Юлианна Самарина
Проект «Россия — моя Родина»
▼ Скачать + Заказать документы
«Россия – Родина моя»
Информационно-творческий
проект по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста (подготовительные группы комбинированной направленности № 4, № 6)
Авторы:
учитель-логопед Самарина Ю. В. /___
воспитатель Воинова О. Ф. /___
г. Коммунар
2021
Введение
«Человеку никак нельзя жить без Родины,
как нельзя жить без сердца».
К. Паустовский
Публикация «Проект „Россия — моя Родина“» размещена в разделах
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Родина, Россия. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» апрель 2021
Знакомство детей с родной страной, родным краем, с историкокультурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотами и гражданами своей Родины. Ведь яркие впечатления о родной природе, об истории родной страны, родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу или родному селу, к родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.
Задачи воспитания чувства патриотизма, любви к Родине традиционно решаются в ДОУ. Но результаты наблюдений показывают, что у некоторых детей отмечается низкий уровень знаний истории родного города, края, страны; отсутствует познавательный интерес. Современные родители, к сожалению, редко рассказывают детям об истории России, городах и достопримечательностях.
Поэтому возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с историей, богатством, традициями родной страны. Решением данной проблемы является реализация проекта «Россия – Родина моя».
Реализация проекта поможет сформировать в детях первоначальные представления о России, ее истории, её городах и достопримечательностях. А полученные знания помогут дошкольникам в познании окружающей действительности и освоении школьной программы.
В связи с этим поставлена цель проекта: сформировать знания и представления о России, её истории, городах и достопримечательностях.
Содержание работы над проектом предусматривает также расширение словарного запаса по лексической теме «Россия – Родина моя», развитие связной речи, формирование грамматического строя речи, развитие познавательных способностей, творческого воображения, коммуникативных навыков.
В рамках проекта предусмотрена комплексная работа по развитию графомоторных навыков, пространственных представлений, мелкой и общей моторики, мимической мускулатуры.
Также проект позволит разнообразить речевую практику с помощью творческих заданий и их реализации, улучшить речевые навыки у детей подготовительных групп, привлечь родителей с целью оказания помощи детям.
Проектная форма работы развивает мышление и творчество ребёнка, способствует развитию внимания, наблюдательности, памяти детей. Благодаря такой работе дошкольники приучаются слушать и понимать обращённую речь и вместе с тем содержательно, выразительно и непринуждённо высказывать свои мысли.
Задачи проекта:
Коррекционно-образовательные:
- Расширение представлений детей о России, знакомство с историей, углубление представлений о столице нашей Родины – Москве, о Санкт-Петербурге и Ленинградской области.
- Расширение и уточнение словаря по темам «Наша Родина — Россия», «Москва — столица России», «Санкт-Петербург».
- Совершенствование навыка пересказа.
- Актуализация речевых способностей при составлении рассказов-описаний по предлагаемым темам.
- Совершенствование грамматического строя речи.
- Совершенствование навыков звукобуквенного анализа и анализа предложений.
- Совершенствование навыка чтения.
- Автоматизация правильного произношения и дифференциация свистящих и шипящих звуков.
Коррекционно-развивающие:
- Развитие речевого слуха, фонематического анализа и синтеза, представлений.
- Развитие зрительного гнозиса и конструктивного праксиса.
- Развитие артикуляционной, тонкой и общей моторики.
- Развитие связной речи, планирующей функции речи,
- Развитие общих речевых навыков, координации речи с движением.
- Развитие высших психических функций (память, мышление, воображение, внимание);
- Развитие навыков публичного выступления перед коллективом детей.
Воспитательные:
- Воспитание чувства гордости за родину, самостоятельности, ответственности, активности.
Другие задачи:
- привлечение родителей к совместной деятельности с детьми и педагогами;
- взаимодействие в системе логопед-воспитатель-психолог-муз. руководитель.
Ожидаемые результаты:
Для детей:
- Знают традиции родного народа, символику России, историю малой родины. У детей более глубокие знания о России, Москве, Санкт-Петербурге и Ленинградской области, о родном городе.
- Испытывают интерес к дальнейшему изучению России, достопримечательностей и истории (посещение музеев, прогулки, чтение книг о России, Москве, Санкт-Петербурге и т. д.).
- Выразительно декламируют стихи, объясняют смысл русских пословиц о Родине.
- Значительно обогатился кругозор дошкольников, их активный словарь по изучаемым темам.
- Повысился уровень сформированности таких нравственных понятий как любовь к Родине, гордость за ее историческое прошлое; расширились представления воспитанников о наиболее важных событиях истории Руси, её героях, традициях, культуре.
Для родителей:
Родители стали понимать важность воспитания патриотических качеств в дошкольном возрасте.
Для педагогов:
Повышение уровня педагогического мастерства.
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно- эстетическое развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Познавательное развитие».
Участники проекта: дети подготовительных групп №4, №6, их родители, воспитатели, учитель-логопед, педагог-психолог.
Срок реализации: 15.03.2021 – 2.04.2021 г.
Формы работы
- Организованная образовательная деятельность (групповая, подгрупповая, индивидуальная).
- Чтение художественной литературы
- Беседы
- Игры (подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые)
- Художественное творчество
- Мультимедийные презентации
Итоговая деятельность: интегрированные занятия по темам «Москва», «Санкт-Петербург»; выставка творческих работ; создание альбома.
Основная часть
Этапы проектной деятельности
Этапы работы Содержание
Деятельность педагогов Деятельность детей
1 этап
Целеполагание
(подготовительный)
Формулировка проблемы - обогащение предметно-развивающей среды в группе и в кабинетах,
- определение цели и задач проекта,
- ознакомление детей и родителей с заданиями,
- подбор литературных произведений, стихотворений, пословиц и поговорок о России, о Москве, иллюстраций, информации.
- Подбор музыкальных произведений: песни и России, гимн России, русские народные песни. - рассматривание детьми картин, иллюстраций, пособий, книг, журналов о России, Москве, Санкт-Петербурге.
- участие в обсуждении заданий по проекту.
2 этап
Работа
над проектом
(практический) - помощь родителям в реализации проекта (указание источников для составления рассказов-описаний);
- Проведение цикла познавательных занятий, бесед.
- Оформление альбомов, дидактических игр.
- Оформление уголка патриотического воспитания.
- Чтение художественной литературы, показ мультфильмов и презентаций.
- Проведение графических диктантов, релаксационных пауз, физ. минуток на данные темы. - поиск необходимой информации дома;
- создание совместно с родителями индивидуальных проектов по выбранной теме;
- обсуждение полученной информации со сверстниками и воспитателями группы, на логопедических занятиях.
- Разучивание стихов о России (Москве, Санкт-Петербурге, о символике государства, о предметах народного творчества, о богатствах и красоте Родины, пословиц о России, о Москве.
3 этап
Презентация проекта
(заключительный) - проведение системы занятий по данной теме;
- показ родителям презентации проектной деятельности;
- создание выставки творческих работ в группе;
- создание альбома с работами - выступление детей по теме проекта на интегрированных занятиях по данным темам («Москва», «Санкт-Петербург»).
4 этап
Аналитический - анализ полученных данных Участие в беседе с логопедом «Что мы хотели узнать, что узнали, для чего узнали?»
Заключение
Реализация проекта способствовала созданию атмосферы психологического благополучия детей, развитию у них познавательных способностей, творческого воображения и мышления, коммуникативных навыков, коррекции речевых нарушений.
Логопед, воспитатели и психолог на протяжении всего проекта имели четкое представление о целях, задачах и этапах проекта и его проблематикой. Родители были ознакомлены с проектом, приняли активное участие в подготовке материалов для проекта. Каждый ребенок был заинтересован, эмоционально отзывчив. Использовался позитивный настрой и активная поддержка всех начинаний ребенка, а также индивидуальный подход.
В ходе подготовки и реализации проекта дети не только овладели средствами коммуникабельности, но и научились понимать, что между мыслями, чувствами и поведением в процессе общения существует тесная связь. Каждый ребёнок был услышан и понят сверстниками, педагогом и родителями.
Проект показал, что дети имеют довольно высокий уровень коммуникативных навыков, могут самостоятельно и с помощью родителей подготовить сообщение на заданную тему и выступить перед аудиторией. Поставленная цель достигнута. Удалось достичь ожидаемых результатов.
В ходе подготовки проекта накоплен дидактический материал, который улучшит эффективность работы педагогов в будущем (дидактические игры, презентации, мультфильмы, картотека пословиц, загадок). Детские работы оформлены и представлены в форме выставки. Материалы проекта структурированы и представлены в отчете.
Аналогичная работа в дальнейшем может быть представлена в форме краткосрочного или долгосрочного проекта, а также реализовываться по любой лексической теме, изучаемой детьми в ДОУ.
Приложение 1
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе
«Москва»
Составители:
учитель-логопед Самарина Ю. В.
воспитатель подготовительной группы № 4 Воинова О. Ф.
воспитатель подготовительной группы № 6 Киселева О. И.
педагог-психолог Пустовая В. В.
Коррекционно-образовательные задачи:
- Углубление представлений о столице нашей Родины — Москве.
- Расширение и уточнение словаря по теме «Москва — столица России»
- Совершенствование грамматического строя речи (навыки словообразования).
- Автоматизация правильного произношения свистящих и шипящих звуков и их дифференциация в пересказе.
Коррекционно-развивающие задачи:
- Развитие связной речи, планирующей функции речи, речевого слуха, памяти, общих речевых навыков, координации речи с движением.
Воспитательные задачи:
- Воспитание самостоятельности, ответственности, активности
Оборудование: Мольберт, открытки с видами Москвы, рисунки с достопримечательностями Москвы, небольшой матерчатый мяч.
Предварительная работа:
Беседа с детьми о Москве. Цикл логопедических занятий на тему «Москва – столица нашей Родины». Рассматривание картинок с видами Москвы, раскрашивание большой раскраски «Карта Москвы». Просмотр мультфильма о Москве. Разучивание стихотворений о Москве. Подготовка презентаций о Москве (рисунок достопримечательности на листе А4 и рассказ о ней).
Ход занятия
1. Организационный момент [Сообщение темы занятия. Создание
эмоционального фона. Автоматизация правильного произношения свистящих и шипящих звуков и их дифференциация. Развитие общих речевых навыков].
Воспитатель и логопед приглашают детей на занятие, организуют приветствие с ними, предлагают занять места. На мольберте перед ними — открытки с видами Москвы.
Воспитатель: Сегодня мы будем говорить о главном городе, столице России — Москве. Вы видите открытки с видами этого великого и прекрасного города. Я предлагаю вам вспомнить достопримечательности Москвы и назвать их.
Дети: Красная площадь, Кремль, Спасская башня, Кремлевские Куранты, Третьяковская галерея, Большой театр, Останкинская телебашня, Царь-Пушка, Царь-Колокол, Храм Христа спасителя, парк Горького, Большой Московский Цирк, Московский зоопарк, МГУ, Стадион «Лужники», Москва-сити…
Воспитатель: молодцы, все достопримечательности назвали!
Логопед: А я предлагаю вам рассказать стихотворение русского поэта Федора Глинки «Москва». Это стихотворение написано очень давно. Но все. что говорится в нем о Москве, можно сказать о ней и сейчас. Надеюсь, что вы будете говорить красиво, выразительно, правильно произнося все звуки.
Дети хором:
Город чудный, город древний.
Ты вместил в свои концы
И посады, и деревни,
И палаты, и дворцы!
Кто Царь-колокол подымет?
Кто Царь-пушку повернет?
Шляпы кто, гордец, не снимет
У святых в Кремле ворот!
Процветай же славой вечной,
Город храмов и палат!
Град срединный, град сердечный,
Коренной России град!
2. Игра «Чего не стало?» [Развитие зрительной памяти. Совершенствование грамматического строя речи (образование и употребление существительных в форме единственного числа в родительном падеже)].
Психолог: Рассмотрите еще раз открытки, которые вы назвали. Сейчас вы закроете глаза, а я уберу одну из открыток. Вы откроете глаза и скажете, чего не стало.
Дети закрывают глаза. Психолог убирает одну из открыток.
Психолог: Чего не стало?
Ребенок 1: Не стало Спасской башни.
Психолог: Правильно. Закрывайте глаза. А сейчас чего не стало?
Ребенок 2: Не стало Третьяковской галереи.
…
Психолог: Какая хорошая у вас память! Молодцы!
3. Выступление детей с рассказами о Москве [Развитие навыка составления рассказов-описаний, совершенствование навыка публичных выступлений, а также памяти, планирующей функции речи].
Воспитатель предлагает детям выступить со своими презентациями.
Воспитатель: Давайте поиграем в Экскурсоводов. Мы с логопедом и психологом приехали в Москву и хотим посетить известные места. Что порекомендуете? Нужно выйти и рассказать о достопримечательности.
Дети выходят с рассказами о Москве…
Воспитатель: Спасибо за прогулку по Москве! Все очень хорошо постарались
4. Релаксационная пауза «Солнышко в Москве» [Развитие восприятия своего тела, дифференциация мышечного напряжения и расслабления, снятие эмоционального напряжения в ходе НОД]
Психолог: Ребята, представьте себе, что вы сидите у Москвы-реки, наслаждаетесь солнышком (дети сидят расслабленно, головы вверх). Но вот солнце зашло за тучку, стало холодно – все сжались в комочек чтобы согреться (мышечное напряжение, задержать дыхание). Солнышко вышло из-за тучки, стало жарко (все расслабились на выдохе).
Психолог: А теперь еще раз. Стало тепло-тепло у Москвы-Реки (расслабление, дети развалились на стульчиках). А теперь солнышко спряталось – стало холодно (сжались комочками). И снова стало теееплооо…
Психолог: Молодцы! Очень точно показали свои состояния.
5. Упражнение «Буква потерялась». [Совершенствование навыка составления и чтения слов].
Логопед помещает на магнитную доску карточки со словами и словосочетаниями:
КРЕМЛ.
КРАСНАЯ ПЛОЩАД.
ЦАР. - ПУШКА
ЦАР. - КОЛОКОЛ
Логопед: Прочитайте слова на карточках. Подумайте, какой буквы не хватает в словах.
Дети выполняют задание. Логопед ставит на стол перед детьми контейнер с буквами.
Логопед: Возьмите буквы и вставьте их в слова. Прочитайте их еще раз.
Дети вставляют в слова магнитные буквы и читают слова, а потом возвращаются за стол. Логопед обращает их внимание на то, как пишутся слова царь-пушка и царь-колокол.
6. Окончание занятия. [Получение задания от логопеда. Оценка работы детей].
Логопед: Давайте запомним слова «Царь-пушка» и «Царь-колокол». Для этого вам нужно написать на бумаге эти слова и сделать схемы слов под ними. А воспитатель вам поможет. Листочки принесёте завтра на занятие. До встречи. Вы молодцы.
Воспитатель: Вот и подошло к концу занятие. Давайте перечислим задания, которые выполняли. И назовем те, которые понравились больше всего, и те, которые показались сложными.
Дети перечисляют и говорят, что понравилось больше всего, а что вызвало затруднения.
Психолог: Я вами горжусь! Давайте скажем спасибо и похлопаем себе за то, что справились!