем, меняем развивающую среду. Предполагаемый результат. Создание «уголка уединения» в групповом помещении обеспечит эмоциональное благополучие каждого реб нка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями дошкольного обучения и воспитания. II этап - деятельностный На этом этапе вырабатывается общий подход, методические рекомендации по организации и развитию проекта для деятельности воспитателя и родителей. Формы проведения проекта • Родительские собрания • Просмотр журналов, интернета, содержащих РППС; • Изготовление оборудования в уголок уединения.
III этап - презентационный (презентация материалов проекта)
• Компьютерная презентация проекта • Слайд-шоу • Участие в смотре-конкурсе подготовки группы к новому учебному году.
IV этап - контрольный (диагностический) - анализ результатов работы.
III. Этапы проекта
1. Организационный. Изучение аспекта проблемы, разработка основных теоретических положений.
Пути реализации: 1. Изучение нормативно-правовой основы принципов построения мобильности развивающей предметной среды в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
2. Изучение проблем и постановка цели, определение задач.
3. Изучение санитарно-технических норм и требований.
4. Изучение литературы.
5. Разработка модели внедрения модернизации.
6. Консультация для родителей «Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в группе».
2. Реализация проекта. Внедрение модели развивающей среды с уч том мобильности, трансформируемости.
Пути реализации:
1. Изучение опыта работы по модернизации РППС в других ДОУ посредством интернет-ресурсов.
2. Внедрение модели.
3. Сотрудничество с родителями
4. Модернизация среды.
3. Завершающий.
Анализ, обобщение результатов работы, подготовка материалов к публикациям.
Пути реализации:
1. Завершение создания мобильной среды, отвечающей требованиям ФГОС ДО.
2. Проведение оценки качества реализации проекта.
3. Подведение итогов.
4. Презентация проекта.
3.1. Итоги проекта.
Реализация проекта убедила, что создание «уголка уединения» как элемента развивающей предметно-пространственной среды в средней группе в соответствии с ФГОС ДО, несет в себе огромные возможности педагогического воздействия на ребенка, обеспечивает растущую познавательную деятельность детей. Создание «уголка уединения» в групповом помещении обеспечило эмоциональное благополучие каждого реб нка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями дошкольного обучения и воспитания в условиях внедрения ФГОС ДО. Отмечается, что в группе стало меньше конфликтов: дети редко ссорятся из-за игр, игрового пространства или материалов, поскольку увлечены интересной деятельностью. Положительный эмоциональный настрой дошкольников свидетельствует об их жизнерадостности, открытости, желании посещать детский сад. Детям обеспечен психологический комфорт в группе.
3.2. Используемая литература.
1. Виноградова Н. А. Образовательные проекты в детском саду. Согласование с федеральными требованиями. Пособие для воспитателей / Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова. - М. : Айрис-пресс, 2008. - 208 с.
2. Губанова Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. - М. : Мозаика-Синтез, 2006. - 128 с.
3. Карабанова О. А., Алиева Э. Ф., Радионова О. Р., Рабинович П. Д., Марич Е. М. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста / О. А. Карабанова, Э. Ф. Алиева, О. Р. Радионова, П. Д. Рабинович, Е. М. Марич. - М. : Федеральный институт развития образования, 2014.
4. Радионова О. Р. Педагогические условия организации развивающей предметной среды в дошкольном образовательном учреждении: дисс. соискание ученой степени кандидата педагогических наук. - М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000. - 187 с. 7. Радионова О. Р. Развивающая предметная среда в дошкольном воспитании. 2-ая Российская конференция по экологической психологии. Тезисы. (Москва, 12-14 апреля 2000 г.). - М. : Экопсицентр РОСС, 2000. - С. 208-209.