Анна Белоусова
Проект «Развитие речи младших школьников»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Ордынского района Новосибирской области Кирзинская средняя общеобразовательная школа
имени Героя Советского Союза В. М. Лыкова
Проект
в разновозрастной группе (2-4)лет
«Развитие речи младших дошкольников через сказку»
Образовательная область «Речевое развитие»
Воспитатель:
первой квалификационной категории:
Белоусова А. И.
Кирза 2018г
Долгосрочный
Публикация «Проект „Развитие речи младших школьников“» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Проекты в школе. Начальные классы, 1 - 4 классы
- Проекты. Проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» январь 2022
(Сроки реализации проекта : сентябрь 2018- май 2019)
Участники: воспитатель, воспитанники, родители
Проблема: В современном мире все чаще живое общение детям заменяет компьютер, сотовые телефоны, телевидение, вследствие чего неуклонно увеличивается количество детей с несформированной связной речью.
Актуальность.
Проблема эффективной речи особенно важна сегодня, когда растёт значение правильного, убедительного слова. Цель не в том, чтобы ребенок знал как можно больше, а в том, чтобы он умел действовать и решать проблемы в любых ситуациях. Приоритетные средства для этого – культура речи и культура общения. Поэтому одной из наиболее важных задач на современном этапе обучения дошкольников считаю развитие речевой активности детей через сказки.
Поэтому в младшей группе основное внимание уделяется речевому развитию : наполнение и обогащение словаря на основе расширения знаний и представлений окружающей ребенком жизни.
В младшей группе необходимо научить различать предметы по существенным признакам, правильно называть их отвечая на вопросы «Что это?», «Кто это?» видеть особенности предметов, выделять характерные признаки и качества (какой, а также действия, связанные с игрушками - животными, с их состоянием с возможными действиями человека (что делает? и что с ним можно делать)
Это все способствует развитию личности ребенка и является важнейшим условием успешной работы по развитию речи детей.
Цель: Развитие речевой активности у детей младшего дошкольного возраста через сказку.
Задачи:
1. Развивать речевую активность у детей.
2. Способствовать общему совершенствованию речи ребенка, активизировать
словарь, воспитывать интерес к живому слову.
3. Развивать у детей память, коммуникативные навыки, воображение и выразительность речи.
4. Учить детей эмоционально воспринимать содержание литературного произведения.
Описание проекта :
Основной этап (октябрь 2018 - апрель 2019)
- Организация адаптационного периода с использованием русских народных сказок.
- Динамика речи воспитанников на начало года (приложение 1).
- Выставка книг.
- Познакомить детей со сказками (приложение 2).
- Консультации для родителей:
«Роль сказки в жизни дошкольника», «Развитие активного и пассивного словаря детей 2-3 лет», «Домашний кукольный театр», «Роль книги в жизни ребенка. Что читать детям раннего дошкольного возраста».(приложение 7)
Педагоги, родители.
- Пополнение книгами в твёрдом переплёте с русскими народными сказками.
- Привлечение родителей к созданию игровой среды в группе.
- Чтение сказок с родителями дома.
- Оказание помощи в подготовке атрибутов к сказкам.
- Выставка «Наши любимые сказки» :
рисунков, аппликаций, мини – книжек, созданных в семье.
Воспитатели, родители.
Этапы проекта Результативный (май -2019)
- Диагностика речевого развития воспитанников на конец года. (приложение 1)
- Сбор рисунков родителей.
- Оформление выставки «Наши любимые сказки».
- Анализ, обобщение и распространение результатов проекта : размещение материалов проекта на сайте ДОУ.
- Презентация лепбука «Сундучок со сказками».
Воспитатели, воспитанники
Ожидаемые результаты.
1. Будут сформированы первичные навыки восприятия фонематической и лексической стороны речи.
2. Словарь детей к концу году обогатится новыми словами, оборотами, выражениями.
3. Сформируется интерес к устному народному творчеству, художественной литературе.
4. Воспитанники овладеют навыками общения со взрослыми и сверстниками.
5. Создание выставки «Наши любимые сказки».
6. Литература:
1. Программа «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
2. Аникин В. П. Русский фольклор. М., 1986.
3. Виноградова Н. А., Панкова Е. П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. М. : Айрис-пресс, 2008. – 208 с.
4. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. : Мозаика-синтез, 2008. – 112 с.
5. Галанова Т. В. «Развивающие игры с малышами до тех лет» - Я. ; «Академия развития», 2002г.
Приложение 1.
Диагностические исследования речевого развития воспитанников :
Начало учебного года:
Приложение 2.
Перспективный план по ознакомлению с русскими народными сказками в группе раннего возраста
Месяц
Работа с детьми
Работа с родителями
ОКТЯБРЬ
Чтение сказки «Курочка ряба».
Рассматривание иллюстраций к сказке.
Показ кукольного театра «Курочка ряба».
НОД по изодеятельности (рисование) «Простое яичко».
Привлечь родителей к изготовлению поделок и аппликаций по сказке «Курочка ряба».
Консультация «Роль сказки в жизни дошкольника».
Организация выставки поделок по сказке «Курочка ряба».
НОЯБРЬ
Рассказывание сказки «Репка».
Рассматривание иллюстраций к сказке.
НОД по изодеятельности (рисование) «Раскрасим репку».
Показ настольного театра «Репка».
НОД по изодеятельности (лепка) «Угостим мышку горошком».
Привлечь родителей к изготовлению поделок и аппликаций по сказке «Репка».
Консультация «Развитие активного и пассивного словаря детей 2-3 лет».
Организация выставки поделок по сказке «Репка».
ДЕКАБРЬ
Чтение сказки «Теремок».
НОД по изодеятельности (рисование) «Рисование палочек».
Пальчиковая гимнастика «Мышки-шалунишки».
Рассматривание иллюстраций к сказке.
Конструирование «Разноцветный теремок».
Привлечь родителей к изготовлению поделок и аппликаций по сказке «Теремок».
Организация выставки поделок по сказке «Теремок».
ЯНВАРЬ
Чтение сказки «Колобок».
Рассматривание иллюстраций к сказке.
Показ кукольного театра «Колобок».
НОД по изодеятельности: (рисование) «Колобок катится по дорожке», (лека) «Колобок».
Привлечь родителей к изготовлению поделок и аппликаций по сказке «Колобок».
Консультация «Домашний кукольный театр».
Организация выставки поделок по сказке «Колобок».
ФЕВРАЛЬ
Чтение сказки «Заюшкина избушка».
Рассматривание иллюстраций к сказке.
Показ сказки на каврографе.
НОД по образовательной области «Коммуникация».
Инсценировка сказки «Заюшкина избушка».
Привлечь родителей к изготовлению поделок и аппликаций по сказке «Заюшкина избушка».
Консультация «Роль книги в жизни ребенка. Что читать детям раннего дошкольного возраста».
Презентация 1половины проекта на родительском собрании.
Организация выставки поделок по сказке «Заюшкина избушка»
МАРТ
Чтение сказки «Маша и медведь».
Рассматривание иллюстраций к сказке.
НОД по изодеятельности (лепка) «Пирожки для бабушки».
НОД по изодеятельности (рисование) «Дорожка к дому».
Привлечь родителей к изготовлению поделок и аппликаций по сказке «Маша и медведь».
Организация выставки поделок по сказке «Маша и медведь».
АПРЕЛЬ
Чтение сказки «Козлятки и волк».
Рассматривание иллюстраций к сказке.
НОД по изодеятельности (лепка) «Заборчик для козлят».
Подвижная игра «Козлятки и волк»
Привлечь родителей к изготовлению поделок и аппликаций по сказке «Козлятки и волк».
Организация выставки поделок по сказке «Козлятки и волк».
МАЙ
Изготовление лепбука «Сундучок со сказками».
Беседа "В гостях у сказок».
Проведение дидактических игр: Выложи сказку «Курочка Ряба», выложи сказку „Репка" и т. д.
Презентация проекта и лепбука «Сундучок со сказками»
на родительском собрании. Приложение 3.
Показ кукольного театра «Курочка ряба».
НОД по изодеятельности (рисование) «Простое яичко».
Программное содержание:
1. Понять содержание сказки, воспитывать у детей отзывчивость, учить детей сопереживать героям сказки. Воспитывать внимание и усидчивость, использовать в речи вежливые слова (здравствуйте, пожалуйста, до свидания).
2. Вызвать желание детей помочь бабушке и дедушке - нарисовать для них простые (белые) яйца.
3. Закреплять умение правильно держать кисть, обмакивать её в краску, снимать лишнюю краску о край баночки и рисовать округлые формы. Закреплять знание белого цвета.
Пособия:
Бибабо-театр бабушка и дедушка, курочка, 0,5 листа жёлтого цвета, гуашь белая, кисти на каждого ребёнка, стаканчики с водой, салфетки.
Предварительная работа:
Рассказывание сказки вне занятий, беседа с детьми о вежливых словах, индивидуальная работа по рисованию, рассматривание яиц: жёлтого (золотых) и белого (простых) цвета.
Методические приё мы:
Беседа по сказке, проговаривание отдельных фраз, радоваться за оказанную помощь героям сказки.
Ход занятия:
Дети заходят в группу и садятся на стульчики. В центре стоит ширма с приготовленными игрушками.
Воспитатель:
- Здравствуйте дети!
Дети (хоровой и индивидуальный ответы)
- Здравствуйте!
Воспитатель:
- Сегодня я вас приглашаю в театр посмотреть сказку "Курочка Ряба". А вы знаете как надо вести себя в театре?
Дети (хоровой и индивидуальный ответы) :
- Да! Тихо сидеть, слушать, хлопать.
Воспитатель:
- Правильно, ребятки! А тетерь похлопайте в ладоши и сказка начнётся.
Дети хлопают в ладоши. Воспитатель садится за ширму и надевает на руки куклы бибабо.
Воспитатель:
- Жила-была семья: бабушка, дедушка и курочка Ряба. Семья жила дружно, друг друга любили и заботились. Дедушка с бабушкой заботились о курочке, кормили её, гладили. А курочка Ряба несла им яйца. Но однажды снесла яйцо не простое, а….
Дети (хоровой и индивидуальный ответы) :
- Золотое!
Воспитатель:
- Да, вот, беда! Пробегала мышка …
Дети (хор. и индивид. ответы) :
- Хвостиком махнула.
Воспитатель:
- Да и разбила его. Плачут дедушка с бабушкой, плачет курочка Ряба- жалко ей яйца своего. И не знают что делать. Что же делать, ребятки? Как утешить их?
Дети (хор. и индивид. ответы) :
- Пожалеть, погладить.
Воспитатель:
- Давайте мы скажем им: «Не плачьте, пожалуйста, мы вам поможем».
Дети произносят хором или индивидуально.
Воспитатель обращает внимание детей на стол, где лежат листы бумаги, кисти, краски и предлагает детям нарисовать на жёлтом листе яйцо простое (белое).
После рисования показать свои рисунки и подарить их героям сказки.
Куклы (дедушка, бабушка, курочка) :
- Спасибо, дорогие ребятки! Вы помогли нашей семье. Нам снова весело. До свидания.
Дети (хор. и индивид. ответы) :
-До свидания!
Рассматривание иллюстраций к сказке.
НОД по изодеятельности (рисование) «Раскрасим репку».
Программное содержание:
Познакомить с содержанием сказки «Репка», учить рассматривать рисунки-иллюстрации.
1. Совершенствовать умение понимать вопросы и отвечать на них, обогащать словарь.
2. Узнавать и правильно называть желтый цвет.
3. Учить правильно, держать кисточку, обмакивать ее в краску, раскрашивать внутри контура.
Пособия:
Иллюстрации к сказке «Репка», игрушечная мышка, кисточки, краски, мольберт, стаканчики с водой, лист бумаги с нарисованной репкой, муляж репки, листы бумаги с нарисованной репкой, салфетки.
Ход занятия:
Дети приступают к раскрашиванию. Воспитатель вкладывает каждому ребенку кисть в руки и показывает приемы раскрашивания рисунка.
Физкультминутка:
Воспитатель:
Пока наши рисунки высыхают, мы отдохнем. (Проговаривает стихотворные строки и показывает движения, дети повторяют.)
Потягуни-потягушечки
От носочков до макушечки,
Мы потянемся-потянемся,
Маленькими не останемся!
Вот уже растем, растем, растем…
Н. Пикулева
Выполненные рисунки воспитатель вставляет на стенде.
- Посмотрите, сколько репок у нас выросло на огороде! Какого они цвета? Все репки желтые. Давайте полюбуемся ими. Я свою репку отдам мышке, ведь именно она принесла нам кисточки, без которых мы не смогли бы ничего сделать. А кому вы отдадите свои репки? (Ответы детей.)
Показ настольного театра «Репка».
НОД по изодеятельности (лепка) «Угостим мышку горошком».
Программное содержание:
1. Вспомнить содержание сказки «Репка», вызвать желание рассказывать сказку вместе с воспитателем; способствовать активизации речи.
2. Учить отщипывать небольшие кусочки от пластилина, раскатывать их между ладонями круговыми движениями, складывать изделия на тарелочку; познакомить с зеленым цветом.
Пособия:
Игрушки для настольного театра «Репка», пластилин, дощечки, тарелочка, салфетки, горошины, образец изделия из пластилина.
Ход занятия:
На столе установлены декорации для театрального показа сказки «Репка» и расставлены фигурки героев представления.
Воспитатель:
Сегодня мы вспомним сказку, которую я вам рассказывала ранее. Посмотрите на героев этой сказки и скажите, как она называется. (Ответы детей.) Конечно, это сказка про репку. Давайте расскажем ее вместе.
Воспитатель рассказывает сказку, используя игрушки и декорации. Дети, следя за рассказом, повторяют вслед за воспитателем слова и отдельные фразы.
Физкультминутка:
Мы сидели тихо-тихо,
А теперь все дружно встали,
Ножками потопали, ручками похлопали.
Теперь пальчики сожмем,
А потом лепить пойдем.
Воспитатель:
Наша мышка – молодец! Без нее не удалось бы вытащить репку из земли. Надо нашу мышку угостить чем-нибудь вкусным. Я знаю, что она очень любит горох. Давайте соберем для нее много горошин. Согласны? Посмотрите на горошинку, которая выросла на огороде. Горошина имеет круглую форму, она зеленого цвета. Есть ли у нас пластилин такого цвета? (Показывает коробку с пластилином.) Я взяла из коробки пластилин зеленого цвета, но этот кусочек такой большой, а горошинки должны быть маленькими. Что же делать? Помогите мне. Я от большого комочка пластилина отщипну небольшую часть. Теперь из маленького комка мы скатаем шарик. Покажите, как мы это будем делать. (Дети выполняют круговые движения, воспитатель скатывает шарик.) Вот одна горошина готова. Чтобы она не потерялась, я аккуратно положу ее на тарелочку. Вот и еще одна горошина готова. И ее я положу на тарелочку. Как тяжело горох собирать! Может быть, вы мне поможете?
Дети выполняют лепку горошин, воспитатель помогает детям, активизирует их деятельность, приговаривая: «Какая у Димы большая горошина выросла!» или «А Катя нашла самую маленькую горошину».
Выполненные изделия складываются на тарелочку перед мышкой.
Воспитатель:
Много гороха мы собрали! Посмотрите, какой он красивый и, наверное, очень сладкий. Давайте угостим мышку.
Дети повторяют за воспитателем слова: «Кушай, мышонок, сладкий горошек».
Чтение сказки «Теремок».
НОД по изодеятельности (рисование) «Рисование палочек».
Пальчиковая гимнастика «Мышки-шалунишки».
Программное содержание:
1. Познакомить с содержанием русской народной сказки «Теремок».
2. Учить видеть взаимосвязь между содержанием литературного текста и рисунками к нему.
3. Продолжать учить рисовать красками, правильно держать кисточку, проводить прямые отрывистые линии, передавая в рисунке определенную форму, развивать желание рисовать.
Пособия:
Дети начинают рисовать. воспитатель контролирует прием работы, помогает детям, затрудняющимся с выполнением задания. Педагог активизирует деятельность детей, говоря: «Настя такие длинные палочки делает, что их придется распиливать. А вот Катя рисует слишком короткие палочки, их длины не хватит на стенку, придется гвоздями соединять.)» и т. п.
Рефлексия: Пальчиковая гимнастика «Мышки-шалунишки».
Под текст рифмовки дети сначала закрывают глаза руками, затем хлопают один раз ладонями, выражая озабоченность, после чего подпирают щеки руками, выражая удивление. Затем, согласно тексту, разыгрывается «пальчиковая игра» : домик- обеими ладонями изображается острая крыша; стол- правая рука сжимается в кулак,левая прижимается сверху; скамейка- одна рука кладется ладонью вниз, другая прижимается ладонью с одной боковой стороны пальцами вверх; стул правая рука сжимается в кулак, левая прижимается перпендикулярно к правой; шкаф- кулаки кладутся друг на друга.
В нашем маленьком домишке
Завелись серые мышки,
Так и шмыгают кругом-
Все на кухне кувырком.
То топочут под столом, лакомятся молоком,
На скамейку сесть хотят и пугают там ребят.
То на шкаф залезут мышки, то на стуле шалунишки.
Так и хочется поймать, а они –шмыг под кровать.
Рисунки детей выставляют на стенде.
Воспитатель
-Посмотрите, как много палочек- бревнышек мы нарисовали для зверят. Теперь-то уж точно они быстро построят новый теремок.
Рассматривание иллюстраций к сказке.
Конструирование «Разноцветный теремок».
Воспитатель показывает детям иллюстрации к сказке «Теремок», уже знакомую детям.
Воспитатель.
-Кто знает, как называется этот дом? (Теремок) Кто в теремочке жил? (дети называют героев сказки, воспитатель выставляет игрушки- персонажи.) кто пришел к теремку последний? (ответы детей). Что случилось потом? (ответы детей) а вы можете помочь зверюшкам построить новый теремок? (ответы детей).
Воспитатель.
-Теремок мы будем строить не простой, а с разноцветными стенами. Я приготовила для вас вот такие фигуры. (показывает фигуры и просит детей назвать их.) а кого цвета кубики? (дети называют цвет кубиков.) отыщите мне среди фигур кирпичик синего цвета, кубик желтого т. д. (дети выполняют задание). (Дети выполняют постройку домиков. Воспитатель наблюдает за действием детей, помогает детям, испытывающим затруднения.) Вот какие замечательные теремки вы построили! Давайте вместе полюбуемся ими.
Воспитатель вместе с детьми любуется построенными домиками и оценивает их: «красивый получился домик у Андрея «стены из кирпичиков, крыша ровная! Какие прочные домики получились у Алисы и Наташи!» и т. д.
Воспитатель.
-Кто в ваших теремках будет жить? (дети называют персонажей сказки). Давайте поиграем? Кого вы хотели бы позвать в гости? (Дети отвечают). давайте повеселимся и немного потанцуем. (звучит веселая музыка. Дети с игрушками танцуют.) Вот как весело мы провели время. Пора прощаться. (дети проговаривают слова «До свидания»)
Рассматривание иллюстраций к сказке.
НОД по изодеятельности (рисование) «Колобок катится по дорожке».
Программное содержание: Учить передавать образ Колобка графическим способом, развивать сюжетно-игровой замысел.
Материал: желтая гуашь, баночки с водой, кисти, салфетки, альбомного листа с изображением дорожки (на каждого ребенка, мольберт.
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций к русской народной сказке «Колобок».
Методика проведения: Воспитатель включает сказку «Колобок» и обращает внимание детей на мольберт, где изображена дорожка: «Вот по такой дорожке колобок укатился в лес». Показывает, как рисовать колобка, катящегося по дорожке, и предлагает малышам самим нарисовать колобка на своих дорожках, заранее нарисованных на листочках.
В конце занятия воспитатель вместе с детьми рассматривает рисунки.
Показ кукольного театра «Колобок».
НОД по изодеятельности (лепка) «Колобок».
Программное содержание: Учить детей передавать образ колобка пластическим способом, развивать сюжетно-игровой замысел.
Материал: поднос, пластилин (глина, соленое тесто, доски, влажные салфетки для каждого ребенка.
Предварительная работа: Чтении сказки «Колобок», рассматривание иллюстраций.
Методика проведения: Воспитатель читает отрывок из сказки. «Покатился колобок в лес, ушел от бабушки, от дедушки. А давайте, ребятки, слепим колобка, положим на поднос, чтобы бабушка и дедушка обрадовались». Дети лепят (раскатывают шарик). Затем воспитатель с детьми рассматривают колобок-лепку.
Инсценировка сказки «Заюшкина избушка».
Материалы:
сундучок, игрушки (заяц, лиса, медведь, собака, петушок, маски, декорации для драматизации (домик).
Предварительная работа: показ кукольного театра «Заюшкина избушка»; чтение сказки «Заюшкина избушка».
Рассказывание сказки «Маша и медведь».
НОД по изодеятельности (лепка) «Пирожки для бабушки».
Рассматривание иллюстраций к сказке.
НОД по изодеятельности (рисование) «Дорожка к дому».
Чтение сказки «Козлятки и волк».
Рассматривание иллюстраций к сказке.
НОД по изодеятельности (лепка) «Заборчик для козлят».
Подвижная игра «Козлятки и волк»
Беседа "В гостях у сказок"
1. Дидактическая игра. Выложи сказку «Курочка Ряба». 2. Дидактическая игра "Выложи сказку „Репка".
3. Дидактическая игра. Выложи сказку «Колобок
4. Дидактическая игра. Выложи сказку «Теремок».
5. Дидактическая игра. Выложи сказку «Заюшкина избушка».