Лучший педагог года

Проект «Шахматы — игра королей»

Бирюкова Юлия
Проект «Шахматы — игра королей»
▼ Скачать + Заказать документы

муниципальное казенное дошкольное общеобразовательное учреждение – детский сад №1

(МКДОУ – детский сад №1)

Проект

«Шахматы – игра королей».

Название: «Шахматы – игра королей».

Сроки реализации: октябрь – апрель.

Введение:

Игра в шахматы зародилась в Индии около 1500 лет назад, поэтому шахматные фигуры представляли индийскую армию. В Европе эта игра появилась в средние века, и тогда же фигуры изменили свой вид и название сохранившиеся и поныне.

Публикация «Проект „Шахматы — игра королей“» размещена в разделах

Шахматы – потрясающая интересная старинная логическая игра, замечательное изобретение человечества. Это игра миллионов людей, один из самых массовых и популярных видов спорта. Ежегодно проводятся тысячи соревнований, в том числе и среди маленьких детей. Есть даже детские чемпионаты мира и детская шахматная Олимпиада. Многочисленные исследования доказывают, что шахматы способствуют умственному развитию детей, их оценки по математическим и языковым дисциплинам становятся выше. Многие известные шахматисты познакомились с этой игрой в очень раннем возрасте: А. Карпов - в 4 года, Г. Каспаров, Р. Фишер, Ю. Балашов - в 6 лет, А. Алёхин, М. Таль - в 7 лет.

Шахматы - очень увлекательная игра, помогающая в развитии памяти и логического мышления. Это отличная возможность расширения кругозора ребенка, прекрасное средство внесения разнообразия в его досуг, ускорения развития малыша. Шахматы дают возможность развития интеллекта в игровой форме, умение обобщать и сравнивать, делать выводы. Шахматы положительно влияют на развитие у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, начальные формы волевого управления поведением.

Шахматы – гениальные находки человечества для возможности интеллектуального совершенствования людей. Они шагают рядом с нами тысячелетия. Эти игры учат думать. Доказано, что играющие в шахматы дети приобретают более высокий уровень интеллекта.

В наше время родители и педагоги обнаружили, что шахматы – замечательный способ познакомить детей с математическими понятиями и привить им важные навыки мышления, которые не раз пригодятся им в жизни. Эта игра может заложить основу будущего успеха в карьере.

Замечено, что дети, которым легко даётся математика, и шахматы освоят быстро. Но с другой стороны, шахматы могут оказаться хорошим способом обучения для тех, кто испытывает сложности с математикой.

Для многих поколений шахматы явились лучшей стратегической игрой, одной из самых популярных в мире. В них веками играли дети и взрослые : для развлечения и для того, чтобы в занимательной форме развивать свои умственные способности.

Актуальность:

Роль семьи в обществе нельзя сравнить по своей силе, ни с какими другими социальными институтами. Именно в семье формируется и развивается личность ребенка.

Известно, что настоящее и будущее любой семьи, каждого малыша во многом зависит от усилий родителей и воспитателей. Цель у нас одна – полноценное физическое и духовное развитие детей.

В кругу семьи или коллектива мальчикам и девочкам передаются тепло, любовь, многолетний опыт поколений, прививаются интеллектуальные ценности, так необходимые в дальнейшей самостоятельной жизни.

В соответствии с требованиями ФГОС ДО, родители становятся непосредственными участниками образовательного процесса в ДОУ, поэтому вопрос о совместной деятельности детского сада и семьи особенно актуален в наши дни.

Проведя с детьми и их родителями беседы о шахматах, их роли для развития детей и проанализировав перспективное планирование по реализации кружковой работы «Шахматы и дети», выяснилось, что дети и родители нашей группы на начало учебного года:

• не играют в шахматы;

• с настороженностью и непониманием отнеслись к моей кружковой работе по обучению детей игре в шахматы;

• дети не имеют понятия об игре в шахматы;

• у родителей незначительные знания о пользе шахмат для детей;

• дети не знают, что игра в шахматы – один из видов спорта.

И мы совместно с родителями и детьми решили начать работу по проекту «Шахматы – игра королей».

Игра в шахматы способствует детям в дальнейшем самостоятельно принимать ответственные решения, ведущие к предвиденным последствиям. Дети знакомятся с буквами, считают до 10, знают цифры, отличают вертикаль от горизонтали, владеют некоторой способностью концентрировать внимание. Игра в шахматы способствует развитию у ребят самостоятельного мышления, расширяет лексику, расширяет и развивает интеллектуальные способности.

Конечно, шахматы сами по себе в определённой мере способствуют формированию у детей механизма «мысль – действие». Но малышам надо помочь, чтобы этот процесс ускорить.

Если ребёнок начинает заниматься шахматами ещё в детском саду, у него развивается левое и правое полушария. Левое полушарие отвечает за логику, то есть ребенок начинает мыслить логически. А правое полушарие отвечает за творчество, за фантазию. Именно шахматы помогают развивать у ребенка сразу два полушария. А так как ребенок очень легко адаптируется ко всему новому, он будет добиваться хороших результатов, как в детском саду, так и при дальнейшем обучению в школе.

В своей книге Василий Сухомлинский писал: «Ребёнку с плохой памятью трудно мыслить, соображать. Меня давно беспокоил вопрос, как укрепить, развить память детей, обогатить её понятиями, истинами и обобщениями, которые всегда могли бы быть использованы в качестве орудия мышления. В воспитании культуры мышления большое место отводилось шахматам. Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти. Игра в шахматы должна войти в жизнь начальной школы как один из элементов умственной культуры. Речь идёт именно о начальной школе, где интеллектуальное воспитание занимает особое место, требует специальных форм и методов работы».

Информационная карта проекта :

Тип проекта : семейный, игровой, исследовательский.

Место реализации: МКДОУ – детский сад №1

По виду деятельности: исследовательский.

По продолжительности: долгосрочный.

По времени реализации: сентябрь 2020 года – апрель 2021 года.

Участники проекта : воспитатель Бирюкова Юлия Сергеевна

дети подготовительной группы, 16 человек

родители подготовительной группы

Возраст детей: 6 - 7 лет.

Цель проекта :

Расширять представления родителей детей о возможностях игры в шахматы для полноценного интеллектуального развития ребенка.

Задачи проекта :

• Создавать предметно-развивающую среду для сотрудничества с семьями воспитанников по обучению детей игре в шахматы.

• Привлекать родителей к помощи своим детям в выполнении домашних заданий по шахматам.

• Побуждать родителей и детей к совместному творчеству в изготовлении занимательного материала по обучению игры в шахматы.

• Привлекать родителей и детей к поиску и пополнению познавательного материала по шахматам в группе.

• Научить детей играть в шахматы в соответствии с правилами игры.

• Прививать интерес и желание детей научиться играть в шахматы.

• Развивать у детей познавательные процессы (восприятие, память, внимание, воображение, мышление) и мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение) посредством специальных игр и упражнений.

• Воспитывать у детей привычку к преодолению трудностей в процессе обучения игре.

• Воспитывать у детей усидчивость, творчество, фантазию и логику.

Ресурсное обеспечение проекта :

Материально-техническое: шахматная доска, компьютер, интерактивные игры по обучению детей игры в шахматы.

Информационное: методическая и художественная литература, иллюстрации, картотека игр.

Принципы реализации проекта :

o Принцип историзма.

Реализуется путем сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим поколениям: прошлое (давным-давно) и настоящие (в наши дни).

• Принцип индивидуального подхода к детям.

Обучение детей игре в шахматы осуществляется посредством дифференцированного подхода к каждому ребёнку, исходя из знаний ребёнка и особенностей его развития.

• Принцип мобильности.

Можно играть в шахматы где угодно - на полу, за столом, на стульчике, сидя на полу, дома, на отдыхе и т. д.

• Принцип интегративности и сотрудничества.

Реализуется в тесном сотрудничестве с семьей на основе компетентности, авторитетности и поддержание достоинства в отношении участников проекта. Прослеживается взаимосвязь с различными видами деятельности.

• Принцип систематичности и последовательности.

Такой порядок изучения материала, где новые знания опираются на ранее полученные.

• Принцип доступности.

Обучение тогда результативно, когда оно посильно и доступно проблемного обучения детям.

• Принцип проблемного обучения.

Дети в процессе игр, развлечений, досугов, викторин, занятий получают новые знания, в результате чего происходит более прочное усвоение знаний, закрепление навыков.

• Принцип компетентности педагога.

Воспитатель должен владеть умениями и знаниями игры в шахматы, чтобы передать их детям и родителям.

• Принцип игровой подачи материала.

В своей работе я опираюсь на ведущий вид деятельности — игру.

Форма и методы организации:

При знакомстве детей с увлекательной и занимательной игрой в шахматы подбираются те методы, которые позволяют повысить эмоциональную активность детей, а также создать такие условия, в которых бы им приходилось самостоятельно или с помощью взрослого действовать, находить решения. Это:

• беседы,

• дидактические игры,

• компьютерные и интерактивные игры,

• художественно - творческая деятельность,

• чтение сказок и книг о шахматах,

• просмотр энциклопедий о шахматах,

• разучивание стихотворений о шахматных фигурах,

• создание альбома «Великие шахматисты»,

• консультации для родителей,

• папки-передвижки с методическими рекомендациями по игре в шахматы,

• домашние задания для совместных занятий с детьми дома.

Этапы реализации проекта :

1 этап: Организационно-подготовительный сентябрь 2020 года – октябрь 2020 года.

Цель: организация деятельности участников проекта для определения его содержания и реализации. Проведение диагностики. Создание учебно-методической базы для успешной реализации проекта.

2 этап: Практический ноябрь 2020года – март 2021 года.

Цель: организация комплексной работы по реализации задач проекта.

3 этап. Заключительный апрель 2021 года.

Цель: создание условий для самовыражения и воплощения собственного замысла в совместной работе, обобщение результатов работы, анализ деятельности.

Ожидаемые результаты проекта :

У родителей детей расширяться представления о возможностях игры в шахматы для полноценного интеллектуального развития ребенка.

Будет создана предметно-развивающая среда для сотрудничества с семьями воспитанников по обучению детей игре в шахматы.

Родители будут оказывать помощь своим детям в выполнении домашних заданий по шахматам.

Родители и дети будут привлекаться к совместному творчеству в изготовлении занимательного материала по обучению игры в шахматы, к поиску и пополнению познавательного материала по шахматам в группе.

Дети научиться играть в шахматы в соответствии с правилами игры.

У детей появится интерес и желание научиться играть в шахматы.

У детей будут развиваться познавательные процессы (восприятие, память, внимание, воображение, мышление) и мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение) посредством специальных игр и упражнений.

У детей сформируется привычка к преодолению трудностей в процессе обучения игре.

У детей воспитается усидчивость, творчество, фантазия и логика.

Перспективный план реализации проекта :

Сроки

реализации

Название темы

Проводимые мероприятия

сентябрь - октябрь

1 этап: Организационно-подготовительный

• Выбор темы проекта.

Беседа диагностического характера с детьми на тему: «Что такое шахматы.

• Консультация для родителей «Развивающие игры».

• Подбор методического материала к проекту.

• Разработка тематического планирования проекта.

• Обогащение развивающей среды группы наборами шахмат, магнитной шахматной доской.

• Повышение мотивации родителей воспитанников, активности в реализации проекта.

• Разработка и подбор игр по знакомству детей с шахматной игрой.

• Изготовление альбома «Великие шахматисты».

ноябрь – апрель

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

2. этап: Практический

1 неделя –

«Понятие «шахматы». «Мир шахмат».

2 неделя - «Шахматная доска»

3 неделя –

«Шахматные фигуры»

4 неделя – «Начальное положение шахматных фигур»

5 неделя – «Шахматная фигура – ладья»

1 неделя – «Шахматная фигура – слон»

2 неделя –

«Конь».

3 неделя –

«Ферзь».

4 неделя -

«Закрепление пройденного материала».

1 неделя – каникулы.

2 неделя –

«Разыгрывание небольших этюдов».

3 неделя -

«И король жаждет боя».

4 неделя -

«Маленькая фигура – пешка»

1 неделя –

«Шах, пат, мат».

2 неделя – «Рокировка».

3 неделя -

«Мат в один ход».

4 неделя -

«Закрепление пройденного материала».

1 неделя –

«Дебютные законы. Ловушки».

2 – 4 недели –

«Подготовка к шахматному турниру».

• Знакомство и чтение книги «Шахматный учебник-сказка : для малышей и их наставников» А. С. Трофимова.

• Информация для родителей

об истории происхождения шахмат.

• Закрепление знаний о шахматной доске.

• Чтение сказки «Удивительные

приключения шахматной доски».

• Домашнее задание по теме в тетрадях.

Дидактические задания:

«Горизонталь». «Вертикаль», «Диагональ».

• Советы родителям при обучении игре в шахматы.

• Закрепление знаний о шахматных фигурах - ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.

Дидактические игры: «Волшебный мешочек», «Угадай-ка».

• Просмотр мультфильма «Смешарики в шахматном королевстве».

• Закрепление расстановки фигур перед шахматной партией.

Дидактические задания:

«Горизонталь». «Вертикаль», «Диагональ».

• Домашнее задание по теме в тетрадях.

• Знакомство с книгой Ф. Лозано «Шахматы для детей» (уроки мудрой игры).

• Знание о фигуре ладья.

Дидактические задания и игры: «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь».

• Домашнее задание по теме в тетрадях.

• Консультация для родителей

«Развивающие игры».

• Знания о месте слона в начальном положении. Ход слона и взятие.

Дидактические задания: «Лабиринт». «Перехитри часовых». «Один в поле воин», «Кратчайший путь».

• Игры из книги Ф. Лозано «Шахматы для детей».

• Знания о фигуре слон. Ход коня и взятие.

Дидактические задания: «Перехитри часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие и защита», «Игра на уничтожение».

• Знания о место ферзя в начальном положении.

Ход ферзя и взятие.

• Компьютерная игра «Динозаврик учит шахматам».

• Домашнее задание в тетрадях.

• Повторение всего пройденного материала.

• Дидактические игры и задания на закрепление пройденного материала.

• Лепка «Шахматные фигуры».

• Компьютерные игры по обучению детей игры в шахматы.

• Знакомство с книгой В. Я. Юзюк, В. К. Погрибной «Приключения Шашечки и Шахматика».

• Консультация для родителей

«Шахматы в дошкольном возрасте».

• Задания в книге В. Я. Юзюк, В. К. Погрибной «Приключение Шашечки и Шахматика».

• Знакомство с королем, его ходами.

• Задания в книге В. Я. Юзюк, В. К. Погрибной «Приключение Шашечки и Шахматика».

• Консультации для родителей по выполнению домашних заданий.

• Знакомство с правилом «Взятие на проходе, пешечные заповеди».

• Задания в книге В. Я. Юзюк, В. К. Погрибной «Приключение Шашечки и Шахматика».

• Компьютерные шахматные игры.

• Знакомство с рокировкой, её условия. Правила рокировки.

• Компьютерная игра «Динозаврик учит шахматам».

• Игры из книги Ф. Лозано «Шахматы для детей».

• Просмотр мультфильмов о шахматах.

• Домашние задания из книги В. Я. Юзюк, В. К. Погрибной «Приключение Шашечки и Шахматика».

• Рисование «Шахматные приключения».

• Конкурс «Шахматная игра своими руками».

• Домашние задания из шахматных обучающих книг.

• Игры из книги Ф. Лозано «Шахматы для детей».

Домашнее задание : игра в шахматы. Разбор шахматных композиций.

• Семейный конкурс творческих работ «Сочиним шахматную сказку».

апрель

2. этап: Заключительный

• Семейный праздник «Папа, мама, я – шахматная семья».

Шахматный турнир.

• Оформление фотоальбома «Шахматы – любимая игра».

Публикации по теме:

Фотозарисовка «Праздник Трех Королей»Фотозарисовка «Праздник Трех Королей» Людмила Рыбакова "Праздник Трёх Королей" (Фото-из личного семейного Альбома Путешествий) Традиции православной и католической церкви отличаются.

Фотоотчет «Шахматы — игра сильнейших» в подготовительной группеФотоотчет «Шахматы — игра сильнейших» в подготовительной группе Фотоотчет детей подготовительной группы «Шахматы - игра сильнейших» Практически каждый родитель, особенно тот, который сам не владеет умением.

Фотоотчет «Шахматы с детьми подготовительной группы»Фотоотчет «Шахматы с детьми подготовительной группы» Фотоотчет «Мы редко можем ошибаться, потому что научились считать на несколько ходов вперед» с детьми подготовительной группы «Без шахмат.

Фотоотчет «Шахматы в жизни детей»Фотоотчет «Шахматы в жизни детей» В настоящее время, когда весь мир вступил в эпоху компьютеров и информационных технологий, особенно большое значение приобретает способность.

Фотозарисовки туристической поездки в Париж. Дворец Фонтебло — загородная резиденция французских королейФотозарисовки туристической поездки в Париж. Дворец Фонтебло — загородная резиденция французских королей В пятидесяти километрах к югу от Парижа находится один из объектов Всемирного наследия, находящийся под особой охраной ЮНЕСКО. Прекрасный.

Фотоотчет «По следам прусских королей. Изучение истории Калининградской области»Фотоотчет «По следам прусских королей. Изучение истории Калининградской области» Основной целью данной работы является изучение истории Калининградской области. По ходу проводимых мероприятий решались следующие задачи:.

Предметно-развивающая среда в ДОУ «Шахматы»Предметно-развивающая среда в ДОУ «Шахматы» Учим детей играть в шахматыОбучение детей шахматной игре помогает развитию у них способности ориентироваться на плоскости, развитию логики,.

Шахматы и дети. Консультация для родителейШахматы и дети. Консультация для родителей Суть шахматной игры — математическая логика и анализ, в ней нет места случайностям и, строго говоря, везению, поэтому ребёнок учится делать.

Фотоотчет «Учимся играть в шахматы»Фотоотчет «Учимся играть в шахматы» "Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти" В. А. Сухомлинский В предыдущих наборах детей я.

Вязаные шахматыВязаные шахматы С первых же дней знакомства шахматы учат детей логически мыслить и рассуждать. Детям разъясняются правила игры, они усваивают их. А во время.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Шахматы — игра королей»
Опубликовано: 27 октября 2020 в 16:48
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Шахматы — игра королей»» (включая файлы) размещена пользователем Бирюкова Юлия в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД