Оксана Стрельникова
Проект тематической недели «Как появилась речь»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект тематической недели «Как появилась речь»
Учителя-логопеды МБ ДОУ "Детский сад №17" Стрельникова О. С., Ковылина С. А., Гесс Ж. А.
Воспитатели логопедической группы: Тихонова Е. Л., Зарипова М. В.
«Сделать серьёзное занятие для ребёнка занимательным –
вот задача первоначального обучения»
К. Д. Ушинский
Публикация «Проект тематической недели „Как появилась речь“» размещена в разделах
- Планирование по лексическим темам. Тематические недели
- Проекты. Проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» ноябрь 2024
Введение в действие федеральных государственных образовательных стандартов к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования предполагает актуализацию комплексно-тематического принципа построения образовательного процесса. Практика проведения тематических недель обеспечивает рассмотрение определенного вопроса средствами образовательных областей с использованием разнообразных форм работы. При этом применяется метод погружения, что позволяет детям и взрослым не просто познакомиться с новыми для себя культурными явлениями и информацией, но и прожить несколько дней в атмосфере определенного события.
В старшем дошкольном возрасте особое значение для полноценного развития детей приобретает социализация личности. Важно как можно раньше пробудить, развить и повысить стремление к получению представлений о мире взрослых и предметах ближайшего социального окружения.
Актуальность проекта заключается в том, что у детей познавательное развитие, направленное на удовлетворение социального интереса формируется только при условии целенаправленного руководства со стороны взрослых. Интерес будет высоким, если ребенок будет активным участником педагогического процесса, если у него будет возможность лично исследовать, проявлять самостоятельность под умелым педагогическим руководством взрослого, который будет направлять ребенка, а не подменять. Участие детей в совместных проектах дает им возможность получить опыт разновозрастного взаимодействия. Именно взрослые поставят перед дошкольниками много вопросов, на которые они захотят найти ответы.
Цель проекта: освоение первоначальных представлений об истории устной и письменной речи
Задачи:
1. Сообщить элементарные сведения об истории возникновения устной и письменной речи; об образе жизни человека в древности;
2. Развивать интерес к отдельным ярким фактам истории и культуры человечества;
3. Приобщать к словесному искусству;
4. Развивать все компоненты устной речи в различных формах и видах детской деятельности;
5. Развивать познавательно - исследовательскую и продуктивную деятельность детей.
Ожидаемые результаты:
1. Уточнены и обогащены знания детей об истории устной и письменной речи;
2. Сформирован познавательный интерес к объектам социальной действительности и фактам из истории и культуры человека;
3. Сформирована мотивация получения знаний из художественной литературы;
4. Активизированы компоненты устной речи детей;
5. Освоены новые способы решения интеллектуальных и коммуникативных задач, адекватные возрасту.
Участники проекта: дети подготовительной группы, их родители, воспитатели, учитель-логопед
Тип проекта: кратковременный, практико-ориентированный, групповой
Срок реализации проекта: 4 неделя сентября
Этапы разработки и реализации проекта
Совместная деятельность детей и педагогов
Описание форм совместной деятельности
1. Беседа о появлении речи. Просмотр мультимедиа презентации.
Педагог проводит беседу с просмотром презентации «Как зарождалась речь». В ходе беседы дети знакомятся с образом жизни древних людей, с понятиями «пиктограмма», «устная речь», «письменная речь». В презентации показаны изображения первобытных людей, условия их жизни, фотографии наскальных рисунков, образцы пиктограмм в жизни современного человека.
2. Дидактическая игра «Расшифруй пиктограмму»
Детям предлагаются для расшифровки условные обозначения погодных явлений, дорожные знаки, спортивная символика, эмблемы магазинов и т. п.
3. Игра с элементами театрализации «Крокодил».
Дети с помощью мимики и жестов показывают задуманную или предложенную ситуацию. По итогам игры дети приходят к выводу о важности и необходимости устной речи.
4. Игровая ситуация «Письмо на бересте».
Детям предлагается нарисовать карандашом на бересте изображения предметов. В ходе игры дети делают вывод о пользе изобретения человеком бумаги.
5. Моделирование «Пиктограмма».
Дошкольники рисуют свои пиктограммы, отражающие свойства и качества предметов окружающего мира.
6. Музыкально-дидактическая игра «Речевые и неречевые звуки».
Ребенок, прослушивая в наушниках звук (транспорта, явления природы, птиц, животных, показывает с помощью жестов детям предмет или объект, который издает данный звук.
7. Просмотр и обсуждение мультфильма «Как было написано первое письмо» по сказке Р. Киплинга (Киевской киностудии научно-популярних фильмов, 1984 год)
После просмотра мультфильма с детьми обсуждается ситуация многовариантности прочтения изображенных символов. Дети осознают важность появления алфавита в истории развития человека.
8. Практическая мастерская «Нарисуй письмо другу».
Дошкольники с помощью пиктограммы рисуют другу письмо, изображая события выходного дня, а друг пытается понять смысл нарисованного, «прочитать» письмо.
9. Работа с энциклопедиями. Подбор и систематизация иллюстративного материала «Временная лента».
Рассматривая совместно с педагогом иллюстрации в энциклопедиях, дети получают представления о последовательности этапов возникновения устной и письменной речи.
11. Решение проблемной ситуации «О чем пишет древний человек?».
Педагог предлагает дошкольникам варианты писем древних людей, «читая» которые дети рассуждают, о чем или о ком написал древний человек. (Письма придуманы и нарисованы педагогом).
13. Совместная деятельность детей и родителей «Напиши письмо как древний человек».
Детям предоставляется возможность поделиться с родителями знаниями, полученными в детском саду об истории возникновения устной и письменной речи и применить их в совместной продуктивной деятельности. Информацию по данной теме родители могут получить на официальном сайте детского сада.
14. Составление и отгадывание загадок «Новое название знакомых предметов»
Педагог предлагает детям назвать предмет новым словом и объяснить, почему он так его назвал, основываясь на какие признаки, качества.
15. Чтение и обсуждение рассказа «На чём писали в Древнем Египте» из книги «Энциклопедия для умников и умниц. Древний Египет».
В ходе обсуждения и просмотра иллюстраций задаются вопросы, побуждающие детей к элементарным обобщениям о материалах, используемых для письма до появления бумаги.
Словарик педагога.
Пиктограмма - (от лат. pictus — рисовать и греч. — запись) — знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предмета или явления, на которые он указывает, чаще всего в схематическом виде. (Википедия)
Пиктограмма -ы; ж. [от лат. pictus - нарисованный и греч. gramma - запись, письменный знак] Спец. Условный рисунок с изображением каких-л. действий, событий, предметов и т. п. ; древнейшая форма письменности. (Большой толковый словарь русского языка. - 1-е изд-е: СПб. : Норинт С. А. Кузнецов. 1998)
Устная речь — форма речевой деятельности, включающая понимание звучащей речи и осуществление речевых высказываний в звуковой форме
Письменная речь — словесное общение посредством письма (с использованием графики). (Большой толковый словарь)
Литература
Волина, В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. - М., АСТ, 1996
Энциклопедия умников и умниц// пер. с англ. Т. Покидаевой. - М., Махаон, 2012
Весёлая азбука: Кн. Для воспитателей детского сада и родителей/ сост. Л. Е. Стрельцова. – М., Просвещение, 1994