МААМ-картинки

Проект «Развитие интеллектуальных качеств у детей старшего дошкольного возраста средствами компьютерных технологий»

Ольга Потриденная
Проект «Развитие интеллектуальных качеств у детей старшего дошкольного возраста средствами компьютерных технологий»
▼ Скачать + Заказать документы

Использование средств информационных технологий позволяет сделать процесс обучения и развития ребёнка достаточно эффективным, открывает новые возможности образования не только для самого ребёнка, но и для педагога.

В своей повседневной работе с дошкольниками я использую следующие педагогические технологии, которые можно распределить на следующие группы:

1. развивающие игры;

Публикация «Проект „Развитие интеллектуальных качеств у детей старшего дошкольного возраста средствами компьютерных технологий“» размещена в разделах

Это компьютерные программы, предназначенные для формирования и развития у детей общих умственных способностей, способности мыслен-но соотносить свои действия по управлению игрой с создающимися изображениями в компьютерной игре, для развития фантазии, воображения, эмоционального и нравственного развития. В них нет явно заданной цели — они являются инструментами для творчества, для самовыражения ребенка.

Это различного рода графические редакторы, в т. ч. «рисовалки», «раскраски», конструкторы, предоставляющие возможность свободного рисования на экране прямыми и кривыми линиями, контурными и сплошными геометрическими фигурами и пятнами, закрашивания замкнутых областей, вставки готовых рисунков, стирания изображения, коррекции рисунка другими способами;

* простые текстовые редакторы для ввода, редактирования, хранения и печати текста;

*конструкторы сред с разнообразными функциональными возможностями свободного перемещения персонажей и других элементов на фоне декораций, в т. ч. те, которые служат основой создания «режиссерских» компьютерных игр; «музыкальные редакторы» для ввода, хранения и воспроизведения простых (чаще одноголосых) мелодий в нотной форме записи;

*конструкторы сказок, которые совмещающие возможности элементарных текстового и графического редакторов для формирования и воспроизведения иллюстрированных

Такие игры предполагают множество педагогических методик их использования.

2. обучающие игры;

Это игровые программы дидактического типа в которых в игровой форме предлагается решить одну ил несколько дидактических задач. К этому классу относятся игры, связанные с формированием у детей начальных математических представлений; с обучением азбуке, слого- и слогоообразованию, письму через чтение и чтению через письмо, родному языку; с формированием динамических представлений по ориентации на плоскости и в пространстве; с эстетическим, нравственным воспитанием; экологическим воспитанием; с основами систематизации и классификации, синтеза и анализа понятий.

3. игры-экспериментирования;

В таких играх цель игры и правила игры не заданы явно — скрыты в сюжете игры или способе управления игрой. Поэтому ребенок, чтобы добиться успеха в решении игровой задачи, должен путем поисковых действий прийти к осознанию цели и способа действия, что и является ключом достижению общего решения игровой задачи.

4. игры-забавы;

В таких играх не содержатся в явном виде игровые задачи или задачи развития (это видно из названия группы). Они просто предоставляют возможность детям развлечься, осуществить поисковые действия и увидеть на экране результат в

виде какого-либо «микромультика». К этой группе, в частности, можно отнести популярную серию программ типа «Живые книжки».

5. компьютерные диагностические игры.

Игры, развивающие, обучающие, экспериментирования, можно считать диагностическими, поскольку опытный педагог и, тем более, психолог по способу решения компьютерных задач, стилю игрой действий смогут многое сказать о ребенке. Однако, более строго, компьютерными диагностическими методиками считаются лишь реализованные в виде компьютерной программы валидизированные психодиагностические методики. При этом такая программа фиксирует заданные параметры, запоминает их в памяти компьютера, затем обрабатывает и результаты обработки также сохраняет на диске, дальнейшем эти результаты выводятся на экран дисплея, ли на печатающее устройство для интерпретации психологом) либо такая интерпретация может быть заранее запрограммирована и выведена автоматически компьютером. Результат диагностики могут выводиться в виде рекомендаций для персонала детского сада и родителей. К этому классу программ относятся также компьютерные методики экспресс-диагностики различных функциональных систем детского организма, позволяющие в считанные минуты выявлять патологию, отклонения от нормы и затем направлять детей с отклонениями на дальнейшее обследование или лечение в специализированные медицинские учреждения. Компьютерные диагностические программы могут использоваться в дошкольном учреждении для :

*выявления уровня общих умственных способностей детей;

*оценки уровня развития психических и психофизиологических свойств личности (памяти, внимания, восприятия, умственной работоспособности, интеллекта, эмоционального состояния, нервно-психического статуса, параметров морфо-функциональной системы (моторики, быстроты движения и т. д.);

*выявления творческих способностей детей;

*определения уровня готовности детей к поступлению в школу;

*определения уровня психофизиологической и социальной готовности к поступлению детей в школу (физического развития, заболеваемости, физической подготовленности, основных физиометрических параметров растущего организма, факторов риска);

*экспресс-диагностика утомления ребенка в процессе компьютерных занятий;

*ранней диагностики отклонения детей от нормального развития.

Проблема, её актуальность: Доказано, что интенсивное развитие интеллекта в дошкольном возрасте повышает процент обучаемости детей в школе. Ведь важно не только, какими знаниями владеет ребенок к поступлению в образовательное учреждение, а готов ли он к их получению, умению рассуждать, делать выводы, системно мыслить, понимать происходящие закономерности.

Цель: интеллектуальное развитие старших дошкольников через использование компьютерных игровых технологий, методов и приёмов в режимных моментах и непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Познание» в детском саду.

Задачи:

1. Развивать психические познавательные процессы детей старшего до-школьного возраста.

2. Стимулировать умственную активность детей

3. Формировать основные математические представления и понятия (как счет, число, измерение, величина, геометрические фигуры, пространственные отношения)

4. Научить детей пользоваться приемами математического мышления – сравнением, анализом, рассуждением, обобщением, умозаключением.

5. Развить понимание математической речи.

Принципы построения проекта :

1) Принцип доступности и индивидуальности;

2) Принцип сознательности и активности;

3) Принцип непрерывности образовательного процесса;

4) Принцип систематичности и последовательности;

5) Принцип «не навреди!»;

6) Принцип всестороннего и гармоничного развития личности;

7) Принцип системного чередования нагрузок и отдыха.

Вид проекта : информационно- игровой.

Продолжительность проекта : долгосрочный 1-2 года.

Участники: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители. Педагог по информатике.

Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, чтение художественной литературы, социализация, безопасность, здоровье.

Методы и приё мы: наглядные, практические, словесные, игровые, инфор-мационно-обучающие (родителям и педагогам).

Предполагаемый результат: дети всесторонне развиты, пополнив свой жизненный опыт благодаря игровой деятельности с компьютерными технологиями. У них появился интерес к творчеству. Использование компьютерных игровых ситуаций вносит разнообразие в непосредственно- образовательную деятельность и способствует улучшению качества знаний.

Этапы реализации проекта

I этап- организационно- подготовительный.

Цель: подготовить базу для решения основной цели проекта.

подбор программно-методического обеспечения. За основу была принята методическое пособие по информатике– С-Пб «БХВ-Петербург» 2005»Тур С. Н., Бокучаева Т. П., Информатика в играх и задачах: Книга для детей, мам и пап, бабушек и дедушек Авторский коллектив под руководством А. В. Горячева, Информатика. Шаг за шагом: Информатика–2. Информатика. Шаг за шагом: Основные понятия.

- проведен тщательный подбор оборудования и материалов для практической деятельности: цветные карандаши ; индивидуальные конверты с игровыми и дидактическими заданиями; наглядный и раздаточный материал (карточки по правилам поведения и с проблемными ситуациями) .

- Пополнена и модернизирована развивающая среда : на каждого ребенка предусмотрено учебно-игровое пособие на развитие мелкой моторики рук, математический планшет (для выкладывания буквы или ответа на загадку, развивающие игры.

- Перед началом работы по проекту мы с родителями познакомились с целями, задачами проекта, постаралась убедить их в необходимости оказания помощи и серьёзного отношения к исследованиям, заданиям и играм детей. Проведены консультации для родителей с целью: научить применять компьютерные игровые методы и приемы работы с ребенком для закрепления полученных знаний и умений в домашних условиях.

- Проведен мониторинг по выявлению уровня знаний в индивидуальном порядке с последующим анализом полученных результатов на начало года. В связи, с чем составлен перспективный план работы на год для улучшения качества знаний детей, для повышения интереса к образовательной деятельности. (см. приложение)

II этап - основной.

Цель: реализация поставленных задач.

- На основе дидактических пособий продумана структура непосредственно- образовательной деятельности кружка по информатике:

1. Подготовительный этап: изучение правил поведения в компьютерном классе и составляющих компьютера.

2. Основное содержание (последовательно выполняемые задания в тетрадях- пособиях, физминутка).

3. На непосредственную деятельность за компьютером детям отводится 7 минут.

4. Результат деятельности (что дети могут в итоге).

- Непосредственно- образовательная деятельность строится в занимательной, игровой форме с использованием игровых и дидактических упражнений, что позволяет детям успешно овладеть анализом, закрепление материала отрабатывается на компьютерах в игровых ситуациях.

- Включение развивающих игр в режимные моменты.

- Проведена работа по обобщению и распространению опыта, а именно: подготовлены открытые занятия- консультации для воспитателей МДОУ с использованием новых компьютерных технологий. (см. приложение)

III этап- заключительный.

Цель: обобщить результаты работы, наметить перспективу в дальнейшей работе.

Публикации по теме:

Применение компьютерных презентаций в дошкольной практике В последние годы в системе дошкольного образования происходят значительные преобразования, вызванные изменением научной, методической и.

Учимся играя!Учимся играя! Одним из приоритетных направлений Министерства образования и науки Российской Федерации является использование в учебной деятельности Электронных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Развитие интеллектуальных качеств у детей старшего дошкольного возраста средствами компьютерных технологий»
Опубликовано: 20 декабря 2013 в 16:25
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Развитие интеллектуальных качеств у детей старшего дошкольного возраста средствами компьютерных технологий»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Потриденная в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД