Бирюкова Юлия
Проект «Шахматы — игра королей»
муниципальное казенное дошкольное общеобразовательное учреждение – детский сад №1
(МКДОУ – детский сад №1)
Проект
«Шахматы – игра королей».
Название: «Шахматы – игра королей».
Сроки реализации: октябрь – апрель.
Введение:
Игра в шахматы зародилась в Индии около 1500 лет назад, поэтому шахматные фигуры представляли индийскую армию. В Европе эта игра появилась в средние века, и тогда же фигуры изменили свой вид и название сохранившиеся и поныне.
Публикация «Проект „Шахматы — игра королей“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Проекты. Проектная деятельность
- Шахматы. Проекты, планы
- Шашки, шахматы. Материалы для обучения детей
- Темочки
Шахматы – потрясающая интересная старинная логическая игра, замечательное изобретение человечества. Это игра миллионов людей, один из самых массовых и популярных видов спорта. Ежегодно проводятся тысячи соревнований, в том числе и среди маленьких детей. Есть даже детские чемпионаты мира и детская шахматная Олимпиада. Многочисленные исследования доказывают, что шахматы способствуют умственному развитию детей, их оценки по математическим и языковым дисциплинам становятся выше. Многие известные шахматисты познакомились с этой игрой в очень раннем возрасте: А. Карпов - в 4 года, Г. Каспаров, Р. Фишер, Ю. Балашов - в 6 лет, А. Алёхин, М. Таль - в 7 лет.
Шахматы - очень увлекательная игра, помогающая в развитии памяти и логического мышления. Это отличная возможность расширения кругозора ребенка, прекрасное средство внесения разнообразия в его досуг, ускорения развития малыша. Шахматы дают возможность развития интеллекта в игровой форме, умение обобщать и сравнивать, делать выводы. Шахматы положительно влияют на развитие у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, начальные формы волевого управления поведением.
Шахматы – гениальные находки человечества для возможности интеллектуального совершенствования людей. Они шагают рядом с нами тысячелетия. Эти игры учат думать. Доказано, что играющие в шахматы дети приобретают более высокий уровень интеллекта.
В наше время родители и педагоги обнаружили, что шахматы – замечательный способ познакомить детей с математическими понятиями и привить им важные навыки мышления, которые не раз пригодятся им в жизни. Эта игра может заложить основу будущего успеха в карьере.
Замечено, что дети, которым легко даётся математика, и шахматы освоят быстро. Но с другой стороны, шахматы могут оказаться хорошим способом обучения для тех, кто испытывает сложности с математикой.
Для многих поколений шахматы явились лучшей стратегической игрой, одной из самых популярных в мире. В них веками играли дети и взрослые : для развлечения и для того, чтобы в занимательной форме развивать свои умственные способности.
Актуальность:
Роль семьи в обществе нельзя сравнить по своей силе, ни с какими другими социальными институтами. Именно в семье формируется и развивается личность ребенка.
Известно, что настоящее и будущее любой семьи, каждого малыша во многом зависит от усилий родителей и воспитателей. Цель у нас одна – полноценное физическое и духовное развитие детей.
В кругу семьи или коллектива мальчикам и девочкам передаются тепло, любовь, многолетний опыт поколений, прививаются интеллектуальные ценности, так необходимые в дальнейшей самостоятельной жизни.
В соответствии с требованиями ФГОС ДО, родители становятся непосредственными участниками образовательного процесса в ДОУ, поэтому вопрос о совместной деятельности детского сада и семьи особенно актуален в наши дни.
Проведя с детьми и их родителями беседы о шахматах, их роли для развития детей и проанализировав перспективное планирование по реализации кружковой работы «Шахматы и дети», выяснилось, что дети и родители нашей группы на начало учебного года:
• не играют в шахматы;
• с настороженностью и непониманием отнеслись к моей кружковой работе по обучению детей игре в шахматы;
• дети не имеют понятия об игре в шахматы;
• у родителей незначительные знания о пользе шахмат для детей;
• дети не знают, что игра в шахматы – один из видов спорта.
И мы совместно с родителями и детьми решили начать работу по проекту «Шахматы – игра королей».
Игра в шахматы способствует детям в дальнейшем самостоятельно принимать ответственные решения, ведущие к предвиденным последствиям. Дети знакомятся с буквами, считают до 10, знают цифры, отличают вертикаль от горизонтали, владеют некоторой способностью концентрировать внимание. Игра в шахматы способствует развитию у ребят самостоятельного мышления, расширяет лексику, расширяет и развивает интеллектуальные способности.
Конечно, шахматы сами по себе в определённой мере способствуют формированию у детей механизма «мысль – действие». Но малышам надо помочь, чтобы этот процесс ускорить.
Если ребёнок начинает заниматься шахматами ещё в детском саду, у него развивается левое и правое полушария. Левое полушарие отвечает за логику, то есть ребенок начинает мыслить логически. А правое полушарие отвечает за творчество, за фантазию. Именно шахматы помогают развивать у ребенка сразу два полушария. А так как ребенок очень легко адаптируется ко всему новому, он будет добиваться хороших результатов, как в детском саду, так и при дальнейшем обучению в школе.
В своей книге Василий Сухомлинский писал: «Ребёнку с плохой памятью трудно мыслить, соображать. Меня давно беспокоил вопрос, как укрепить, развить память детей, обогатить её понятиями, истинами и обобщениями, которые всегда могли бы быть использованы в качестве орудия мышления. В воспитании культуры мышления большое место отводилось шахматам. Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти. Игра в шахматы должна войти в жизнь начальной школы как один из элементов умственной культуры. Речь идёт именно о начальной школе, где интеллектуальное воспитание занимает особое место, требует специальных форм и методов работы».
Информационная карта проекта :
Тип проекта : семейный, игровой, исследовательский.
Место реализации: МКДОУ – детский сад №1
По виду деятельности: исследовательский.
По продолжительности: долгосрочный.
По времени реализации: сентябрь 2020 года – апрель 2021 года.
Участники проекта : воспитатель Бирюкова Юлия Сергеевна
дети подготовительной группы, 16 человек
родители подготовительной группы
Возраст детей: 6 - 7 лет.
Цель проекта :
Расширять представления родителей детей о возможностях игры в шахматы для полноценного интеллектуального развития ребенка.
Задачи проекта :
• Создавать предметно-развивающую среду для сотрудничества с семьями воспитанников по обучению детей игре в шахматы.
• Привлекать родителей к помощи своим детям в выполнении домашних заданий по шахматам.
• Побуждать родителей и детей к совместному творчеству в изготовлении занимательного материала по обучению игры в шахматы.
• Привлекать родителей и детей к поиску и пополнению познавательного материала по шахматам в группе.
• Научить детей играть в шахматы в соответствии с правилами игры.
• Прививать интерес и желание детей научиться играть в шахматы.
• Развивать у детей познавательные процессы (восприятие, память, внимание, воображение, мышление) и мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение) посредством специальных игр и упражнений.
• Воспитывать у детей привычку к преодолению трудностей в процессе обучения игре.
• Воспитывать у детей усидчивость, творчество, фантазию и логику.
Ресурсное обеспечение проекта :
Материально-техническое: шахматная доска, компьютер, интерактивные игры по обучению детей игры в шахматы.
Информационное: методическая и художественная литература, иллюстрации, картотека игр.
Принципы реализации проекта :
•
o Принцип историзма.
Реализуется путем сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим поколениям: прошлое (давным-давно) и настоящие (в наши дни).
• Принцип индивидуального подхода к детям.
Обучение детей игре в шахматы осуществляется посредством дифференцированного подхода к каждому ребёнку, исходя из знаний ребёнка и особенностей его развития.
• Принцип мобильности.
Можно играть в шахматы где угодно - на полу, за столом, на стульчике, сидя на полу, дома, на отдыхе и т. д.
• Принцип интегративности и сотрудничества.
Реализуется в тесном сотрудничестве с семьей на основе компетентности, авторитетности и поддержание достоинства в отношении участников проекта. Прослеживается взаимосвязь с различными видами деятельности.
• Принцип систематичности и последовательности.
Такой порядок изучения материала, где новые знания опираются на ранее полученные.
• Принцип доступности.
Обучение тогда результативно, когда оно посильно и доступно проблемного обучения детям.
• Принцип проблемного обучения.
Дети в процессе игр, развлечений, досугов, викторин, занятий получают новые знания, в результате чего происходит более прочное усвоение знаний, закрепление навыков.
• Принцип компетентности педагога.
Воспитатель должен владеть умениями и знаниями игры в шахматы, чтобы передать их детям и родителям.
• Принцип игровой подачи материала.
В своей работе я опираюсь на ведущий вид деятельности — игру.
Форма и методы организации:
При знакомстве детей с увлекательной и занимательной игрой в шахматы подбираются те методы, которые позволяют повысить эмоциональную активность детей, а также создать такие условия, в которых бы им приходилось самостоятельно или с помощью взрослого действовать, находить решения. Это:
• беседы,
• дидактические игры,
• компьютерные и интерактивные игры,
• художественно - творческая деятельность,
• чтение сказок и книг о шахматах,
• просмотр энциклопедий о шахматах,
• разучивание стихотворений о шахматных фигурах,
• создание альбома «Великие шахматисты»,
• консультации для родителей,
• папки-передвижки с методическими рекомендациями по игре в шахматы,
• домашние задания для совместных занятий с детьми дома.
Этапы реализации проекта :
1 этап: Организационно-подготовительный сентябрь 2020 года – октябрь 2020 года.
Цель: организация деятельности участников проекта для определения его содержания и реализации. Проведение диагностики. Создание учебно-методической базы для успешной реализации проекта.
2 этап: Практический ноябрь 2020года – март 2021 года.
Цель: организация комплексной работы по реализации задач проекта.
3 этап. Заключительный апрель 2021 года.
Цель: создание условий для самовыражения и воплощения собственного замысла в совместной работе, обобщение результатов работы, анализ деятельности.
Ожидаемые результаты проекта :
У родителей детей расширяться представления о возможностях игры в шахматы для полноценного интеллектуального развития ребенка.
Будет создана предметно-развивающая среда для сотрудничества с семьями воспитанников по обучению детей игре в шахматы.
Родители будут оказывать помощь своим детям в выполнении домашних заданий по шахматам.
Родители и дети будут привлекаться к совместному творчеству в изготовлении занимательного материала по обучению игры в шахматы, к поиску и пополнению познавательного материала по шахматам в группе.
Дети научиться играть в шахматы в соответствии с правилами игры.
У детей появится интерес и желание научиться играть в шахматы.
У детей будут развиваться познавательные процессы (восприятие, память, внимание, воображение, мышление) и мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение) посредством специальных игр и упражнений.
У детей сформируется привычка к преодолению трудностей в процессе обучения игре.
У детей воспитается усидчивость, творчество, фантазия и логика.
Перспективный план реализации проекта :
Сроки
реализации
Название темы
Проводимые мероприятия
сентябрь - октябрь
1 этап: Организационно-подготовительный
• Выбор темы проекта.
• Беседа диагностического характера с детьми на тему: «Что такое шахматы?».
• Консультация для родителей «Развивающие игры».
• Подбор методического материала к проекту.
• Разработка тематического планирования проекта.
• Обогащение развивающей среды группы наборами шахмат, магнитной шахматной доской.
• Повышение мотивации родителей воспитанников, активности в реализации проекта.
• Разработка и подбор игр по знакомству детей с шахматной игрой.
• Изготовление альбома «Великие шахматисты».
ноябрь – апрель
ноябрь
декабрь
январь
февраль
март
2. этап: Практический
1 неделя –
«Понятие «шахматы». «Мир шахмат».
2 неделя - «Шахматная доска»
3 неделя –
«Шахматные фигуры»
4 неделя – «Начальное положение шахматных фигур»
5 неделя – «Шахматная фигура – ладья»
1 неделя – «Шахматная фигура – слон»
2 неделя –
«Конь».
3 неделя –
«Ферзь».
4 неделя -
«Закрепление пройденного материала».
1 неделя – каникулы.
2 неделя –
«Разыгрывание небольших этюдов».
3 неделя -
«И король жаждет боя».
4 неделя -
«Маленькая фигура – пешка»
1 неделя –
«Шах, пат, мат».
2 неделя – «Рокировка».
3 неделя -
«Мат в один ход».
4 неделя -
«Закрепление пройденного материала».
1 неделя –
«Дебютные законы. Ловушки».
2 – 4 недели –
«Подготовка к шахматному турниру».
• Знакомство и чтение книги «Шахматный учебник-сказка : для малышей и их наставников» А. С. Трофимова.
• Информация для родителей
об истории происхождения шахмат.
• Закрепление знаний о шахматной доске.
• Чтение сказки «Удивительные
приключения шахматной доски».
• Домашнее задание по теме в тетрадях.
• Дидактические задания:
«Горизонталь». «Вертикаль», «Диагональ».
• Советы родителям при обучении игре в шахматы.
• Закрепление знаний о шахматных фигурах - ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.
Дидактические игры: «Волшебный мешочек», «Угадай-ка».
• Просмотр мультфильма «Смешарики в шахматном королевстве».
• Закрепление расстановки фигур перед шахматной партией.
• Дидактические задания:
«Горизонталь». «Вертикаль», «Диагональ».
• Домашнее задание по теме в тетрадях.
• Знакомство с книгой Ф. Лозано «Шахматы для детей» (уроки мудрой игры).
• Знание о фигуре ладья.
• Дидактические задания и игры: «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь».
• Домашнее задание по теме в тетрадях.
• Консультация для родителей
«Развивающие игры».
• Знания о месте слона в начальном положении. Ход слона и взятие.
• Дидактические задания: «Лабиринт». «Перехитри часовых». «Один в поле воин», «Кратчайший путь».
• Игры из книги Ф. Лозано «Шахматы для детей».
• Знания о фигуре слон. Ход коня и взятие.
• Дидактические задания: «Перехитри часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие и защита», «Игра на уничтожение».
• Знания о место ферзя в начальном положении.
Ход ферзя и взятие.
• Компьютерная игра «Динозаврик учит шахматам».
• Домашнее задание в тетрадях.
• Повторение всего пройденного материала.
• Дидактические игры и задания на закрепление пройденного материала.
• Лепка «Шахматные фигуры».
• Компьютерные игры по обучению детей игры в шахматы.
• Знакомство с книгой В. Я. Юзюк, В. К. Погрибной «Приключения Шашечки и Шахматика».
• Консультация для родителей
«Шахматы в дошкольном возрасте».
• Задания в книге В. Я. Юзюк, В. К. Погрибной «Приключение Шашечки и Шахматика».
• Знакомство с королем, его ходами.
• Задания в книге В. Я. Юзюк, В. К. Погрибной «Приключение Шашечки и Шахматика».
• Консультации для родителей по выполнению домашних заданий.
• Знакомство с правилом «Взятие на проходе, пешечные заповеди».
• Задания в книге В. Я. Юзюк, В. К. Погрибной «Приключение Шашечки и Шахматика».
• Компьютерные шахматные игры.
• Знакомство с рокировкой, её условия. Правила рокировки.
• Компьютерная игра «Динозаврик учит шахматам».
• Игры из книги Ф. Лозано «Шахматы для детей».
• Просмотр мультфильмов о шахматах.
• Домашние задания из книги В. Я. Юзюк, В. К. Погрибной «Приключение Шашечки и Шахматика».
• Рисование «Шахматные приключения».
• Конкурс «Шахматная игра своими руками».
• Домашние задания из шахматных обучающих книг.
• Игры из книги Ф. Лозано «Шахматы для детей».
• Домашнее задание : игра в шахматы. Разбор шахматных композиций.
• Семейный конкурс творческих работ «Сочиним шахматную сказку».
апрель
2. этап: Заключительный
• Семейный праздник «Папа, мама, я – шахматная семья».
• Шахматный турнир.
• Оформление фотоальбома «Шахматы – любимая игра».