Наталья Андреева
Проект «Русская народная культура»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ ЦРРДС№2 «Оленёнок»
Педагогический проект
«Русская народная культура»
(средний дошкольный возраст)
Выполнила
Воспитатель:
Андреева Н. А.
Якутск 2014
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Возродить русскую духовность, возвратить уважение к национальным культурным ценностям, воспитать в детях любовь к Отечеству, привить те нравственные нормы, которые помогут им стать настоящими людьми. Для этого необходимо знакомиться с традициями нашего народа, изучать историю и культуру, имеющие свой язык и свой «голос».
Публикация «Проект „Русская народная культура“» размещена в разделах
Сегодня мы начинаем на многое смотреть по-иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится к прошлому нашего народа.
В народном творчестве заложена историческая память поколений и неразрывная связь времён, взгляд на мир, место человека в этом мире. Не случайно во всех странах мира народному творчеству, приобщению дошкольников к национальной культуре, традициям отводится важная роль в формировании личности ребёнка, сохранению и укреплению национальной культуры.
Приобщение детей к истокам русской народной культуры и развитие интереса к народным традициям является актуальным вопросом в наше время. Формирование чувства патриотизма, невозможно без обращения к истории и национальным истокам. Только так мы можем воспитать здоровое подрастающее поколение с правильными духовными ценностями и уважительным отношением к другим народам и национальностям.
Очень важно собирать и знакомить подрастающие поколение с крупицами народной мудрости, народными традициями и обычаям сохранять их и преумножать. Наши дети и их родители занимаются исследованием своего рода, созданием интерактивного мини-музея где наши дети могут потрогать, использовать экспонаты по назначению.
Для работы с детьми очень важен иллюстративный и поделочный материал. который делают наши дети из природного и бросового материала.
Принимая во внимание актуальность данного вопроса, был разработан проект «Русская народная культура».
Проект «Русская народная культура»
Проблема: необходимость формирования у детей среднего дошкольного возраста представлений о культуре и традициях русского народа. Цель: Комплексное изучение русской народной культуры, взаимодействие родителей и детей. Вид проекта : долгосрочный. Участники проекта : дети среднего дошкольного возраста, воспитатели, музыкальный руководитель, преподаватель по физическому воспитанию. Ценность проекта :
• Создание особого психологического пространства развития детей, интересного и понятного им, в котором происходят процессы само понимания, самоопределения.
• Участие ребенка в проекте в соответствии с его способностями и интересами.
• Вовлечение родителей в исследовательский процесс проекта.
• Ребенок получает не только знания, но и развивается творчески.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Музыка», «Чтение художественной литературы», «Физическая культура», «Исследование». Задачи: «Социализация» :
• расширять представления детей о родной стране, воспитывать интерес, уважение и любовь к истории русского народа;
• знакомить с народными традициями и обычаями, праздниками, историей их возникновения;
• воспитывать интерес к участию в фольклорных праздниках;
• развивать интерес к театрализованной игре путём активного вовлечения детей в игровые действия;
• формировать умение самостоятельно организовывать знакомые русские народные подвижные игры. «Познание» :
• через проектную деятельность продолжать знакомить детей с культурными явлениями, происходящими в обществе;
• знакомить с русским народным костюмом;
• формировать элементарные представления об истории русского народа через знакомство с произведениями искусства, реконструкцию образа жизни русских людей разных времён (одежда, утварь, традиции и т. д.)
«Коммуникация» :
• развивать свободное общение со взрослыми и детьми;
• обогащать речь детей существительными, обозначающими предметы бытового окружения, прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов, наречиями, обозначающими взаимоотношения людей, их отношение к труду.
«Художественное творчество» :
• расширять представления детей о народном искусстве, художественных промыслах, народной игрушке;
• воспитывать бережное отношение к произведениям искусства.
«Музыка» :
• расширять представления детей о музыкальном фольклоре, народной музыке.
«Чтение художественной литературы» :
• формировать интерес к русским народным сказкам, былинам, малым фольклорным жанрам;
• развивать умение внимательно и заинтересованно слушать русские народные сказки, понимать характер героев.
«Физическая культура»
• формировать интерес к русским народным играм; способствовать физическому развитию. Основные формы реализации проекта :
• с детьми: НОД, беседы, целевые прогулки, экскурсии, самостоятельная изобразительная деятельность, сюжетно-ролевые, дидактические, настольно-печатные, подвижные игры, игры-драматизации, досуг и развлечения, выставки, оформление альбомов, презентации;
• с педагогами: консультации, семинары, педагогические чтения, мастер-класс, рекомендации;
• с родителями: анкетирование, консультации, устный журнал, родительские собрания, изготовление папки-раскладушки, стенгазеты, участие в выставках, экскурсиях, праздниках
Ресурсное обеспечение проекта :
Информационные ресурсы (научная и педагогическая литература)
• Материальные ресурсы (мультимедийное оборудование, экспонаты мини-музея «Русская народная культура», дидактические и развивающие пособия)
Этапы проекта «Русская народная культура»
Этапы проекта Работа с детьми Методическая работа Работа с родителями
1этап. Погружение в проект : обсуждение темы, определение мотивов участия детей в предстоящей деятельности. НОД Коммуникация, Познание Беседа «О русском народном костюме. Красный сарафан». Беседа «О народной игрушке».
Художественное творчество Цикл НОД «Одежда».
Чтение художественной литературы Малые формы фольклора Развлечение «Ярмарка». Разработка методического паспорта проекта.
Изучение методической литературы, подбор конспектов.
Анкетирование «Что вы знаете о русской народной культуре».
Педагогические чтения «О народной игрушке».
Анкетирование «Знаете ли вы сказки?»
Консультация «Народная кукла как средство приобщения ребенка к народной культуре».
Консультация «Что такое сказка?»
Папка-раскладушка «Читайте детям сказки»
2 этап.
Выбор идей, поиск путей решения проблемы.
НОД Коммуникация, Познание Беседа «Милости просим, гости дорогие!» Чтение художественной литературы Рассказывание русских народных сказок. Художественное творчество Цикл НОД по теме «Чудо-сказки!» Игровая деятельность Русские народные игры. Развлечение Праздник русской народной игры Интеллектуальная викторина «Путешествие в прошлое России».
Консультации «Развиваем интерес к русской народной культуре».
Консультация «Гори, солнце, ярче!» (Календарные песни). Анкетирование «Нужно ли детям знать свою историю».
Беседа «Народная кукла как средство приобщения ребёнка к народной культуре».
Устный журнал «О традициях русской народной культуры».
Альбом «Народный календарь».
3 этап.
Реализация идеи НОД
Коммуникация, Познание «Культура и традиции русского народа».
Художественное творчество «Народная игрушка».
Познание (конструктивная деятельность) «Кукла-оберег».
Развлечение «Рождество». Фольклорный праздник «Масленица». Развлечение «Дружно мы весну встречаем». Викторина «В гостях у сказки».
Игровая деятельность Зимние игры и забавы, катания на санях.
Сообщение из опыта работы «Использование прикладного искусства в воспитании интереса к русской народной культуре».
Организация мини-музея «Русская народная культура».
Открытый просмотр «Кукла – оберег».
Оформление группового уголка «В гостях у сказки».
Организация мини-музея «Русская народная культура».
Консультация «Народные праздники».
Консультация «Народные приметы».
Оформление группового уголка «В гостях у сказки».
Родительское собрание, тема: «Моя родословная».
Открытый просмотр «Кукла – оберег».
4 этап.
Презентация проекта. Развлечение
Праздник «Чаепитие у самовара». Подготовка сценария праздника «Чаепитие у самовара».
Изготовление атрибутов и костюмов к празднику «Чаепитие у самовара».
Родительский клуб «Русский самовар».
Оказание помощи в подготовке праздника «Чаепитие у самовара».
Список использованной литературы:
1. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ/ Авт. -сост. : Л. С. Киселёва, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова. М. : АРКТИ, 2006г.
2. Смирнова О. Д. Метод проектирования в детском саду. М. : «Скрипторий 2003», 2011г.
3. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. СПб. : «Детство-Пресс», 2004г.
4. Соломенникова О. А. Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет с народным и декоративно-прикладным искусством. М. : Мозаика-Синтез, 2006г.
5. Народный календарь – основа планирования работы с дошкольниками по государственному образовательному стандарту: План-программа. Конспекты занятий. Сценарии праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/ Николаева С. Р., Катышева И. Б., Комбарова Г. Н. и др. – СПб. : «Детство-Пресс», 2004г.
6. Знакомство детей с русским народным творчеством : Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/ Авт. сост. Куприна Л. С., Бударина Т. А., Маркеева О. А., Корепанова О. Н. и др. – СПб. : «Детство-Пресс», 2004г.
7. Народное искусство в воспитании дошкольников. Под ред. Комаровой Т. С., М. : Педагогическое общество России, 2005г.
8. Научно-практический журнал. Управление дошкольным образовательным учреждением. №7, 2006 г.
9. Журнал «Дошкольное воспитание». №8, 12 - 2007г.