елена карпова
Проект: «Тувинские традиции и обычаи»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 24» г. Кызыла
Информационная карта проекта:
Проект: «Тувинские традиции и обычаи»
Автор проекта: Карпова Е. М.
Продолжительность: 2 недели
Тип проекта: информационный, познавательный
Участники проекта: взрослые, дети
Возраст детей: 4 – 5 лет
Проблема, значимая для детей, на решение которой направлен проект: формирование целостной картины мира через познание и знакомство с тувинскими традициями и обычаями.
Публикация «Проект: „Тувинские традиции и обычаи“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2015
Цель проекта:
• познакомить детей с тувинскими традициями и обычаями;
• развивать познавательные навыки и интересы;
• привить уважение к тувинскому народу.
Задачи проекта:
Для детей:
• Продолжить знакомство с традициями и обычаями тувинского народа;
• Закреплять и развивать конструктивные навыки и интересы
Для педагогов:
• создание условий для детской деятельности
Для родителей:
• изготовление атрибутов тувинского быта (мешочки для чая и соли)
Форма проведения итогового мероприятия проекта: занятие по конструированию из бумаги с элементами аппликации
Название итогового мероприятия проекта:
«В гости к бабушке на стоянку»
Продукты проекта:
для детей:
• Рисование (тувинские узоры для когээржика)
• Конструирование из бумаги с элементами аппликации
Для педагогов:
• Разучивание тувинской народной игры «Табунщики»
• Знакомство детей с профессиями животноводов (чабан, пастух, табунщик)
• Знакомство с тувинским обычаем здороваться со старшими
Для родителей:
• Изготовление мешочков для чая и соли
• Украшение мешочков традиционными тувинскими узорами.
Ожидаемые результаты по проекту:
Для детей:
• Овладение умением здороваться по – тувински со старшими при помощи ладошек
• Знание традиционных тувинских профессий животноводов, их особенностей и значимости
• Значение традиционного тувинского напитка – зеленый чай с солью и молоком
Для педагогов:
• Подготовка и проведение занятия
Для родителей:
• Осознанный интерес к развитию и формированию познавательных навыков и способностей у детей.
Краткое содержание по проекту
(2 недели)
Этапы проекта
Подготовительный
этап
Планирование Планирование всего проекта. Подбор методической и художественной литературы.
Составление конспекта занятия, подбор игр, музыкального сопровождения. Рассматривание картин о домашних животных, о профессиях животноводов. Чтение художественной литературы. Слушание музыкальных произведений.
Деятельностный этап (непосредственная деятельность по проекту) Знакомство детей с профессиями животноводов, животными за которыми они ухаживают; навыки приветствовать старшего по возрасту человека при помощи ладошек; знакомство с тувинскими словами: кырган-авай, экии, байырлыг и др. Беседа: «На чабанской стоянке» .
Подвижные игры: «Табунщики», «Загони овец», «Я коровка Му», «Юрта».
Предметно – декоративное рисование (тувинские узоры). Экскурсия в краеведческий музей: «Домашние животные Тувы».
Завершающий этап (презентация продуктов проекта) Проведение занятия по конструированию с элементами аппликации «В гости к бабушке на стоянку».
Изготовление конечного продукта проекта.
Употребление в речи тувинских слов. Коллективное конструирование из бумаги с элементами аппликации «Овечки для бабушки». Изготовление традиционных мешочков для хранения чая и соли.
Изготовление тувинского зеленого чая с солью и молоком.
Системная паутинка по проекту
Ведущая деятельность:познавательно – исследовательская:
- рассматривание;
- наблюдение;
- решение проблемных ситуаций;
- дидактические игры.
Ведущая деятельность:
Чтение:
- восприятие тувинских сказок, слов, с последующим их объяснением, пересказом и заучиванием.
Ведущая деятельность:
Коммуникативная:
- подвижные, народные, дидактические, сюжетно – ролевые игры;
- свободное общение.
Ведущая деятельность:
Продуктивная:
- рисование;
-конструирование из строительного материала;
- конструирование из бумаги (оригами);
- конструирование с элементами аппликации.
Ведущая деятельность:
Интеграция разных видов деятельности:
- употребление зеленого чая с солью и молоком хорошо утоляет жажду. Ведущая деятельность:
Двигательная:
- физминутки;
- подвижные и народные игры;
- игры – имитации;
- физические упражнения.
- оформление атрибутов быта тувинцев национальным орнаментом;
- изготовление традиционного тувинского чая с солью и молоком;
- изготовление мешочков для хранения чая и соли.
Ведущая деятельность:
Игровая:
- игры со строительным материалом (конструктор);
- игры – ситуации;
- сюжетно – ролевые игры;
- дидактические игры;
- подвижные игры.
Ведущая деятельность:
Музыкально – художественная:
- прослушивание музыкальных произведений;
- знакомство с элементами тувинских танцев;
- хоровод «Юрта». Ведущая деятельность:
Интеграция разных видов деятельности:
- самостоятельная деятельность детей;
- непосредственно – образовательная деятельность.
Конспект занятия по проекту
Тема:«Путешествие на стоянку к бабушке» (конструирование из бумаги)
Цель: знакомство с тувинскими обычаями (приветствовать взрослых, пить соленый чай) с профессиями животноводов (пастух, чабан, табунщик).
Задачи: Закрепить навыки работы с бумагой и клеем;
Развивать мелкую моторику, речь, мышление, познавательные интересы;
Обогащать и активизировать словарный запас детей;
Воспитывать уважительное отношение к тувинским традициям и обычаям.
Словарь: кырган – авай (бабушка, табунщик, чабан, пастух, животновод, стоянка, кажаа (загон, хураган (овечка, пастбище.
Оборудование и материалы: прутики по числу детей, силуэты барашков из картона, шарики из бумажных салфеток, клей, кисточки, клеенки, загончик для барашков, пиалы по количеству детей, тувинский зеленый чай, аудиозапись тувинских мелодий.
Ход занятия:
Организационный момент: «Ходит солнышко …»
- Ходит солнышко по кругу (дети передают друг другу шарик – «солнышко» и проговаривают слова)
Дарит деточкам свой свет,
А со светом к нам приходит
Дружбы солнечной привет.
- Наше солнышко проснулось, всем ребятам улыбнулось. (Дети улыбаются друг другу).
I. Вступительная беседа:
- Ребята, скажите, как называют людей, которые следят и ухаживают за домашними животными? – Этих людей называют животноводы.
- Какие еще профессии животноводов вы знаете? – Чабан, пастух, табунщик.
- Как называется место, где пасут домашних животных? – Это место называется пастбище. Сегодня мы с вами отправимся в гости на чабанскую стоянку.
- Для чего нужна чабанская стоянка? – Здесь пасут домашних животных: овец, коров, лошадей.
II. Игровая мотивация:
- Сегодня с чабанской стоянки от бабушки пришло письмо. Она пишет, что у нее было много овец. Но ночью случилась беда: волки напугали овец и они все разбежались.
- Кырган – авай просит вас помочь найти ее овечек. Для этого нужно вам всем стать табунщиками.
Физминутка: тувинская народная игра «Табунщики»
Дети берут прутики, «седлают» их и под музыку выполняют подскоки, имитируя езду на лошадях.
III. Изготовление овечек:
- К сожалению, табунщики не смогли найти овечек, но мы можем сделать их из бумаги.
- Вспомните, как мы делали кудрявые облака. Овечек нужно делать так же: наклеить шарики с одной и с другой стороны.
- Когда обе стороны овечек будут готовы, нужно согнуть ее пополам по линии сгиба.
(дети приступают к самостоятельной работе)
- Посмотрите, сколько замечательных овечек мы сделали! Вам нравятся овечки? А какая овечка нравится больше? Почему?
- Давайте теперь отправимся на стоянку к бабушке.
Малоподвижная игра «Поиграем» (по стихотворению И. Токмаковой):
- На лошадке ехали, до угла доехали. (дети имитируют все виды транспорта)
Сели на машину, налили бензину.
На машине ехали, до реки доехали.
Т- р –р – р, стоп, разворот!
На реке пароход.
Пароходом ехали, до горы доехали.
Пароход не везет, надо сесть в самолет.
Самолет летит, в нем мотор гудит: У – у – у – у!
IV. Игровой момент:
- Ребята, куда мы попали? – Это чабанская стоянка. Здесь живет бабушка – кырган – авай. Куда мы приехали? Кто здесь живет?
- Вспомните, что нужно сделать, когда приходишь к кому-нибудь в гости? – Нужно поздороваться.
- Давайте скажем: «Здравствуйте, бабушка!» (дети повторяют хором и индивидуально). А теперь поздороваемся по-тувински: «Эки, кырган – авай!» (дети повторяют хором и индивидуально).
- Кырган – авай, мы сделали для вас много овечек. Ребята, давайте загоним овец в загон – кажаа.
- А теперь вместе с бабушкой сыграем в игру «Юрта».
- Юрта, юрта – круглый дом. (Дети стоят в двух кругах и двигаются в противоположных направлениях)
Побывайте в доме том.
Гости явятся едва, (Все останавливаются, внутренний круг поднимают руки вверх,внешний круг проходят пол руками внутрь)
В печку прыгают дрова.
Печка жарко топится, (Внутренний круг прыгает на месте, внешний круг хлопает в ладоши)
Угостить торопится (Руки в стороны, кисти в виде пиалы, наклоны с пружинкой в стороны, внутренний круг садится на корточки)
Чаем, чаем с молоком,
Вкусной жареной тарой. (Наклон вперед, руки развести в стороны)
V. Итог занятия:
- Ребята, бабушке очень понравились ваши овечки – хураган. Она благодарит вас за помощь и хочет угостить вас на прощанье тувинским чаем с молоком.
- Чай сладкий? (нет). А какой он? Как вы думаете, почему тувинцы пьют соленый чай с молоком? – Потому, что он очень хорошо утоляет жажду.
- Вам понравился чай?
- Давайте поблагодарим кырган – авай за вкусный и полезный чай: «Спасибо!» А теперь по-тувински. А сейчас нам нужно попрощаться с бабушкой: «До свидания!», по-тувински: «Байырлыг, кырган – авай!»
- Где мы с вами сегодня побывали? Помогли бабушке? Она вас поблагодарила за помощь, и я вас благодарю за занятие.