МКДОУ детский сад №4 "Золотой петушок
Краткосрочный проект в подготовительной группе «Масленица широкая»
▼ Скачать + Заказать документы
Краткосрочный проект в подготовительной группе «Масленица широкая»
Автор проекта муз. руководитель Колесникова Е. В.
Тема: «Широкая масленица»
Тип проекта : познавательно - творческий, краткосрочный.
Участники проекта : воспитатели, дети, родители, музыкальный руководитель.
Публикация «Краткосрочный проект в подготовительной группе „Масленица широкая“» размещена в разделах
- Масленица. Русский народный праздник
- Подготовительная группа
- Проекты на тему Масленицы и масленичной недели
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Сроки реализации проекта : с 4 по 10 марта 2019 г. Возраст детей: 6-7 лет.
Актуальность проекта :
Внедрение метода проектов в воспитательный процесс дошкольного образования обеспечивает у детей развитие любознательности, уверенности в себе, умения самостоятельно мыслить, фантазировать; помогает наполнить жизнь детей интересными делами, яркими впечатлениями, радостью творчества. Любая тема в проекте рассматривается всесторонне. Дети с удовольствием включатся в совместную деятельность, предлагают свои способы решения проблем. Знания, полученные таким способом, запоминаются надолго. Это происходит благодаря тому, что в проекте интегрируются различные образовательные области, виды детской деятельности, формы работы с детьми.
Тема проекта «Широкая масленица» является актуальной. Россия богата своими традициями, передающимися из поколения в поколение, и Масленица – один из самых любимых всеми, народный праздник, происходящий в конце зимы, всегда отмечался ярко, шумно и весело, с блинами, ярмарками и скоморохами. Масленица навсегда оставляет самые светлые впечатления, прививая интерес к историческому прошлому страны. В результате реализации этого проекта дети узнают новые песни, пляски, игры. У детей формируется познавательный интерес, воспитывается эмоциональное, положительное отношение к традициям.
Цель:
Повышение интереса к традициям русского народа (праздник Масленица).
Задачи:
• Расширять представления детей о русском обрядовом празднике «Масленица»;
• Познакомить с различными жанрами устного народного творчества.
• Развивать интерес к русским народным традициям;
• Развивать художественно – творческую деятельность путем ознакомления с предметами декоративно – прикладного искусства русской культуры.
• Содействовать формированию сотрудничества в детско-родительских отношениях;
• Воспитывать патриотизм, основанный на традициях народа;
• Формировать любовь к Родине, ее традициям.
Формы реализации проекта :
• Беседы по теме;
• Совместная творческая деятельность;
• Создание творческих работ детей и родителей;
• Разучивание закличек, частушек, русских народных песен, игр;
• Тематическое занятие.
Этапы реализации проекта
Подготовительный :
• Разработка содержания проекта, составление плана работы;
• Подбор информации и материалов для реализации проектных мероприятий (народные игры - забавы, частушки, иллюстрации, фонограмма с русскими народными песнями, тематическое занятие);
• Изготовление атрибутов для проведения подвижных игр;
• Подбор материалов для продуктивной деятельности;
• Заучивание закличек, частушек;
• Изготовление стенгазеты «С масленицей».
Основной:
• Проведение тематического занятия;
• Художественно-творческая деятельность.
• Разучивание масленичных частушек, русских народных песен, закличек;
• Прослушивание музыкальных композиций.
Заключительный:
• Оформление коллажа «Масленица»;
• Оформление и выпуск сборника рецептов «Блинный пир на весь мир»;
Взаимодействие с родителями:
• Рецепты приготовления блинов для выпуска сборника «Блинный пир на весь мир!»;
• Приготовление блинов для чаепития;
Тематическое планирование
Понедельник беседа «Встреча» (происхождение масленицы)
Тематическое занятие «Госпожа Масленица»
Разучивание масленичных частушек, народная хоровод - «Весну встречаем»
Катание с горки Чтение закличек, произведения
Д. Кузнецова «Блины»
Рисование «Тарелочка для блинов» (хохломская роспись)
Народная игра – забава «Поезд»
ИГРА «ПОЕЗД»
Дети движутся паровозиком и держатся за ту часть тела, которую называет ведущий
- Едим пирог Медовый Колос, держимся за пояс!
-Пьём молоко с пенкой- держимся за коленки!
- Едим Ватрушки- держимся за ушки
- Блинчики погреем- держимся за шею!
-Налетай на сметану, ребятки- держимся за пятки!
-Пьём компот- держимся за живот!
- Пряники пойдут на вечер- держимся за плечи!
Вторник «Заигрыш»
Во вторник молодежь каталась на санках и эти катания продолжались до конца недели. Сани и санки украшали пестрыми цветными лоскутами, колокольчиками и бубенчиками. Лошадей, которых запрягали в сани тоже не забывали, в эти праздничные дни они носились по селам очень нарядными, в разноцветных сбруях, дугах. На заигрышах парни выбирали себе невест, а девушки – женихов. Накатавшись на санях, народ ходил по гостям и угощался блинами.
Изготовление «Масленичного солнышка»
Народная игра – забава «Перетягивание каната»
Хороводная игра «Едет Масленица»
Катание на санках. Загадки о весне и зиме
Слушание песни «Ой, блины, мои блины»
Народная игра - забава «Кто быстрее на метле?»
Среда «Лакомка»
Беседа «Значение и символика блинов»
Замешивание и выпечка блинов.
Народная игра – забава «Блинная эстафета»
Рисунки на снегу Разучивание русской народной песни «Масленица»
Чаепитие с блинами
Четверг «Разгуляй»
Разгул с четверга начинались массовые гуляния в селах. Соломенное чучело снова весь день катали на санях, вместе с ним ездили ряженые, с песнями и плясками народ выходил на улицу. Нередко застолья приобретали коллективный характер. Но самым главным занятием этого дня было взятие снежной крепости, которая к четвергу становилась очень прочной и крепкой. Все желающие принять участие в игре делились на команды и одни обороняли выстроенную крепость, а другие, напротив, штурмовали ее. Победители подергались почетному купанию в проруби, особо отличившиеся ратники потчевались вином.
Чтение масленичных закличек
Хороводная игра «Заинька, попляши» Слушание песни «Как на Масленой недели»
Рисование «Масленица»
Исполнение русских народных песен Народная игра - забава «Горелки»
Игры в «снежки», народная игра - забава «Ручеёк»
Пятница «Тёщины вечера»
Тещины вечерки. В пятницу тещи отправлялись в гости в семьи своих дочерей. Зять лично шел к теще и, кланяясь в пояс, приглашал тещу к себе. В знак согласия теща отправляла с зятем в дом дочери все необходимую утварь, чтобы печь блины: сковородки, миски, плошки и прочее. Тесть же отправлял муку и молоко. Смыслом таких действий было налаживание отношений в семьях. Зять приглашал в дом и других гостей, чтобы таким образом показать теще свое уважение и почет.
Беседа: «Что мы узнали о Масленице»
Проводы Масленицы и Прощеное Воскресенье
В этот день провожали Масленицу, снова возили по селу в санях чучело Масленицы в сопровождении тех же ряженых, выехав за околицу, устраивали песни и хороводы и сжигали чучело. После этого расходились по домам. В последний день праздника было принято просить друг у друга прощение за старые обиды. После окончания Масленицы в понедельник наступал строгий Великий пост.
После беседы мы с детьми пошли на уличные гуляние масленицы.
Развлечение «Прощай, Масленица!»
Скоморох : Здравствуйте, ребята дорогие, маленькие и большие!
Здравствуйте, гости, милости просим!
Мы зовем к себе всех тех,
Кто любит веселье и смех.
Ведущий: Мы зиму провожаем, весну встречаем!
Масленицу широкую открываем, веселье начинаем!
А сейчас по старинному обычаю нужно Зиму проводить, Весну - красную встретить.
Мы по кругу все пойдём,
Дружно спляшем и споём.
Песня- хоровод "Весну встречаем"
Скоморох. А может, вы не знаете, что это за Масленица такая?
Дети: Знаем.
Скоморох: А вот это мы сейчас проверим. Ответьте-ка на вопросы:
1. Что встречает Масленица? (Весну.)
2. А что провожает? (Зиму.)
3. Что является символом Масленицы? (Блины.)
4. Какие пословицы о Масленице вам известны? (Не все коту Масленица, будет и Великий пост. Блин — не клин, брюхо не расколет.
Не житье-бытье, а Масленица и др.).
Молодцы, ребята! Кажется, я что-то слышу!
Ведущий: Поднимайся, настроение -
К нам Масленица идет без промедления!
Иди сюда, Масленица-кривошейка,
Встретим тебя хорошенько!
Под русскую народную мелодия – скоморох вносит чучело Масленицы
Ребёнок. Идет Масленица,
Красна - распрекрасна!
Масленица-кривошейка,
Встретим тебя хорошенько!
Сыром, маслом да яйцом,
И румяным калачом!
Ребёнок. Масленица! Масленица!
В гости к нам пришла!
Масленица! Масленица!
Счастья принесла!
Масленица! Масленица!
Зиму унеси!
Масленица! Масленица!
К нам весна приди!
Песня «Как вставала я ранешенько»
Ведущий: Живет Масленица семь деньков, Оставайся, Масленица, семь годков! А вы знаете, что Масленица предшествует Великому посту. Она длится всего неделю, и эту неделю можно плясать веселиться, кататься с горок, устраивать состязания и есть блины. А еще у каждого дня масленичной недели есть свое название. Давайте с вами узнаем (вспомним, как называются каждый из дней масленицы.
1. Понедельник первый вечно
и называется он «встреча»,
В этот день Весну встречают,
И блины печь начинают!
2. Вторник – «заигрыш» зовется,
Ходят все друг к другу в гости,
3. Среда – лакомка называется,
Вот тут все точно объедаются!
4. Ну, а что же с четвергом,
Четверг зовется «перелом»
С этого дня все меняется
И разгулье начинается!
5. «Тещины вечорки» пятница называется,
В этот день зятья к тещам в гости собираются!
6. А суббота – день семейный,
Зовется «золовкины посиделки»
В этот день невеста родных в гости принимает,
А золовкам всем подарки дарит!
7. У воскресенья званий много,
Но скажем лишь одно мы,
Прощенное зовется воскресенье,
И просят все друг у друга прощения
Скоморох : Эй, детишки-ребятишки, а вы знаете, что Масленица любит, когда народ не скучает, а в веселые игры играет! Давайте и мы поиграем в веселую игру.
ИГРА «ПОЕЗД»
Дети движутся паровозиком и держатся за ту часть тела, которую называет ведущий
- Едим пирог Медовый Колос, держимся за пояс!
-Пьём молоко с пенкой- держимся за коленки!
- Едим Ватрушки- держимся за ушки
- Блинчики погреем- держимся за шею!
-Налетай на сметану, ребятки- держимся за пятки!
-Пьём компот- держимся за живот!
- Пряники пойдут на вечер- держимся за плечи!
Ведущий. Молодцы, ребята, Масленица вам блинов напечет, блинами угостит.
Скоморох. Зачем ей печь, у меня же есть волшебный бубен, я в него 3 раза ударю, появится колдун- бедун, что хочешь исполнит (бьет в бубен).
Входит Баба- Яга.
Баба- Яга. Что это за незваные гости тут ко мне явились, да еще меня беспокоят. А-А, да это же детки! Да какие же все хорошенькие, пухленькие. Ребятушки! Как же это вы догадались меня вызвать сами.
Ведущий. Баба-Яга, это мы вызывали Колдуна, мы Масленицу провожаем, хотели, чтобы она нас блинами угостила.
Баба- Яга. Ага! Понятно! Блинами я и сама рада бы угоститься, да только их заработать надо. А вот я вас сейчас испытаю, какие вы смелые да ловкие, стоит ли вас угощать блинами.
Игра «Кто обгонит Бабу- Ягу на метле»
Баба яга. А, теперь посмотрим, как вы со сковородой можете управляться.
Эстафета «Перенеси блины»
Участвуют две команды, у первого в руках сковорода. Берут «блин» (желтые кружки от пирамидок) кладут на сковороду и переносят на поднос, возвращаются в команду, отдают сковороду следующему игроку.
Баба Яга. Ну, надо же! А вы и впрямь смелые да ловкие. Ну, а последнее состязание со мной вам ни за что не выиграть.
Эй! Весёлый наш народ,
Ловкий, быстрый хоровод!
Если дружно взять канат,
Потянуть вперёд- назад
И сказать три раза: «Эх!»
Победит, наверно, смех.
«Перетягивание каната».
Баба Яга. Конечно! Обрадовались! Победили старуху и рады! Вы- то молодые, сильные, ловкие, а я старая, несчастная, Бабуся Ягуся. Ну, ничего- ничего, я вот сейчас к себе Зиму- матушку позову на подмогу, посмотрим кто кого переиграет. Сейчас скажу заклинание:
«Пусть мороз трещит и злится, и поземка стелется,
В гости к нам на праздник мчится
Зимушка- метелица.
( Голос из- за дверей: Иду-у! Слышу, слышу)
Входит Зима.
Зима. Кто посмел про меня забыть? Я еще не ушла, здесь я, белая Зима.
Снегом, снегом замету, все кругом запорошу.
Не поспорите со мной, с белой русскою зимой.
(Дует) Фу- фу- фу, сейчас заморожу.
Ведущий. Ты не сердись, зимушка- зима, а присядь- ка вот сюда, и послушай, что тебе наши детки расскажут. Ведь мы Масленицу провожаем.
1 ребенок. Ой, Масленица- кукашейка, встречаем тебя хорошенько.
Сыром, маслом, калачом и печеным яйцом!
Мы тобою хвалимся, на горах катаемся, блинами объедаемся!
2 ребенок. Как на масленой неделе из трубы блины летели
Ой, блины мои блины, вы блиночки мои!
ПЕСНЯ «Блины».
Ведущий: Песню спели громко, дружно, поиграть теперь нам нужно!
Ой, блины, блины, блины, поиграем с вами мы!
Хороводная игра «Блинчик»
Дети встают в круг и передают «блинчик» друг другу со словами:
Ты, катись, горячий блинчик,
Быстро, быстро по рукам,
У кого горячий блинчик,
Тот сейчас станцует нам.
У кого из детей остановился «блинчик», тот выходит в центр круга, показывает любое движение, а ребята за ним повторяют.
Скоморох. Вот видишь, Зимушка, как весело у нас, зря ты сердишься.
Зима. По болотам и равнинам, косогорам и долинам,
По лесам и по полям я спешила в гости к вам.
По дорогам и тропинкам уложила я снежинки,
Соткала из них ковер от морей до самых гор!
В подарок вам снежки несу, а с ними новую игру.
Кто сильный, кто смелый. Выходи по одному, играем в игру
«Кто меткий»
(Самые меткие должны попасть в колокольчик, привязанный в обруче).
А сейчас по кругу все пойдём,
Дружно спляшем и споём.
Песня- хоровод «Масленица- повторялка»
Ведущий. Масленица длится всего неделю, а последний день Масленицы называется «Прощеный день», со словами «Простите Христа ради» все просят друг у друга прощения, обмениваясь подарками, затем целуются. Вспомните, ребята, если вы на кого-то обижаетесь — простите его, а если сами кого-то обидели — не забудьте попросить прощения.
Скоморох: В воскресенье с Масленицей прощаемся, в воскресенье слезами умываемся.
Прощай, прощай, Масленица. Ты прощай, прощай, широкая.
Ведущий: Уж ты Масленица годовая
Гостья наша дорогая
Накормила нас блинами
Угощала всех подряд
Всех мальчишек и девчат!
Масленица прощай!
А на тот год приезжай!
Ожидаемый результат:
Дети
• Умеют поддерживать беседу по вопросам, высказывать свою точку зрения;
• Имеют представление о народных праздниках, играх;
• Владеют знаниями масленичной кухни;
• Интересуется изобразительной детской деятельностью;
• С интересом участвует в народных играх;
• Выражает положительные эмоции (интерес, удивление, восхищение) при прочтении литературного произведения, прослушивании музыкального произведения
• Проявляет интерес к искусству при просматривании картин;
• Активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач.
Родители
• Консультация на приобщение детей к русской культуре в семье.