Женнет
Проект «Юный исследователь» с детьми первой младшей группы
Юный исследователь
Цель: формирование у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Сроки работы над темой: 2024 - 2025уч. г.
Задачи:
1. Активировать желание детей искать пути разрешения проблемной ситуации.
2. Формировать способности пристально и целенаправленно исследовать объект.
3. Развивать начальные предпосылки исследовательской деятельности.
4. Формировать способы познания путем сенсорного анализа.
Публикация «Проект „Юный исследователь“ с детьми первой младшей группы» размещена в разделах
Прогнозируемый результат: у детей происходит формирование познавательного интереса, развивается наблюдательность, мыслительная деятельность.
Актуальность: потребность в новых впечатлениях и знаниях является одной из фундаментальных потребностей, лежащих в основе как познавательного, так и общего психического развития детей дошкольного возраста. Познание мира живой и неживой природы, установление причинно-следственных связей происходят успешнее в процессе опытнической деятельности и экспериментирования. Исследовательская деятельность зарождается уже в раннем детстве, поначалу представляя просто как будто бесцельное экспериментирование с вещами, игрушками. В ходе такого экспериментирования ребенок начинает различать предметы по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия – происходит внешнее действие с предметами. Проводя простую манипуляцию с предметами и наблюдая, малыш познает окружающий мир, развивает интеллект. С самого рождения детей окружают различные явления неживой природы: солнце, ветер, звездное небо, хруст снега под ногами. Дети с интересом собирают камни, ракушки, играют с песком и водой; предметы и явления неживой природы входят в их жизнедеятельность, являются объектами наблюдения и игры. Это обстоятельство делает возможным систематическое ознакомление детей с явлениями окружающего мира.
Эксперимент в детском саду позволяет знакомить детей с конкретными исследовательскими методами, с различными способами измерений, с правилами техники безопасности при проведении эксперимента. Дети сначала с помощью взрослых, а затем и самостоятельно выходят за пределы знаний и умений, полученных в специально организованных видах деятельности, и создают новый продукт – постройку, сказку, насыщенный запахами воздух и т. п. Так эксперимент связывает творческие проявления с эстетическим развитием ребенка.
Этапы работы по самообразованию:
1 этап – информационно-аналитический (сбор научной и учебно-методической литературы).
2 этап – составление перспективного плана работы на учебный год.
3 этап – практический.
4 этап – подведение итогов.
1 этап (сентябрь)
- Изучение методической литературы по проблеме развития познавательной активности дошкольников через экспериментирование;
- ознакомление с материалом по теме в сети Интернет;
- обобщение материала.
2 этап (сентябрь)
- Анализ результатов диагностики уровня познавательной активности дошкольников через экспериментирование;
- разработка консультаций, буклетов, анкетирования для родителей;
- разработка перспективного планирования с дошкольниками по теме «Юный исследователь». Опытно-экспериментальная деятельность с детьми 1 младшей группы.
- усовершенствование предметно-развивающей среды группы.
3 этап (практический)
Работа с детьми
Октябрь
1. «Вода-водица».
Цель: способствование накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воды: бывает холодная и теплая, смачивает предметы, течет, брызгает капельками.
2. «Вода-водица».
Цель: формирование умения зачерпывать воду, переливать, выливать, собирать воду губкой, тряпочкой.
Ноябрь
1. «Камешки».
Цель: формирование представления детей о свойствах камней: тяжелые, крепкие, твердые; по просьбе взрослого выбирать камни по размеру, цвету, гладкости и пр.
2. «Камешки».
Цель: ознакомление детей с тем, что предметы в воде могут тонуть, а могут плавать на поверхности воды.
Декабрь
1. «Я пеку, пеку, пеку…».
Цель: расширение знаний детей о свойствах мокрого песка; формирование умения правильно лепить.
2. «Пирожки для мишки».
Цель: расширение знаний детей о свойствах мокрого и сухого песка: мокрый лепится, прилипает к рукам; сухой сыплется, не сыплется, не прилипает, рыхлый.
Январь
1. «Красивая елка».
Цель: формирование представлений детей о том, что на морозе вода замерзает, превращается в лед.
2. «Снег-снежок».
Цель: развитие представлений о свойствах снега: холодный, может лепиться, в тепле тает, становится водой.
Февраль
1. «Твердое – мягкое».
Цель: формирование представления детей о свойствах предметов: твердые – мягкие.
2. «Дует, дует ветер…».
Цель: развитие представления о ветре: дует, качает предметы.
Март
1. «Ветки в вазе».
Цель: развитие представления о том, что для жизни растениям нужны вода и тепло.
2. «Посадка лука».
Цель: развитие представления о том, что для роста растениям нужны земля, вода, тепло.
Апрель
1. «Солнышко, посвети…».
Цель: развитие представления о том, что солнце греет и светит.
2. «Солнечные зайчики».
Цель: формирование у детей представления о том, что в солнечную погоду можно поймать зеркалом солнечного зайчика.
Май
1. «Мыльные пузыри».
Цель: развитие представления о том, что из мыла можно выдувать пузыри.
4 этап (май) – подведение итогов; представление наработанных материалов, обмен опытами с коллегами.
Работа с родителями:
1. Родительское собрание «Исследовательская деятельность дошкольника».
2. Наглядная информация для родителей «Построим из снега и льда».
3. Консультация для родителей «Советы мамам, папам, бабушкам и дедушкам».
Изучение литературы по теме:
Нищева Н. В. Сборник материалов «Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ» :
1. Юрина Н. В. «Перспективное планирование работы по опытно-экспериментальной деятельности в разных возрастных группах».
2. Шаброва М. И., Деннер Л. А. «Перспективный план работы организации игр с песком и водой».