Лучший педагог года

Проект тематической недели «Как появилась речь»

Оксана Стрельникова
Проект тематической недели «Как появилась речь»
▼ Скачать + Заказать документы

Проект тематической недели «Как появилась речь»

Учителя-логопеды МБ ДОУ "Детский сад №17" Стрельникова О. С., Ковылина С. А., Гесс Ж. А.

Воспитатели логопедической группы: Тихонова Е. Л., Зарипова М. В.

«Сделать серьёзное занятие для ребёнка занимательным –

вот задача первоначального обучения»

К. Д. Ушинский

Темочки:

Введение в действие федеральных государственных образовательных стандартов к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования предполагает актуализацию комплексно-тематического принципа построения образовательного процесса. Практика проведения тематических недель обеспечивает рассмотрение определенного вопроса средствами образовательных областей с использованием разнообразных форм работы. При этом применяется метод погружения, что позволяет детям и взрослым не просто познакомиться с новыми для себя культурными явлениями и информацией, но и прожить несколько дней в атмосфере определенного события.

В старшем дошкольном возрасте особое значение для полноценного развития детей приобретает социализация личности. Важно как можно раньше пробудить, развить и повысить стремление к получению представлений о мире взрослых и предметах ближайшего социального окружения.

Актуальность проекта заключается в том, что у детей познавательное развитие, направленное на удовлетворение социального интереса формируется только при условии целенаправленного руководства со стороны взрослых. Интерес будет высоким, если ребенок будет активным участником педагогического процесса, если у него будет возможность лично исследовать, проявлять самостоятельность под умелым педагогическим руководством взрослого, который будет направлять ребенка, а не подменять. Участие детей в совместных проектах дает им возможность получить опыт разновозрастного взаимодействия. Именно взрослые поставят перед дошкольниками много вопросов, на которые они захотят найти ответы.

Цель проекта: освоение первоначальных представлений об истории устной и письменной речи

Задачи:

1. Сообщить элементарные сведения об истории возникновения устной и письменной речи; об образе жизни человека в древности;

2. Развивать интерес к отдельным ярким фактам истории и культуры человечества;

3. Приобщать к словесному искусству;

4. Развивать все компоненты устной речи в различных формах и видах детской деятельности;

5. Развивать познавательно - исследовательскую и продуктивную деятельность детей.

Ожидаемые результаты:

1. Уточнены и обогащены знания детей об истории устной и письменной речи;

2. Сформирован познавательный интерес к объектам социальной действительности и фактам из истории и культуры человека;

3. Сформирована мотивация получения знаний из художественной литературы;

4. Активизированы компоненты устной речи детей;

5. Освоены новые способы решения интеллектуальных и коммуникативных задач, адекватные возрасту.

Участники проекта: дети подготовительной группы, их родители, воспитатели, учитель-логопед

Тип проекта: кратковременный, практико-ориентированный, групповой

Срок реализации проекта: 4 неделя сентября

Этапы разработки и реализации проекта

Совместная деятельность детей и педагогов

Описание форм совместной деятельности

1. Беседа о появлении речи. Просмотр мультимедиа презентации.

Педагог проводит беседу с просмотром презентации «Как зарождалась речь». В ходе беседы дети знакомятся с образом жизни древних людей, с понятиями «пиктограмма», «устная речь», «письменная речь». В презентации показаны изображения первобытных людей, условия их жизни, фотографии наскальных рисунков, образцы пиктограмм в жизни современного человека.

2. Дидактическая игра «Расшифруй пиктограмму»

Детям предлагаются для расшифровки условные обозначения погодных явлений, дорожные знаки, спортивная символика, эмблемы магазинов и т. п.

3. Игра с элементами театрализации «Крокодил».

Дети с помощью мимики и жестов показывают задуманную или предложенную ситуацию. По итогам игры дети приходят к выводу о важности и необходимости устной речи.

4. Игровая ситуация «Письмо на бересте».

Детям предлагается нарисовать карандашом на бересте изображения предметов. В ходе игры дети делают вывод о пользе изобретения человеком бумаги.

5. Моделирование «Пиктограмма».

Дошкольники рисуют свои пиктограммы, отражающие свойства и качества предметов окружающего мира.

6. Музыкально-дидактическая игра «Речевые и неречевые звуки».

Ребенок, прослушивая в наушниках звук (транспорта, явления природы, птиц, животных, показывает с помощью жестов детям предмет или объект, который издает данный звук.

7. Просмотр и обсуждение мультфильма «Как было написано первое письмо» по сказке Р. Киплинга (Киевской киностудии научно-популярних фильмов, 1984 год)

После просмотра мультфильма с детьми обсуждается ситуация многовариантности прочтения изображенных символов. Дети осознают важность появления алфавита в истории развития человека.

8. Практическая мастерская «Нарисуй письмо другу».

Дошкольники с помощью пиктограммы рисуют другу письмо, изображая события выходного дня, а друг пытается понять смысл нарисованного, «прочитать» письмо.

9. Работа с энциклопедиями. Подбор и систематизация иллюстративного материала «Временная лента».

Рассматривая совместно с педагогом иллюстрации в энциклопедиях, дети получают представления о последовательности этапов возникновения устной и письменной речи.

11. Решение проблемной ситуации «О чем пишет древний человек?».

Педагог предлагает дошкольникам варианты писем древних людей, «читая» которые дети рассуждают, о чем или о ком написал древний человек. (Письма придуманы и нарисованы педагогом).

13. Совместная деятельность детей и родителей «Напиши письмо как древний человек».

Детям предоставляется возможность поделиться с родителями знаниями, полученными в детском саду об истории возникновения устной и письменной речи и применить их в совместной продуктивной деятельности. Информацию по данной теме родители могут получить на официальном сайте детского сада.

14. Составление и отгадывание загадок «Новое название знакомых предметов»

Педагог предлагает детям назвать предмет новым словом и объяснить, почему он так его назвал, основываясь на какие признаки, качества.

15. Чтение и обсуждение рассказа «На чём писали в Древнем Египте» из книги «Энциклопедия для умников и умниц. Древний Египет».

В ходе обсуждения и просмотра иллюстраций задаются вопросы, побуждающие детей к элементарным обобщениям о материалах, используемых для письма до появления бумаги.

Словарик педагога.

Пиктограмма - (от лат. pictus — рисовать и греч. — запись) — знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предмета или явления, на которые он указывает, чаще всего в схематическом виде. (Википедия)

Пиктограмма -ы; ж. [от лат. pictus - нарисованный и греч. gramma - запись, письменный знак] Спец. Условный рисунок с изображением каких-л. действий, событий, предметов и т. п. ; древнейшая форма письменности. (Большой толковый словарь русского языка. - 1-е изд-е: СПб. : Норинт С. А. Кузнецов. 1998)

Устная речь — форма речевой деятельности, включающая понимание звучащей речи и осуществление речевых высказываний в звуковой форме

Письменная речь — словесное общение посредством письма (с использованием графики). (Большой толковый словарь)

Литература

Волина, В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. - М., АСТ, 1996

Энциклопедия умников и умниц// пер. с англ. Т. Покидаевой. - М., Махаон, 2012

Весёлая азбука: Кн. Для воспитателей детского сада и родителей/ сост. Л. Е. Стрельцова. – М., Просвещение, 1994

Публикации по теме:

Проект «Откуда появилась бумага»Проект «Откуда появилась бумага» Проект "Откуда появилась бумага" Цель: Формирование устойчивого познавательного интереса детей к процессу открытия новых, необычных знаний.

Инновационный образовательный проект «В театр играем — речь развиваем» ИННОВАЦИОННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «В театр играем – речь развиваем» Актуальность Речь – самый простой и самый сложный способ самоутверждения.

Фотоотчет тематической недели «Космос»Фотоотчет тематической недели «Космос» Фото отчет тематической недели: Космос. Тема: Неделя космоса. Космос: планеты и звезды (День космонавтики-12 апреля) Цель: Добиться уточнения.

Фотоотчет тематической недели «Весна идёт!»Фотоотчет тематической недели «Весна идёт!» Вот и у нас на Охотском побережье наступила весна, не календарная, а самая что ни есть настоящая! Весело звенит апрельская капель, на дворах.

Проект «Развивая руки — развиваем речь» Паспорт проекта «Развивая руки – развиваем речь». Автор проекта: воспитатель Хлебородова Светлана Владимировна. Тип проекта: игровой, развивающий.

Проект тематической недели «Масленица» с детьми дошкольного возрастаПроект тематической недели «Масленица» с детьми дошкольного возраста Масленица — один из самых радостных и светлых праздников на Руси, который отмечается очень давно. Это весёлые проводы зимы, предвкушение.

Проект тематической недели «Наряды для кукол»Проект тематической недели «Наряды для кукол» Проект тематической недели «Наряды для кукол» Цель проекта: Придумать и изготовить наряды для кукол. Вовлечь каждого участника в активный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект тематической недели «Как появилась речь»
Опубликовано: 11 ноября 2024 в 14:10
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект тематической недели «Как появилась речь»» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Стрельникова (УИ 266560) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
16 марта 2025 воскресенье
Рисуем и играем с карандашами!
Профессиональный праздник работников сферы обслуживания!
17 марта 2025 понедельник
День Герасима Грачевника.
Играем в ателье, придумываем одежду!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД