Елена Ступник
Проект «Страницы семейного альбома»
▼ Скачать + Заказать документы
Страницы семейного альбома
Ведь земля для русского
человека, - это источник жизни,
и связь поколений, и родной дом,
семья, и пашня и степь
В. М. Шукшин
Гипотеза
Если в процессе совместной деятельности будет осуществляться знакомство участников проекта с творчеством и жизнью В. М. Шукшина, то это будет способствовать к пробуждению нравственного роста дошкольников.
Цель проекта
Создать условия для становления основ гражданско- патриотического поведения у участников проекта посредством знакомства с жизнью и творчеством В. М. Шукшина.
Публикация «Проект „Страницы семейного альбома“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2015
Основные задачи проекта
- Создать условия для развития интереса к исследовательской деятельности по изучению истории рода Шукшина, способствовать становлению представлений о роде, поколении, семейных традициях;
- В совместной деятельности родителей и детей, помочь ребенку узнать родословную семьи В. М. Шукшина;
- Организовать события, побуждающие детей и родителей к творческому самовыражению, поддержанию традиций своей семьи, вызывающие желание оказывать позитивное влияние на устройство и быт родного дома;
- Расширить представления детей о различных аспектах обыгрываемой сферы социальной деятельности, знакомя с предметами быта.
Проблемная ситуация:
1. Встреча педагога с родителями «Что мы знаем о В. М. Шукшине».
Инициатором данной встречи является педагог. Он выходит с предложением обсудить возможность изучения жизни и творчества В. М. Шукшина, его семьи её традиций совместно с детьми дошкольного возраста. Педагог проводит анкетирование среди собравшихся родителей, результаты которого тут же озвучиваются. Родители высказывают свои мнения о том, с чего можно начать. Среди них звучит предложение, что, прежде всего надо изучать свою семью. А как можно на примере семьи В. М. Шукшина обогащать знания и представления дошкольников о современной семье?
2. Педагог рассказывает детям, что сегодня по пути на работу наблюдал такую ситуацию. Шла мама с двумя сыновьями, один постарше, его звали Саша, и младший Костя. Саша просил, чтобы мама купила ему машинку, на что мама сказала: «Подожди, сынок, у меня очень болит голова, пойдем, скорее, домой, а машинку я куплю в другой раз». Но Саша не хотел слышать маму и не обращал внимания на ее слова о головной боли, дергал маму за рукав шубы и просил: «Купи, ну купи!». А Костя, услышав, что мама заболела, забеспокоился и стал гладить ее и говорить: «Потерпи, мамочка, сейчас придем домой, полежишь и все пройдет. А я тебе сказку расскажу». Как вы считаете, кто из детей прав? Чтобы вы сказали Косте? Что вы скажете о Саше? Кто из детей вам более симпатичен своим поведением? Почему? Что чувствовала мама? А как бы вы поступили в этой ситуации?
3. В группу пришли дети старшего дошкольного возраста со своим воспитателем, работающей над своим проектом, тоже посвященному жизни и творчеству В. М. Шукшина. Они предложили поделиться своим накопленным материалом. Педагог спросил: «В какой форме мы можем это представить?». Дети стали предлагать разные варианты – экскурсия, рассказы, обмен фотографиями и другие. Но самой интересной для всех показалась форма проведения праздника.
Основные этапы.
1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Цель – способствовать повышению мотивации участников для совместной деятельности в проекте.
Задачи:
- расширять представление о быте, взаимоотношениях, традициях крестьянской семьи. (На примере семьи В. М. Шукшина);
- обогащать знания детей о современной семье и её традициях;
- способствовать развитию доброжелательности, внимательного отношения к близким, родителям, развитию чувства радости и сорадости.
Предполагаемый результат: Возникновение мотивации и познавательной активности у участников совместной деятельности, создание единой команды детей и взрослых.
Тема Деятельность педагога
с детьми с родителями
Детство В. М. Шукшина
Участие в совместной деятельности по сбору различного материала о В. М Шукшине, о семьях воспитанников группы.
Рассматривание фотографий, чтение отрывков из биографии В. М. Шукшина.
«Моя семья» Оформление семейного альбома В. М. Шукшина.
(См. Прил. № 1)
«Быт крестьянской семьи В. М. Шукшина»
Организация совместной экскурсии в музей ДОУ (печка, лавка, прялка). (См. Прил. № 2)
«Семья человека». Рассказы о братьях и сестре В. М. Шукшина, о трудном детстве Шукшина
Вовлечение в деятельность по оформлению стенда. Оформление фотографий и рисунков, представляющих свою семью на стенде «Мои родители»
2. ОСНОВНОЙ ЭТАП
Цель: Организовать деятельность для реализации задач по становлению основ гражданско-патриотического поведения участников проекта через знакомство с жизнью и творчеством В. М Шукшина.
Задачи:
- Обогащать практический опыт дошкольников через проигрывание проблемно- игровых ситуаций нравственного характера;
- Способствовать развитию поисково-исследовательской деятельности участников проекта;
- Развивать чувства любви, ответственности, опыт сотрудничества через изучение творчества и жизни В. М. Шукшина;
- Раскрывать индивидуальные возможности и способности каждого участника в процессе совместной деятельности;
- Способствовать развитию творческого мышления и креативного потенциала детей.
Предполагаемый результат:
- Становление основ гражданско-патриотического поведения у участников проектировочной деятельности через развитие навыка совместной работы, привитие чувства гордости и уважения к труду;
- Развитие чувств сорадости, сочувствия, желание оказать помощь;
- Умение строить дружеские взаимоотношения с членами семьи, близкими, окружающими людьми;
Тема Деятельность педагога
с детьми с родителями
«Мама грустная»,
«Мама устала, легла отдохнуть» Проигрывание различных ситуаций, и их обсуждение
(См. Прил. № 3) Консультация-практикум тема: Решение проблемных ситуаций Как бы вы поступили в данной ситуации? Почему вы считаете, что так лучше? Есть другое мнение?
Приведение примеров, решение проблем из личного опыта
В. М. Шукшин и его мама Рассказ воспитателя об отношениях сына и матери. Чтение отрывков из письма сына к матери, и обсуждение по прочитанному.
См. Приложение № 4 Участие в составлении рассказов о взаимоотношениях в своей семье
Раскроем «Тайну пословиц» Разучивание пословиц и поговорок о маме. Совместное обсуждение смысла пословиц о маме. (См. Прил. № 5)
«Шукшин в живописи» Рассмотривание картины И. С. Хайрулинова «Сны матери», И. М. Мамонтов «Мать и сын», беседа по их содержанию
(См. Прил. № 6) Предложить вниманию родителей представленные репродукции картин
Помнить и любить Воспоминания о брате – сестра Наталья Макаровна Зиновьева
(См. Приложение № 7)
«Хорошо – плохо», «Я в будущем»,
«Моя семья» Дидактические игры
См. Приложение № 8 Оказание помощи в проведении игр
«Народные детские игры» «Пятнашки», «Салки», «Колдуны», «Лапта»
Участие родителей и детей в народных детских играх
(См. Прил. № 9)
«Наш Шукшин»
Обогащение художественно-эстетического центра предметами и материалами связанные с жизнью и творчеством В. М. Шукшина Помощь в подборе художественной литературы, фотоматериалов и видеоматериалов.
«Вот моя деревня», «Бык», «Жатва»
Чтение отрывков из произведений В. М. Шукшина и беседа о прочитанном Предложить вниманию родителей представленные рассказы Шукшина
Шукшин для меня Мини-сочинение родителей
(См. Прил. № 10)
Моя семья Совместная творческая работа детей и родителей
(См. Прил. № 11)
Познавательное занятие «Любовь к маме»
Участие взрослых и детей в познавательном занятии
(См. Приложение №12)
3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП.
Цель: Совместное проживание праздничного действа.
Задачи:
- Создать условия дл возникновения ощущений сопричастности, сорадости, сотворчества, сопереживания у всех участников совместной деятельности;
- Способствовать укреплению внутрисемейных традиций и традиций взаимодействия семьи и ДОУ;
- Способствовать сохранению эмоциональной памяти и национальной гордости своим великим земляком В. М. Шукшиным.
Предполагаемый результат:
Обогащение эмоциональной сферы участников проекта новыми впечатлениями. Способствовать сохранению и укреплению у участников проекта внутрисемейных связей и традиций взаимодействия ДОУ.
Тема Деятельность педагога
с детьми с родителями
Подготовка к празднику
«Праздник дружного дома» Разучивание стихов, песен, оформление макетов Помощь в создании презентаций, слайд-шоу, семейных альбомов, альбома «Семья нашей группы», макетов: крестьянской избы, современной квартиры и другие.
«Праздник дружного дома» См. Приложение № 13 Участие в праздничном действе
«Подведем итоги» Участие в обсуждении, подведение итогов проекта, определение перспектив дальнейшего его развития
Перспективы развития проекта
Литературный вечер, посвященный В. М. Шукшину.
Презентация опыта ознакомления дошкольников с семьей В. М. Шукшина.