Лучший педагог года

Проект тематической недели «Как появилась речь»

Оксана Стрельникова
Проект тематической недели «Как появилась речь»
▼ Скачать + Заказать документы

Проект тематической недели «Как появилась речь»

Учителя-логопеды МБ ДОУ "Детский сад №17" Стрельникова О. С., Ковылина С. А., Гесс Ж. А.

Воспитатели логопедической группы: Тихонова Е. Л., Зарипова М. В.

«Сделать серьёзное занятие для ребёнка занимательным –

вот задача первоначального обучения»

К. Д. Ушинский

Публикация «Проект тематической недели „Как появилась речь“» размещена в разделах

Введение в действие федеральных государственных образовательных стандартов к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования предполагает актуализацию комплексно-тематического принципа построения образовательного процесса. Практика проведения тематических недель обеспечивает рассмотрение определенного вопроса средствами образовательных областей с использованием разнообразных форм работы. При этом применяется метод погружения, что позволяет детям и взрослым не просто познакомиться с новыми для себя культурными явлениями и информацией, но и прожить несколько дней в атмосфере определенного события.

В старшем дошкольном возрасте особое значение для полноценного развития детей приобретает социализация личности. Важно как можно раньше пробудить, развить и повысить стремление к получению представлений о мире взрослых и предметах ближайшего социального окружения.

Актуальность проекта заключается в том, что у детей познавательное развитие, направленное на удовлетворение социального интереса формируется только при условии целенаправленного руководства со стороны взрослых. Интерес будет высоким, если ребенок будет активным участником педагогического процесса, если у него будет возможность лично исследовать, проявлять самостоятельность под умелым педагогическим руководством взрослого, который будет направлять ребенка, а не подменять. Участие детей в совместных проектах дает им возможность получить опыт разновозрастного взаимодействия. Именно взрослые поставят перед дошкольниками много вопросов, на которые они захотят найти ответы.

Цель проекта: освоение первоначальных представлений об истории устной и письменной речи

Задачи:

1. Сообщить элементарные сведения об истории возникновения устной и письменной речи; об образе жизни человека в древности;

2. Развивать интерес к отдельным ярким фактам истории и культуры человечества;

3. Приобщать к словесному искусству;

4. Развивать все компоненты устной речи в различных формах и видах детской деятельности;

5. Развивать познавательно - исследовательскую и продуктивную деятельность детей.

Ожидаемые результаты:

1. Уточнены и обогащены знания детей об истории устной и письменной речи;

2. Сформирован познавательный интерес к объектам социальной действительности и фактам из истории и культуры человека;

3. Сформирована мотивация получения знаний из художественной литературы;

4. Активизированы компоненты устной речи детей;

5. Освоены новые способы решения интеллектуальных и коммуникативных задач, адекватные возрасту.

Участники проекта: дети подготовительной группы, их родители, воспитатели, учитель-логопед

Тип проекта: кратковременный, практико-ориентированный, групповой

Срок реализации проекта: 4 неделя сентября

Этапы разработки и реализации проекта

Совместная деятельность детей и педагогов

Описание форм совместной деятельности

1. Беседа о появлении речи. Просмотр мультимедиа презентации.

Педагог проводит беседу с просмотром презентации «Как зарождалась речь». В ходе беседы дети знакомятся с образом жизни древних людей, с понятиями «пиктограмма», «устная речь», «письменная речь». В презентации показаны изображения первобытных людей, условия их жизни, фотографии наскальных рисунков, образцы пиктограмм в жизни современного человека.

2. Дидактическая игра «Расшифруй пиктограмму»

Детям предлагаются для расшифровки условные обозначения погодных явлений, дорожные знаки, спортивная символика, эмблемы магазинов и т. п.

3. Игра с элементами театрализации «Крокодил».

Дети с помощью мимики и жестов показывают задуманную или предложенную ситуацию. По итогам игры дети приходят к выводу о важности и необходимости устной речи.

4. Игровая ситуация «Письмо на бересте».

Детям предлагается нарисовать карандашом на бересте изображения предметов. В ходе игры дети делают вывод о пользе изобретения человеком бумаги.

5. Моделирование «Пиктограмма».

Дошкольники рисуют свои пиктограммы, отражающие свойства и качества предметов окружающего мира.

6. Музыкально-дидактическая игра «Речевые и неречевые звуки».

Ребенок, прослушивая в наушниках звук (транспорта, явления природы, птиц, животных, показывает с помощью жестов детям предмет или объект, который издает данный звук.

7. Просмотр и обсуждение мультфильма «Как было написано первое письмо» по сказке Р. Киплинга (Киевской киностудии научно-популярних фильмов, 1984 год)

После просмотра мультфильма с детьми обсуждается ситуация многовариантности прочтения изображенных символов. Дети осознают важность появления алфавита в истории развития человека.

8. Практическая мастерская «Нарисуй письмо другу».

Дошкольники с помощью пиктограммы рисуют другу письмо, изображая события выходного дня, а друг пытается понять смысл нарисованного, «прочитать» письмо.

9. Работа с энциклопедиями. Подбор и систематизация иллюстративного материала «Временная лента».

Рассматривая совместно с педагогом иллюстрации в энциклопедиях, дети получают представления о последовательности этапов возникновения устной и письменной речи.

11. Решение проблемной ситуации «О чем пишет древний человек?».

Педагог предлагает дошкольникам варианты писем древних людей, «читая» которые дети рассуждают, о чем или о ком написал древний человек. (Письма придуманы и нарисованы педагогом).

13. Совместная деятельность детей и родителей «Напиши письмо как древний человек».

Детям предоставляется возможность поделиться с родителями знаниями, полученными в детском саду об истории возникновения устной и письменной речи и применить их в совместной продуктивной деятельности. Информацию по данной теме родители могут получить на официальном сайте детского сада.

14. Составление и отгадывание загадок «Новое название знакомых предметов»

Педагог предлагает детям назвать предмет новым словом и объяснить, почему он так его назвал, основываясь на какие признаки, качества.

15. Чтение и обсуждение рассказа «На чём писали в Древнем Египте» из книги «Энциклопедия для умников и умниц. Древний Египет».

В ходе обсуждения и просмотра иллюстраций задаются вопросы, побуждающие детей к элементарным обобщениям о материалах, используемых для письма до появления бумаги.

Словарик педагога.

Пиктограмма - (от лат. pictus — рисовать и греч. — запись) — знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предмета или явления, на которые он указывает, чаще всего в схематическом виде. (Википедия)

Пиктограмма -ы; ж. [от лат. pictus - нарисованный и греч. gramma - запись, письменный знак] Спец. Условный рисунок с изображением каких-л. действий, событий, предметов и т. п. ; древнейшая форма письменности. (Большой толковый словарь русского языка. - 1-е изд-е: СПб. : Норинт С. А. Кузнецов. 1998)

Устная речь — форма речевой деятельности, включающая понимание звучащей речи и осуществление речевых высказываний в звуковой форме

Письменная речь — словесное общение посредством письма (с использованием графики). (Большой толковый словарь)

Литература

Волина, В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. - М., АСТ, 1996

Энциклопедия умников и умниц// пер. с англ. Т. Покидаевой. - М., Махаон, 2012

Весёлая азбука: Кн. Для воспитателей детского сада и родителей/ сост. Л. Е. Стрельцова. – М., Просвещение, 1994

Публикации по теме:

Проект «Откуда появилась бумага»Проект «Откуда появилась бумага» Проект "Откуда появилась бумага" Цель: Формирование устойчивого познавательного интереса детей к процессу открытия новых, необычных знаний.

Инновационный образовательный проект «В театр играем — речь развиваем» ИННОВАЦИОННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «В театр играем – речь развиваем» Актуальность Речь – самый простой и самый сложный способ самоутверждения.

Фотоотчет тематической недели «Космос»Фотоотчет тематической недели «Космос» Фото отчет тематической недели: Космос. Тема: Неделя космоса. Космос: планеты и звезды (День космонавтики-12 апреля) Цель: Добиться уточнения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект тематической недели «Как появилась речь»
Опубликовано: 11 ноября 2024 в 14:10
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект тематической недели «Как появилась речь»» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Стрельникова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД