Татьяна Ермолаева
Проект «Россия — Родина моя!» для средней группы
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ «Детский сад «Планета детства» комбинированного вида»
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста «Россия – Родина моя!»
Автор проекта : воспитатель Ермолаева Т. С.
2022 г.
Автор проекта : Ермолаева Татьяна Сергеевна
Место работы: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Планета детства» комбинированного вида»
Место реализации проекта : Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Планета детства» комбинированного вида»
Темочки:
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» сентябрь 2024
Тема: «Россия – Родина моя!»
Направление: нравственно-патриотическое воспитание
Целевая аудитория: дети средней группы
Номинация конкурса: «Молодые педагоги дошкольного образования»
Проблема: Рост научно-технического прогресса, новые открытия и технические изобретения отодвинули на второй план духовные ценности. Проблемы воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпали из поля зрения на многие годы. С введением в действие закона РФ «Об образовании» произошли существенные изменения в развитии системы образования. Теперь же одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием, историей страны и края.
Цель проекта : организации педагогического процесса по ознакомлению детей с Родиной, ее историей и культурой по средствам проектной деятельности
Задачи проекта :
• Побуждать интерес к историческому прошлому своего народа; учить видеть историю вокруг себя (в домах, которые нас окружают, в названиях улиц и памятных мест).
• Воспитывать у ребёнка любовь и привязанность к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, поселку.
• Расширять представления о России, её столице, познакомить с государственной символикой: гимном, гербом, флагом.
• Развивать интерес к традициям, промыслам, декоративно-прикладному искусству России и родного края.
• Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада.
• Воспитывать уважение к защитникам Родины, их подвигам во имя России.
• Развивать чувство сопереживания к бедствиям, происходящим в природе, потребность бороться за сохранения природы.
• Способствование активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
Система и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей представлена в следующих блоках:
• Моя семья. (беседа «Наша дружная семья», дидактическая игра «Маленькие помощники», игра-беседа «Мама и папа», НОД «Моя семья», сюжетно-ролевые игры «Дочки-матери», беседа «Кого мы считаем своей семьей?», фото-выставка «Мои добрые дела», пальчиковая гимнастика «Семья», лепка «Портрет мамы», аппликация «Медаль для папы» и др.)
• Моя малая родина (просмотр книги «Моя Мордовия», знакомство и природой родного края, экскурсия по поселку Чамзинка, беседа «Моя улица, мой дом», плоскостное конструирование «Мордовский орнамент», мордовские народные игры, знакомство с фольклором мордовского народа и др.)
• Страна, ее столица, символика. (создание книги о Родине, НОД «Книга о России», рисование «День герба России», беседа «Символика страны», дидактическая игра «Природа России», дидактическая игра «Символы России», просмотр иллюстраций «Великая отечественная война», рисование «Что такое война?», беседа «Что бы не было войны», спортивный досуг «Защитники» и др.)
• Культура и традиции. (Беседа «Как жили наши предки», создание музея «Быт русского народа», знакомство с русскими народными играми, лепка «Филимоновская игрушка- свистулька», «Баранки к чаю», участие в конкурсе «Благовест», рисование «Народные промыслы», дидактические игры : «Народные промыслы», «Русская изба», «Раньше и сейчас», игра «Национальный костюм», беседа «Традиции и обычаи русского народа», знакомство с фольклором русского народа, инсценировка русских народных сказок и др.)
В рамках представленных блоков распределены темы содержания работы нравственно-патриотического воспитания с учетом принципов:
• Системно организованного подхода, который предполагает скоординированную, целенаправленную работу;
• Адресного подхода, который предполагает учет индивидуальных особенностей детей;
• Универсальности основных направлений нравственно-патриотического воспитания, предполагающего использования социально-ценного опыта прошлых поколений, культивирующего чувство гордости за культурные традиции и достижения Родины.
В процессе реализации проекты проводились : НОД, совместную деятельность взрослых и детей; чтение художественной литературы; игры, досуги, развлечения; изодеятельность, конструирование; ознакомление с пословицами и поговорками
Для взаимодействия с родителями использовались следующие формы работы: анкетирование; привлечение родителей к изготовлению атрибутов для игр, стендов; участие в конкурсах творческого мастерства; консультации для родителей по патриотическому воспитанию детей;
Сроки проекта : среднесрочный
Этапы реализации проекта :
1. Подготовительный. Сбор и анализ информации по темам, создание предметно- развивающей среды.
2. Основной. Составление перспективного плана работы по патриотическому воспитанию с детьми и форм взаимодействия работы с родителями. Проведение НОД, бесед, открытых просмотров, развлечений, досугов, творческая деятельность.
3. Заключительный. Оценка результатов.
Предполагаемые результаты:
Наличие у детей знаний об истории возникновения поселка, его достопримечательностях, природных богатствах, символике Республики Мордовия и поселка Чамзинка; возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему страны, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма. Привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей.
Материально-техническое сопровождение программы
• Дидактические и наглядные пособия
• Современные средства ТСО (компьютер, интерактивная доска)
• Методическая, краеведческая, художественная литература.
• Репродукции и иллюстрации картин русских художников.
• Художественная литература о родном крае, о ВОВ, о Родине.
• Электронные презентации в соответствии с тематическим планированием.
Используемая литература
Программа разработана с использованием следующих источников:
• Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников, издательство УЦ «Перспектива», Москва, 2008
• Ю. В. Федулова, О. А. Рогожина, О. Ю. Депутатова «Люблю мое Отечество», сборник проектов по патриотическому воспитанию дошкольников. Издательство «ТЦ СФЕРА», 2021. – 112 с.
• Баранникова О. Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду: практическое пособие, - М. АРКТИ, 2007
• Зацепина М. Б Дни воинской славы: патриотическое воспитание дошкольников – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010
• Писарева А. Е., Уткина В. В. Живём в «Ладу» : патриотическое воспитание в ДОУ. Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2007. – (Растим патриотов России)
• Ветохина А. Я., Дмитриенко З. С., Жигналь Е. Н., «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. – СПб. : «ООО издательство «Детство-Пресс», 2021-192 с.
• Н. Н. Леонова «Мир природы родной страны», планирование, содержание занятий по художественному краеведению – СПб. : ООО «Издательство «Детство – Пресс», 2018. – 256 с.
• Клюшник Л. В. «Чудеса России», энциклопедия для детского сада. 2021.
• Шорыгина Т. А. «Наша Родина – Россия». Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2018. (Детям о самом важном).